Interested Article - Даниил (пророк)
- 2020-07-05
- 1
Дании́л ( ивр. דָּנִיֵּאל , Даниэль , греч. Δανιὴλ , араб. دانيال , Данияль ) — библейский пророк (в христианской традиции относящийся к «великим пророкам»).
Потомок знатного иудейского рода, подростком попал вместе с соплеменниками в вавилонский плен после завоевания Навуходоносором Иерусалима . В Вавилоне он получил халдейское образование и был призван на службу при дворе. Согласно Библии, Даниил обладал от Бога даром понимать и толковать сны , чем и прославился при дворе Навуходоносора, а после падения Вавилона — при дворе Кира и Дария . Среди известных эпизодов истории Даниила — его чудесное спасение в львином рву и истолкование слов « мене, мене, текел, упарсин », начертанных таинственной рукой на стене во время Валтасарова пира.
Пророк Даниил в Библии
История жизни Даниила описана в книге Даниила, в том числе в неканонических дополнениях к тексту книги Даниила, вошедших в состав Септуагинты — греческого перевода Библии.
Библейский пророк Даниил жил во время вавилонского плена и был современником пророка Иеремии , который предсказывал разрушение Иерусалима, и пророка Иезекииля , который пророчествовал в вавилонском плену.
В Ветхом завете имя «Даниил» упоминается ещё несколько раз, в том числе в обращении в книге пророка Иезекииля к тирскому царю: «ты премудрее Даниила» ( Иез. ). Традиционно упоминание Даниила в этой книге отождествляют с пророком Даниила, автором и героем книги пророка Даниила. По мнению некоторых исследователей, маловероятно, что Иезекииль имел в виду пророка Даниила. При раскопках города Угарита была обнаружена поэма XIV века до н. э. , герой которой — мудрый и справедливый судья, заступавшийся за вдов и сирот — носит имя Дани-Ил , отсылающее к почитанию им бога Эля/Ила : некоторые учёные отождествляют Даниила, упомянутого у Иезекииля, с Дани-Илом этой поэмы .
Даниил в книге пророка Даниила
Книга пророка Даниила входит в Танах и в Ветхий Завет канонической Библии . При этом в христианской Библии книга пророка Даниила входит в число пророческих, но в Танахе она помещена не в разделе Невиим (Пророки), а в разделе Ктувим (Писания).
Автором книги традиционно считается Даниил ( ивр. דניאל , Даниэль , «Бог — мой судья»), знатный иудей ( , ), уведённый в третий год правления Иоакима в Вавилон ( , ), где воспитывался при царском дворе ( , ). Был возведён за истолкование сна Навуходоносора в высокое придворное звание ( , ), которое сохранил до третьего года царствования Кира ( ).
Пророчества Даниила рассматривал как позднейшие ещё в III веке неоплатоник Порфирий . К настоящему времени сложился широкий научный консенсус вокруг утверждения, что Книга Даниила была создана существенно позже Вавилонского пленения (возможно, в Палестине во время Антиоха IV Епифана и Маккавеев ок. 170—164 годов до н. э.), являясь образцом возникшей в эллинистическую эпоху апокалиптической литературы .
Согласно Библии, Даниил и другие иудеи в Вавилоне не отказались от веры отцов , за что были часто притесняемы. Но в каждом случае они чудом спасались. Так, за отказ поклониться идолу, три друга Даниила, иудеи Анания, Мисаил и Азария (получившие в пленении имена Седраха, Мисаха и Авденаго соответственно), были брошены в печь, но чудом спаслись. Сам Даниил был брошен в яму ко львам на растерзание по приказанию персидского царя Дария , но был чудесным образом спасён ( Дан. ).
Перед падением Вавилона под мощью мидян , Даниил объяснил царю Валтасару знаменитое пророчество « мене, мене, текел, упарсин » ( Дан. ) о скорой гибели Валтасара и его царства.
Позже Даниил исчислил срок в «семьдесят седьмин» ( Дан. ), оставшийся до прихода в мир Мессии .
В царствование Кира Даниил показал ему пророчество Исаии о Кире, чем сподвиг последнего на освобождение евреев из вавилонского пленения и на восстановление Храма в Иерусалиме .
Пророк Даниил и история трёх еврейских юношей
Первая глава книги пророка Даниила повествует о том, как четыре еврейских юноши Даниил, Анания, Мисаил и Азария попали в вавилонский плен (Дан.1:6) и достигли высокого положения при дворе. В этой главе говорится о том, что эти юноши были избраны для того, чтобы обучать наукам вавилонским, и после этого направить на служение при дворе. Им было назначено питание и вино от царского стола. Даниил решил отказаться от них, не желая оскверняться ими. Начальник евнух был вначале против этого, потому что опасался, что это плохо скажется на их внешнем виде. Тогда Даниил попросил сделать им испытание продолжительностью в десять дней и принять решение после этого. После этого испытания "лица их оказались красивее, и телом они были полнее всех тех отроков, которые питались царскими яствами" (Дан.1:6), и начальник евнухов заменил им пищу и вино с царского стола овощами.
Пять Царств Даниила и их толкование в христианстве
Даниил объяснил Навуходоносору сон про истукана ( Дан. ), разбитого камнем, который после этого сделался великою горою (истукан — языческие царства, сменяющие друг друга, камень — Мессия , а гора — Вечное царство Божие ; см. Колосс на глиняных ногах ).
Ты (Навуходоносор) — это золотая голова (первое царство)! После тебя восстанет другое царство, ниже твоего, и еще третье царство, медное, которое будет владычествовать над всею землею. А четвертое царство будет крепко, как железо; ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать… Бог небесный воздвигнет царство (пятое), которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно
— Дан.
Согласно одному из отцов Церкви, Ефрему Сирину , «златая глава» — царство вавилонское. Серебряные грудь и руки — царство Мидян. Чрево и бёдра медные — царство персидское. Голени железные — царство Александра Македонского. Ноги железные и глиняные — десять царей, восставших после Александра. Царство другое меньшее, то есть царство Мидян, восстанет и сокрушит царство вавилонское. Всею землёю возобладает царство Кира царя персидского. Пальцы ног из железа и глины — десять царей, восставшие в царстве греческом, из которых одни крепки и сильны, как железо, а другие малы и бессильны. И хотя они вступят между собой в союзы, но, не будет у них единодушия и любви;
Иоанн Златоуст добавляет, что слова «смешаются через семя человеческое» ( Дан. ), означают, что среди царей этих многие будут не царского рода.
«И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу» ( Дан. ) — по толкованию Ефрема Сирина : «Царство сие не иудейскому народу дано будет. Хотя таинственно и предначертано было оно в Маккавеях, которые уничижили царство Греков; но в самой действительности исполнилось сие пророчество на Господе нашем». «Камень отторгнут был от горы не руками» ( Дан. ) — это Господь наш, Который родился в уничижении и подобно камню отсечён от горы, то есть произошёл от племени Авраамова. Также Ефрем пишет, что Гора означает и «святую Деву, от Которой отсечён камень без рук, то есть неискусобрачно» .
Иоанн Златоуст уточняет, что слова: « оторвался от горы » — «указывают на свободное действие без принуждения», чем подчёркивается добровольное решение Господа Иисуса Христа прийти в мир для спасения людей;
«И наполнил всю землю» ( Дан. ) — это об Евангелии , которое распространилось во все концы мира. Свт. Иоанн Златоуст предлагает также и аллегорическое толкование на разрушение царств Камнем, символизирующим Христа Спасителя: разрушаемые Царства — это гордость (македонян) и владычество (римлян) .
Неканонические места в Книге пророка Даниила
Смерть и захоронение Даниила
Считается, что Даниил дожил до преклонного возраста (по некоторым источникам, до 100 лет) и был похоронен в гробнице в городе Сузы . Впрочем, его могилы показывают также по крайней мере в пяти местах, в том числе в Киркуке и Самарканде .
Могила в Самарканде представляет собой склеп длиной около 18 метров. Святой почитается иудеями, христианами и мусульманами. Последние называют похороненного в ней святого Данияром. Рядом с могилой находится 500-летнее фисташковое дерево, которое после нескольких лет сухостоя в 2000-х годах вдруг дало зелёные побеги. Считается также, что останки святого привёз в Самарканд из военного похода в Малую Азию Тамерлан .
Также сообщается, что когда войска мусульманского праведного халифа Умара взяли город Тустар (совр. Шуштер ), они обнаружили там гробницу Даниила. По приказу халифа его останки были перезахоронены ночью, вдали от людских глаз, чтобы уберечь их от дальнейшего поклонения ему .
Пророк Даниил в религиозной традиции
Еврейская традиция не причисляет Даниила к пророкам , поскольку тот не разговаривал с Богом напрямую. Библия гласит, что Даниил разговаривал с «ангелами Господними», но не с самим Господом. Коран же вообще не упоминает Даниила поимённо, хотя он присутствует в позднейших мусульманских преданиях.
Вместе с тем Даниил высоко почитается христианской церковью в виду его предсказания срока прихода в мир Мессии , до разрушения Второго Иерусалимского Храма . На эти пророчества Даниила, по свидетельству Нового Завета , ссылался Иисус Христос ( Мф. ). Толкования на книгу Даниила писали святые Ипполит Римский и Иоанн Златоуст .
Даниил в исламе
В Коране имя «Данияль» не упоминается, но в Сунне и других источниках пророк известен как Данияль, известна история (исламская) о его захоронении. Согласно мусульманскому преданию, пророк Данияль похоронен в Сузах (современный Шуш ) , у реки Шаур , притока Керхе . В XII веке на месте гробницы построен комплекс. В 1869 году при наводнении он был разрушен. Современный мавзолей пророка Даниила — реконструкция XIX века .
По легендарным сведениям XVIII века, прах ветхозаветного библейского пророка Данияля (Даниила) был привезен в Самарканд и захоронен среднеазиатским средневековым полководцем и завоевателем Амиром Тимуром (Тамерланом) . Останки пророка были привезены полководцем из города Сузы во время его похода в Малую Азию (нынешняя Турция) в 1399—1404 годах. Мавзолей и комплекс Ходжа Дониёр расположены в северо-восточной части города Самарканд, в северо-восточной окраине древнего городища Афрасиаб, на небольшой возвышенности, вблизи берега небольшой реки Сиаб . Нынешнее здание мавзолея и комплекс были построены в самом начале XX века, в последующие годы само здание мавзолея и комплекс несколько раз были реконструированы.
См. также
Примечания
- Historical Dictionary of Prophets in Islam and Judaism , B. M. Wheeler, Daniel : "Daniel is not mentioned by name in the Qur'an but there are accounts of his prophethood in later Muslim literature..."
- John Day. (англ.) // Vetus Testamentum. — 1980. — April ( vol. 30 ). — P. 174—184 . 20 декабря 2018 года.
- Ефрем Сирин, прп. Творения. Т.6. Репринтное издание. — М.: Издательство «Отчий дом», 1995. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. — Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Серги-евой Лавры, 1901, с. 51-89.
- Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста в двена-дцати томах, т. 6, Книга вторая. — М.: издательство «Святитель Иоанн Злато-уст», 2000, глава 2.
- , с. 130.
- // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора . — М. , 1891—1892.
- / Кирчо Л. Б. // Социальное партнёрство — Телевидение [Электронный ресурс]. — 2016. — С. 402. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 31). — ISBN 978-5-85270-368-2 .
- // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « — Димитрий». — С. 8-44. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0 .
- . Дата обращения: 29 июня 2017. 17 февраля 2020 года.
Источники
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XIV : « — Димитрий». — С. 8-44. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-024-0 .
- — статья из Электронной еврейской энциклопедии
Литература
- Αрхимандрит Феодор (Бухарев) . Святой пророк Даниил. Очерк его века, пророческого служения и св. книги. — М. , 1864.
- Ο книге святого пророка Даниила. Прибавл. к твор. Святых Отец. 1871, 1 — 146 с.
- Иоанн (Смирнов) . Святой Пророк Даниил. — Рязань, 1879.
- Лесоцкий . Святой пророк Даниил. — Киев, 1897
- Разумовский . Святой пророк Даниил. — СПб. , 1891.
- Рождественский А. Откровение Даниилу о семидесяти седьминах. — СПб. , 1896.
- // свт. Димитрия Ростовского : 12 кн., 2 кн. доп. — М. : Моск. Синод. тип., 1903—1916. — Т. IV: Декабрь, День 17.
- Юнгеров П. Частное историко-критическое введение в священные ветхозаветные книги. — Вып. 2-й. — Казань, 1907. — С. 87-110.
- Вейнберг, Й. Глава X. Книга Даниэла. : человек и его размышления о ходе истории человечества // Введение в Танах. — Иерусалим : Гешарим ; М. : Мосты культуры, 5765. — Т. 4 : Писания.. — С. 219–251. — 365 с. — ISBN 5-93273-199-0 .
- Щедровицкий Д. В. Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э. — 2240 год н. э. / Изд. 3-е, стер. — М.: Оклик, 2010. — 280 с. — ISBN 978-5-91349-003-2 .
- Щедровицкий, Д. В. : Духовный взгляд на прошлое и будущее человечества : [ 20 октября 2016 ]. — 6-е изд., электр. — М. : Теревинф, 2014. — 278 с. — ББК 86.37-2 . — УДК . — ISBN 978-5-4212-0102-1 .
- Хамд ибн Насир ибн Усман Аль Муаммар. = النبذة الشريفة النفيسة في الرد على القبوريين : [пер. с ар. ] / Абдуссалам ибн Барджис Аль Абд аль-Карим. — Эр-Рияд : Дар аль-Асима, 1988. — 182 с.
Ссылки
- от 14 октября 2008 на Wayback Machine // Библейский справочник. — Формула свободы : [сайт].
- 2020-07-05
- 1