Interested Article - Евнух

Главный смотритель гарема османского султана Абдул-Хамида II (фото 1912 года)

Е́внух ( др.-греч. εὐνοῦχος — «охраняющий ложе») — полностью или частично кастрированный (оскоплённый) мужчина. Термин применяется, как правило, в историческом контексте для обозначения оскоплённых в детстве слуг при гаремах восточных владетелей или вельмож .

В восточных монархиях большое значение придавалось чистоте династической крови, которая легитимировала притязания монарха на происхождение от богов и на верховную власть. Чтобы исключить даже гипотетическую возможность неверности, половозрелых мужчин в покои своих жён и наложниц монархи не допускали.

Придворное значение евнухов могло быть перенесено на их политический авторитет. Не имея возможности продолжить род и основать собственную династию, евнухи не рассматривались монархами в качестве политических конкурентов и служили послушными исполнителями царской воли, отчего часто пользовались доверием властителя и влиянием при дворе.

Для евнухов характерны высокий рост и пухлое телосложение . Собранные статистические данные позволяют предположить о большей (в пределах погрешности в районе 14—17 лет) продолжительности жизни евнухов по сравнению с мужчинами, имеющими сопоставимый социальный статус .

В древнем мире

Первые сведения о наличии евнухов (частично кастрированных) происходят из Ассирии . В XIX веке до н. э. ассирийские цари стали назначать евнухов, прежде занятых исключительно во дворце и в царской страже, наместниками завоёванных земель, ибо не опасались того, что они попытаются организовать сепаратистский мятеж с целью основать собственную династию. У ассирийцев практику оскопления будущих царедворцев переняли персы и некоторые другие народы Ближнего Востока . Один из персидских евнухов, именем Багой , в период междуцарствия узурпировал бразды государственного правления. Другой персидский евнух с таким же именем прославился тем, что был любимцем Александра Македонского .

В Риме и Византии

— глава чёрных евнухов османского Харем-и Хумаюн . Название буквально означает «Начальник девушек».

Одним из первых в Риме стал держать евнухов в своём дворце Меценат . Евнухи при вельможах долгое время рассматривались как примета роскошного образа жизни на восточный манер. Поэты восхищались их «вечной молодостью» и красотой (у евнухов не росла борода). Судя по эпиграмме Марциала , распутные женщины предавались утехам с частично кастрированными евнухами, не опасаясь нежелательной беременности.

Значение евнухов в Риме растёт начиная с правления Диоклетиана , когда римская монархия приобретает оттенок восточной деспотии. В IV веке евнухи превратились в прослойку между императором-небожителем и чиновничеством ; они мыли, подстригали и одевали государей. Как особо доверенные лица императоров, евнухи привлекались и к исполнению государственных функций; евнух Евтропий был даже консулом .

В Восточной Римской империи основным предназначением евнухов оставалось обслуживание византийского императора и императрицы в покоях Большого дворца . Благодаря беспрепятственному доступу к императору евнухи долгое время имели влияние и на государственные дела; армянин Нарсес прославился как полководец. Известно о евнухах-царедворцах в нормандской Сицилии .

В Османской империи

Чёрный евнух османского султана. Фотография , 1870-е годы

Если византийских евнухов часто «поставляли» ко двору их собственные родители в надежде, что, разбогатев, сын протянет руку помощи бедствующим родственникам , евнухи, которые обслуживали гарем османского императора всё в том же Константинополе , набирались из числа пленных мальчиков иностранного происхождения, в основном чернокожих. Белых евнухов привозили с Балканского полуострова , чёрных евнухов — из Африки . При дворе существовали должности главного белого и главного чёрного евнухов. Последний, именуемый по- турецки кизляр-ага , руководил разветвлённой сетью соглядатаев и имел большой вес при дворе. Аналогичная позиция существовала и в Крымском ханстве .

В имперском Китае

Китайский евнух династии Цин на фото 1901 года
Группа евнухов. Фреска из гробницы князя , 706 год н. э.

Полностью кастрированные евнухи обслуживали всех без исключения правителей империй и царств Китая на протяжении более двух тысяч лет. Многие императоры использовали евнухов не только для работы в своих гаремах, но и для выполнения разного рода ответственных заданий хозяйственного и административного порядка, в качестве противовеса учёным чиновникам- мандаринам . При малолетних императорах некоторые евнухи фактически возглавляли всю вертикаль власти в Китае. Например, флотоводец Чжэн Хэ стал подлинным национальным героем. В XVIII—XIX веках евнухам было разрешено усыновлять чужих детей. Последний китайский евнух умер в декабре 1996 года .

Много евнухов было среди придворных и в других странах « китайского мира » — Корее , Вьетнаме , Бирме , Сиаме .

Другие кастраты

Оскопление часто применялось в истории не только для получения будущих царедворцев-евнухов, но и как мера наказания. Самооскопление практиковалось некоторыми христианскими сектами для борьбы с «искушениями плоти» (см. скопцы ).

В Италии кастрации подвергали певцов , чтобы получить так называемое мужское сопрано . Эта практика была запрещена Львом XIII в 1878 году. Подробнее см. певцы-кастраты . Именно о них идёт речь в известном стихотворении А. К. Толстого :

Взбунтовалися кастраты,
Входят в папины палаты:
«Отчего мы не женаты?
Чем мы виноваты?»

и т. д.

Примечания

  1. При частичной кастрации удалялась только мошонка , при полной кастрации — и мошонка, и пенис .
  2. от 26 февраля 2015 на Wayback Machine // BBC Radio 4 , 26.02.2015
  3. Kyung-Jin Min, Cheol-Koo Lee, Han-Nam Park от 27 сентября 2012 на Wayback Machine // Current Biology . —2012. — Vol. 22. — № 18. — PR792-R793
  4. Gisela Telis от 11 сентября 2018 на Wayback Machine // Science , 24.09.2012
  5. от 21 сентября 2017 на Wayback Machine // The New York Times , 20.12.1996
  6. // Толстой А. К. Сочинения в 2-х т. — М.: Художественная литература , 1981. — Т. 1. Стихотворения.

Литература

на русском языке
  • Воскресенский Д. Н. , Усов В. Н. Книга дворцовых интриг. Евнухи у кормила власти. М., 2004.
  • / Кириллина С. А. // Динамика атмосферы — Железнодорожный узел. — М. : Большая российская энциклопедия, 2007. — С. 512—513. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 9). — ISBN 978-5-85270-339-2 .
  • Клуг Д. // Клуг Д. История гарема в культурах народов мира / Пер. с англ. И. Соколов. — Смоленск: Русич, 2004. — С. 27—39. — 336 с. — (Популярная историческая библиотека). — ISBN 5-8138-0546-X .
  • Маслов А. А. // Маслов А. А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. М., 2003, с. 157—163
  • Усов В. Н. Жизнь и деяния евнухов.// Азия и Африка сегодня . 1998.№ 9. С.56-60; № 10. С.54-59
  • Усов В. Н. Евнухи в Китае. М., 2000.
  • Усов В. Н. Евнух. // Духовная культура Китая . Энциклопедия в 6 томах. Институт Дальнего Востока РАН . Том 4. Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009. С. 498—501.
  • Шлезингер О. А. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона .
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
на других языках
Источник —

Same as Евнух