Чессадабодиндра
- 1 year ago
- 0
- 0
И́ндра ( санскр. इन्द्र ) — наиболее популярный по количеству упоминаний бог « Ригведы » . Царь богов и повелитель небесного царства в ведизме и индуизме . Он властелин Сварги (рая, так же известного как Индра- лока ), где царит радость ментального и физического бытия и отсутствует смерть. Он также описывается как божество света, молнии, дождя, речных потоков и войны. Индра — предводитель воинства богов в их борьбе с асурами , его также считали покровителем варны кшатриев .
Индру почитают за силу и за то, что он убивает символическое зло в образе демона Вритры , который препятствует человеческому процветанию и счастью. Индра уничтожает Вритру и приносит дождь и солнечный свет. Образ дождя в данном случае может символизировать очищение человеческой природы, которое является необходимым условием для достижения Сварги, находящейся, согласно Ведам , по ту сторону вод .
В Ведах Индра выступает как творческая сила, разрушающая мрак и хаос; силой он управляет Землёй , Небом, Богами и всем сущим. Принцип, который представляет собой Индра, — это Ментальная Энергия, освобожденная от ограничений омрачённого сознания. Именно этот просветленный Разум творит совершенные формы мысли и действия, не искаженные ложностью чувств .
Индра разъединил Небо и Землю, которые пребывали до этого в неразделенном единстве, сотворил облик мира с его атмосферой, солнцем, горами, реками и прочим:
Без балок он укрепил высокое небо.
Он наполнил два мира, воздушное пространство.
Он удержал землю и расширил [ее].
В опьянении сомой Индра совершил эти [подвиги].
Он измерил мерами устремленные вперед [горы], словно [жертвенное] сиденье.
Ваджрой он пробил русла рек.
Он пустил [воды] весело течь по [их] долгобегущим путям.
В опьянении сомой Индра совершил эти [подвиги]. Ригведа II, 15. К Индре
В гимнах Ригведы часто упоминается, что он опьянен сомой — божественным напитком, который дарует творческое вдохновение и несокрушимую силу. Ведийские риши выжимают нектар сомы при помощи давильных камней, которые этимологически связаны с молнией Индры. Ритуальное очищение Сомы символизирует собой освобождение человеческого сознания от узости и двойственности, чтобы принять в себя весь поток жизни и обратить его в чистый восторг истинного существования, в божественную Ананду .
В Ведах Индра часто изображается в виде коровы или коня, его также называют Владыкой стад, что можно трактовать как намёк на более позднюю идею Пуруши . В гимне VI.28.5 Ригведы есть даже такие строки: «эти самые коровы, о люди, они и есть Индра; к Индре стремлюсь я всем своим сердцем и всем умом». Это отождествление коров с Индрой чрезвычайно важно, потому что коровы и кони — это не просто физический скот, это элементы богатства, обретаемого через жертвоприношение , символы духовных сокровищ.
Существуют множество версий этимологии слова «Индра»:
Так же имя выводится из следующих корней:
Имя на разных языках:
Санскрит | Транскрипция | Художественный перевод |
---|---|---|
oṃ devarājāya (или sahasranetrāya) vidmahe
vajrahastāya dhīmahi tannaḥ indraḥ prachodayāt |
ом девара́джая (саха́сране́трая) ви́дмахе
ваджра́хашта́я дхи́махи танна́х индра́х прачо́дая́т |
Ом, да постигну [я] Царя Богов (Тысячеокого),
медитируя [на Него,] держащего ваджру в своей руке, пусть тот Индра вдохновит [меня]. |
Индра изображается внушающим страх великаном с большим животом, наполненным сомой, и четырьмя руками. В одной руке он держит ваджру, своё особое оружие, которым он убивает демонов и пробуждает к жизни убитых воинов, другая рука держит анкуш или копьё, третья — колчан со стрелами, а четвёртая держит сеть иллюзий и крючок наготове, чтобы ловить врагов и заставлять их ошибаться. Его лук — это радуга. Цвет его тела, как правило, красный или золотой. Его ездовое животное ( вахана ) — это белый небесный слон Айравата , небесный предок всех индийских слонов. Иногда рядом с ним изображается гончая Сарама .
