Рюрик Ростиславич (значения)
- 1 year ago
- 0
- 0
Рю́рик ( др.-сканд. Hrœrekr , Rȳrik , церк.-слав. Рю̀рикъ ; ум. 879 , Государство Рюрика ) — согласно русским летописям и кормчим книгам , варяг и первый правитель Руси (вариант — первый новгородский князь ) и родоначальник русской княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей .
Согласно рассказу, помещённому под 862 годом в « Повести временных лет » и в недатированной части Новгородской первой летописи , Рюрик был приглашён на княжение ( призвание варягов ) племенами чуди , словен , кривичей , мери , а также, возможно, веси . Он стал княжить в Ладоге (по версии Ипатьевского списка «Повести временных лет» ) или в Новгороде (согласно Лаврентьевскому списку «Повести временных лет» и Новгородской первой летописи младшего извода ; археологически Новгород за данный период не выявлен; с древним Новгородом связывается соседнее с ним Рюриково городище ). Вместе с Рюриком пришли его братья Синеус и Трувор . Синеус сел в Белоозере (ныне — Белозерск ), Трувор — в Изборске . После смерти братьев в 884 году Рюрик стал единоличным правителем .
Источником летописного рассказа о призвании варягов во главе с Рюриком считается династическая этиологическая легенда русских князей, согласно которой Рюрик был прародителем княжеского рода, что отражено в древнерусском княжеском именослове , в котором имя Рюрик начинает использоваться с 1060-х годов. Династическая легенда закрепилось в древнейшем русском летописании и древнерусском политическом сознании. В летописании и политической литературе XVI века (« Сказание о князьях Владимирских ») образ Рюрика был переосмыслен, под влиянием польской историографии князь был представлен потомком римского императора Августа и выходцем из Пруссии, а сказание о нём было объединено с новгородским нарративом о первом новгородском посаднике Гостомысле .
Существуют разные версии происхождения Рюрика. Ряд исследователей рассматривает Рюрика как скандинавского предводителя или правителя ( др.-сканд. Hrœríkr ), которого славянские и финские племена призвали на княжение, заключив с ним соглашение . Некоторые исследователи отождествляют его с конунгом Рёриком (Hrørek, ум. до 882) из ютландского Хедебю ( Дания ) . Сторонники антинорманизма предлагают различные альтернативные версии происхождения Рюрика. Также существует точка зрения, что Рюрик — вымышленная фигура и искать его происхождение бессмысленно .
Древнерусские летописи начали составляться 150—200 лет спустя после смерти Рюрика на основе устных преданий, византийских хроник и немногих существующих документов . Древнейшим сохранившимся источником о Рюрике является сказание о призвании варягов , содержащееся в списках « Повести временных лет » XIV—XVI веков (самый ранний сохранившийся список которой читается в составе суздальской Лаврентьевской летописи 1377 года), восходящих к редакциям начала XII века. Независимым от «Повести временных лет» источником является Новгородская первая летопись младшего извода XV века, однако «Повесть временных лет» и Новгородская первая летопись, по мнению филолога и ведущего исследователя летописания А. А. Шахматова (концепция которого по истории летописания в основных деталях принята большинством учёных) восходят к общему источнику конца XI века, названному им « Начальный свод » и уже содержавшему сказание о призвании варягов. Текст «Начального свода» частично сохранился также в Новгородской четвёртой и Софийской первой летописях XV века . Все прочие источники, летописи, жития и др., упоминающие Рюрика, напрямую и опосредованно заимствуют эту фигуру из ранних летописей. В русском источнике в сжатом виде сообщение о призвании на Русь варягов во главе с Рюриком и его братьями появляется во второй редакции « Летописца вскоре Никифора », входящего в состав памятника церковного происхождения пергаменной Новгородской кормчей книги , в которой почти нет новгородских известий, но есть относительно много ростовских известий, в том числе редчайших записей, относящихся к 1260—1270 годам, вставленных современником событий — ростовским летописцем .
Согласно летописям, в 862 году варяг Рюрик с братьями Синеусом и Трувором по приглашению ильменских словен и кривичей , а также таких племён, как чудь и весь , были призваны княжить в трёх городовых областях: Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске, Рюрик, по одним данным, — в Ладоге, по другим — в Новгороде . Это событие, с которого традиционно отсчитывается начало русской государственности, в историографии получило условное название призвание варягов . Летописец назвал причиной приглашения междоусобицу, охватившую жившие на новгородских землях славянские и финно-угорские племена . Рюрик пришёл со всем своим родом, называемым русь , этническая принадлежность которого продолжает оставаться предметом дискуссий.
