Родился в Санкт-Петербурге, как считается,
22 мая
(2 июня) 1754 года; сын наборщика Сенатской типографии Акима Фёдоровича Акимова. В десятилетнем возрасте, после ранней смерти отца и по несамостоятельности матери, написал прошение о приёме в воспитанники
Академии художеств
.
Акимов обладал преподавательским даром и имел весьма большое влияние на образование русских исторических живописцев, хотя сам не был первоклассным художником, в частности, по своим произведениям ставился ниже своего современника и ученика
Г. И. Угрюмова
; по определению современного российского графика и теоретика
В. Г. Власова
, картины Акимова «скучны по цвету и напоминают тускло подкрашенные рисунки»
. Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства. Хорошо известна его статья «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках, „
Северный вестник
“, СПБ. 1804, ч. 1, № 3.». Занимался также драматической литературой.
Акимов завещал Академии капитал в 15 тысяч рублей ассигнациями на содержание двух стипендиатов его имени.
После получения в
1769 году
2-х серебряных медалей за рисунки с натуры Акимову было задано, в виде программы на большую золотую медаль Академии художеств написать сперва
«Крещение Великого князя Владимира»
, затем
«Греческого философа Кирилла, показывающего, по изъяснении разных вер, великому князю Владимиру завесу с изображением Страшного суда»
.
В 1772 году получил малую золотую медаль, а картину, исполненную по программе
«Великий князь Изяслав Мстисловович, открывающийся любимым воинам, хотевшим убить своего раненного полководца, не узнав его на поле брани под шлемом»
. В 1773 году за картину
«Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев»
Акимов получает
большую золотую медаль
, вместе с правом на пенсионерскую поездку от Академии художеств. В
1773
—
1778
как стипендиат от Академии художеств путешествует по Европе. Посетил
Париж
,
Авиньон
,
Лион
,
Геную
, потом
Болонью
, учился в болонской Пиоклементинской академии у
Гандольфи
, копирует картину
Гвидо Коньяччи
«Лукреция с Тарквинием» и пишет несколько этюдов с картины
Доменикино
«Мучение св. Агнессы», но ввиду того, что обучение там было поставлено весьма неудовлетворительно — «кроме хороших художественных произведений, в Болоне, нет ни хороших мастеров, ни хороших школ, и что в тамошней Академии рисуют вообще худо, тогда как ему именно нужна столько же хорошая школа, сколько и усердная работа, в виду того, что он часто не может чувствовать и схватывать колорит»
Акимов через год перебрался в
Рим
. Позже, по приказу Академии, возвращается в Болонью, где заканчивает «Прометея, делающего статую по приказу Минервы» (в 1778 году Акимова за эту картину избрали «назначенным» в академики Академии художеств) и работает над картиной «Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури». В ноябре 1776 года, после путешествия по Флоренции и посещения Венеции, возвращается в Рим, где написал «Нарцисса, любующегося в воде фонтана», закончил «Дидону и Энея» и работал над картиной «Фавн, забавляющийся с козлёнком». С 1 января 1779 года преподавал в натурных классах в Академии художеств, был помощником профессора
Г. И. Козлова
. 3 сентября 1782 года был избран академиком в Академию художеств за картину «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по получении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Деянири, похищенной Кентавром Несусом», а 28 июля 1785 года — адъюнкт-профессором Академии. В 1791 году был назначен членом академического совета Академии художеств и, почти сразу, директором
Императорской Шпалерной мануфактуры
. Преподавал также рисование детям императора
Павла I
(в том числе великому князю
Николаю Павловичу
)
:286
. По предложению президента Академии Мусина-Пушкина в 1794 году был назначен адъюнкт-ректором, 4 сентября того же года — старшим профессором. 12 января 1796 года избран директором Академии художеств, но уже в январе 1800 года Иван Акимович отказывается от директорской должности
. Впрочем, эта должность «в 1799 году, с учреждением должности вице-президента, совсем упраздняется»
.
