Interested Article - Пермь Великая

Пе́рмь Вели́кая ( Пермская земля, Пермское княжество, Пермь Камская ) — историческая область в России и средневековое княжество , в верховодье Камы и в междуречье Камы , Вишеры , Колвы и Язьвы . Межплеменной центр — Чердынь , резиденция верховного князя — Покча , духовный центр — Искор . Археологически княжество охватывало территорию родановской культуры .

Находилось в зависимости от Великого княжества Московского (с 1478 Русского государства ) и, возможно, также формально подчинялось Новгородской республике (до 1471 года) .

Столицы Перми Великой: до 1472 — Чердынь, 1472—1535 — Покча, 1535—1613 — Чердынь, 1636—1708 — Соликамск .

По словам историка Н. Г. Устрялова , Пермью Великой назывались города Чердынь , Сольвычегодск , Соликамск , Кайгород .

По мнению Г. С. Лыткина , эпитет «Великая» связан с ключевой ролью этих земель в экспансии Строгановых за Урал .

Территория

Пермский край в 1579 г., по писцовым книгам И. И. Яхонтова (по С. А. Андрианову)

Княжество располагалось на территории Верхнего Прикамья . Площадь непосредственно самого княжества не превышала 9 тыс. км². Контролировало пространство всей исторической области Пермь Великая — это более 84,6 тыс. км². К северу оно простиралось до волока с верховьев р. Колвы на притоки Вычегды , где граничило с Пермью Вычегодской . К западу территория княжества достигала верховьев Камы и Вятки , где начиналась Вятская земля . На юге княжество контролировало территории до р. Чусовой , земли за которой принадлежали башкирам , подвластным Казанскому ханству . Восточная граница, по Уральскому хребту , — с вогулами ( манси ) — была наиболее беспокойной и часто нарушалась с обеих сторон. Центр княжества располагался в районе слияния рек Колва , Вишера и Кама . Административно делилось на Верхнюю ( Вылісь му ) и Нижнюю ( Улісь му ) земли. Это деление сохранилось и в более позднее время, изменив название на Верхний и Нижний станы Чердынского уезда .

В писцовых книгах XVI и XVII веков , в государевых грамотах и других указах употребляется название « Пермь Великая » — в смысле всей страны, и «Пермь Великая—Чердынь» — в смысле названия главного города страны ( Чердынь ).

В 1623-1624 годах прошла перепись населения Перми Великой, М. Ф. Кайсаровым были составлены писцовые книги. Из Москвы в Пермь Великую прибыл писец Михаил Кайсаров .

В Книге Большого Чертежа ( 1627 г.) встречаются «Пермь Старая» как название города Усть-Вымь на реке Вычегде и «Пермь Малая», или «Пермца», как название одной зырянской волости в Сольвычегодском крае .

Вследствие сбивчивых сведений в первоисточниках весьма трудно определить пределы Перми Великой в тот или другой период. Более или менее установлено, что древняя Пермия вместе с зырянским краем граничила к северу с самодийцами , к востоку с Уральским хребтом и манси , к югу с башкирами и удмуртами , к западу с Великим Устюгом , Вологдой и Белым морем .

В XVI и XVII веках, по словам составителей писцовых книг И. И. Яхонтова и Кайсарова, на территории Перми Великой , то есть на пространстве от реки Чусовой до озера Чусовского, по Каме с её притоками были три округа: Пермский ( Чердынский ) с главным городом Пермь Великая ( Чердынь ) , Усольский , возникший в XV веке , с главным городом Усолье Камское , и Строгановские вотчины .

В XVIII веке эти территории оказались в уездах Чердынском , Соликамском , Пермском и отчасти Кунгурском , Оханском , Глазовском и Слободском — последние два Вятской губернии .

Население

Точная численность населения неизвестна. По данным первой русской переписи этих земель, проведённой дьяком в 1530 году , то есть спустя 25 лет после ликвидации самостоятельности пермского княжества, в Перми Великой было 2145 луков — взрослых мужчин-охотников, владельцев хозяйства, двора. Исходя из этих данных, можно предположить общую численность населения в период самостоятельности — не менее 6 тыс. чел. Историк В. А. Оборин считал, что на территории Родановской культуры IX—XV веков проживали не менее 4,5 тыс. человек .

