Чапман, Анна Васильевна
- 1 year ago
- 0
- 0
Анна Васильевна (— 14 апреля 1501 ) — великая княгиня рязанская , супруга великого князя рязанского Василия Ивановича , единственная дочь великого князя московского Василия Тёмного от брака с боровской княжной Марией Ярославной .
После смерти отца в 1462 году заботу о ней принял на себя старший брат — Иван III Васильевич . Унаследовав от отца ум, властолюбие и настойчивость, Анна Васильевна рано научилась скрывать свои намерения и подчинять своему влиянию других людей .
Анна Васильевна воспитывалась у брата вместе с наследником рязанского престола. Когда они подросли, у Марии Ярославны , вдовствующей царицы, появилась мысль поженить Анну и Василия . Она употребила всё своё влияние на сына — Ивана III , чтобы тот отсрочил присоединение Рязани к Москве , ссылаясь на то, что не пристало-де великому князю московскому родниться со своим служилым князем- боярином , когда есть возможность выдать сестру за великого князя рязанского.
Иван III внял этому доводу и — неожиданно для всех — отпустил 16-летнего Василия Ивановича летом 1464 г. в Рязань на самостоятельное княжение. « И тоя же зимы ген-варя месяца приеде на Москву и понят за себя сестру великого князя именем Анну, и венчашася в Пречистой на Москве в неделю о блуднем, и на той же недели на память 3-х святитель поиде в свою отчину на Рязань и с княгинею ».
В 1483 году во время обедни в церкви скоропостижно скончался её 35-летний супруг, Василий Иванович . Под предлогом несовершеннолетия их 16-летнего сына, Ивана , Анна Васильевна взяла на себя управление княжеством и повела дело настолько искусно, что вскоре значительно расширила границы Рязанского княжества, достигшего цветущего состояния.
Частыми поездками в Москву Анна Васильевна сумела настолько расположить к себе брата, что тот согласился на присоединение удельного Пронского княжества к Рязани. Но Анна Васильевна не ограничилась лишь этими приобретениями. К югу от пронского удела простиралась никем не заселенная безбрежная «рязанская украина», издавна служившая спорной территорией между Москвой и Рязанью, хотя на самом деле обширные придонские степи, занятые кочевниками, не принадлежали ни той, ни другой. Будучи отрезанной от этих степей Рязанским княжеством , Москва не могла их заселять, но тем не менее в своих договорах с Рязанью обязывала последнюю не заселять их и строго следила за соблюдением этих обязательств. Между тем тайком от Москвы в течение ряда лет эти степи заселялись энергично и с немалым успехом. Великая княгиня отдавала в вотчинное владение своим служилым людям весьма значительные земельные участки придонских степей, а на самом Дону, южнее Данкова , жаловала поместьями «рязанских казаков», то есть одновременно приобретала себе и землевладельцев-дворян, и сторожевое войско. Переселявшиеся в Поле дворяне получали право освобождать именем великой княгини от налогов на 3—7 лет тех из крестьян, которые соглашались остаться в Степи навсегда. Недруги донесли в Москву о тайных действиях Анны Васильевны, но там не захотели верить наветам или не решались делать ей замечания. Однако в августе 1497 года , когда участившиеся доносы усилили подозрительность Ивана III, Анна Васильевна решила отправиться к брату, чтобы лично рассеять его опасения. Летописи отмечают, что встречали её в Москве « с небывалою честью ». Одним из важнейших вопросов её посещения Москвы было по устройству брака её дочери с князем Фёдором Ивановичем Бельским и пробыла она она в столице до праздника Крещения . После, в январе 1498 года, выехала к себе в Рязань о чём летописец оставил запись: " отпустил её князь великий с великою же честию и с многими дарами и проводил ея князь Юрьи с бояры до Угреши ". Провожал её до Николо-Угрешского монастыря племянник, второй сын великого князя Ивана III от брака с Софьей Фоминичной Палеолог — князь Юрий Иванович .
Не менее плодотворной была деятельность Анны Васильевны и во внутреннем управлении княжеством. С запада через степи и с юга Доном шли через Рязань в Москву пути из Европы и Востока. Проезжавших ученых и мастеров Анна Васильевна приглашала селиться в Рязанском княжестве . Таким образом в её правление развивались, возникали вновь разные искусства и ремесла: иконопись, градостроительство, пищальное, ткацкое дело и др. Она строила храмы, украшала существовавшие ранее, заводила богадельни. При ней возведены в Переяславле-Рязанском и храм Бориса и Глеба в с. Дедкове на Оке и др. Она жаловала вотчины и угодья Солотчинскому монастырю , жертвовала в рязанские церкви.
Скончалась в 1501 г. и была похоронена в Успенской соборной церкви рядом с Софьей Дмитриевной , дочерью Дмитрия Донского .
Дети :