Среди работ И. А. Акимова у Н. Собко
упоминаются также местные образа для Свято-Троицкой церкви в
Александро-Невской лавре
(«Бог
Саваоф
» над царскими вратами, «Св. Троица» и «Успение Божией Матери» — по бокам их, «Архангелы Гавриил и Михаил» на северных и южных дверях),
Михайловского замка
(где Акимов написал картины на зеркалах по поручению императора
Павла I
, а также образ Святой Троицы для
замковой церкви
), картины: «Князь
Рюрик
, поручающий при кончине своей сына своего, младенца
Игоря
, и вместе с ним княжение
Олегу
» (картина написана для камергера Петра Васильевича Мятлева), «Крещение великой княгини
Ольги
»
и «Новгородцы, ниспровергающие
Перуна
»
(две последние — ныне в Русском музее), «Подвиг знаменосца унтер-офицера Азовского полка Старикова», «
Пётр I
, пишущий указ Сенату в лагере под Прутом», эскизы образов для
Казанского собора
(«Рождество Богородицы», «Сошествие Св. Духа», «Спаситель» и «Божия Матерь», виньетки к «Описанию Крыма» Сумарокова, рисунки для медалей: с надписью «Отечество за усердие, 1807» и на открытие в
Полтаве
монумента в память одержанной
Петром I
победы
(1808).
В начале
XX века
прекрасные рисунки работы Акимова находились в собраниях
С. С. Боткина
и гр. Е. В. Мордвиновой.
Галерея
Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета (1782)
Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру (1802)
Прометей делает статую по приказанию Минервы (1775)
Геркулес на распутье (1801)
Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев (1773)
Примечания
, стб. 58;
, S. 713;
, с. 336.
, с. 336;
, с. 21.
Власов В. Г.
Русская академическая живопись и скульптура XVIII века // Искусство России в пространстве Евразии :
в 3 т.
/ Виктор Власов. —
СПб.
: Дмитрий Буланин, 2012. — Т. 2 : Классическая архитектура и русский классицизм. — С. 269. — 360 с. : ил. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-86007-692-1
. —
ISBN 978-5-86007-704-1
(т. 2).
, стб. 58–60.
, стб. 61.
Выскочков Л. В., Шелаева А. А.
: император Николай I и русские художники : [
22 января 2023
] / Л. В. Выскочков, А. А. Шелаева // Ярославский педагогический вестник. — 2016. — № 3. — С. 285–295.
ЦГИА СПб
. Ф. 457. Оп. 1. Д. 156. Л. 175.
Цит. в:
Федоров П. В.
: Имперский некрополь Санкт-Петербурга (Смоленское православное кладбище) в зеркале энциклопедической биографии : [
11 января 2024
] / П. В. Федоров ; Международный банковский институт, Научная лаборатория геокультурных исследований и разработок. —
СПб.
: Межд. банк. ин-т, 2018. — С. 59. — 214 с. : ил., портр. —
300 экз.
—
ISBN 978-5-4391-0382-9
. —
OCLC
.
, с. 41, № 2.
, с. 28, № 1; воспр. с. 26.
, с. 44, № 17.
, с. 28, № 2; воспр. с. 27.
, с. 29, № 3; воспр. с. 28.
(англ.)
.
Kansallisgalleria
. Дата обращения: 10 октября 2022.
10 октября 2022 года.
, стб. 64–65.
, с. 41–42, № 4.
, с. 41, № 3.
Публикации текстов
Акимов И. А.
/ известия сии сообщены от адъюнкт-ректора Императорской Академии художеств, статского советника и кавалера Акимова //
Северный вестник
. —
СПб.
: Имп. типография, 1804. — Ч. 1. — С. 212–215,
. — Указ. в:
, с. 429, № 1073.
Литература
Документы
Петров П. Н.
/ изданный под редакциею П. Н. Петрова и с его примечаниями. —
СПб.
: Тип. Гогенфельдена и Ко., 1864. — Ч. I : 1758–1811. — [4], IV, 613 с. —
OCLC
.