Население Прикамья издревле занималось охотой, рыболовством и собирательством. Кроме того, на территории северного Прикамья издавна существовала металлургия . Недалеко от современного села Оралово обнаружены литейные формы и тигли для литья меди , относящиеся к X—IX вв. до н. э. ( Ананьинская культура ) . В IX—XV веках территория Перми Великой с точки зрения археологии относилась к Родановской культуре . Представители этой культуры занимались пашенным земледелием, скотоводством, охотой, у них была металлургия железа . Металлургическим центром Родановской культуры было расположенное около современных Березников поселение, известное археологам как Чашкинское . Оно существовало в IX—XIII веках . В послемонгольское время металлургическими центрами Прикамья были расположенные в бассейне реки Зырянки городище Семино и селища Абрамово, Пермяково .

Населённые пункты

Троицкое городище Чердыни .

В исследовании начала XX века названы следующие населённые пункты княжества

Однако археологические раскопки, проведённые в 2001—2008 годах показали, что как Чердынь, так и Искор являлись неукреплёнными святилищами, а не «городками» . Раскопки не выявили ни следов укреплений, ни жилых построек .

Религия

«Убийство епископа Питирима» Миниатюра из Лицевого летописного свода. Голицынский том, стр. 477

Среди населения преобладало традиционное коми-пермяцкое язычество . Неукрепленными святилищами были Чердынь и Искор . В конце XIV века на территорию Прикамья проникает православие . В 1383 году епископ Стефан Пермский был поставлен первым пермским епископом. В летописи это событие описано так: «приде Стефан до митрополита до Москвы для новокрещении пермяки епискупа просити. Пимен митрополит с князем с Дмитрием сразсудив, поставил его Стефана епискупом пермскую землю» . Так как в церковном отношении Пермь Великая относилась к Новгородской епархии , то это привело к конфликту. Новгород дважды посылал в Пермскую землю вооружённые отряды . Вскоре конфликт был улажен — Новгород признал пермского епископа, назначенного Москвой . Хотя никаких документальных свидетельств о пребывании Стефана Пермского на территории Перми Великой нет, он почитался там как основатель пермской епархии . В XV веке пермские епископы были сторонниками Москвы. Пермский епископ Питирим в условиях феодальной войны в Московском княжестве поддержал Василия II , издав в 1447 году вместе с другими церковными иерархами Руси анафему на его противника князя Дмитрия Шемяку . Помощь выразилась также в том, что Питирим в 1450 году послал на защиту от Шемяки Великого Устюга свою паству, а двое пермских сотников были казнены Шемякой .

В 1455 году епископ Питирим попытался крестить население Перми Великой, но был убит в результате набега манси . Новый епископ Иона Пермский «добавне крести» коми-пермяков в 1462 году . П. А. Корчагин считает, что продолжением крещения был Чердынский поход 1472 года, в ходе которого московский отряд разорил коми-пермяцкое святилище в Искоре .

Даже в начале XVI века языческие обряды ещё соблюдались частью населения княжества, о чём свидетельствует послания московского митрополита Симона , датированные 1501 годом и адресованные пермскому духовенству, мирянам, а также «Князю Матвею Михайловичу пермскому» . В послании Симон отмечал, что брак у части населения Перми Великой сохранил нехристианские черты. Он писал: «Яко же слышу о вас, что де у вас поимаются в племени по ветхому и по татарскому обычаю: кто у вас умрёт, и вторы де его брат жену его поимает, и третьи де и брат его того ж де творит; а жены де и ваши ходят простовласы, непокровенными главами» . Митрополит Симон предписывал соблюдать посты, венчаться в церкви, а замужним женщинам ходить с покрытой головой . Вероятно в начале XVI века коми-пермяки поклонялись прежним божествам, в том числе Войпелю . В этой связи митрополит Симон писал: «А кумиром бы есте не служили, ни треб их не принимали, ни Войпелю болвану не молитеся по древнему обычаю, и всех Богу ненавидимых тризнищ не творите идолом» .

Митрополит Симон был недоволен пермским духовенством, которое не слушало наставлений епископа Филофея , управлявшего Пермской епархией в 1471—1501 годах . Этот епископ «не единова посылал к вам свои грамоты о том же, поучая вас, чтобы есте от раноядия и от питья воздержались, а детей бы своих духовных новокрещёных христиан учили всяко закону Божию, вере христианской: и вы де и о всех сих небрегосте и от епископа своего божественных писаний поучения не внимаете» .

