Interested Article - Илия Печерский

Прп. Илия из града Мурома

Илия́ Пече́рский ( преподобный Илия́ Му́ромец ) — инок Киево-Печерского монастыря . Святой Русской православной церкви , почитается в лике преподобных , память совершается 28 сентября ( 11 октября ) в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и 19 декабря ( 1 января ).

Считается возможным прототипом былинного Ильи Муромца .

Былинный Илья Муромец или святой Илия Киево-Печерский?

Илия Печерский, считающийся некоторыми исследователями и русским православием прототипом былинного персонажа, в молодости был силачом по прозванию «Чоботок», родом из села Карачарова (впервые в письменных источниках упоминается в XVII веке) близ Мурома . Некоторые историки XIX века высказывали предположение, что его родиной могли быть Карачев и Моровск . По легенде, Чоботок был богатырём и носил своё прозвище с тех пор, как однажды отбился от врагов чоботом — то есть сапогом .

Чоботок принял монашество в Киево-Печерской лавре под именем Илия и был причислен к лику святых как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 году) . Илия Печерский скончался около 1188 года. Память по церковному календарю — 19 декабря (1) января .

Первые письменные сведения о нём относятся к 1630-м годам; ранняя православная традиция относит жизнь Илии к XII веку; XI—XII веками датируют погребение исследователи. В 1594 году посол римского (германского) императора Эрих Лассота сообщает в своих записях о гробнице и мощах .

В Муроме существуют многочисленные предания об Илии; его потомками считаются муромляне Гущины, наследственно обладающие большой силой (так, одному из Гущиных, жившему в конце XIX века, даже было запрещено участвовать в кулачных боях ). Изба Илии, как считается, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где ныне стоит дом одного из Гущиных; рядом находится Троицкая церковь, которую Илия, по преданию, сложил лично, таская из реки стволы дуба-топляка [ источник не указан 1385 дней ] .

Мощи Илии Печерского

Мощи Илии Печерского

В настоящее время мощи Илии Муромца покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Часть мощей Илии — средний палец левой руки — находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома.

В 1988 году Межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Останки датированы XII веком. Исследования мощей показали, что это был крупный человек и имел рост около 177 см (высокий рост для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет был парализован). Кости черепа Илии имеют необычно большую толщину, а запястья и ключицы значительно крупнее, чем в среднем у людей . Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40—45 лет . Возможно, это произошло в январе 1203 года, во время разорения Киева и Киево-Печерской лавры русско-половецкой ратью князя Рюрика Ростиславича .

Реконструкция облика Илии Печерского по черепу (метод Михаила Герасимова , выполнена Сергеем Никитиным )

Мумия преподобного Илии лежит в молитвенном положении, сложив пальцы правой руки двуперстно . Для противников реформ Никона этот факт был аргументом в пользу старого двуперстного сложения . Так, священник Иоанн Лукьянов , посетивший Киев проездом на пути в Иерусалим в 1711 году, описал мощи преподобного следующим образом:

Февраля во 2 день, в праздникъ Стрѣтения Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, пошли в Печерской монастырь. И пришли в соборную церковъ, и помолилися чюдотворному образу. И пошли во Антониеву пещеру, и тут видѣли преподобныхъ отецъ в нетленныхъ плотѣхъ — что живыя лѣжат! И толь множество ихъ, что звѣздъ небесныхъ, все яко живы лежат — дивное чюдо! Тако Богъ прославилъ своихъ угодниковъ, боящихся его. Видехомъ и младенцов нетлѣнных, лѣжащих тут же.

Видѣхом храбраго воина Илию Муромца в неистлѣнии под покровом златымъ: ростомъ яко нынѣшние крупные люди; рука у него левая пробита копиемъ, язва вся знать, а правая ево рука изображена крестным знамениемъ и сложениемъ перстъ, какъ свидетелствует Феодорит Блаженный и Максим Грекъ , крестился онъ двемя персты — тако тѣперево ясно и по смерти ево плоть мертвая свидѣтелствуетъ на обличение противниковъ. И тутъ, в той же пещере, преподобный Иосифъ такое же изображение в перстахъ имать. Что уже болѣ того свидетелства, что нагия кости свидѣтелствуютъ?! Мы уже и кои с нами были достовѣрно досматривали сами и дерзнули: Поднимали ихъ руки и смотрили, что сложение перстовъ — два перста и разгнуть нелзя, разве отломить, когда хощет кто разгнуть.

Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701—1703. М., 2008.

Память

Местное почитание преподобного Илии началось в конце XVII века, когда печерский архимандрит Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер . Общецерковное почитание началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине XVIII века включать в общецерковные месяцесловы имена ряда киевских святых .

Илия Муромец считается святым покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Пограничной службы России .

В честь святого освящены несколько православных храмов, в том числе церковь в посёлке Власиха (Одинцово-10) в Московской области , в Днепре ( Украина ) .

Памятник Илие Муромцу Печерскому в 2018 году установлен в Рубцовске .

Примечания

  1. // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона . — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп. — Т. 1—2. — СПб. , 1907—1909.
  2. «В связи с былинными отношениями И. к Чернигову и со старинными прозвищами И. Муромца (Murawlenin y Кмиты Чернобыльского 1574 г., Morowlin y Ляссоты, Murawitz y Луиса де Кастильо и пр., о чем см. „Этнографическое Обозрение“, III, 204; V, 248) высказано было предположение о древнейшем прикреплении И. Муромца к черниг. городу Моровску (Маровийску) и к г. Карачеву (см. „Экскурсы“, стр. 181—190), предшествовавшем приурочению богатыря к Мурому и с. Карачарову.» / // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. . w.histrf.ru . Дата обращения: 29 августа 2021. 29 августа 2021 года.
  4. . hram-troicy.prihod.ru . Дата обращения: 29 августа 2021. 29 августа 2021 года.
  5. . Православие.Ru . Дата обращения: 30 июня 2019. 30 июня 2019 года.
  6. . Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» . из оригинала 29 сентября 2019 . Дата обращения: 9 мая 2020 .
  7. . РИА Новости (1 января 2018). Дата обращения: 9 мая 2020. 6 января 2020 года.
  8. . Новости. Первый канал (11 сентября 2008). Дата обращения: 9 мая 2020. 14 июля 2017 года.
  9. Лопухина Е. В., Флоря Б. Н. , Сухова О. А. // Православная энциклопедия . — М. , 2009. — Т. XXII : « Икона Иннокентий ». — С. 307—315. — 752 с. — 39 000 экз. ISBN 978-5-89572-040-0 .
  10. / изд. подготовили Л. А. Ольшевская, А. А. Решетова, С. Н. Травников; отв. ред. А. С. Дёмин. — М. : Наука, 2008. — 691 с. — (Литературные памятники). — ISBN 978-5-02-034399-3 . 11 декабря 2022 года.
  11. . www.kp.ru. Дата обращения: 30 июня 2019. 30 июня 2019 года.
  12. . Дата обращения: 6 августа 2013. 16 мая 2013 года.
  13. . Комсомольская правда. Барнаул (08.05.2018). Дата обращения: 28 мая 2019. 28 мая 2019 года.

Литература

Источник —

Same as Илия Печерский