Interested Article - Студийский устав

Студи́йский уста́в — набор правил и указаний, определявший порядок служб и регламентировавший использование основных богослужебных книг в византийской литургической традиции IX—XIV веков. Своим происхождением устав обязан преподобному Феодору Студиту (ум. 826), настоятелю Студийского монастыря .

История

После смерти преподобного Феодора его устав был кратко записан неизвестным лицом, в промежуток между половиною IX и половиною X века. В устав Афанасия Афонского (ум. 980 г.) студийская запись вошла в переработанном и дополненном виде.

В половине XI века появилась полная запись Студийского устава, известная под именем Устава патриарха Алексия ; но он был написан не для Студийского, а для Успенского монастыря, основанного этим патриархом близ Константинополя. Устав патриарха Алексия не дошёл до нас в подлиннике, но сохранился в нескольких позднейших славянских списках. Древнейшие из них — синодальный список XII века, типографской библиотеки — того же времени, и Санкт-Петербургской духовной академии — XIII века. Для своего устава Алексий пользовался, кроме Студийских записей, правилами древних устроителей монашеской жизни, обычаями церкви, порядками службы и быта других монастырей, в особенности Студийского. С устава патриарха Алексия были сделаны списки для других монастырей, так или иначе применённые к местным условиям. Из Константинополя Студийский устав был принесён святым Афанасием Афонским (X век) на Афон . В Южной Италии в итало-греческих областях действие его продолжалось до вытеснения оттуда греческого обряда и замены его латинским (за исключением монастыря Гроттаферрата ).

В Русской церкви Студийский устав был введён преподобным Феодосием Печерским около 1070 года в Киево-Печерской лавре , откуда он распространился и в другие монастыри, с некоторыми изменениями, идущими, вероятно, от самого преподобного Феодосия.

Студийский устав сохранялся в Русской церкви до конца XIV века, когда был вытеснен Иерусалимским , но по местам оставался в силе гораздо дольше, как показывают списки его, относящиеся к концу XIV и XV веков. В некоторых русских монастырях он действовал до XVIII века. По свидетельству патриарха Нектария, на Синае он употреблялся в XVII веке.

В Украинской грекокатолической церкви Студийский устав был возрождён в конце XIX века. По данным на 2015 год студиты-грекокатолики насчитывают 92 монаха и 8 монастырей на Украине, в Италии и Канаде.

Особенности Студийского устава

Разные варианты Студийского устава отличаются от Иерусалимского , и от более древних египетских уставов, менее строгими правилами богослужебной и бытовой монашеской жизни. Монахам дозволялось самовольно избирать себе игумена , изгонять его из монастыря и самим уходить в мир ( церк.-слав. міръ ) с оставлением монашеских обетов , ослаблялись посты .

Служба по Студийскому уставу — короче и не так торжественна (как по Иерусалимскому). В ней меньше кафизм , нет часов в праздники , на воскресной утрени отсутствуют Непорочны . Нет малой вечерни , всенощного бдения и великого славословия , минимум Марковых глав. Проскомидия совершалась диаконом ; в седмичные дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершалась ежедневно . Преобладала студийская гимнография .

Некоторые редакции Студийского устава

  • « Начертание устройства Студийского монастыря » (Ипотипосис) ,
  • « Устав святого и блаженного отца нашего Афанасия » (Диатипосис),
  • Синайский канонарь (Святогробско-Студийский) ,
  • Ктиторские Студийские Типиконы ,
  • Преп. Феодосия Печерского, озаглавленный: « Уставьник расматряяй о брашьне же и о питии мнихом и вьсяцемъ ином чиноу и о пребываниях и в церкви и вьсьде (везде), уставлен убо не по писанию в манастыри студиистемь преподобнымь отцемь нашим исповедьникъмь Феодоръмь, бывъшимь в нём игуменом, предан же писанием от Альксия святого и вселеныя патриарха в поставленемь им манастыри в имя Божественыя Матере »,
  • Типикон Криптоферратского или Кроммаферратского монастыря,
  • Типикон Николо-Касулянского монастыря, основанного на восточной оконечности Калабрии ,
  • «Типикон Иоанна Постника»,
  • Евергетидский Типикон, то есть монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в предместье Константинополя.

Примечания

  1. Дата обращения: 7 июня 2016. 27 марта 2019 года.
  2. Кашкин А. С. Устав православного богослужения. Учебное пособие по Литургике. — Саратов, 2010. — С. 150
  3. . Дата обращения: 7 июня 2016. 3 августа 2016 года.
  4. . Дата обращения: 7 июня 2016. 3 августа 2016 года.
  5. . Дата обращения: 7 июня 2016. 3 августа 2016 года.

Литература

  • Одинцов Н. Ф. — Санкт-Петербург: И. Л. Тузов, 1881. — [4], 300 с.
  • Дмитриевский А. А. // Православный собеседник . 1882. Ч. 1. — С. 138—166; С. 252—296; Ч. 2. — С. 346—373; Ч. 3. — С. 149—167; С. 372—394; 1883. Ч. 2. — С. 345—374; Ч. 3. — С. 198—229; С. 470—485.
  • Мансветов И. // Прибавления к Творениям св. Отцов. 3. — № 34. — 1884. — 77 с.
  • Мансветов И. Д. Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви. — М. : тип. Э. Лисснера и Ю. Романа, 1885. — 448 с.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1901. — Т. XXXIa. — С. 852—853.
  • Пентковский А. М. Студийско-Алексеевский Устав в богослужебной традиции Древней Руси // Рукописные собрания церковного происхождения в библиотеках и музеях России / Сборник докладов конференции (Москва, 17-21 ноября 1998 г.). — М., 1999. — С. 112—120.
  • О соотношении певческих книг эпохи Студийского устава: Триоди, Постные Стихирари и богослужебные певческие сборники // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 2000 г. / Гл. ред. В. Н. Воробьев, прот. — М. : Изд-во ПСТБИ, 2000. — 548 с. — С. 514
  • Пентковский А. М. // Журнал московской патриархии . 2001. — № 5. — С. 69-80.
  • Пентковский А. М. — М. : Издательство Московской патриархии, 2001. — 429 с.
  • Щепёткин А. В., диакон // Теология в научно-образовательном пространстве: религия, культура, просвещение. Сборник статей региональной конференции (Екатеринбург, 24-25 октября 2019 г.). — Екатеринбург: Миссионерский институт, 2019. — 368 с. — С. 331—346.
  • Желтов М., свящ. Студийский устав // Православная энциклопедия . — М. , 2022. — Т. LXVI : «Стаднюк — Суздальский Александровский мужской монастырь». — С. 623-624. — 752 с. — ISBN 978-5-89572-073-8 .
Источник —

Same as Студийский устав