Interested Article - Музей Пио-Клементино

Музей Пио-Клементино ( итал. Museo Pio-Clementino ) — один из музеев Ватикана во дворце Бельведер . Музей основан по поручению папы Климента XIV (1769—1774) и Пия VI (1775—1799) с целью хранения произведений искусства античного Рима.

План экспозиции

История

В 1770 году папа Климент XIV при поддержке своего казначея Джован Анджело Браски, будущего папы Пия VI , распорядился собирать все археологические находки и приобретать новые произведения для своего музея. Первыми приобретениями стали монументальные мраморные «канделябры Барберини», в то время находившиеся в коллекции Франческо Фускони, собрание скульптур из коллекции Маттеи. Сначала было решено разместить новые приобретения в галереях Ватиканской библиотеки, но обширность закупок потребовала нового места. Выбор пал на дворец Бельведер , где с XVI века хранились известные античные скульптуры. Лоджия здания и некоторые смежные комнаты были переоборудованы архитектором Алессандро Дори. С приходом Пия VI на папский престол в феврале 1775 года проект, в том числе стараниями неутомимого Джованни Баттиста Висконти , занимавшего в то время должность Уполномоченного по древностям Рима (Commissario delle Antichità di Roma), приобрел широкие масштабы за счет строительства новых залов, соединивших здание пятнадцатого века с верхними коридорами западной галереи постройки Донато Браманте .

Работы продолжались до 1793 года. После смерти А. Дори в 1772 году строительство возглавили архитекторы Микеланджело Симонетти и Джузеппе Кампорезе. Джованни Висконти принимал самое деятельное участие в предприятии: он отбирал скульптуры в мастерских художников и лавках антикваров, с которыми напрямую договаривался о закупочной цене, выбирал лучшие работы, которые были обнаружены в результате раскопок, проводимых в Папской области, руководил реставрацией скульптур, составлял отчёты и аннотации экспонатов на латинском языке. Висконти начал составление обширных каталогов Музея Пио-Клементино, продолженное его сыном Эннио Квирино Висконти . При его жизни в 1782 году в Риме был опубликован первый том: «Музей Пио-Клементино, описанный Джамбаттистой Висконти, префектом древностей Рима, том I, посвященный Святейшеству нашего Господа Пию Шестому Великому Понтифику» (Il Museo Pio-Clementino descritto da Giambattista Visconti Prefetto delle Antichità di Roma, Tomo I, dedicato alla Santità di Nostro Signore Pio Sesto Pontefice Massimo). За ним последовали ещё шесть, опубликованные между 1784 и 1810 годами его сыном Эннио Квирино . После смерти Висконти Старшего, последовавшей 2 сентября 1784 года, должность хранителя коллекций занял Джованни Пьерантони.

Экспозиция

Внутренний дворик

При папе Юлии II квадратный внутренний дворик назывался итал. Cortile delle Statue : в нём среди апельсиновых деревьев располагались античные статуи. В 1775 году М. Симонетти, осуществлявший реконструкцию дворца по заказу папы Пия VI , перестроил его в октагональный ( итал. Cortile Ottagono ). В 1803 году в четырёх углах дворика были устроены отделённые аркадами четыре ниши:

Скульптуры Название Ниша
Ниша Лаокоона
Мраморная группа « Лаокоон и его сыновья »: (I век до н. э., 184 см) возможно находилась во дворце императора Тита на Палатине . 14 января 1506 года фрагменты группы были найдены в Риме на территории Золотого дома Нерона и отреставрированы Микеланджело , который заменил отсутствующую правую руку. Плиний Старший пишет в «Naturalis historia» , что это работа родосских скульпторов Агесандра , Полидора и Афинодора . До сих пор точно не известно, была ли группа копией греческого бронзового оригинала (II век до н. э.) из Пергама .
Ниша Кановы
: работы Антонио Кановы ( 1800 1801 года ). Статуя была выполнена по заказу папы Пия VII , чтобы заменить оригинал, разрушенный войсками Наполеона . Персей изображен в шлеме Аида , с мечом Гефеста , в сандалиях Гермеса и с головой Медузы в руке.
Ниша Аполлона
Аполлон Бельведерский : одна из самых знаменитых статуй Ватикана находится в коллекции музея с 1509 года . Мраморная римская копия 130—140 годов н. э. с бронзового оригинала афинского скульптора Леохара .
Ниша Гермеса
Статуя Гермеса : также «Антиной Бельведерский», римская копия оригинала Праксителя (IV век до н. э.), некогда находившегося в священной Олимпии. Статую ошибочно считали изображением любимца императора Адриана, поскольку её нашли в 1543 году недалеко от замка Святого Ангела (мавзолея Адриана).