«Повесть временных лет» сообщает, что после смерти младших братьев власть сосредоточилась в руках Рюрика :
…И пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус , — на Белоозере , а третий, Трувор , — в Изборске . И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене . Через два года умер Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах — находники, а коренное население в Новгороде — словене, в Полоцке — кривичи , в Ростове — меря , в Белоозере — весь , в Муроме — мурома , и над теми всеми властвовал Рюрик.
Оригинальный текст (церк.-сл.)… и придоша старѣишии Рюрикъ сѣде Новѣгородѣ · а другии Синеоусъ на Бѣлѣѡзерѣ · а третии Изборьстѣ · Труворъ · и ѿ тѣхъ Варѧгъ прозвасѧ Рускаꙗ землѧ Новугородьци ти суть людьє Ноѹгородьци ѿ рода Варѧжьска · преже бо бѣша Словѣни · по дву же лѣту · Синеѹсъ ѹмре · а братъ єго Труворъ · и приꙗ власть Рюрикъ · и раздаꙗ мужемъ своимъ градꙑ · ѡвому Полотескъ ѡвому Ростовъ другому Бѣлоѡзеро · и по тѣмъ городомъ суть находници Варѧзи а перьвии насельници в Новѣгородѣ Словѣне · въ Полотьски Кривичи · в Ростовѣ Мерѧ · в Бѣлѣѡзерѣ Весь · в Муромѣ Мурома · и тѣми всѣми ѡбладаше Рюрикъ …
Согласно БРЭ , «Нет оснований не доверять этому преданию, но летописная хронология событий (изгнание варягов, призвание Рюрика, вокняжение в Киеве Аскольда и Дира в 852, смерть Рюрика в 879, захват Киева Олегом в 882) явно условна» .
По летописи можно заметить расширение подвластных Рюрику земель: его власть простиралась на Новгород, а также на западно-двинских кривичей (город Полоцк ) на западе, финно-угорские племена мери (город Ростов ) и мурома (город Муром ) на востоке.
Автор « Задонщины », поэтического творения конца XIV века, прославляет Рюрика как первого русского князя: « Той бо вещий Боян, воскладая свои златыя персты на живыя струны, пояше славу русскыим князем: первому князю Рюрику, Игорю Рюриковичу и Святославу Ярославичу, Ярославу Володимеровичу… » .
В поздней Никоновской летописи первой половины XVII века сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Событие отнесено к 864 году, то есть когда, по Ипатьевской летописи , Рюрик основал Новгород . Чтобы подавить смуту, Рюрик убил некоего Вадима Храброго , о котором известно только то, что сказано в Никоновской летописи:
Въ лѣт̑ · ҂s҃ · т҃ · о҃ · в҃ · оскорбишасѧ Новгородци · глаголюще · ꙗко бꙑти намъ рабомъ · и много зла всѧчески пострадали ѿ Рюрика и ѿ рода его · Того же лѣта ѹби Рюрикъ Вадима Храбраго · и иныхъ многихъ изби Новугородцевъ съветников его .
Историки связывают сообщение Никоновской летописи о восстании новгородцев с более поздними событиями XI века при Ярославе Мудром [ источник не указан 3684 дня ] . Более ранние, чем Никоновская, летописи ничего не говорят о Вадиме Храбром и смуте новгородцев против Рюрика, тем более что и сам Новгород был построен, согласно археологической датировке, уже после смерти Рюрика вблизи его укреплённой резиденции ( городища ) .
В 879 году, согласно летописи, Рюрик умирает, оставив малолетнего сына Игоря под опекой своего военачальника и, возможно, родственника Олега .
В поздних летописях говорится, что Рюрик погиб на войне в Карелии , где и был похоронен . В переписной окладной книге Водской пятины 1500 года упоминается деревня «Рюрикиярви на Немецком рубеже», на самой границе новгородских владений со шведами .
По версии митрополита Макария (Булгакова) , Рюрик впервые упоминается в 1070 году, в дошедших до нашего времени трёх списках Пространной редакции «Жития святого князя Владимира»: «Сице убо бысть маломъ преже сих лет, сущю самодержцю всея Рускыя земля Володимеру внуку же Иолжину, а правнуку Рюрикову» . Согласно другой версии, «Житие святого князя Владимира» было написано в XV веке, а не в 1070 году, как считал митрополит Макарий .
