Interested Article - Атсыз бен Увак

Атсыз бен Увак ( тур. Atsız bin Uvak el-Harezmi ) — туркменский полководец из Хорезма .

Атсыз был среди туркменов, которые сначала служили сельджукскому султану Альп-Арслану , но в результате конфликта между потомками Сельджука в 1069/70 году укрылись в Византии . Затем часть туркменов, среди которых был и Атсыз, перешла на службу к Фатимидам .

Не удовлетворившись оплатой, туркмены захватили у Фатимидского халифата многие города и создали туркменское княжество в Палестине . В 1071—1079 годах княжеством правил Атсыз как вассал сельджукских султанов. Земли княжества включали Иерусалим , Рамлу , Тивериаду , Триполи , Сур , Акко , Хомс , Дамаск и . В 1077 году Атсыз совершил поход на столицу Фатимидов, Каир , однако был разбит их армией. В 1079 году Атсыз был казнен Тутушем , который стал сельджукским правителем Сирии.

Имя и происхождение

Имя Атсыз носил также один из хорезмшахов , это имя встречается среди уйгуров в 767 году. Абульгази в Родословной туркмен так назвал одного из легендарных предков Огуз-хана . Иранский литературовед Мирза Мухаммед Казвини полагал, что в основе имени Атсыз лежит тюркский корень «лошадь». Другую версию изложил , согласно которому значение имени Атсыз раскрыл Ибн Халликан , отметив, что «тюрки дали имя Атсыз мужчинам, потерявшим всех своих детей» . По мнению Расони, имя «хорошо вписывается в группу охранительных имен», целью которых является защита ребёнка от вредных духов .

Историки называют Атсыза одним из вождей туркменов наваки ( М. Гиль , Ш. Гат ) племени ивэ ( К. Каэн , В. Запорожец, И. Кафесоглу ) или кынык (А. Севим ) из Хорезма . Ибн аль-Азрак писал, что эмир Атсыз был из огузского племени кынык , к которому принадлежали и сельджуки . Наваки (навекие) называли туркменов, которые выступили против сельджукского султана Алп-Арсалана и бежали от него .

Биография

Ранние годы

В 1069/70 году туркменский военачальник Эл-басан , поссорившись с султаном, бежал в Анатолию и у Сиваса захватил в плен Мануила Комнина . Султан направил армию захватить Эл-басана. Понимая, что не сможет ей противостоять, Эл-басан договорился с Мануилом и отправился с ним в Константинополь к императору Роману Диогену . Атсыз был среди туркменов, следовавших за Эл-басаном, но не пожелавших служить Византии . По словам К. Каэна , Атсыз отказался служить в христианской армии и поступил на службу к Фатимидам . В Палестине в 1071 году он c братьями подчинил Фатимидскому халифату бедуинов . Однако затем решил, что его служба недостаточно вознаграждена и в том же 1071 году захватил уже для себя Иерусалим , Палестину и Южную Сирию . Согласно более позднему исследованию турецкого медиевиста А. Севима, вождём туркменов, ушедших в Палестину, был не Атсыз, а Курлу-бей . Во главе туркменов он завоевал плодородные земли к востоку от Тивериадского озера, где его племя и поселилось. В племени было 3—4 тысячи шатров. По оценке А. Севима, с женщинами и детьми их было около 10—12 тысяч человек. Помимо земель, туркмены захватили крепость Нуман с запасами зерна. Позже они двинулись на юг и завоевали область Рамлы , которая в 1069 году была разрушена землетрясением . Город находился в руинах, базары были пусты, поля не обрабатывались. По словам Сибта ибн аль-Джаузи , причиной этого было разграбление бедуинами. Курлу-бей привел из соседних районов крестьян, которые начали обрабатывать земли. Он приложил большие усилия для выращивания олив. В конце сезона в том же году от продажи урожая было получено 300 тысяч золотых. 30 тысяч золотых из этой суммы было удержано по праву мири (государственный налог), а остальное было роздано земледельцам . С помощью Атсыза Курлу-бей создал в Палестине туркменский бейлик, вассал государства Великих Сельджуков , со столицей в Рамле .