Зал животных

В Зале животных ( итал. Sala degli Animali ) находится самое богатое в мире собрание античных скульптур, изображающих различных животных (около 150 статуй) из цветного и белого мрамора и алебастра . Часть скульптур представляет собой копии греческих и римских оригиналов, выполненные по заказу папы Пия VI итальянским скульптором Франческо Антонио Францони , часть других составлена Францони из подлинных античных фрагментов.

Также здесь выставлены статуя Мелеагра с собакой и головой Калидонского вепря (римская копия греческого оригинала Скопаса IV век до н. э.), торс Минотавра (греческий оригинал, V век до н. э.), римские саркофаги, принадлежавшие членам известной патрицианской семьи Сципионов . Статуи были отреставрированы в конце XIX века.

Галерея статуй

Галерея статуй ( итал. Galleria delle Statue ) изначально являлась летним павильоном дворца папы Иннокентия VIII , украшенного в XV веке фресками Андреа Мантеньи и Пинтуриккьо , во второй половине XVIII века переделана в галерею статуй. Здесь находятся римские статуи, а также копии греческих оригиналов классического периода (V—IV веков): статуи « Спящей Ариадны » (копия греческого оригинала, II век), «Пригнувшейся Венеры» (копия оригинала Дедалоса, III в. до н. э.), «Эроса из Ченточелле» (копия с оригинала IV в. до н. э.), «Нептуна», «Раненой амазонки», «Сидящего Париса», «Пьяного Сатира », «Септимия Севера», «Нарцисса», «Плач Пенелопы», «Минервы» и «Меандра». А также «Аполлон, убивающий ящерицу» ( Apollon Sauroktonos ), копия бронзового оригинала Праксителя (IV в. до н. э.), несколько монументальных греческих стел и самые красивые канделябры античности ( итал. Candelabri Barberini ) из виллы Адриана в Тиволи.

Зал Ротонда

Зал Ротонда ( итал. Sala Rotonda ) построен в 1780—1782 годах в соответствии с идеалами неоклассицизма XVIII века. В центре зала находится огромная монолитная порфировая чаша (13 м в периметре) из Золотого дома императора Нерона. В нишах установлены 18 статуй и бюстов римских и греческих богов и героев, среди них:

  • статуя Антиноя , любимца императора Адриана в облике бога Диониса-Осириса;
  • портрет императора Адриана в виде Дионисия;
  • статуя Геркулеса из позолоченной бронзы (II век, найдена близ театра Помпея ) — единственная позолоченная статуя, сохранившаяся со времён античности;
  • колоссальная голова Юпитера из Отриколи (IV в.);
  • Гера Барберини — мраморная римская копия греческого оригинала (II в.)
  • беломраморная статуя императора Клавдия в облике Юпитера, увенчанного венком из дубовых листьев.

Пол украшает римская мозаика (III век) из терм Отриколи Умбрии ), изображающая битву греков с кентаврами, тритонами и нереидами.