В таких произведениях политической литературы XVI века как «Послание о Мономаховом венце» Спиридона Сатаны , написанное в интересах московского князя, видимо, Ивана III, и в созданном на его основе « Сказании о князьях Владимирских », образ Рюрика был подвергнут переосмыслению. Он был изображён потомком в четырнадцатом поколении брата римского императора Октавиана Августа некоего Пруса, назначенного в 51 году наместником в Южной Балтике на берега Вислы и Немана («въ березех Вислы реки во град Мадборок, и Торун, и Хвоиница, и преславы Гданеск и иных многых градов, по реку глаголемую Немон, впадшую в море»). Раннее летописное сказание о Рюрике было объединено с новгородской легендой о первом новгородском посаднике Гостомысле . Я. С. Лурье считал, что в основе «Послания о Мономаховом венце» Спиридона-Сатаны лежит какой-то памятник тверской литературы XV века .
Ещё одним источником о Рюрике является Иоакимовская летопись — летописный текст неизвестного происхождения, сохранившийся только в выписках, сделанных В. Н. Татищевым . Летопись названа по имени Иоакима , первого новгородского епископа, которому Татищев приписал авторство, исходя из содержания летописи. Историки относятся к ней с большим недоверием. Некоторые используют её как вспомогательный материал; ряд историков считает, что Иоакимовская летопись является фальсификацией .
Согласно Иоакимовской летописи, Рюрик был сыном неизвестного варяжского князя в Финляндии от Умилы, средней дочери славянского старейшины Гостомысла . Летопись не говорит, какого племени был князь в Финляндии, сообщает только, что варяг . Перед смертью Гостомысл, княживший в «Великом граде» и потерявший всех сыновей, дал наказ призвать сыновей Умилы на княжение, в соответствии с советом вещунов.
Так Рюрик, согласно матрилинейной традиции (наследование по материнской линии), появился с двумя братьями Синеусом и Трувором в «Великом граде», которому соответствует либо Старая Ладога , либо город бодричей Велиград. На четвёртый год княжения Рюрик переселился в «Новый град великий» (можно подразумевать Рюриково Городище или Новгород ) к Ильменю . По смерти отца к Рюрику перешли финские земли.
Одна из жён Рюрика была Ефанда , дочь « урманского» ( норманнского ) князя, которая родила Ингоря ( Игоря Рюриковича ). Брат Ефанды , « урманский » князь Олег , стал княжить после смерти Рюрика.
Исторический рассказ Щеголёнка о князе Юрике-Новосёле записан Е. В. Барсовым (« Голос », 1879, № 130). Несколько былин воспроизведено со слов Щеголёнка П. Н. Рыбниковым , О. Ф. Миллером , Гильфердингом (« Онежские былины », т. II, 615—636 и « Сборник отделения русского языка и словесности Академии наук », т. LX, 287—363).
В эстонском фольклоре есть сказка о трёх братьях, сыновьях крестьянина: Рахуриккуя ( эст. Rahurikkuja — нарушитель мира), Синиус ( эст. Siniuss — синий змей) и Труувар ( эст. Truuvaar — верный напарник). По сюжету в боях братья проявили великую храбрость и мужество и впоследствии стали правителями в чужих странах .
Вокруг родоначальника княжеской династии Рюриковичей существует много версий, вплоть до попыток доказать его легендарность. Легендарность Рюрика порождается отсутствием сведений о его происхождении: откуда он пришёл на княжение и к какому народу принадлежал. Тема родины Рюрика тесно связана с этимологией слова русь .
В российской досоветской историографии , начиная с Н. М. Карамзина , варягов, и в их числе Рюрика, чаще всего отождествляли со скандинавскими народами. Большинство современных историков также придерживается этой версии . Также существуют другие версии этнической принадлежности варягов: их рассматривают как финнов , пруссов , ославяненных кельтов , балтийских славян и как варягов «руського» (то есть соляного) промысла Южного Приильменья .
В русских летописях Рюрик назван варягом , а варяги в различных источниках отождествляются с норманнами или шведами, поэтому сторонники норманской теории считают Рюрика, как и всю его дружину, скандинавами .
О скандинавском происхождении Рюрика и княжеской династии свидетельствуют различные иностранные письменные источники, данные археологии и языка. Предметы скандинавского происхождения найдены во всех древнерусских торгово-ремесленных поселениях ( Ладога , Тимерево , Гнёздово , Шестовица и др.) и ранних городах (Новгород, Псков, Киев, Чернигов). Более 1200 скандинавских предметов вооружения, украшений, амулетов и предметов быта, а также орудий труда и инструментов VIII—XI веков происходят из примерно 70 археологических памятников Древней Руси. Известно около 100 находок граффити в виде отдельных скандинавских рунических знаков и надписей . Ряд слов древнерусского языка имеет древнескандинавское происхождение. Существенно, что в славянский язык проникали не только слова торговой лексики, но и морские термины, бытовые слова и термины власти и управления, собственные имена. Так, были заимствованы имена Аскольд , Глеб , Дир , Игорь , Ингварь , Олег , Ольга , Рогволод , Рогнеда , Рюрик , Синеус, Трувор , Тур , Улеб , Якун и др. , слова: варяги , колбяги , гриди , тиун , вира , стяг, пуд, якорь, ябедник (старое значение — чиновник), кнут, голбец и др. Скандинавское соответствие имени Рюрик — др.-сканд. Hrœríkr . Большинство послов «от русского рода», перечисленных в русско-византийских договорах 911 и 944 годов , имеют отчётливо скандинавские имена .
