Вход Господень в Иерусалим
- 1 year ago
- 0
- 0
Гроб Госпо́день , или Свято́й Гроб ( греч. Ἅγιος Τάφος ) — главная святыня христианского мира , гробница в скале, которая почитается историческими церквями местом, где, согласно Евангелию (часть Библии ), Иисус Христос был погребён Иосифом Аримафейским после его распятия и на третий день воскрес и явился ученикам .
Гробница является главным алтарём Храма Воскресения Христова в Иерусалиме ( Израиль ). Согласно традиции, гробница находилась за городскими стенами, на северо-запад от Иерусалима, недалеко от Голгофы . В начале IV века над нею была возведена храма Гроба Господня . В переносном смысле, в особенности в относящихся к Средневековью исторических источниках, Гроб Господень — это вся Святая земля ( Палестина ), где находилось это святое для христиан место.
Про гроб говорят все евангелисты : Мф. , Мк. , Лк. , Ин. . По их рассказу он принадлежал Иосифу Аримафейскому , находился в саду недалеко от Голгофы и был новым, то есть в нём ещё никто не был похоронен.
Данное место упоминается в следующих евангельских эпизодах:
Поиски пещеры, в которой было погребено тело Иисуса , были предприняты в IV веке по указанию императора Константина . В 326 году его мать императрица Елена прибыла в Иерусалим с целью паломничества и поиска христианских реликвий: « …божественный Константин отправил с сокровищами блаженную Елену для отыскания животворящего креста Господня »
Первым из церковных историков об открытии Гроба Господня сообщает Евсевий Кесарийский в своём труде « Жизнь Константина ». Он сообщает, что на месте пещеры, где был погребён Иисус, римлянами был построен языческий храм:
Сию спасительную пещеру некоторые безбожники и нечестивцы умыслили скрыть от взора людей, с безумным намерением скрыть через это истину. Употребив много трудов, они навезли откуда-то земли и завалили ею всё то место. Потом, подняв насыпь до некоторой высоты, замостили её камнем, и под этой высокой насыпью сокрыли божественную пещеру. Окончив такую работу, им оставалось только на поверхности земли приготовить странную, по истине гробницу душ, и они построили мрачное жилище для мёртвых идолов, тайник демона сладострастия Афродиты, где на нечистых и мерзких жертвенниках приносили ненавистные жертвы .
— Евсевий Кесарийский, « Жизнь Константина ». III, 36
По приказу Константина насыпь храма была срыта и «вдруг во глубине земли, сверх всякого чаяния, показалось пустое пространство, а потом Честное и Всесвятое Знамение спасительного Воскресения. Тогда священнейшая пещера сделалась для нас образом возвратившегося к жизни Спасителя» .
К 335 году над пещерой императором Константином ( Сократ Схоластик сообщает, что инициатором строительства была его мать святая Елена : «мать царя предложила создать на месте гробницы многоценный молитвенный дом» ) был построен храм Гроба Господня , который в настоящее время представляет собой огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, — часовню в центре храма, скрывающая непосредственно пещеру Гроба, Камень помазания , Кафоликон , подземный храм Обретения Животворящего Креста , храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов.
Гроб Господень является типичной гробницей, высеченной в природной скале, периода Второго Храма . Тело Христа было положено на каменное погребальное Ложе ( 200 × 80 см , высота от пола 60 см ) согласно религиозной традиции: ногами на восток (ко входу), головой на запад. С давних пор Ложе сильно повреждено неразумной ревностью паломников , которые любой ценой стремились отколоть и унести с собой частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки, святое Ложе было закрыто плитой белого мрамора, которая сейчас уже пожелтела от времени (нынешняя плита положена в 1555 году ). Несколько столетий назад плита треснула поперёк. С этой трещиной связано предание, что она чудесным образом возникла, когда мусульмане захотели взять мраморную плиту для украшения мечети. Появление трещины остановило мусульман, и плита осталась на своём месте.
Изначально вокруг Ложа существовала погребальная пещера, но она была разрушена вместе с храмом в 1009 году по приказу фатимидского халифа Аль-Хакима . Сохранились лишь само Ложе, часть стен пещеры (до 60—90 см высотой) и часть входа. Сейчас пещеру заменяет устроенное внутри Кувуклии небольшое помещение ( 1,93 × 2,07 м ), почти половину которого, справа от входа, у северной стены, занимает Ложе. Здесь могут поместиться три, самое большее четыре человека одновременно. Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, также называют Святым Гробом. С востока из придела Ангела в него ведёт низкий арочный вход (всего 112 × 72 см и примерно 90 см глубины), очевидно первоначального характера, по мнению большинства археологов .
В 2016 году в Кувуклии проводились реставрационные работы, в ходе которых 27 октября с Ложа была впервые с XVI века снята закрывающая его мраморная плита и обследована оригинальная поверхность камня, на которой, как считается, три дня покоилось тело Христа . Под снятой мраморной плитой обнаружили вторую плиту с изображением креста, положенную, по версии учёных, во времена крестоносцев. Под второй плитой было обнаружено Ложе, по заверению археологов, сохранившееся неповреждённым .
