Interested Article - Двунадесятые праздники

Двунадеся́тые пра́здники (также дванадесятые праздники ) — двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии . Посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы , входят в число великих праздников , в Типиконе отмечены красным крестом в полном круге . Имеют свои предпразднства, попразднства и отдания .

Перечень и типы праздников

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября ):

Успение Пресвятой Богородицы Преображение Господне День Святой Троицы Вознесение Господне Вход Господень в Иерусалим Благовещение Пресвятой Богородицы Сретение Господне Крещение Господне Рождество Христово Введение во храм Пресвятой Богородицы Воздвижение Креста Господня Рождество Пресвятой Богородицы


Большинство двунадесятых праздников непереходящие , то есть имеют фиксированную дату. В зависимости от тематики, все двунадесятые праздники являются либо Господскими , либо Богородичными — Господские по статусу выше Богородичных. В богослужении это проявляется следующим образом: если Господские праздники попадают на воскресный день, то поётся одна только праздничная служба, воскресная отменяется, а в Богородичные праздники службы соединяются, при этом приоритет имеет воскресная служба. Кроме того, на Литургии все Господские праздники имеют особые праздничные антифоны и входные стихи, а на вечерне в сам день праздника — торжественный вход с кадилом ради Великих прокимнов .

Двенадцать великих праздников христианства и главнейший праздник — Пасха
Двенадцать великих праздников христианства и главнейший праздник — Пасха

Структура праздников

Кроме самого дня праздника, почти все двунадесятые праздники имеют дополнительные особые дни:

  • предпразднство — это дни, подготавливающие верующих к празднику;
  • попразднство — продолжение праздника;
  • отдание — заключительный день попразднства — на богослужении повторяется большинство песнопений праздничной службы.

Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Все двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением:

  • Рождества Христова — 5 дней предпразднства, в связи с тем, что Рождество — самый большой из двунадесятых праздников;
  • Богоявления — 4 дня предпразднства, ибо Богоявление — второй после Рождества двунадесятый праздник;
  • Входа Господня в Иерусалим — нет ни предпразднства, ни попразднства в связи с началом Страстной седмицы ;
  • Вознесения Господня — нет предпразднства, так как сам праздник стоит на следующий день после отдания Пасхи, которая выше всех праздников (праздников Праздник и Торжество из торжеств), поэтому предпразднство Вознесения «не помещается» на своё место ;
  • Дня Святой Троицы — нет предпразднства.

Число дней попразднства бывает неодинаковым — от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим, или к дням поста . Последний день попразднства носит название отдания праздника и отличается от остальных дней попразднства большей торжественностью богослужения, имея в службе бо́льшую часть песнопений и молитв самого праздника.

Богослужение

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных , где расположены службы святым и праздникам на каждый день года. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях Постной и Цветной, где записаны все богослужения пасхального цикла.

В период предпразднства на службах, посвящённых рядовым дням Минеи, начинают появляться песнопения грядущего великого праздника, всё увеличиваясь в количестве и достигая кульминации в сам день праздника, когда поются только одни эти праздничные песнопения. В дни попразднства содержание служб опять возвращается к святым и событиям Минеи, но также имеют место и праздничные песнопения, количество которых все уменьшается, а в день отдания праздника снова преобладают.

На всенощном бдении двунадесятых праздников служится Великая вечерня , но на Рождество Христово, Богоявление и Благовещение — Великое повечерие , а затем утреня .

На праздничном всенощном бдении всех двунадесятых праздников служится лития (что значит «усиленное моление»). На литии поминаются общецерковные и местные святые , произносятся особые прошения об избавлении от всяческих бедствий. В это время поётся особая ектения с многократным «Господи, помилуй». Затем бывает благословение пяти хлебов (в память о евангельском чуде насыщения 5000 человек пятью хлебами), а также пшеницы, вина и елея . Этот обычай идёт с глубокой древности — это освящение «плодов земли», во время которого люди молят Бога о ниспослании изобилия, благоденствия и мира. Во время каждения хлебов трижды торжественно поётся тропарь праздника.

Богослужение двунадесятых Господских праздников

Двунадесятых Господских праздников всего семь.

Особенности богослужения:

  1. Служба Господского праздника будет одинакова в любой день седмицы (даже если праздник выпадает в Воскресный день, то воскресная служба совсем опускается).
  2. Если Господский праздник попадает на воскресенье или понедельник, то на Великой вечерне поётся « Блажен муж », если со вторника по субботу, то « Блажен муж » отменяется.
  3. На литургии поются праздничные антифоны .
  4. На Малом входе добавляется входной стих в речь диакона перед Царскими Вратами , после этого « Приидите поклонимся » не поётся , а поётся тропарь и кондак праздника.
  5. Вместо Святый Боже, в Рождество Христово, Крещение Господне и Пятидесятницу поётся: «Ели́цы во Христа́ крести́стеся, во Христа́ облеко́стеся, аллилу́ия.» , а на Воздвижение Креста Господня: «Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Влады́ко, и Свято́е Воскресе́ние Твое́ сла́вим.»
  6. Имеют особый праздничный отпуст .
  7. В день двунадесятого праздника вечером вечерня совершается с торжественным входом и великим прокимном . Если праздник случается в субботу, то великий прокимен переносится с вечера дня праздника на вечерню самого праздника вместо рядового прокимна.
  8. В отдание праздника на Литургии читается только один рядовой Апостол и одно Евангелие дня.
Богослужение двунадесятых Богородичных праздников