Западноевропейские и византийские авторы IX—X веков идентифицируют народ русь как шведов , норманнов или франков . За редким исключением арабо-персидские авторы описывают русов отдельно от славян, помещая первых вблизи или среди славян .
Летописи перечисляют народы, которые входят в общность, именуемую варягами: « Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си » («Повесть временных лет» ). В число варягов включены свее ( шведы ), урмани («норманны» — норвежцы ), аньгляне ( англичане ), готе ( готландцы ). Почти все перечисленные народы, кроме англичан, принадлежат к скандинавам , а включение англичан может отражать ситуацию, когда Англия входила в состав государства датского конунга Кнуда Великого .
К. Цукерман датирует приход Рюрика в Ладогу началом 890-х годов , А. С. Щавелёв — условным 895 годом .
Ряд историков предполагая, что описанное в летописях призвание могло иметь место, обращали внимание на форму легенды, напоминавшей подобные мифы о призваниях в Скандинавии и Центральной Европе . Е. А. Мельникова , В. Я. Петрухин , П. С. Стефанович и др. выделяют историческое ядро летописного сказания о призвании варягов во главе с Рюриком . По мнению Мельниковой и Петрухина, это сказание соответствует традиционному фольклорному сюжету о происхождении государственной власти и правящей династии, который прослеживается у разных народов. При этом учёные указывают на имеющиеся в данном летописном рассказе параллели с традиционными правовыми формулировками. Кроме того, распространённой была практика заключения соглашений между предводителями отрядов викингов и местными правителями нескандинавских стран, нанимающими их на службу. Известны договор 878 года в Ведморе между королём Уэссекса Альфредом Великим и предводителем датского Великого войска Гутрумом , договор 911 года в Сен-Клер-сюр-Эпт между французским королём Карлом III Простоватым и предводителем отряда норманнов, осевших в долине Сены , Хрольвом (Роллоном) и другие подобные соглашения. Рассказ о призвании варягов в «Повести временных лет», по мнению исследователей, восходит к сказанию, бытовавшему в княжеско-дружинной среде, он может быть неточным и неверным в деталях, кроме того, он подвергся летописной переработке (дата, упоминание некого варяжского племени русь, фраза «взяли с собой всю русь» и др.), но в целом отражает реальную историческую обстановку. Результатом призвания варяжских князей стало заключение договора ( др.-рус. рядъ ) между ними и местной племенной знатью (славянской и финской). Содержание ряда отвечает более поздней практике урегулирования отношений с варягами на Руси. Данный договор находит параллели также в договорах, которые позднее заключались между русскими князьями и городами, и в договорах между скандинавскими конунгами и знатью. Приглашённые на княжение варяги были ограничены условиями «судить и рядить» «по ряду по праву», то есть управлять и вершить суд в соответствии с нормами местного права, правового обычая . Это ограничение ставило князя в зависимость от местного общества и стимулировало быструю интеграцию скандинавов в восточнославянскую среду .
С точки зрения Мельниковой, Рюрик был предводителем одного из отрядов скандинавов (варягов), действовавших в Ладожско-Ильменском регионе. Он стал правителем сформировавшегося здесь раннегосударственного образования с центром в Ладоге или на Городище (Рюриково городище) . «Братья» Рюрика могли появиться в сказании ещё на этапе его устного бытования (до включения в летопись) под влиянием распространённого в эпической поэтике мотива трёх братьев — «основателей» . Мельникова предполагает, что в конце X — начале XI века сказание приобрело статус династической этиологической легенды, а Рюрик был осмыслен как прародитель русского княжеского рода, что получило закрепление в древнейшем летописании и древнерусском политическом сознании. С 1060-х годов имя Рюрик использовалось в русском княжеском именослове .