Все внутри отделано белым и жёлто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа. Вокруг Ложа по периметру, на высоте примерно 30 см от него, проходит небольшой мраморный карниз. На северной стене над карнизом православная икона Воскресения Христова с предстоящими Ангелами. Изображение частично скрыто позолоченным окладом и, кроме того, ангелов на нём заслоняют две иконы, стоящие на карнизе. Слева стоит католическое барельефное изображение, справа живописное армянское изображение Воскресения, в знак того, что они имеют право служить на Святом Гробе. На карнизе, кроме того, установлены подсвечники со свечами от разных христианских вероисповеданий, а также вазы со свежими цветами, которые меняются каждый день. На западной стене, напротив входа, висит православная икона Божией Матери , за которой устроена ниша.
По стенам вокруг всего помещения высечен по-гречески тропарь святого Иоанна Дамаскина : «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения» .
Над погребальным Ложем на высоте чуть выше человеческого роста развешаны рядами 43 серебряные лампады, тринадцать из которых принадлежат православным , ещё тринадцать католикам , тринадцать армянам и четыре коптам . В будние дни горит всего несколько из них, а все лампады зажигаются только в большие праздники . В потолке имеется отверстие для вентиляции.
В начале XII века игумен Даниил впервые описал Гроб Господень на русском языке:
Гроб же Господен собою таков: это как бы маленькая пещерка, высеченная в камне, с небольшими дверцами, через которые может, став на колени, войти человек. В высоту она мала, а в длину и в ширину одинаково четыре локтя. И когда входишь в эту пещерку через маленькие дверцы, по правую руку — как бы скамья, высеченная в том же пещерном камне: на той скамье лежало тело Господа нашего Иисуса Христа. Сейчас та святая скамья покрыта мраморными плитами. Сбоку проделаны три круглых оконца, и через эти оконца виден этот святой камень, и туда целуют все христиане. Пять больших лампад с маслом висят в Гробе Господнем, и горят беспрестанно лампады святые день и ночь. Скамья ж та святая, где лежало тело Христово, в длину четыре локтя, в ширину два локтя, а по высоте пол-локтя .
— «Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли» .
Придел Ангела ( греч. παρεκκλήσιον τοϋ Αγγέλου ) — небольшое помещение ( 3,4 × 3,9 м ) в восточной части , которое является единственным проходом в Гроб Господень. Согласно Евангелию, на этом месте, на камне, отваленном от двери Гроба, сидел Ангел, возвестивший жёнам-мироносицам Воскресение Христа: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мёртвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» ( Мф. ).
Согласно преданию, мироносицам о Воскресении Христа возвестил архангел Гавриил . Именно его имя начертано на беломраморном барельефе, который украшает вход из придела Ангела в Святой Гроб. Слева от входа на барельефе изображены небольшие фигуры жён-мироносиц, а справа фигура простирающего к ним руку Ангела. Между ними над входом вдоль мраморных складок высечена надпись по-гречески: «Что ищете живого среди мёртвых? Его нет здесь, Он воскрес» .
В северной и южной стенах придела устроены два овальных отверстия диаметром примерно 30—40 см . Они используются в Великую Субботу для передачи Благодатного огня из часовни наружу. Через северное отверстие Патриарх подаёт огонь православным, через южное — армянский архимандрит армянам. Под потолком придела подвешены 15 лампад .
Согласно Евангелию, этот камень был «весьма велик» ( Мк. ), но до наших дней сохранились лишь его фрагменты, потому что он был расколот на части при последнем захвате Храма мусульманами в 1244 году . Кроме того, позднее, по словам русского купца-путешественника XVI века Трифона Коробейникова , паломники «тот камень для благословения брали на мощи» , то есть попросту уносили его по кусочкам . Сегодня одна из частей этого священного камня хранится под стеклом в специальном мраморном постаменте в центре придела Ангела. Этот постамент служит также местом для установки переносного святого престола при совершении архиерейской православной литургии . Другая сохранившаяся часть камня помещена в престоле церкви Спасителя армянского Сионского монастыря, который стоит, по преданию, на месте дома первосвященника Каиафы , вне стен Старого города , справа от Сионских ворот .
Куву́клия ( греч. Κουβούκλιον — «покой, опочивальня» , лат. Cubiculum ) — это небольшая ( 6 × 8 м ) купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова . Она заключает в себе Гроб Господень и . Вход в Кувуклию с востока, он имеет деревянные двустворчатые дверки, с кафоликоном её соединяет мраморный помост. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен .
Первая Кувуклия была построена при императоре Константине Великом в 325 — 335 годах и была полностью разрушена мусульманами в 1009 году . Вторично Кувуклию отстроил в 1042 — 1048 годах византийский император Константин Мономах , затем в XII веке её обновили крестоносцы. В 1555 году Кувуклию перестроил францисканец Бонифаций Рагузский, и она простояла до 1808 года , когда была уничтожена опустошительным пожаром. Существующая Кувуклия восстановлена в 1809 — 1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина ( греч. Κομιανός , 1770—1821) из Митилини . Впоследствии она пострадала при землетрясении 1927 года и была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками . В 2016—2017 годах были проведены археологические исследования и реставрация Кувуклии, после которой внешние укрепляющие конструкции были убраны.
Коптский придел (также Голова Могилы ) — небольшая часовня, пристроенная к Кувуклии с запада, с той стороны, куда была обращена Глава Христа.
Впервые алтарь появился здесь в 1042 — 1048 годах , когда византийский император Константин Мономах восстановил храм после разрушения его Аль-Хакимом . Позднее крестоносцы сохранили этот алтарь, сделали над ним деревянный навес и назвали Головой Могилы . Впоследствии он находился в руках францисканцев и затем перешёл Коптской церкви , которая владеет этой часовней с 1537 — 1540 годов . В наши дни этот придел является единственным коптским владением в храме. Как правило, придел всегда открыт и рядом дежурит коптский монах.
Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Регулярные христианские службы на Святом Гробе начались самое позднее в 335 году и продолжаются по настоящее время. При гробе Господнем служила будущая Святая Нина .
Известен перерыв в богослужении с 1009 года по 1020 год , после разрушения Храма Гроба Господня Аль-Хакимом .
Сегодня только православные, армяне и католики имеют право поочерёдно служить здесь, поскольку именно эти вероисповедания сообща владеют Гробом Господним. Ежедневно на Гробе Господнем совершаются три литургии . Первыми служат литургию православные, в полночь, они имеют право совершать богослужение с 11 вечера до 3 часов утра. За греками служат литургию армяне, с 3 до 6 часов утра. Католическая литургия совершается с 6 до 9 часов утра .
В обычные дни православные совершают литургию непосредственно на верхней плите Гроба, поверхность которого служит престолом , а его левая сторона жертвенником . В этом случае священник всю литургию совершает коленопреклонённо, вставая только на каждение, на Малый и Великий входы, на чтение Евангелия и на вынос Святых Даров . Малый и Великий входы совершаются вокруг всей Кувуклии, а чтение Евангелия на священном камне в . В торжественных случаях, при совершении архиерейской православной литургии, престол помещают в приделе Ангела, закрепляя его на постаменте со священным камнем, в этом случае Святой Гроб служит жертвенником . Архиерейская литургия служится три-четыре раза в неделю, во время этих служб Храм открыт для молящихся; в остальные дни недели литургия служится иерейским чином, это закрытые службы и присутствовать на них могут только члены Святогробского братства .
Армяне при совершении литургии обязаны приносить и возлагать на святое Ложе особую деревянную доску . Католики ставят для литургии на гробный камень особый стол, а иногда, при совершении торжественной мессы , престол располагают прямо перед входом в Кувуклию. Католики имеют в храме орга́н и постоянно используют его в богослужении .
Гроб Господень доступен для любого паломника или посетителя в те часы, когда храм открыт и непосредственно на Гробе не совершается какая-либо служба. У Святого Гроба постоянно дежурит православный греческий монах. Когда желающих много, монах поторапливает паломников. Существует устоявшийся православный обычай поклонения Святому Гробу, согласно которому сначала надо помолиться в приделе Ангела и приложиться к части камня, отваленного Ангелом. Потом, поцеловав низкий вход и читая про себя молитву: « Воскресение Христово видевше …», медленно и благоговейно входить в Живоносный Гроб. Войдя, поставить свечи, затем преклонить колена и молиться. Можно положить на Ложе для освящения принесённые с собой иконы, крестики и медальоны. Многие стараются непременно коснуться устами и челом головной, западной, дальней от входа части Ложа. Обратно принято выходить пятясь назад, чтобы не оборачиваться спиной ко Гробу .
С 637 года Палестина находилась под властью мусульман и в течение веков христиане не имели сил, чтобы вернуть её себе. Однако настало время, когда идея о вооружённом освобождении Святой земли и Гроба Господня из рук мусульман распространилась среди западных христиан. На официальном уровне она была высказана 26 ноября 1095 года в Клермоне папой Урбаном II , который призвал к вооружённому походу на восток . Его призыв породил Первый Крестовый поход, принёсший освобождение Святого Гроба в 1099 году . Однако успех Крестовых походов был временным и ограниченным, поскольку спустя 88 лет, в 1187 году , Иерусалим был утерян. И хотя крестоносцы ещё возвращали себе Святой город на короткое время, в сентябре 1244 года они лишились его окончательно. С этих пор Палестина была под властью мусульман вплоть до 1918 года , когда её заняли английские войска в ходе Первой мировой войны . С 1922 года англичане управляли здесь на основании Британского мандата .
Архитектурные «копии» Гроба Господня строились начиная со времён раннего средневековья в разных христианских странах. В частности Гроб Господень был воспроизведён в следующих местах: