Хронограф 354 года
(также называется
Хронография 354 года
или
Календарь 354 года
,
лат.
Chronographus anni CCCLIIII
) — древнеримская
иллюминированная рукопись
, созданная в 354 году н. э. для богатого римлянина-христианина Валентина. Также для обозначения как всего произведения, так и шестой его части — непосредственно календаря — используется название «
Календарь
» — по имени
каллиграфа
.
Содержание
Манускрипт и его списки
Оригинальный манускрипт не сохранился до нашего времени, считается, что он ещё существовал во времена
Каролингов
. До этого времени было сделано несколько списков — как с иллюстрациями, так и без них, которые в свою очередь копировались в эпоху Возрождения.
Наиболее полная и достоверная копия иллюстраций — карандашные рисунки в манускрипте XVII века из коллекции
Барберини
(
Ватиканская библиотека
, cod. Barberini lat. 2154.). Это — тщательно, под контролем знаменитого антиквара
Николя-Клода Фабри де Пейреска
, скопированный «Люксембургский Кодекс»
лат.
Codex Luxemburgensis
, который сам был утерян в XVII веке. Эти рисунки, хотя и были копией с копии оригинала, показывают разнообразие источников, с которыми работал первоначальный иллюстратор рукописи — фрески, напольные мозаики, металлические изделия и т. п. Римский оригинал, возможно, был полноцветным.
«Люксембургский кодекс», который принадлежал Пьереску на правах долгосрочной аренды, пропал после смерти антиквара в 1637 году. Однако некоторые листы пропали из «Люксембургского кодекса» ещё до того, как Пьереск приобрел его, и сейчас доступны благодаря другим копиям Хронографа
. Предположение
, что скопированный Пьереском «Люксембургский кодекс» был римским оригиналом, не подтвердилось.
.
Сам Пьереск считал, что возраст его манускрипта составлял семь или восемь столетий, и большинство исследователей, вслед за Шапиро, доверяют антиквару в его оценке.
Содержание Хронографа
был ведущим каллиграфом периода и, очевидно, создал оригинальные миниатюры. Его имя встречается на титульном листе Хронографа. Филокал, также как и Валентин, был христианином.
Хронограф, как и все римские календари, более походит на
альманах
, чем непосредственно на календарь: в нём много текстов и листов с элегантными аллегорическими изображениями месяцев. Так, он содержит важный «
» со списком римских пап и так называемый «Календарь Филокала», из которого сохранилось одиннадцать миниатюр. Среди прочей информации — упоминание о праздновании Рождества (наиболее раннее из всех известных)
. Все сохранившие миниатюры дошли полностью, иногда они сопровождаются текстом.
Содержание (по кодексу Барберини)
Часть 1: титульная страница, посвящения — 1 миниатюра;
Часть 2: изображения персонификаций городов Рима, Александрии, Константинополя и Трира — 4 миниатюры;
Часть 3: посвящения императорам и дни рождения Цезарей — 2 миниатюры;
Часть 4: изображения семи планет с почасовым календарём — 5 сохранившихся миниатюр;
Часть 5: знаки Зодиака — в рукописи Барберини нет сохранившихся миниатюр; 4 миниатюры в других копиях;
Часть 6: Календарь Филокала — семь миниатюр-персонификаций месяцев, в остальных копиях — все миниатюры. (под 25 декабря текст —
лат.
N·INVICTI·CM·XXX
— «Рождение Непобедимого, проводятся игры, тридцать гонок» — старейшее литературное упоминание языческого праздника в честь рождения
Непобедимого Солнца
;
Часть 7: портреты императоров как консулов — 2 миниатюры (последние в кодексе Барберини);
Часть 12: дни памяти святых, начинается со слов:
лат.
VIII kal. Ian. natus Christus in Betleem Iudeae
(«За восемь дней до январских
календ
[25 декабря],
Рождение Христа
в
Вифлееме
иудейском»);
Часть 13: список римских епископов (
);
Часть 14: 14 районов города Рима;
Часть 15: «Книга поколений»
Часть 16: Хроника города Рима (список правителей с короткими комментариями).
15 часть хронографа, возможно, содержит самое раннее в европейской литературе упоминание
булгар
(лат. vulgares). Они названы в перечне народов, происходящих от библейского
Сима
и обитающих на востоке, рядом со скифами и лазами.
Примечания
Salzman M.R. On Roman Time : The Codex-Calendar of 354 and the Rhythms of Urban Life in Late Antiquity (The Transformation of the Classical Heritage 17). Berkeley: University of California Press, 1991.
Хранящийся в библиотеке
Лейденского университета
каролингский манускрипт «Феноменов»
Арата
, изданный
Гуго Гроцием
в 1600 году, частично иллюстрирован фигурами, срисованными из Хронографа 354 года. См. Schapiro M. The Carolingian Copy of the Calendar of 354 //
The Art Bulletin
.
22
. 4 (December 1940, pp. 270—272) p. 270).
А. Л. Фротингем (Frothingham A.L. The Real Title of Botticelli’s 'Pallas //
American Journal of Archaeology
12
.4 (October 1908), pp. 438—444), исследовавший источники произведения Ботичелли, идентифицировал фигуры на его картине как
Флоренцию
, обуздывающую гражданские беспорядки.
Nordenfalk K. Der Kalendar vom Jahre 354 und die lateinische Buchmalerei des IV. Jahrhunderts. Göteburg, 1936; цит. по: Schapiro M. Op. cit., p. 270, новое издание: Schapiro M.
Selected Papers: volume 3, Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art
, 1980, Chatto & Windus, London,
ISBN 0701125144
Рождение Иисуса Христа 25 декабря присутствует и в более ранних текстах, однако в Хронографии эта дата впервые обозначена как праздник.
Литература
Stern H.
Le Calendrier de 354. Étude sur son text et ses illustrations
. Paris, 1953.
Weitzmann K.
Late Antique and Early Christian Book Illumination
. New York: George Braziller, 1977.
Salzman M.R.
On Roman Time : The Codex-Calendar of 354 and the Rhythms of Urban Life in Late Antiquity
(The Transformation of the Classical Heritage 17). Berkeley: University of California Press, 1991.
Ссылки
Публикация источника (кодекс Барберини) онлайн: текст, миниатюры, перевод на английский язык, вступление, библиография.
. In: Monumenta Germaniae Historica. Theodor Mommsen (Hrsg.): Auctores antiquissimi 9: Chronica minora saec. IV. V. VI. VII. (I). Berlin 1892, S. 13—148. Издание Т. Моммзена.