Имя Рюрик происходит из прагерманского языка , который является предком скандинавских языков, и базируется на германских корнях *hrōþ- ( *hrōþaz — «слава») и *-rīk ( *rīkz — «воин-правитель») . По мнению лингвистов Г. Шрамма, Макса Фасмера и Е. А. Мельниковой , имя Рюрик в древнерусском языке происходит от др.-сканд. Hrœrekr . Согласно лингвисту С. Л. Николаеву , судя по узкому рефлексу северогерманского праязыка *œ̄ , древнешведскую форму Rȳrik имя имело в среднешведских ( уппландских ) диалектах. В древнедатском и южношведском имя имело форму Rørek и в древнерусском языке было бы передано как *Рорекъ или *Ререкъ . Древненорвежская форма имени Hrørekr далека от русской передачи .
Производные формы встречаются в различных источниках :
Из скандинавского эпоса и хроник известны следующие носители имени Rørik (Hrœrekr):
Поскольку это имя употребляется в датском и южнонорвежском династическом именослове, Рюрик мог происходить из знатного, возможно правящего, скандинавского рода .
Согласно общепринятому мнению филологов-германистов, общее с именем Рорик (Рюрик) происхождение имеют современные имена Родерих (Roderich), Родерик (Roderick), Родриго (Rodrigo) .
По одной из версий, Рюрик являлся викингом Рориком Ютландским (или Фрисландским) ( лат. Roricus ) из рода южнодатских правителей, династии Скьёльдунгов , племянником или братом изгнанного датского короля Харальда Клака . Этот Рорик в 826 году, после крещения вместе с сыном, племянником или братом и 400 подданными обоего пола, получил от императора франков Людовика Благочестивого в лен владения на побережье Фризии с центром в Дорестаде , на который совершали набеги викинги. Версию о тождестве Рюрика и Рорика Ютландского поддерживал Н. Т. Беляев .
В 841 году он был изгнан оттуда императором Лотарем . Имя Рорика всплывает в Ксантенских анналах в 845 году в связи с набегом на земли Фризии . В 850 году Рорик воюет в Дании против датского короля Хорика I , а затем грабит Фризию и другие места по Рейну . Король Лотарь I был вынужден уступить Рорику Дорестад и большую часть Фризии, взамен крестив его . Вся жизнь Харальда Клака прошла в борьбе за датский трон с сыновьями и племянниками Гудфреда .
В 855—857 годах Рорик с двоюродным братом Готфридом (сыном Харальда Клака) приняли участие в распрях за главенство в Ютландии, когда трон освободился после гибели Хорика I .
По версии некоторых учёных , около 857—862 годов Рорик, отождествляемый с датским конунгом Хрёриком Метателем Колец , покорил славян-вендов . По Саксону Грамматику , датский конунг Хрёрик Метатель Колец разбивает флотилию куршей и шведов в морском сражении близ берегов Дании, а потом принуждает напавших славян платить ему дань после опять же морского столкновения . Однако время жизни Хрёрика Метателя Колец, деда знаменитого принца Гамлета, датируется исследователями VII веком.
В 863 году Рорик безуспешно попытался с датчанами вернуть Дорестад. В 867 году вновь упоминается его попытка укрепиться во Фрисландии. Ему это удалось лишь в 870—873 годах. В 873 году Рорик, «желчь христианства», по словам Ксантенского хрониста, приносит клятву верности Людовику Немецкому .
В 882 году император Карл Толстый передал Фризию Готфриду , племяннику Рорика, видимо в связи с кончиной последнего .
Версия о его причастности к «призванию варягов» поддерживается некоторыми лингвистическими совпадениями. Во Фризии (ныне северо-восточная часть Нидерландов и часть Германии) был в IX веке прибрежный район Виринген . В современном произношении название звучит примерно как Виэрега , что близко к древнерусским варягам , однако в древности данная территория называлась Wiron и pagus Wirense . По археологическим находкам в этом районе делаются предположения о существовании именно здесь базы Рорика.
Также с Фризией связано замечание хрониста XII века Гельмольда про «фризов, которые называются рустры» . Приморская провинция Рюстринген отмечена на картах XVII века в Восточной Фризии, на границе современной Германии и Нидерландов.
Критик данной версии Г. Ловмяньский показал, что во время жизни Рорика Фрисландского, в 840—870 годах, прямых связей ни Фрисландии, ни Дании с Русью не было . Мельникова считает, что версия отождествления этих правителей не имеет оснований, кроме совпадения имени и примерного периода жизни . Также отмечается, что ранняя хронология «Повести временных лет» представляет собой результат искусственных калькуляций .
Другой версией является версия происхождении Рюрика из среды западнославянских племён ободритов , руян и поморян .
Под сомнение в разное время ставилась и хронология призвания Рюрика, и реальность Рюрика и его братьев, и их происхождение, и, особенно, сама политическая идея «призвания варягов» — властителей-иноземцев. В историографии XIX−XX веков (особенно советской) этот вопрос был значительно идеологизирован. Заявлялось, что версия об иноземном происхождении первых князей — «антинаучная норманнская теория», якобы призванная доказать, что славяне не могли самостоятельно создать государство.
Австриец Герберштейн , будучи советником посла в Великом княжестве Московском в первой половине XVI века, одним из первых европейцев ознакомился с русскими летописями и высказал своё мнение о происхождении варягов и Рюрика. Связывая название варягов со славянским прибалтийским племенем вагров , Герберштейн приходит к выводу, что: « русские вызвали своих князей скорее от вагров, или варягов, чем вручили власть иностранцам, разнящимся с ними верою, обычаями и языком » . Скандинавы и немцы называли вагров и всех поморских славян вендами . В синхронных источниках отсутствуют сведения о связи поморских славян с варягами , хотя во второй половине X века отмечены морские набеги вендов на соседей [ источник не указан 3684 дня ] .
М. В. Ломоносов выводил Рюрика с варягами из пруссов , опираясь на топонимы и поздние летописи, которые заместили лексему «варяги» псевдоэтнонимом «немцы». Славянское происхождение Рюрика Ломоносов априори принимал как непреложный факт:
…варяги и Рурик с родом своим, пришедшие в Новгород, были колена славенского, говорили языком славенским, происходили из древних россов и были отнюдь не из Скандинавии, но жили на восточно-южных берегах Варяжского моря, между реками Вислою и Двиною… имени Русь в Скандинавии и на северных берегах Варяжского моря нигде не слыхано… В наших летописцах упоминается, что Рурик с Родом своим пришёл из Немец, а инде пишется, что из Пруссии… Между реками Вислою и Двиною впадает в Варяжское море от восточно-южной стороны река, которая вверху, около города Гродна, называется Немень, а к устью своему слывёт Руса. Здесь явствует, что варяги-русь жили в восточно-южном берегу Варяжского моря, при реке Русе… И само название пруссы или поруссы показывает, что пруссы жили по руссах или подле руссов.
— М. В. Ломоносов. «Возражения на диссертацию Миллера»
В Казанской истории автор пишет о новгородцах, приведших себе князя из Пруссии, от варягов :
«Новгородцы же, неразумные, привели себе из Прусской земли, от варягов, князя и самодержца и отдали ему всю свою землю, чтобы владел ими, как хочет.»
В начале XVIII века появляется ряд генеалогических трудов по династиям северо-немецкой земли Мекленбург , бывшей области расселения славянских племён ободритов или бодричей . В 1716 году проректор гимназии Фридрих Томас издал труд к свадьбе мекленбургского герцога Карла Леопольда и русской царевны Екатерины , дочери царя Ивана V . Томас использовал манускрипт (1687), написанный нотариусом мекленбургского придворного суда Иоганном Фридрихом фон Хемницем, который, в свою очередь, ссылался на какой-то манускрипт 1418 года.
Согласно этой генеалогии, король ободритов Витслав , союзник Карла Великого , был убит саксами в 795 году. Его старший сын Траскон ( Дражко , Драговит) наследовал корону, а другой сын, Годлиб (или , или Годслав), погиб в 808 году при штурме города Рерика датским конунгом Готфридом . Все эти данные взяты из синхронного источника, Анналов королевства франков . Иоганн Хюбнер, издавший свои генеалогические таблицы в 1708 году), основываясь на манускрипте Хемница, сообщает, что сыновья Годлиба, Рюрик, Сивар ( Синеус в русских летописях) и Трувор , отправились в 840 году в Новгород (Nowoghorod).
Попытка привязать Рюрика к Годлибу приводит к неувязке в русской генеалогии. Рюрик должен был родиться не позже 805 года. Тогда он становится отцом князя Игоря в возрасте за 70 лет (по хронологии « Повести временных лет »), что хоть и возможно, но несколько сомнительно. Впрочем известно, что датировка древнерусских летописей до середины X века приблизительна, если только не использовались византийские источники.
Существует народное предание о Рюрике и его братьях, опубликованное в 30-х годах XIX века французским путешественником и писателем Ксавье Мармье в книге «Северные письма». Он записал его в Северной Германии, у мекленбургских крестьян, живших на бывших землях бодричей , к тому времени полностью онемеченных. В предании повествуется о том, что в VIII веке племенем ободритов управлял король по имени Годлав, отец трёх юношей, первый из которых звался Рюриком Мирным , второй — Сиваром Победоносным , третий — Труваром Верным . Братья решили отправиться в поисках славы в земли на восток. После многих деяний и страшных боёв братья пришли в Руссию, народ которой страдал под бременем долгой тирании, но не осмеливался восстать. Братья-ободриты разбудили в местном народе уснувшее мужество, возглавили войско и свергли угнетателей. Восстановив мир и порядок в стране, братья решили вернуться к старому отцу, но благодарный народ упросил их не уходить и занять место прежних королей. Так Рюрик получил Новгородское княжество (Nowoghorod), Сивар — Псковское (Pleskow), Трувар — Белозерское (Bile-Jezoro). Поскольку спустя время младшие братья умерли, не оставив законных наследников, Рюрик присоединил их княжества к своему, став основателем правящей династии. Это единственное упоминание о Рюрике в западном фольклоре, хотя дату возникновения легенды установить невозможно. Предание записано спустя век после опубликования мекленбургской генеалогии Рюрика.