Топоним

Происхождение топонима «Пермь» является предметом . Первая версия была предложена в 1730 году Ф. И. фон Страленбергом , который ошибочно отождествил Пермь и упоминаемую в скандинавских сагах Биармию : «Вторая пристань была в Биармии или в Великой Перми при городе Чердыне» и отметил, что «в Европе суть Великая Пермиа, которую древность Биармаланд называет, и прежде превеликую часть земли в себе заключала» . Гипотеза Пермь-Биармия преобладала в исторических исследованиях вплоть до начала XIX века и была принята, в частности В. Н. Татищевым , М. В. Ломоносовым и Н. М. Карамзиным . В XIX—XX веках эта гипотеза подверглась критике и возникли следующие теории происхождения слова «Пермь» :

  • От финского Perämаа — «задняя сторона» или коми-зырянского Perjema — «отнятая, взятая, унаследованная земля» или от вепсского Perämaa, буквально — «задняя земля», в смысле «Заволочье»;
  • От рäärmа край, окраина. Эту теорию фактически отверг Макс Фасмер , указав, что вывести из слова «парма» «пермь» трудно фонетически;
  • От имени легендарного Перы-богатыря — «место Перы».

Топоним «Пермь/Перемь» в древнерусских текстах до второй половины XIV века упоминается только 6 раз :

  • В Повести временных лет (недатированная часть, созданная в 1113 году) «Пермь» упоминается дважды — в перечне народов « Афетовой части» между чудью и печерой (в форме пермь , все списки) и в списке народов, которые «дань дают Руси» между мордвой и печерой (в форме пѣрмь , только Ипатьевский список);
  • Новгородская четвёртая летопись сообщает, что пермские земли платили дань Новгороду и в 1187 году «избъени быша даньникы Перемьские и Югорьскии , а друзии за Волоком, и паде головъ о сте кметей»;
  • Договор князя Ярослава Ярославича с Новгородом 1264 года ставит Пермь рядом с Югрой и Печорой, причём вводит ранее не упоминавшийся топоним «Колопермь» в списке новгородских владений: А̇ се волости новгородьскꙑе̇ · Бежиче · Городець · М[ел]ечѧ · Шипино · Е̇гна · Вологда · Заволоцье̇ · Колоперемь · Тре · Перемь · Ю̇гра · Печера ;
  • Пермь и Колопермь указаны в списке новгородских владений в грамоте 1304—1305 годов: А се волости новгородьскꙑꙗ · Бѣжицѣ · Городьць · Мелеча · Шипино · Ѥгна · Волъгда · Заволочиѥ · Голопьрьмь · Тьрѣ · Пьрьмь · Печера · Югра ;
  • В 1324 году в летописи упоминается впервые Пермь Великая в связи с поездкой московского князя Юрия Даниловича в Золотую орду . Согласно летописи «поиде… в Орду, а шёл на Пермь Великую и поиде по Каме реке».

Пермь Великая как город

Топоним «Пермь Великая» в значении названия города упоминается в ряде исторических документов XVI — начала XVIII веков , однако, существование этого города учёными-историками не признаётся (см. раздел « »).

Исторические документы

В « Записках о Московии » барона Герберштейна , побывавшего в России в первой половине XVI века, есть упоминание о городе:

«Пермiя (Permia), большая и обширная область, отстоит от Москвы на 250 или по другим на 300 миль, прямо на северовосток. В ней есть город того же имени , стоящий на реке Вышере (Vuischora), которая десяти милями ниже впадает в Каму. По причине множества болот и рек туда едва можно доехать сухим путем, разве только зимою; летом же легче совершать этот путь на судах, через Вологду, Устюг и рекою Вычегдою (Vitzechda), которая в 12 милях от Устюга впадает в Двину. Едущим из Перми в Устюг надобно плыть по Вышере; пройдя несколько рек и в иных местах перетаскивая суда землею в другие реки, они приходят к Устюгу, в 300 милях от Перми. В этой области хлеб составляет редкость; подать князю жители Перми ежегодно платят лошадьми и мехами. У них свой язык, а также и свои письмена, изобретённые епископом Стефаном, который окончательно утвердил их в христианской вере (а прежде сего, ещё непроникнутые верою, они содрали кожу с какого то епископа, который принимался было за то же дело).» Записки о Московии (rerum moscoviticarum commentarii) Барона Герберштейна

С 1676 до 1682 года царские грамоты посылались «в Пермь Великую, в Чердынь и к Соли Камской.»

Другое упоминание о таком городе находится в « » , изданном в 1688 году, где он пишет: «Пермь Великая (Permaweliki), Permia Magna, город в провинции Пермской в России, между Двиной на западе и Обью на востоке, располагается на реке Каме.»