Очерки жизни и творчества
Дзибель В. В.
Материалы к творческой биографии И. А. Акимова / В. В. Дзибель // Русское искусство Нового времени : исследования и материалы : сборник статей / Российская акад. художеств. НИИ теории и истории изобразительных искусств; ред.-сост. И. В. Рязанцев. —
М.
: НИИ теории и истории изобраз. искусств Российской академии художеств, 1999. — Вып. 5. — С. 51–61. — 256 с. —
100 экз.
—
OCLC
.
Яцимирский А. И.
//
: издание / Училищного совета при Святейшем синоде; [сост. А. И. Яцимирский]. —
СПб.
: Синодальная тип., 1910. — Вып. 5 : Живописцы Акимов, Крамской, Ступин. — С. 3–11. — 47 с., [3] л. портр. : ил.
Собрания произведений
Живопись. XVIII век : каталог / Гос. Рус. музей; [Авт.-сост.: Л. Вихорева и др.; науч. ред. изд. Е. Петрова; науч. ред. тома Г. Голдовский; авт. вступ ст. Е. Петрова и Г. Голдовский]. —
СПб.
: Palace Editions, 1998. — С. 41–42. — 206 с. : цв. ил. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог : в 15 т. ; т. 1). — № 2–4. —
ISBN 5-900872-73-4
. —
OCLC
.
Живопись. Первая половина XIX века : А — И : каталог / Гос. Рус. музей; [Авт.-сост.: Л. Вихорева и др.; науч. ред. изд. Е. Петрова; науч. ред. тома и автор вступ. ст. Г. Голдовский]. —
СПб.
: Palace Editions, 2002. — С. 44. — 255 с. : цв. ил. — (Государственный Русский музей. Живопись XVIII–XX века : каталог : в 15 т. ; т. 2). — № 17. —
ISBN 5-93332-071-4
. —
OCLC
.
Живопись XVIII века : [каталог / авт.-сост.: Г. Б. Андреева и др. ; авт. вступ. ст.: Л. А. Маркина]. — 2-е изд., доп. и перераб. —
М.
: Государственная Третьяковская галерея, 2015. — С. 26–29. — 407 с. : цв. ил., портр. + 28 см.. — (Государственная Третьяковская галерея : каталог собрания. Живопись XVIII–XX веков ; т. 2). — № 1–3. —
ISBN 978-5-89580-077-5
. —
ISBN 978-5-89580-070-6
. —
OCLC
.
Ильина Т. В.
, Станюкович-Денисова Е. Ю.
Русское искусство XVIII века : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. В. Ильина, Е. Ю. Станюкович-Денисова; С.-Петерб. гос. ун-т. —
М.
: Юрайт, 2015. — С. 134, 366, 368, 402, 466, 479, 481. — 611 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-9916-3527-1
. —
OCLC
.
Карев А. А.
Классицизм в русской живописи / Андрей Карев. —
М.
: Белый город, 2003. — 319 с. : ил., цв. ил., портр. —
3000 экз.
—
ISBN 5-7793-0688-5
. —
OCLC
.
Коваленская Н. Н.
Русский классицизм : Живопись, скульптура, графика / Н. Коваленская. —
М.
: Искусство, 1964. — 703 с., 15 л. ил. : ил. — (К 400-летию русского книгопечатания). —
OCLC
.
Моисеева С. В.
«…К лучшим успехам и славе Академии» : Живописные классы Санкт-Петербургской Академии художеств XVIII — первой половины XIX века / С. В. Моисеева. —
СПб.
: Дмитрий Буланин, 2014. — С. 30, 32, 38–41, 44–46, 50, 52, 58, 59, 98, 146. — 215, [296] с. : цв. ил. —
1000 экз.
—
ISBN 978-5-86007-761-4
. —
OCLC
.
Молева Н. М.
,
Белютин Э. М.
Педагогическая система Академии художеств XVIII века / Н. Молева и Э. Белютин. —
М.
: Искусство, 1956. — 519 с., 7 л. ил. : ил. —
OCLC
.
Ракова М. М.
Русская историческая живопись середины XIX века / М. Ракова; НИИ теории и истории изобразительных искусств ордена Ленина Академии художеств СССР. —
М.
: Искусство, 1979. — С. 27, 31, 116. — 244 с. : ил., цв. ил. —
OCLC
.
Яремич С. П.
Художества в период президентства И. И. Бецкого (1763–1793 гг.) / С. П. Яремич // Русская академическая художественная школа в XVIII веке. —
М.
: ОГИЗ ;
Л.
: Соцэкгиз, 1934. — С. 99–206. — 207 с. : ил. — (Известия Государственной академии истории материальной культуры ; вып. 123). —
OCLC
.
Власов В. Г.
Акимов Иван Акимович // Стили в искусстве : Архитектура, графика. Декоративно-прикладное искусство. Живопись, скульптура : словарь :
в 3 т.
/ В. Г. Власов. —
СПб.
: Кольна, 1996. — Т. 2 : Словарь имён : А—Л. — С. 14–15. — 543 с., [8] л. ил. : ил. —
ISBN 5-88737-005-X
. —
OCLC
.
Кондаков C. Н.
:
в 2 т.
/ составил С. Н. Кондаков. —
СПб.
: Товарищество Р. Голике и А. Вильборг, 1915. — Т. 2 : Часть биографическая. — С. 2–3. — [4], VI, 454, [5] с. : ил., портр. —
OCLC
.
Коновалов Э. Г.
Словарь русских художников : новый полный биографический : [дополненный и переработанный] / Э. Г. Коновалов. —
М.
: Эксмо, 2012. — С. 21. — 618, [1] с. —
2000 экз.
—
ISBN 978-5-699-53614-6
. —
OCLC
.
Лиховцева А. В.
Акимов, Иван Акимович / Ан. Л. // Иллюстрированный словарь русского искусства : энциклопедия / Ред.-сост. Н. А. Борисовская. —
М.
: Белый город, 2001. — С. 16–17. — 551 с. : цв. ил. — (Энциклопедия мирового искусства). —
ISBN 5-7793-0372-X
. —
OCLC
.
Моисеева С. В.
Акимов Иван Акимович / С. В. Моисеева //
Три века Санкт-Петербурга
: энциклопедия :
в 3 т.
/ руководитель проекта С. И. Богданов; исп. руководитель проекта Б. В. Ерохин; отв. ред. П. Е. Бухаркин. — 2-е изд., испр. —
СПб.
: Филологический факультет СПбГУ ;
М.
: Академия, 2003. — Т. 1 : Осьмнадцатое столетие, кн. 1 : А — М. — С. 41. — 668, [2] с., [12] л. ил. : ил., портр., цв. ил., планы, карты. —
ISBN 5-8465-0052-8
. —
ISBN 5-8465-0146-X
.
Собко Н. П.
// Словарь русских художников, ваятелей, живописцев, зодчих, рисовальщиков, граверов, литографов, медальеров, мозаичистов, иконописцев, литейщиков, чеканщиков, сканщиков и проч. : С древнейших времен до наших дней (IX–XIX в.в.) : (С 1867 по 1892 г. включит.) / Сост. на основании летописей, актов, арх. документов, автобиогр. заметок и печ. материалов Н. П. Собко. —
СПб.
: Тип. М. М. Стасюлевича, 1893. —
. — XVI с. — Стб. 58–67. — 350 стб. : ил. —
OCLC
.
// Dictionnaire critique et documentaire des peintres, sculpteurs, dessinateurs et graveurs de tous les temps et de tous les pays, par un groupe d'écrivains spécialistes français et étrangers :
[
фр.
]
:
en 10 vol.
/ entièrement refondue, revue et corrigée sous la direction des héritiers de E. Bénézit. — Nouvelle edition. — Paris : Gründ, 1976. —
. — P. 73. — [3], IX, 718 p. —
ISBN 2-7000-0149-4
. —
OCLC
.