Историк XIX века С. А. Гедеонов предположил, что Рюрик — это не собственное имя, а родовое прозвище Ререк (« сокол »), которое, по его гипотезе, носили все представители правящей династии ободритов . В подтверждение Гедеонов ссылается на скандинавскую сагу Снорри Стурлусона о Хаконе Добром из цикла «Круг Земной», где, по его мнению, венды названы соколами . Там говорится о « сокольих далях » в контексте войны (X век) конунга Хакона с викингами , « как датчанами, так и вендами ». Впоследствии «Слово о полку Игореве» называет взрослых Рюриковичей соколами, а княжичей — соколичами.
С. А. Гедеонов и некоторые другие исследователи ( О. М. Рапов , А. Г. Кузьмин ) трактовали как схематическое изображение сокола, падающего на добычу. Другие исследователи видят в нём изображение скипетра, якоря, трезубца или вил —— вопреки тому, что первым известным княжеским знаком Рюриковичей был двузуб (знак, напоминающий голову рогатого животного), а применение тризуба известно лишь столетие спустя, после христианизации Руси при князе Владимире . Стилизованным вариантом знака князя Владимира является герб Украины .
Лингвист Е. А. Мельникова отмечает, что выведение имени Рюрик из поморско-славянского слова «rerig» («сокол») лингвистически невероятно . Лингвист С. Л. Николаев пишет, что полабско - ободритское *rorög, *ræreg и имя Рюрик являются не более чем созвучиями, и называет утверждения об их связи околонаучными спекуляциями. Переселение полабско-одерских славян на территорию Руси не засвидетельствовано; в древнерусском языке имя князя-переселенца, если бы он был ободритом или рюгенцем , имело бы форму *Рярегъ или *Рарюгъ .
По мнению, сложившемуся в современной историографии, легенда о призвании варягов в том виде, в каком она появляется в «Повести временных лет», является искажённой. Призвание для княжения варягов, набег которых был только что отбит («Повесть временных лет»: «В лѣто 6370 изгнаша Варѧгы за море и не даша имъ дани и почаша сами в собѣ володѣти» ), некоторым историкам представляется маловероятным. Так, Б. А. Рыбаков считал, что один из набегов увенчался успехом, и предводитель скандинавской дружины захватил власть в Новгороде ; летописец же представил дело так, что новгородцы сами призвали варяжскую власть, чтобы править ими.
А. А. Шахматов рассматривал историю о призвании Рюрика в качестве поздней вставки, составленной летописцами из нескольких северорусских преданий, подвергнутых ими глубокой переработке .
Д. С. Лихачёв считал, что рассказ о призвании варягов является вставкой в летопись, легендой, созданной печерскими монахами с целью укрепления независимости Древнерусского государства от византийского влияния. По мнению учёного, легенда, как и в случае с призванием саксов в Британию (см. ниже), отразила средневековую традицию искать корни правящих династий в древних иноземных правителях, что должно повышать авторитет династии среди местных подданных .
Такая оценка сказания о призвании варягов как искусственной конструкции летописца или новгородской легенды (не имеющей исторической основы) обусловила точку зрения о легендарности Рюрика и его братьев .
По мнению ряда других учёных сказание о призвании варягов присутствовало уже в раннем тексте летописи .
«Неисторичность» Рюрика, или по меньшей мере локальность преданий о нём, по мнению ряда историков, подтверждается неупотребительностью имени Рюрикъ в княжеском именослове XI века, а также отсутствием упоминаний о нём в сохранившихся памятниках середины — второй половины XI века: в « Слове о законе и благодати » митрополита Илариона и в « Памяти и похвале князю Владимиру » Иакова Мниха (вторая половина XI века). Е. А. Мельникова отмечает, что согласно древнерусскому литературному этикету, в характеристике прославляемого (или упоминаемого) лица, как правило, указывались его отец и дед, а не более дальние предки .