В 1708 году Пётр I издал указ « Об Учреждении Губернии и росписании к ним городов. » и Пермь Великую включил в состав Сибирской губернии :

VIII. Сибирская
А в ней города: Тоболеск, Енисейск, Илимской, Тара, Березов, Сургут, Тюмень, Томской, Мангазея, Иркутской, Кузнецкой, Туринск, Нарым, Верхотурье, Якуцкой, Нерчинской, Красный Яр, Пелымь, Кецкой. Поморские: Кунгур, Пермь Великая , Чердынь, Солькамская, Кай городок, Яренск, да ныне приписана вновь Вятка, итого 26, да к Вятке 4 пригородка, всего 30 городов."

В российских официальных документах начала XVIII века также встречается упоминание о городе Пермь Великая, при этом он не отождествляется с Чердынью. Например, в указе Петра I от 18 декабря 1708 года в списке «поморских» городов упомянут город Пермь Великая и через запятую — Чердынь . В приложении к указу от 29 мая 1719 года в списке населённых пунктов созданной Соликамской провинции названы Соль Камская , «Пермь Великая и Чердынь» .

В вышедшей в 1744 году книге дал такие границы Перми Великой (опять назвав город Пермь Великая): «Провинция Пермия ( Permia ) граничит с Зырянами ( Syrianes ) на севере, и с Вологдой на юге; восточная граница, кажется, река Иртыш ( Irtis ), которая впадает в Обь (Oby); главный город Пермь Великая (Permia Weliki). Эта страна населена не намного лучше, чем в прошлом, и люди, как говорят, заняты, главным образом, охотой» .

Упоминание о Перми Великой уже как о сильно разрушенном городе приводится в , изданном в 1736 году.

Карты

Карта Энтони Дженкинсона, 1562 год
Карта России Г. Герритса. 1614 г.
Фрагмент карты Московии Делиль Гийома. 1742 г.

Пермь Великая — как город встречается на многих зарубежных картах.

На карте Энтони Дженкинсона , изданной в 1562 году ( см. рисунок справа ), город Пермь Великая (на карте он называется Permvelick ) расположен у истока реки Вычегда (обозначен специальным «городским» значком). Там же располагал город и известный фламандский географ и картограф Герард Меркатор (1512—1594).

В 1613 году по повелению царевича Фёдора II была составлена картографом Гесселем Герритсом и издана в Амстердаме . В 1614 выполнена этой карты.

На картах в XVIII веке город Пермь Великая (Perma Velikaia) показан стоящим на берегу реки Вишеры , притоке Камы , между современными Соликамском (Solcamskaia) и Чердынью (Surdin). Это отображено у французского картографа Гийома Делиля на карте Carte de Tartarie (карта Тартарии 1706 года) — город La Grande Perme (Пермь Великая), и на карте (1742).

История

Предыстория

Основным первоисточником является Вычегодско-Вымская летопись. Известно, что Прикамье располагалось на пересечении торговых путей. Например, Чердынь, по мнению историков П. А. Корчагина и А. С. Лобановой, располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей :

Великопермское княжество, вассалитет от Москвы 1451 по 1505 ).
Оранжевым цветом Пелымское княжество .

Большинство историков полагает, что первым идентифицированным населением западного Урала были различные финно-угорские народы уральской языковой семьи. В период Великого переселения народов на Урале появились тюркские племена . Значительная часть финно-угорских племён под верховенством венгров покинуло Пермские пределы и переселилось на Дунай . С X века Прикамье находилось под властью волжских булгар и считалось их колонией. Территория Великой Перми в арабских хрониках известна как Верхняя Булгария или страна Вису . Через неё шёл активный торговый путь в Сибирь . Множественные археологические находки на берегах Камы персидских произведений искусства и монет — « Закамское серебро » — свидетельствуют о широких масштабах пушной торговли. Кроме того, на территории Перми Великой (в том числе в её северных районах) очень рано зародилась металлургия. Недалеко от современного села Оралово обнаружены литейные формы и тигли для литья меди , относящиеся к X—IX вв. до н. э. ( Ананьинская культура ) . Археологически Пермь Великая относится к Родановской культуре (IX—XV вв.). Металлургическим центром Родановской культуры было расположенное около современных Березников поселение, известное археологам как Чашкинское . Оно существовало в IX—XIII веках . В послемонгольское время металлургическими центрами Прикамья были расположенные в бассейне реки Зырянки городище Семино и селища Абрамово, Пермяково .