Двунадесятых Богородичных праздников всего пять: Рождество Богородицы, Введение, Благовещение, Успение и Сретение Господне (Сретение имеет некоторые богослужебные особенности Господских праздников, но в большей степени соответствует Богородичным). Все перечисленные праздники непереходящие (неподвижные).

На эти праздники также положено Всенощное бдение. Если праздник выпадает на будни дни и на субботу, то служится служба только празднику, а если на воскресенье , то происходит соединение двух служб — Богородичной и воскресной. Это происходит потому, что нельзя отменять господский праздник, которым является воскресный день, праздником меньшим, пусть даже и двунадесятым, так как Богородица не выше Христа.

Особенности богослужения:

  1. На « Господи, воззвах » поются стихиры праздника.
  2. После прокимна вечерни (« Господь воцарися, в лепоту облечеся ») читаются паремии праздника.
  3. На Благословении хлебов трижды поётся тропарь праздника.
  4. На « Бог Господь » воскресный тропарь поётся дважды, на « Слава и ныне » тропарь праздника.
  5. Полиелей , величание празднику с избранным псалмом и тропари воскресные по непорочных .
  6. Антифоны воскресные текущего гласа, но прокимен и Евангелие праздника.
  7. После Евангелия поётся « Воскресение Христово видевше »
  8. Воскресная стихира по Евангелии заменена стихирой праздника.
  9. Каноны поются: воскресный и оба канона празднику (Богородице).
  10. После 3-й песни Канона кондак воскресный, по 6-й Богородицы.
  11. Припевы по 8-й песни не поют, а читают « Честнейшую ».
  12. « Свят Господь Бог наш » не отменяется.
  13. После Великого славословия тропарь только воскресный.
  14. На Литургии по входе « Воскресый из мертвых… », а не « молитвами Богородицы ».
  15. Прокимен, Апостол , аллилуиарий , Евангелие и запричастный стих — сначала воскресный, затем праздника.
  16. « Достойно есть » заменяется задостойником .
  17. На славлении после отпуста , или по заамвонной молитве, тропарь, кондак и величание праздника.

Служба Сретения имеет лишь два отличия, приближающих этот Богородичный праздник к Господским:

  1. Праздничный отпуст, начинающийся словами: "Иже во объятиях праведнаго Симеона носитися изволивый нашего ради спасения Христос, истинный Бог наш: " — но в воскресный день он заменяется словами: «Воскресый из мертвых…»
  2. Во время Литургии на малом входе есть входный стих: «Сказа́ Господь Спасение Своё, пред языки откры́ Правду Свою.»

Иконография

Иконы двунадесятых праздников в храмах, где есть полный иконостас , принято размещать во втором снизу ряду, между местным и деисусным рядами; если храм освящён в честь одного из двунадесятых праздников, то соответствующая икона бывает и в местном ряду.

См. также

Примечания

  1. Дни в данной статье указаны так, как принято в бытовом обиходе современной РПЦ , то есть указано число по юлианскому календарю (старому стилю) и затем дата, которой данное число соответствует по григорианскому счислению в XX и XXI веках . При этом надо иметь в виду, что лишь часть поместных православных церквей (или юрисдикций — см. Старостильные церкви ), в том числе Русская , продолжает придерживаться юлианского календаря; большинство же иных, включая Константинопольскую , перешли в XX веке на новоюлианский календарь . Для таких церквей первая указанная дата есть день празднования по григорианскому календарю.
  2. Далеко не все Господские и Богородичные праздники являются Двунадесятыми и Великими ; некоторые из них являются средними и даже малыми праздниками.
  3. Типикон (Москва, 2002 г., стр. 1019 ҂ аѳ҃ι) в среду 6-й седмицы по Пасце (отдание праздника Пасхи) предусматривает пение трёх канонов: Пасхи со ирмосом на 6, слепаго на 4 и предпразднства Вознесения на 4. Однако во многих храмах совершается только пасхальное богослужение.
  4. / А. А. Лукашевич // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов . — М. : Большая российская энциклопедия, 2004—2017.
  5. Лития, по Уставу, должна служиться на всех Всенощных бдениях, без исключения. Но в русской приходской практике лития служится очень часто только под двунадесятые и престольные праздники.
  6. На архиерейских службах поётся с припевом второго праздничного антифона случившегося праздника.
  7. если в этот день не случится никаких других праздников

Литература

Источник —

Same as Двунадесятые праздники