Когда туркмены под предводительством Курлу-бея обосновались в Палестине, Акко подвергся нападению арабских кочевых племен. , фатимидский вали города , жестоко подавлял недовольства в фатимидских войсках и обложил жителей высокими налогами, он был непопулярен в городе. Потому Бадр решил прибегнуть к помощи турок и обратился к Курлу-бею, попросив у него военной помощи. Однако, получив её и прогнав бедуинов, он отказал Курлу-бею в денежной оплате, посоветовав довольствоваться награбленным. Курлу-бей ответил, что тогда возьмет своё своим мечом. Он захватил новые земли и отдал своим туркменам . Положение Бадр аль-Джамали стало серьёзным, теперь уже он призвал бедуинов на помощь против Курлу-бея. После этого в районах, близких к тем, что заселили туркмены Курлу-бея, появилась большая группа арабов. Туркмены ночью совершили набег на них, убили и взяли многих в плен .

Курлу и Атсыз вступили в союз с вали города Сур и Мирдасидским эмиром Алеппо , которые боролись против Фатимидов . Согласно Ибн аль-Каланиси , чтобы освободить осажденный Бадром аль-Джамали Сур, Курлу-бей с шестью тысячами всадников осадил принадлежавший Фатимидам город Сидон . Бадр аль-Джамали был вынужден снять осаду Сура и отправиться на помощь Сидону . В 1071 году Курлу-бей осадил Дамаск , а затем Акко . После смерти Курлу у Акко Атсыз продолжил осаду, но, не добившись успеха, вернулся со своими войсками в Рамлу .

Завоевание Иерусалима

Фатимиды и Византия в Палестине теряли свои позиции: вали части городов Палестины перестали подчиняться Каиру, Мирдасиды Алеппо добровольно подчинились сельджукам; Антиохия ещё была византийской, но палестинские территории Византии сельджукскими завоеваниями были отрезаны от центра империи. После того, как Атсыз сменил Курлу, он расширил бейлик за счет сирийских и палестинских территорий Фатимидов . Сначала он осадил Иерусалим . Вали Фатимидов в городе был туркменского происхождения, он согласился сдать город в обмен на гарантии безопасности и обеспечения своей семьи. После сдачи города Атсыз выделил ему дирлик и обещал, что «люди не будут тронуты». По словам А. Севима, жители города были довольны правлением Атсыза .

В поэме, написанной в 1077 году по случаю поражения туркменской армии , есть такие строки: «И вспомнили также, что сделали с народом Иерусалима/Который осаждали дважды в два года». На их основании историк из Хайфы Е. Френкель утверждал, что Атсыз завоёвывал город дважды (в 1071 и в 1073 годах) .

К. Каэн писал, что Атсыз решил примириться с сыном Алп-Арслана, сельджукским султаном Мелик-шахом и стал править как вассал Аббасидов , хутбу читали от имени сельджукского султана . Перенеся столицу из Рамлы в Иерусалим , Атсыз продолжил завоевание городов Сирии и Палестины, в том числе Дамаска .

Отношения с Шоклю

Вали Акко Бадр аль-Джамали был назначен визирем государства Фатимидов в Египте и отбыл в Каир, от его имени городом управлял некий Ибн Сукха . В октябре-ноябре 1074 года один из эмиров Атсыза, Шоклю, осадил Акко . Бадр аль-Джамали перед этим предоставил крестьянам Египта трехлетнюю отсрочку от сбора дани и не имел ни войск, ни денег для защиты городов Сирии . Ибн Сукха, поссорившийся с Бадр аль-Джамали, передал город Шоклю, который захватил городскую казну и пленил членов семьи Бадр аль-Джамали . При этом, Шоклю хорошо отнёсся к детям и женщинам Бадра аль-Джамали, желая заручиться его поддержкой против Атсыза . Атсыз отправил гонца к Шоклю, потребовав переслать ему семью Бадра аль-Джамали и половину захваченной казны, а также претендуя быть сельджукским вали Акко. Однако Шоклю хотел создать независимое княжество в Акко для себя, и отклонил приказ Атсыза, восстав против него . Опасаясь реакции Атсыза, Шоклю заключил соглашение с фатимидским вали Дамаска Муаллой бин Хайдере и с частью племени , скрепив его замужеством своей сестры с Муаллой . Фатимиды назначили Шоклю правителем Акко . В апреле-мае 1075 года, ещё до того, как союзники Шоклю успели прибыть на помощь, Атсыз атаковал его и победил . После этого поражения Шоклю заключил союз с сыновьями Кутулмыша , которые в это время захватывали юго-восточную Анатолию. Он написал им, сообщив, что ему обещали помощь Фатимиды. В Тивериаду прибыли два сына Кутулмыша (вероятно, Алп-Илек и Девлет ) и сын его брата Ресул Текина. Атсыз следил за приготовлениями Шоклю, и напал на него и его союзников. В битве при Тивериаде в 1075 году он одержал над ними решительную победу. Шоклю вместе с сыном попали в плен и были немедленно убиты. Отец Шоклю, также пленённый, был освобожден из-за его преклонного возраста, и бежал в Египет вместе с другим сыном Шоклю . Сельджукиды (сыновья Кутулмыша) тоже попали в руки Атсыза. Он сообщил об этом их родственнику, султану Мелик-шаху, которому подчинялся. С другой стороны, Сулейман ибн Кутулмыш отправился из Анатолии на юг, в Сирию, и из Хомса отправил гонца к Атсызу, требуя передать ему его братьев, но Атсыз ответил, что ждет указаний от султана . В итоге, в декабре 1075 года по приказу Мелик-шаха он отправил пленников в Исфахан через Багдад .

Приказ Мелик-шаха о смещении Атсыза

После Тивериадской битвы Атсыз вместе с братом Джавли завоевал Триполи и осадил Сур. Он договорился с вали Фатимидов в Суре о сдаче города, пообещав «не отменять шиитскую проповедь » в городе, что было следствием его религиозной терпимости .

Атсыз правил в Иерусалиме, Рамле, Тивериаде, Триполи, Суре, Акко, Хомсе и . По неясным причинам Мелик-шах решил сместить Атсыза и заменить его своим братом Тутушем , несмотря на неодобрение такого действия визирем Низам аль-Мюльком . Единственным источником информации по этим событиям является труд Сибта ибн Джаузи «Мир’ат аз-заман фи тарих аль-а’йан». Хронист не поясняет мотивов султана. По предположению А. Севима, это решение могло быть принято султаном под влиянием его родственников, Куталмышогуллары, настроивших его против Атсыза, а возможно дело было в желании Тутуша быть султаном Сирии . Узнав о решении султана, Атсыз написал ему, заверяя в преданности. После этого письма султан Меликшах под влиянием визиря Низам аль-Мюлька оставил эмира в должности и послал ему почётное платье (хилат), коня, меч и щит .

Покорение Дамаска

С 1070/71 года Атсыз периодически осаждал Дамаск и держал под контролем его регион. Город не мог получить помощь Фатимидов, условия жизни в городе были тяжелыми . Муалла успешно отражал атаки туркмен. Атсыз каждую весну был вынужден вырубать деревья в оазисе Дамаска, вытаптывать конями поля и разорять деревни . Согласно Ибн аль-Каланиси и Ибн Асакиру, Муалла был одним из худших правителей, творивший насилие и конфисковывавший имущество, ненавидимый всеми жителями . В 1075 году в городе вспыхнуло восстание против Муаллы. Некоторые из жителей связались с Атсызом и подстрекали его к очередному нападению на город, обещая помощь внутри города . В мае 1075 года Атсыз снова осадил его . В августе 1075 года Муалла бежал, бросив город, и укрылся в Баньясе. Солдаты гарнизона выбрали новым вали своего лидера, Зайнеддина Интисара бен Яхья . Хронисты (Ибн аль-Каланиси и Ибн Асакир) описывают его как прямого и честного человека, уважаемого подчиненными . Несмотря на все принятые меры, новый вали не смог снять блокаду города. Нехватка еды делала жизнь в Дамаске невыносимой: люди ели падаль, были случаи каннибализма, начались стычки между представителями разных племен. В марте-апреле 1075 года Атсыз снова осадил Дамаск и направил Интисару требование мирной сдачи. В июне-июле 1076 года его требования были приняты, Атсыз вступил в город и занял замок. В пятницу в Большой мечети города была произнесена хутба от имени аббасидского халифа Аль-Муктади Биамриллаха и сельджукского султана Мелик-шаха. Столица эмирата была перенесена из Иерусалима в Дамаск . Атсыз принял ряд мер, чтобы нормализовать жизнь в городе, который ранее сам блокировал в течение нескольких лет. Он приказал доставить в город продовольствие из соседних районов, раздать семена и засеять поля, отремонтировать здания. Эти меры привели к снижению цен, в город вернулись многие жители, покинувшие его ранее . Тем не менее, по выражению Т. Бьянки , «туркмены Атсыза вели себя с дамаскинцами ещё хуже, чем солдаты Фатимидов» . По словам Т. Бьянки, «годы, последовавшие за окончанием правления Фатимидов, были для Дамаска и южной Сирии хуже, чем все, что произошло в предыдущем столетии» .

Поход в Египет

За 1071—1076 годы Атсыз практически положил конец господству Фатимидов в Сирии и Палестине. Только Аскалон и Яффо ещё не были им покорены. Он собирался завоевать Египет и положить конец самому государству Фатимидов . Примерно в это время к Атсызу присоединился туркменский эмир Ильденизоглу, ранее служивший Фатимидам . По совету Ильденизоглу в 1076 (1077 ) году Атсыз предпринял поход в Египет с армией из примерно 5—6 тысяч человек — туркменов, курдов и арабов . После 50 дней осады ему удалось завоевать город Риф на границе с Египтом . В конце января 1077 года Атсыз пересёк египетскую границу и подошел к Каиру. Бадр аль-Джамали послал тысячный отряд совершить набег на армию сельджуков, но отряд был разбит . В Каире жители требовали от халифа принять срочные меры для защиты города, но Маад аль-Мустансир Биллах готовился к бегству на корабле по Нилу . За это время визирь Бадр аль-Джамали успел закончить приготовления к обороне. К нему присоединился Бадр бин Хазим со своими двумя тысячами всадниками из племени бени Киляб, вместе с которыми он покинул армию Атсыза .

Атсыз созвал военный совет. Опытные командиры советовали отступить «из-за нехватки солдат», но молодые выступали за битву. В итоге Атсыз принял решение начать сражение. Армия Фатимидов превосходила войско Атсыза по численности . 7 февраля 1077 года состоялась ожесточённая битва . Отец и сын Шоклю, бежавшие в Египет, связались с 700 туркменами в армии Атсыза, которые в ходе боя перешли на сторону Фатимидов . После этого Атсыз, войско которого ещё больше уменьшилась, начал отступать. В это время Бадр бин Хазим напал на лагерь Атсыза и поджёг его. Боевые порядки войск Атсыза смешались, войско разбежалось. Многие были убиты. Атсыз с небольшим отрядом кавалерии с трудом вернулся в Дамаск , один из его братьев погиб, а другой потерял руку .

После поражения

Когда весть о поражении достигла Палестины, чиновники арабского происхождения во многих городах и замках Палестины и Сирии подняли восстание против Атсыза. Они снова начали читать хутбу от имени Фатимидов. Таким образом, эмир потерял контроль почти над всеми городами и замками в Палестине и Сирии . Только Дамаск остался верен Атсызу , потому что, отправляясь в Египет, он оставил управлять городом одного из своих братьев, Джавли. Атсыз отблагодарил Дамаск, освободив его жителей на год от налогов .

Направляясь в Каир, Атсыз оставил своих жен, детей и казну в Иерусалиме. В этом городе мятежниками руководили кади и шухуды . Жены Атсыза подверглись насилию, его детей продали в рабство. Два предложения Атсыза мятежникам сдать город и получить пощаду были отвергнуты . Атсыз усилил свое войско тремя тысячами туркменских всадников, присланных сельджукским султаном, захватил у восставших Иерусалим и жестоко наказал их . Ибн аль-Асир, описывая эти события, писал: «И когда он приблизился к Иерусалиму, его жители укрепились и прокляли его, и он убил их, и завоевал город, и разграбил его, и и убил ещё больше людей, когда достиг мечети аль-Акса , и остановился, только когда достиг Купола Скалы » . Сибт ибн аль-Джаузи уточнял, как Атсыз проник в город: «Некоторые горожане перешли на сторону Атсыза и открыли тайный проход в городских стенах: и показали ему, и он вошел этим путем с воинами с обнаженными мечами, и захватил ворота, и вошло войско». Хронист усточнял, что было убито три тысячи человек . Кади и шухудов, которых к Атсызу доставили связанными, он убил собственноручно . По словам К. Каэна, «он утопил в крови» это восстание . При этом, по мнению Ш. Гата, «действия Атсыза не были жестокостью сами по себе. Его жены были осквернены, его дети оскорблены, его имущество разграблено, а два щедрых предложения о капитуляции были отвергнуты с публично высказанными презрением и насмешками. Он был обязан агрессивно реагировать на такие оскорбления — иначе он был бы объектом презрения и насмешек в глазах всех своих подданных» .

В Иерусалиме Атсыз назначил нового вали по имени Турмуш . Позже он вернул и другие города . Сибт ибн аль-Джаузи сообщал, что население Яффы и Рамлы бежало . После подавления восстания Атсыз отправил в Дамаск много дирхамов , за один динар теперь давали 50 дирхамов вместо 13 .

До султана Мелик-шаха дошли сведения о поражении Атсыза в Египте и слух о смерти эмира. Он назначил сельджукским правителем Сирии и Палестины своего брата, вали Гянджи Тутуша . В 1079 году Тутуш прибыл с армией в окрестности Диярбакыра , где узнал, что Атсыз не погиб в египетской кампании. Он доложил о этом Мелик-шаху . После этого султан отправил Тутушу новый приказ, «не входить в Сирию и Палестину, находящиеся под властью Атсыза, а действовать в регионе Алеппо » .

Смерть

Фатимиды попытались вернуть Палестину и Сирию. В 1077/78 году командующий фатимидской армии Наср ад-Даула аль-Джуюши осадил Дамаск в первый раз, но Атсыз сумел дать отпор. В октябре 1079 года Наср ад-Даула повторил попытку. На этот раз Атсыз с трудом защищал город. Он послал сообщение Тутушу, осаждавшему в это время Алеппо, с просьбой о «неотложной помощи», обещав «отдать ему город». Тутуш со своими войсками отправился к Дамаску. В результате армия Фатимидов была вынуждена снять осаду и отступить в Египет. Через некоторое время Тутуш прибыл в Дамаск, Атсыз встретил его на лугу Азра недалеко от города. Однако эмир уже сожалел о том, что позвал Тутуша, и пытался не передать ему город. Тутуш, обнаружив это, арестовал Атсыза . Возможно, сельджукидом руководило чувство зависти к предыдущим победам эмира . Как предлог было озвучено, якобы, имевшее место опоздание Атсыза на встречу Тутуша. Атсыз и его брат Джавли были обвинены в заговоре , а через некоторое время Атсыз был задушен тетивой лука , а Джавали обезглавлен . Таким образом, Тутуш захватил Дамаск и основал государство Сирийских сельджуков . Для укрепления своего положения Тутуш женился на вдове убитого им Джавли, которая была жительницей Дамаска, Сафват аль-Мулюк .