Пермские земли в составе Новгородской республики (XII — первая половина XV веков)

Не позднее XII века пермские земли оказались в зависимости от Новгородской республики и вплоть до 1471 года вместе с Югрой упоминаются как новгородские «волости» в договорах 1264, 1304—1305 и 1471 годов . Известно, что пермские земли, как и югорские уже в XII веке платили Новгороду дань. Новгородская четвёртая летопись сообщает, что в 1187 году «избъени быша даньникы Перемьские и Югорьскии, а друзии за Волоком, и паде головъ о сте кметей» . Из этого сообщения следует, что уже тогда новгородцы посылали в пермские и югорские земли сборщиков дани с местного населения и что местное население порой оказывало им серьёзное сопротивление. Сбор Новгородом дани с Прикамья продолжался и после татаро-монгольского нашествия . В 1322 году Иван Калита «приде из орды, и възверже гнев на Новгород, прося у них серебра Закамьского»

Проникновение русских в Прикамье (XIII—XIV века)

В начале XIII—XIV веках Прикамье использовалось владимиро-суздальскими (а позднее произошедшими от них московскими) князьями как транзитная территория. В низовьях Камы и среднем Поволжье с X века располагалось тюркоязычное мусульманское государство Волжская Булгария . Существует даже версия, что в Верхнем Прикамье уже в XI веке существовали булгарские торговые фактории , но она принята не всеми историками . При раскопках памятников родановской культуры обнаружено очень мало предметов булгарского происхождения. Например, булгарская керамика составляет менее 1 % общей керамической массы родановских поселений Северного Прикамья .

Несмотря на то, что значительная часть археологических памятников (могильников и поселений) верхнего Прикамья была раскопана в дореволюционный период, историк Л. Д. Макаров пришёл к выводу, что уже в XI веке в регион шёл поток предметов из Древней Руси . Например, около современного Чёрмоза были найдены фрагмент рукояти древнерусского меча (единственный аналог такой рукояти украшал меч из Киева IX—X вв.) и обломок каролингского меча .

К северо-западу от Верхнего Прикамья в начале XIII века был основан Великий Устюг , принадлежавший Владимро-Суздальскому княжеству. Из Великого Устюга через верховья Камы проходил путь в Волжскую Булгарию, которым русские князья пользовались. Когда в 1220 году князь Юрий Всеволодович организовал поход на Волжскую Булгарию, то один из его полков был послан «со Устюга на връхъ Камы» . После татаро-монгольского нашествия , разорившего как русские княжества, так и Волжскую Булгарию, использование Прикамья как транзитной территории продолжалось. Когда в 1324 году московский князь Юрий Данилович совершил поездку в Золотую Орду , то он «шёл на Пермь Великую и поиде по Каме реке» . В 1409 году флотилия мятежного новгородского боярина Анфала Никитина совершила поход в Волжскую Булгарию примерно по тому же маршруту, что и князь Юрий Всеволодович в 1220 году: 150 судов пошли по Волге, а 100 во главе с самим Анфалом по Каме .

Княжество (1451—1505 гг.)

Коми-пермяцкие племена Верхнего Прикамья с древнейших времён поддерживали торговые отношения с Поволжьем и странами прикаспийского региона , куда по Каме и Волге шёл прямой речной путь. С запада через Пермь Вычегодскую по притокам Северной Двины отсюда проходил речной путь к Великому Устюгу и Вологде . На восток по Вишере , Лозьве и Тавде лежал путь в Сибирь , который до конца XVI века был главной «Московской» или «Государевой» дорогой за Урал . В Прикамье скопилось большое количество так называемого « закамского серебра » — серебряной посуды из Сасанидского Ирана , Византии и Средней Азии и арабских монет и украшений с зернью и сканью .

В XIII веке монгольское нашествие разгромило Волжскую Булгарию и удельные русские княжества . Множество беженцев самых разных национальностей нашли приют в относительно спокойной и почти незаселённой Пермской земле, защищённой непроходимыми таёжными лесами и болотами . Эта область фигурирует в составе новгородских волостей , но сохраняет определённую самостоятельность: она управлялась своими князьями и лишь платила дань Новгороду пушниной.