Наиболее часто упоминается в Ведах история, где Индра своей молнией убивает могучего змея Вритру , перекрывшего реки своими девяноста девятью кольцами. Вритра, поглощая воду, рос с необычайной быстротой, оттесняя Западный и Восточный океаны. Каждый день змей пожирал огромное количество пищи, и намеревался поглотить всю Вселенную, Богов и живых существ. Индра возглавил небесное воинство и повел его в бой. Одним сокрушительным ударом ваджры он рассек голову демону. Воды, плененные чревом Вритры, вырвались на свободу и устремились к океану. (Гимн Ригведы 1.32)
Миф об убиении Индрой Вритры получает разные истолкования, например, сам Вритра, согласно Ольденбергу, интерпретируется как демон засухи и победа над ним громовержца понимается как аллегория грозы, освобождающей проглоченные змеем воды. Хиллебрандт усматривает здесь отражение очень древнего мифа о победе Солнца над демоном зимы, сковавшим реки. Но тогда этот миф должен был сложиться в стране с более суровым климатом, то есть ещё до прихода ариев в Индию. Кроме того, весьма популярно космогоническое истолкование, выдвинутое голландским ученым . Он указывает, что убиение Индрой Вритры составляет первую часть демиургического акта. Изначальный мир, в котором господствовал хаос, представлен первохолмом, который должен быть расколот до основания и срыт. Но в этом первохолме заключена сила сопротивления, олицетворяемая Вритрой, ибо само слово Вритра и означает «препятствие, сопротивление». Задача Индры сводится к тому, чтобы обеспечить возникновение двойственного мира форм из нерасчлененного хаоса. Своей ваджрой Индра побеждает силу сопротивления косного хаоса. Поражая Вритру, Индра вместе с тем раскалывает холм, на котором он возлежит, и огонь и вода ( Агни - Сурья и Апах-Сома) вынуждены покинуть недифференцированный мир косности и вступить в сонм небесных Богов (X.124.2, 6). Посредством убиения Вритры Индра также отделяет Небо от Земли (это уже вторая часть демиургического акта), и таким образом устанавливается дуализм небесного и подземного мира (представленный Богами-Дэвами и асурами).
Асуры Пани (могущественный род асуров) похитили небесных коров и угнали их на край Вселенной, спрятав в горной пещере у демона Вала . В мире воцарился мрак, ибо коровы были семью лучами зари. Индра послал на поиски божественную собаку Сараму . Но Пани подкупили её коровьим молоком, и та, вернувшись к Индре, сказала, что не нашла пропажу. Всеведущий Индра с мудрецами Ангирасами все же нашел коров. Демон пещеры Вала, охраняющий коров, был повержен огненной ваджрой Индры. Так небесные коровы были освобождены, рассеялся мрак и воссиял в небе свет Ушас , Богини Зари, и Солнце вернулось в мир.
Интересную трактовку легенды о завоевании рек и возвращении небесних коров предлагает Шри Ауробиндо, который указывает также на сходство этих двух историй. Семь лучей или коров — это Адити , наша Высшая Природа, первоначальный источник позднейшей идеи Пракрити или Шакти. Лучи в Ведах символизируют знание или духовное озарение. Так же и семь рек являются потоками сознания, соответствующими семи мирам, перечисляемым в Пуранах . Их полное течение в человеческом сознании и составляет полное проявление его энергий. Или, согласно ведическому образу: его [сознания] коровы пьют воды семи рек.
Индра (часто вместе с риши Ангирасами ) описывается как тот, кто находит Свар или Солнце, проявляет или зажигает его, или же дает ему рождение, а также как тот, кто завоевывает и владеет им. Сурья есть Бог наивысшего Видения, безбрежный Свет, который в Веде символизирует знание или духовное озарение. Это рождение Солнца происходит из Ночи, которая символизирует наше затемнённое сознание, полное неведения и страдания; Свет есть приход озаренного высшего сознания, которое ведет нас к истине и счастью. Оно происходит посредством мантр и жертвоприношения, которые во многих гимнах описываются как результат работы Ангирасов.
Чтобы лучше понять, что же представляет собой Индра ведических времён, нужно подчеркнуть, что религия Вед по своей сути является монотеистической , а ведические Боги представляют собой различные описательные имена единого Божества, а также они есть проявления Его сил. Даже несмотря на то, что Индра в некоторых стихах провозглашён царём Богов, не существует постоянной субординации других Богов Индре. Согласно ведической мысли, все Боги и Божества являются ипостасями одного и того же вечного абстрактного Брахмана . Все боги повинуются Индре, но также они повинуются Варуне , Вишну , Рудре и другим, когда этого требует ситуация.
Согласно индуистскому учению, существует период времени, называемый манвантара — эпоха Ману . Каждая Манвантара состоит из 71 маха-юги , которая длится 4 320 000 лет . Причём 14 манвантар вместе составляют один день бога Брахмы — Кальпу , время, когда материальный мир существует. Причём каждая манвантара — это время жизни Индры: в конце её он умирает, но в начале следующей воскресает . Нынешний Индра — седьмой. Ниже приводится список Индр из Вишну-пураны :
№ | Манвантара | Индра |
---|---|---|
1 | Сваямбхува | Яджна |
2 | Сварочиша | Випаскита |
3 | Уттама | Сусанти |
4 | Тамаса | Сиби |
5 | Райвата | Вибу |
6 | Чакшуша | Маноява |
7 | Вайвасвата | Пурандара |
8 | Саварни | Бали |
9 | Дакша саварни | Адбута |
10 | Брахма саварни | Санти |
11 | Дхарма саварни | Виса |
12 | Рудра саварни | Ритудама |
13 | Росиа | Деваспати |
14 | Бути | Шучи |