Личность

Завоевав большую часть Сирии и Палестины, Атсыз получил лакаб Мелик аль-Муаззам ( араб. الملك المعظّم ‎, тур. el-melikü’l-muazzam ) . В сокровищнице Атсыза после его смерти было найдено много драгоценных камней, жемчуга, 10 000 золотых и 200 золотых изделий . По мнению А. Севима, Атсыз был одним из самых ценных и опытных эмиров государства Сельджуков. Либо поэтому, либо из-за того, что он происходил из того же племени кынык, что и семья сельджуков, его казнили методом, используемым при казни членов династии ; Атсыз отличался религиозной терпимостью ; он всегда справедливо относился к населению земель, которыми управлял, уменьшал или вообще отменял высокие налоги .

Цитадель Дамаска , по сообщениям Ибн Асакира и Ибн Каcира , была заложена Атсызом, который построил в 1077-78 году небольшую крепость (Ибн аль-Каланиси и аль Мукаддаси приписывают начало строительства фатимидскому вали города и относят событие к 1068 году или концу X века, соответственно) .

Комментарии

  1. Аз-Захаби называл эмира Атсыз бен Абак аль-Хорезми эт-Турки, Ибн аль-Азрак аль-Фарики — Атсыз бен Абак аль-Хорезми, — Атсыз бен Увак аль-Хорезми, Ибн аль-Каланиси и — Атсыз бен Увак, Ибн аль-Джаузи и его внук Сибт ибн аль-Джаузи — Атсыз эт-Турки, — Атсыз, Ибн Асакир и Михаил Сириец — Аксир, Матвей Эдесский — Ахсис .
  2. «средство для жизни», «кормление» — содержание в виде денег или дохода с земельного владения.
  3. «свидетели», назначались кади, были его доверенными лицами, участвовали в заседаниях суда
  4. С. Монфериоре (не указывая источников) утверждал, что ворота открыла одна из наложниц Атсыза .

Примечания

  1. , s. 63.
  2. , S. 91.
  3. , S. 92—93.
  4. , p. 409.
  5. , p. 5.
  6. , p. 28—29.
  7. , Империя Великих Сельджуков в период правления султана Меликшаха (1072—1092) Апогей могущества и предпосылки упадка..
  8. , s. 44.
  9. .
  10. , p. 2.
  11. , s. 33.
  12. , L’intervention des Turcs en Syrie centrale et méridionale.
  13. .
  14. , s. 51.
  15. , s. 52.
  16. , s. 33—34.
  17. , s. 34.
  18. , s. 35.
  19. , p. 156.
  20. .
  21. , p. 34—36.
  22. , s. 36.
  23. , La fin de la domination fatimide sur Damas.
  24. , p. 85.
  25. , s. 24.
  26. , s. 37.
  27. , s. 38.
  28. , s. 39.
  29. , s. 40.
  30. , s. 41.
  31. , p. 151.
  32. , s. 42.
  33. , s. 1220.
  34. , с. 191 (комм. 7).
  35. , p. 8.
  36. , s. 42—43.
  37. , Атсыз: чудовищное разграбление.
  38. , p. 9.
  39. , S. 133.
  40. , с. 101—102.
  41. , s. 45.
  42. , p. 16, 37-38.