В 1451 году великий князь Московский Василий II Тёмный сделал своими наместниками в Перми Вычегодской князя Ермолая и его сына Василия, а другой сын Ермолая Михаил стал вассальным правителем Великопермского княжества . По летописи Ермоличи — родственники великого князя по Верейской линии, но большинство современных авторов считают их местными коми-пермяцкими князьями, возможно, и обрусевшими, так как они были христианами и имели русские имена.

В 1472 году под предлогом оскорблений, нанесённых пермяками московским купцам, Иван III послал в Пермский край московского воеводу князя Фёдора Пёстрого с войском, подчинившего край Великому княжеству Московскому . Фёдор Пёстрый возвёл небольшое русское укрепление в Покче . В том же году впервые упоминались в синодике Чердынского Богословского монастыря имена нескольких пермских князей и княгинь. Иван III до конца своего правления оставлял номинальным правителем края князя Михаила Пермского , фактическим же правителем был пермский епископ Филофей . В 1505 году вместо сына Михаила, Матфея , в Великопермское княжество был прислан наместник князь В. А. Ковёр , «первый от русских князей». Московские князья строили города, давали временные льготы от дани и пошлин .

Пермяки принимали участие в походах московских воевод на югру ( 1483 , 1485 и 1499 гг.) и манси ( 1484 г.); в то же время они сами испытывали опустошительные нападения манси и татар ( 1481 , 1505 , 1531 , 1539 , 1547 , 1572 , 1573 и 1581 гг.). Нападение в 1581 году пелымского князя Кихека с сибирскими , сылвенскими и иренскими татарами, с хантами , манси, удмуртами и башкирами было особенно бедственным для Великой Перми.

Население было сосредоточено главным образом в нижних частях Колвы и Вишеры . От столицы Чердыни во все стороны расходились широкие транспортные водные пути: по Каме — на запад и на юг до Москвы и Каспийского моря , по Колве и, после волока , по Печоре — на север до Ледовитого океана , по Вишере — на восток через Уральские горы и далее в Сибирь, спускаясь по рекам: Ивдель , Лозьва , Тавда , Тобол , Иртыш и Обь — речная Чердынская дорога . В зимнее время грузы перевозились по льду этих же рек. Первая сухопутная Бабиновская дорога (с многочисленными мостами ) в Сибирь была построена уже в 1597 году.

В хозяйственной деятельности большое значение имели охота и рыболовство, а в южных районах (по Каме и Чусовой) — пашенное земледелие. По Никоновской летописи были известны четыре значительных населённых пункта, княжеских резиденций — Искор , Урос , Покча и Чердынь; все они были расположены на Колве.

В составе Русского государства

эмблема Пермской земли, 1626 год
Царский титулярник , эмблема Пермской земли, 1672 год
Великая Пермь (часть). Атлас Всероссийской империи И. К. Кирилова 1722—1737 гг

С XVI века начинает возвышаться над Пермью Старой Вычегодской Пермь Великая. В середине XVI века здесь уже было несколько монастырей, хотя христианство стало распространяться почти на столетие позже, чем в Перми Вычегодской, где первые три монастыря учредил ещё святитель Стефан. Большой вклад в христианизацию Пермского края внёс преподобный Трифон Вятский . Много сделали для заселения и промышленного освоения края Строгановы , получившие в 1517 году от великого князя грамоту на устройство в Сольвычегодске соляных варниц, а в 1558 году — огромные земельные владения в Перми Великой. В XVII веке территория Перми Великой делилась на три уезда — Чердынский, Соликамский и Кунгурский .

В XVII веке на территории Прикамья начались поиски полезных ископаемых. В 1617 году строгановский крестьянин Я. Литвинов сообщил в Москву, что нашёл медь в Соликамском уезде . Уже в 1618 году на месте вела геологические изыскания экспедиция, в которую входили дворянин Ч. Бартенев, подьячий Г. Леонтьев и англичанин-рудознатец Д. Ватер . Экспедиция обнаружила медь и небольшое количество золота . В 1634 году в Прикамье был построен Пыскорский медеплавильный завод , просуществовавший до 1657 года . В его строительстве участвовали 15 саксонцев во главе с А. Петцольтом .

Горнозаводское дело служило главным источником богатств страны, способствовало притоку населения и образованию городов, в том числе губернского города Пермь , основанного у южных окраин Пермского края на территории с преобладанием татар. Город получил своё название в XVIII веке в связи с образованием Пермской губернии .