Е. В. Пчелов опровергает два традиционных аргумента против существования Рюрика. Первый аргумент: Рюрик умер в 879 году, его сын Игорь погиб осенью 944 года, а внук Святослав остался малолетним после смерти отца. Пчелов отмечает, что хронологическая шкала ранней древнерусской истории была установлена летописцами достаточно искусственным образом не ранее второй половины XI века. Второй аргумент: отсутствие имени Рюрик в именослове Рюриковичей до середины XI века, то есть до появления на свет правнука Ярослава Мудрого — Рюрика Ростиславича. Пчелов пишет, что во-первых, имя родоначальника не всегда становится родовым; во-вторых, для его актуализации нужны определённые причины, которые как раз и появились в старшей ветви потомков Ярослава Мудрого, ставших изгоями; в-третьих, имя Игорь также появляется вторично у потомков Игоря Рюриковича только в 1036 году, то есть спустя почти век после смерти «первого» Игоря, что лишний раз подчёркивает малую актуальность имён отдалённых предков среди их потомков (впрочем, впоследствии это имя получает довольно широкое распространение у Рюриковичей, но уже, по-видимому, по другим обстоятельствам).
Мужская Y-хромосома ДНК не участвует в рекомбинации генов и передаётся почти без изменений от отца к сыну, поэтому группой учёных под руководством польского профессора Андрея Бажора было проведено исследование Y-хромосомы ДНК у 191 человека, считающих себя потомками Рюрика [ неавторитетный источник ] .
Среди исследованных потомков Владимира Мономаха обнаружена исключительно гаплогруппа N1a1 . Также у 45 человек (24 %), принадлежащих к другой ветви Рюриковичей, была обнаружена гаплогруппа R1a , и у оставшихся обследованных были обнаружены гаплогруппы I (6 %), E (1,5 %) и T (0,5 %) .
В целом ДНК-исследование подтверждает, что большинство Рюриковичей (происходящих в основном от Владимира Мономаха) имеет гаплогруппу N1a1 , распространённую в северо-восточной Европе, а также у некоторых народов Сибири и Урала . Наличие других гаплогрупп учёные объясняют по-разному: легендарностью ранней генеалогии Рюриковичей и мифичностью их семейных связей, небрежно проведённым исследованием и даже тайной супружеской изменой жены Ярослава Мудрого . Согласно данным исследования ДНК Рюриковичей на Family Tree DNA, гаплотипы N1a1 встречаются в основном в Прибалтике, Финляндии, Швеции, Норвегии. Также, согласно базе , 12-маркерные гаплотипы 14-23-14-11-11-13-11-12-10-14-14-16, сходные с гаплотипами Рюриковичей N1a1, чаще всего встречается в районе Уппсалы , столицы древнего шведского королевства .
Некоторые историки полагают, что Синеус и Трувор , известные из летописей как братья Рюрика, в действительности не существовали. Так, Синеус не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку археологически существование города Белоозера прослеживается только с X века . Г. З. Байер , а позднее Б. А. Рыбаков считали, что имя «Синеус» представляет собой искажённое «свой род» ( швед. sine hus ), «Трувор» — «верная дружина» ( швед. tru varing ), и Рюрик пришёл княжить не с братьями, а «со своим родом» (в который входил, например, князь Олег Вещий ) и «верной дружиной». Д. С. Лихачёв предполагал, что, по замыслу летописца, Рюрик, Синеус и Трувор должны были стать «мистическими пращурами» Новгорода , как Кий , Щек и Хорив для Киева .
Одна из ведущих скандинавистов-филологов Е. А. Мельникова считает, что интерпретация имён Синеуса и Трувора как «свой род» и «верная дружина» (как искажения якобы древнескандинавских фраз) лингвистически невозможна. Такая версия, по её мнению, могла утвердиться только среди историков, не знакомых с древнескандинавскими языками, поскольку эти «фразы» не соответствуют элементарным нормам морфологии и синтаксиса древнескандинавских языков, а также семантике слов «hus» и «vaeringi», которые никогда не имели значения «род, родичи» и «дружина». По мнению Мельниковой, Синеус и Трувор являются исконными скандинавскими именами, имеющимися в скандинавских источниках — др.-сканд. Signjótr и Þórvarðr .
Неизвестно, сколько было у Рюрика жён и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Игоре . По Иоакимовской летописи , Рюрик имел несколько жён, одной из них и матерью Игоря была «урманская» (то есть норвежская ) княжна Ефанда . Достоверность сведений Иоакимовской летописи носит дискуссионный характер.
Кроме Игоря, у Рюрика, возможно, были и другие дети, поскольку в русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун . Есть версия, что Игорь Младший был от сына Рюрика, а Акун — от дочери .
Видеоигры