Литература

  • Запорожец В. М. . — М. : Воениздат , 2011. — 295 с. — ISBN 978-5-203-02125-0 .
  • Семёнова Л. А. Из истории фатимидского Египта. — М. : Наука , 1974.
  • Себаг-Монтефиоре С. . — Litres, 2017. — 1230 с. — ISBN 978-5-04-078563-6 .
  • Basan O. A. . — N. Y. : Routledge , 2010. — ISBN 978-1-136-95393-4 .
  • Beihammer A. D. (англ.) // Speculum . — Chicago: University of Chicago Press , 2011. — Vol. 86 , iss. 3 . — P. 597–651 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  • Bianquis Th. // Damas et la Syrie sous la domination fatimide (359-468/969-1076) : essai d'interpretation de chroniques arabes medievales. — Institut Français du Proche-Orient, 1989. — Vol. 2. — P. 617—652.
  • Brand Ch. M. // Dumbarton Oaks Papers. — Washington: Dumbarton Oaks , 1989. — Т. 43 . — С. 1–25 . — ISSN . — doi : . — JSTOR .
  • Cahen Cl., Cahen M. // Byzantion . — 1946. — Т. 18 . — С. 5–67 . — ISSN . — JSTOR .
  • / Cahen Cl. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / edited by H. A. R. Gibb ; J. H. Kramers ; E. Lévi-Provençal ; ; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by S. M. Stern (pp. 1—330), C. Dumont and R. M. Savory (pp. 321—1359). — Leiden : E.J. Brill , 1986. — Vol. 1. — P. 750—751. (платн.)
  • Den Heijer J., Yeshaya J. // Al-Masāq. — Milton Park: Routledge, 2013. — Т. 25 , вып. 2 . — С. 155–183 . — ISSN . — doi : .
  • Gat S. The Seljuks in Jerusalem // / Yaacov Lev. — Leiden: Brill , 2002. — P. 1—39. — ISBN 978-90-04-12543-8 .
  • Gil M. The invasion of Turkomans // . — Cambr. : Cambridge University Press , 1997. — P. 409—414. — ISBN 978-0-521-59984-9 .
  • Greenstone J. H., Solomon ben Joseph ha-Kohen. (англ.) // The American Journal of Semitic Languages and Literatures. — Chicago: University of Chicago Press, 1906. — Vol. 22 , iss. 2 . — P. 144–175 . — ISSN . — JSTOR .
  • Karakuş N. Kudüs Fatihi Atsız b. Uvak Et-Türkî (тур.) // Diyanet İlmi Dergi. — An. : Diyanet İşleri Başkanlığı , 2022. — C. 58 , sayıl. 3 . — S. 1207—1230 . — ISSN .
  • . (венг.) // Acta Orientalia Academiae Scientiarum Hungaricae. — Academia Kilado, 1961. — Köt. 13 , kiad. 1/2 . — O. 89–94 . — ISSN . — JSTOR .
  • Sevim A. Uvakoğlu Atsız // Ünlü Selçuklu komutanları : Afşin, Atsız, Artuk, ve Aksungur. — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi , 1990. — S. 33—45. — 115 S. — ISBN 978-975-16-0248-0 .
  • Sevim A. Anadolu Fatihi Kutalmışoğlu Süleymanşah. — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1990. — 59 S. — ISBN 975-16-0239-4 . — ISBN 978-975-16-0239-8 .
  • Sevim A. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1991. — C. 4 . — S. 92—93.
  • Sevim A. Suriye ve Filistin : Selçukluları tarihi. — 3 Baskı. — Ankara: Türk Tarih Kurumu Basimevi̇, 2000. — 293 S. — ISBN 975-16-0146-0 .
  • Stasolla M, Scandizzo P. L. The Damascus Citadel “Revisited”: Historical Puzzles and Modern Interpretations. — Rome, 2020.
  • Sümer F. Oğuzlar (Türkmenler). — An. : Ankara Üniversitesi basimevi , 1972. — 537 S. — (Ankara Üniversitesi Dil ve Tarih-Coğrafya Fakültesi yayınları).
  • شمري، غانم شيحان جويعد الخليل (Шамри, Ганем Шихан Джувейд Аль-Халил). . — Dimashq: Dār al-Ẓāhirīyah lil-Nashr wa-al-Tawzīʻ, 2020. — 400 с. — ISBN 978-9921-718-25-6 .
Источник —

Same as Атсыз бен Увак