По вхождении в состав Русского государства Пермь Великая имела различные административные деления:

Правители

Пермь Великая в художественной литературе

Имена и события истории Перми Великой легли в основу сеттинга романа А. В. Иванова « Сердце пармы, или Чердынь — княгиня гор », в котором реальные исторические личности, места и события переплетаются с фино-угорской мистикой и верованиями.

См. также

Примечания

  1. Туркин А. Происхождение названий народов коми // Linguistica Uralica. — Tallinn, 1995. — Т. 31, № 1. — С. 19.
  2. Вершинин Е. Пермь Великая // Родина. — 2001. — №. 11. — С. 37—40.
  3. : [ 7 июня 2020 ] / Г. Н. Чагин // П — Пертурбационная функция. — М. : Большая российская энциклопедия, 2014. — С. 706-707. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 25). — ISBN 978-5-85270-362-0 .
  4. Кривощёков И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. С. 624.
  5. Кривощёков И. Я. Словарь географическо-статистический Чердынского уезда Пермской губернии. Пермь, 1914. С. 399.
  6. . Дата обращения: 24 августа 2019. 6 июня 2020 года.
  7. Устрялов Н. Г. 12 апреля 2021 года. СПб. : Типография штаба военно-учебных заведений, 1842. С. 8-9. Прим. 13.
  8. Лыткин Г. С. 7 июня 2020 года.
  9. (недоступная ссылка)
  10. ( ЭСБЕ )
  11. История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б. В. Личмана. — Екатеринбург: СВ-96, 1998. — С. 116
  12. Майстренко Д. Л., Мельничук Л. Ф. Орловское озеро II — поселение рубежа поздней бронзы и начала железного века в северном Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2015. — № 1 (28). — С. 37 — 44
  13. История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б. В. Личмана. — Екатеринбург: СВ-96, 1998. — С. 78
  14. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Рублев А. В., Скорнякова С. В. Чашкинское II поселение — крупнейший неукрепленный памятник Родановской культуры в Верхнем Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 49 — 50
  15. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Рублев А. В., Скорнякова С. В. Чашкинское II поселение — крупнейший неукрепленный памятник Родановской культуры в Верхнем Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 49 — 50, 56
  16. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Рублев А. В., Скорнякова С. В. Чашкинское II поселение — крупнейший неукрепленный памятник Родановской культуры в Верхнем Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 56
  17. Кривощёков И. Я. Пермь Великая, её живая старина и вещественные памятники.- Пермь, 1911
  18. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 190
  19. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 190—191
  20. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 191
  21. Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века её христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 8
  22. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 192
  23. Корчагин П. А., Шабурова Е. В. Вехи крещения и христианизации Перми Великой XV — начале XVIII в.: археологический и искусствоведческий аспекты // Труды Камской археолого-этнографической экспедиции. — 2009. — № 6. — С. 192—193
  24. Чагин Г. Н. Пермь Великая и первые века её христианизации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 2: История. История Русской Православной Церкви. — 2011. — № 5 (42). — С. 9
  25. Ярослав Пилипчук. (22 февраля 2018).
  26. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 4 — 5
  27. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 5
  28. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 5 — 6
  29. . Дата обращения: 31 октября 2019. 3 ноября 2019 года.
  30. . Дата обращения: 31 октября 2019. 7 июня 2020 года.
  31. Две буквы в грамоте не читаются, в XVIII века « Мелеча »
  32. . Дата обращения: 31 октября 2019. 3 ноября 2019 года.
  33. . Дата обращения: 31 октября 2019. 6 июня 2020 года.
  34. Корчагин П.а. // Вестник Пермского федерального исследовательского центра. — 2013. — Вып. 4 . — С. 4–21 . — ISSN . 11 апреля 2021 года.
  35. runivers.ru 129. С-Пб (1866). Дата обращения: 7 апреля 2021. 10 апреля 2021 года.
  36. . — С-Пб, 1842. — С. 20—134. — 588 с. 10 апреля 2021 года.
  37. Edmund Bohun. . — C. Brome, 1688. — 852 с. 10 апреля 2021 года.
  38. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 11
  39. . runivers.ru 438. Дата обращения: 7 апреля 2021. 12 января 2021 года.
  40. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 11 — 12
  41. Abraham DuBois. . — chez Jacques vanden Kieboom, 1736. — С. 542. 10 апреля 2021 года.
  42. L’Isle de Guillaume. . 19 ноября 2016 года.
  43. Корчагин П. А., Лобанова А. С. Очерки ранней истории Перми Великой: водно-волоковые пути // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2012. — № 1 (18). — С. 133
  44. . Дата обращения: 11 июля 2016. 17 августа 2016 года.
  45. . Дата обращения: 11 июля 2016. 8 августа 2016 года.
  46. . Дата обращения: 11 июля 2016. 18 августа 2016 года.
  47. . Дата обращения: 11 июля 2016. 17 августа 2016 года.
  48. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 5 — 10
  49. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 7
  50. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 7 — 8
  51. Макаров Л. Д. Этноопределяющие маркеры в археологии и проблемы славяно-финского этнокультурного синтеза // Вестник Удмуртского университета. — Серия История и филология. — 2005. — № 7. — С. 129
  52. Головчанский Г. П., Мельничук А. Ф., Рублев А. В., Скорнякова С. В. Чашкинское II поселение — крупнейший неукрепленный памятник Родановской культуры в Верхнем Прикамье // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 53
  53. Макаров Э. Ю., Мельничук А. Ф., Третьяков Д. В. Новые средневековые археологические древности близ г. Чермоза Пермского края // Вестник Пермского университета. Серия: История. — 2011. — № 1 (15). — С. 107—108
  54. Корчагин П. А. Пермь. «Что в имени» // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 4. — С. 8
  55. Феденёв А. А., Белавин А. М. Реконструкция биографии Анфала Никитина (на основе летописных сообщений) // Вестник научной ассоциации студентов и аспирантов исторического факультета Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия: Stadia Historica Jenium. — 2010. — № 1 (6). — С. 22 — 23
  56. На путях из Земли Пермской в Сибирь. Ред. В. А. Александрова. «Наука», М.1989 г.
  57. Белавин А. М. «Серебро закамское» в истории и археологии пермского Предуралья // Вестник Пермского научного центра УрО РАН. — 2013. — № 2. — С. 50 — 58
  58. Космовская А. А. Воеводское управление в Перми Великой в XVII в. // Вестник Пермского университета. — Серия: История. 2012. — № 1 (18). — С. 136
  59. Корепанов Н. С. , Курлаев Е. А. К истории открытия золота на Урале // Известия высших учебных заведений. Горный журнал. — 2013. — № 6. — С. 170
  60. Курлаев Е. А. Роль иностранных специалистов и технологий в формировании геологоразведочной и горнодобывающей отраслей на Урале в XVII — первой четверти XVIII века // Известия высших учебных заведений. — Горный журнал. — 2012. — № 8. — С. 110
  61. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 год., издание Центрального статистического комитета (под редакцией Н. А. Тройницкого).