Зал греческого креста

Зал греческого креста ( итал. Sala a Croce Greca ) оформлен по проекту М. Симонетти в египетском стиле. В плане имеет вид равноконечного греческого креста. Здесь имеется несколько превосходных римских мозаик (в том числе одна, изображающая фазу Луны, II в. н. э.) и статуй II—III в. Среди скульптур выделяются фугура юного императора Октавиана Августа и скульптурный портрет Юлия Цезаря . В Зале греческого креста ( итал. Sala a Croce Greca ) находятся порфировые саркофаги Констанции (из мавзолея Констанции , 350 360 года ) и Елены (из мавзолея Елены, IV век ), дочери и матери императора Константина . Первый украшен с изображением амуров, собирающих виноград (как символ радостей Диониса , бога виноделия, и христианства: вино как кровь Христа). На втором изображены римские всадники, торжествующие над варварами . Предположительно саркофаг предназначался для самого императора Константина . Позади саркофага Констанции стоит статуя шагающей женщины — как считается, это единственный дошедший до наших дней портрет легендарной Клеопатры . В центре зала находится мозаика (III век) из Тускула .

Галерея бюстов

В Галерее бюстов ( итал. Galleria dei Busti ) размещается собрание фресок эпохи Ренессанса, более ста бюстов античных богов и богинь, римских патрициев и простых граждан, а также мраморные портреты римских императоров: Нервы в образе Юпитера (I век), Адриана (II век), Каракаллы (III век), юного Августа , Марка Аврелия , Клавдия .

Кабинет масок

Пол Кабинета масок ( итал. Gabinetto delle Maschere ) украшен мозаикой , обнаруженной в 1780 году на вилле императора Адриана в Тиволи , на которой изображены маски (II век н.э). Сама галерея представляет собой часть перестроенного в XVIII веке летнего павильона, примыкавшего ко дворцу Иннокентия VIII . Вдоль стен выставлены мраморные античные статуи, например «Три Грации » (римская копия с эллинистического оригинала), «Сатир», «Танцующая женщина» (найдена в окрестностях Неаполя ), а также знаменитая статуя Афродиты Книдской , которая считается одной из лучших копий бронзовой скульптуры работы Праксителя (IV век до н. э.).

Зал муз

Создан в 1782 году М. Симонетти. Его украшают шестнадцать колонн из каррарского мрамора. В Зале муз ( итал. Sala delle Muse ) находятся мраморные статуи Аполлона и девяти муз (копии с греческих бронзовых оригиналов, III век до н. э.), найденные при раскопках римской виллы при Тиволи в 1775 году , а также гермы римской работы с изображениями греческих философов. В центре зала находится Бельведерский торс (I в. до н. э.). Возможно это изображение Геракла, сидящего на звериной шкуре, или Полифема , Филоктета , Марсия или Аякса. На постаменте написано: «работы Аполлония , сына Нестора из Афин».

Кабинет Апоксимена

В центре кабинета Апоксиомена ( итал. Gabinetto dell'Apoxyomenos ) установлена превосходная римская копия статуи атлета « Апоксиомен » с оригинала работы Лисиппа (IV в. до н. э.)

См. также

Примечания

  1. // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 657—661. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8 .
  2. Dizionario Biografico degli Italiani. — Volume 99 (2020) от 10 октября 2021 на Wayback Machine
  3. Gallo D. Les Visconti de Rome, in Louis Visconti, 1791—1853, a cura di F. Hamon — Ch. MacCallum. — Paris, 1991. — Рp. 48—59; Ead. Originali greci e copie romane secondo Giovanni Battista ed Ennio Quirino Visconti, in Labyrinthos, XXI—XXIV (1992—1993). — Рp. 215—251; Ead., I Visconti. Una famiglia romana al servizio di papi, della Repubblica e di Napoleone, in Roma moderna e contemporanea, 1994. — № 2. — Рp. 77—90
  4. Pomella, Andrea Vatikanische Museen.— Vatikan: Italia Editrice, 2007. — ISBN 978-3-7954-1947-9

Литература

  • Thomas R. Hoffmann. Die Kunst der römischen Antike. — Stuttgart: Belser AG, 2005. — ISBN 3-7630-2456-5 .
  • Pomella, Andrea. Vatikanische Museen. — Vatikan: Italia Editrice, 2007. — ISBN 978-3-7954-1947-9 .

Ссылки

  • (рус.)
Источник —

Same as Музей Пио-Клементино