Суппилулиума II
- 1 year ago
- 0
- 0
Седа́лен ( др.-греч. Κάθισμα ) — песнопение в богослужении Православной церкви.
Название образовано от глагола др.-греч. κᾰθίζω — сажать, усаживать, садиться, сидеть . В древности во время пения седальнов допускалось сидеть во время богослужения, от этого и происходит название. Песнопение с противоположным седальну значением — акафист ( др.-греч. Ἀ-κάθιστος — неседален ). Седальны входят в чинопоследования повечерия и утрени , отпеваний , панихиды , молебнов и соборования . Тексты седальнов помещены в книгах: Октоих , Постная и Цветная Триодь , Месячные минеи , Минея праздничная , Минея общая , Требник , Канонник , Молитвослов . Седальны поются чаще всего на утрени: после каждой кафизмы , после полиелея , после третьей песни канона на утрени; после шестой песни канона на малом повечерии; после третьей песни канона на отпевании, панихиде, молебне и соборовании. Каждый седален должен петься либо на один из восьми гласов Октоиха, либо на один из подобнов . Многие тексты седальнов одновременно являются известными тропарями — Кресту («Спаси, Господи, люди Твоя»), мученикам («Чудеса святых Твоих мученик…») и др. В февральской и майской службах Обретения главы Иоанна Предтечи (24 февраля и 25 мая) седален и тропарь используются взаимообразно: февральский седален является майским тропарём и наоборот — майский седален выполняет функцию тропаря в феврале. На практике, как правило, любые седальны читаются. Пример богородичного седальна: О Тебе радуется .