Литература

  • 100 и 1 документ: нескучные архивные истории. - Пермь, 2020. - С. 8-9: фот. цв.
  • Белавин А. М. // Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь — 2014. — № 9. — С. 4-10.
  • Белянкин Ю. С. Книжное наследие Перми Великой в фондах РГБ // Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе: Труды III международной научной конференции (Мир старообрядчества. Вып. 9.) / Сост. Н. В. Литвина, Ю. С. Белянкин. — М.: Археодоксiя, НКТ, 2019. — 820 с. — С. 54-63
  • Коловарский, Л. Новый список писцовых книг Михаила Кайсарова / Л. Коловарский, Ю. Мельков И На Западном Урале: сборник статей 1951 года. Вып. 1. - Пермь, 1951. - С. 201-208.
  • Морозов Б. Н., Симонов Р. А. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2009. № 1 (35). С. 5-16.
  • Семёнов О. В. / О. В. Семёнов // Известия Уральского государственного университета. — 2004. — № 31. — С. 34-45.
  • Семёнов О. В. Становление и эволюция системы местного управления на Урале во второй половине XV — первой половине XVII в. Екатеринбург, 2006.
  • Семёнов О. В. // Проблемы истории России. — Екатеринбург: Волот, 2008. — Вып. 7: Источник и его интерпретации. — С. 295—333.
  • Чагин Г. Н. Пермь Великая в топонимических доказательствах / Пермский государственный университет . — Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2004. — 100 с. — 200 экз. ISBN 5-8241-0334-8 . (обл.)

Дополнительная литература

  • Шумилов Е. Н. Пермь Великая — Чердынь: Опыт исторической реконструкции. — Пермь, 2005.

Ссылки

  • Вершинин Е. . Архивировано из [www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=196&n=14 оригинала] 9 декабря 2012 года.
  • . Архивировано из 17 августа 2011 года.
  • Владимир Пермяков.
  • L’Isle de Guillaume.
Источник —

Same as Пермь Великая