Interested Article - Поляне

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века
Восточнославянские племена на карте Восточной Европы в IX веке

Поля́не ( полѧне ) — восточнославянское племенное объединение , в эпоху расселения восточных славян поселившееся по среднему течению Днепра , на его правом берегу. На земле полян появился Киев — столица Киевской Руси (с 882 года) и, возможно, предшествовавшего ей княжества . Поляне, территория которых стала ядром Киевской Руси, перестали упоминаться летописью по племенному имени (в 944 году).

Племенной союз

Расселение

Считается, что территория земли полян дохристианской эпохи ограничивалась течением Днепра , Роси и Ирпеня ; на западе она прилегала к древлянской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей , на юго-западе — к тиверцам , на юге — к уличам , на востоке граничила с северянами .

Центром полянской земли был Киев ; другие её населённые пункты — Вышгород , Витичев (ныне Витачов ), Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка ), Звенигород , Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

Письменные источники

Русские летописи , начиная с « Повести временных лет » начала XII века, говорят о происхождении племени полян, наряду с дреговичами, древлянами и кривичами, осевшими на территории современной Белоруссии , белыми хорватами , сербами и хорутанами , упоминая полян уже в тексте о IX веке, называя их « русью » «Поляне яже нъıнѣ зовомая русь» . Слово «нъıнѣ» в летописи означает слово «сейчас» и относится к периоду не ранее XII века (по времени создания летописи) .

Называя поселившихся здесь славян полянами, «Повесть временных лет» прибавляет: «занеже в поле седяху» . Поляне, согласно летописи, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: « Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим… брачные обычаи имеяху », тогда как древляне , радимичи и вятичи жили в лесах, « подобно зверям », и браков у них не было.

Летописная история застаёт полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним . При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более, чем у других славян, были распространены скотоводство, земледелие , «древоделие» и торговля .

В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944 годом, в связи с походом князя Игоря на Византию . Западные поляне на Висле в последний раз упоминаются в Ипатьевской летописи под 1208 годом.

Археология

Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке — прекратилась же во время усобиц удельных князей . Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века — то есть уже после установления в Киеве варяжской власти — и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина .

В. В. Седов объединял волынян, древлян, полян и дреговичей в так называемую «дулебскую группу», которая представляла юго-западную ветвь восточных славян . Аналогичной точки зрения придерживалась И. П. Русанова , Г. Н. Матюшин , а также и . Аналогичным названием у других специалистов было «дулебский племенной союз».

Само происхождение полян остаётся неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI—VII веках корчакская и пеньковская культура , ассоциируемые соответственно с дулебами и антами , граничили здесь с колочинской культурой , распространённой на левом берегу Днепра . В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров .

Зоне расселения летописных полян соответствует район распространения волынцевской культуры VIII—IX веков на Правобережье Днепра .

Антропология

Антрополог Т. И. Алексеева относит полян к мезодолихокранному среднелицему типу .

Поляне, наряду с древлянами , тиверцами , уличами и северянами преимущественно относились к кругу южных европеоидов , характеризуясь тёмной или смешанной пигментацией волос и глаз.

Поляне рассматриваются Т. А. Трофимовой как локальная форма понтийской расы , Т. И. Алексеева также относит большинство полян к этой расе .

Южнорусское княжество IX века

В современной российской историографии вслед за советской историографией продолжает преобладать точка зрения, что упоминания русского каганата в IX веке связаны с южной, киевской Русью , южнорусским княжеством в Среднем Поднепровье . Хотя признаётся, что руководящую роль и на юге играли выходцы из Скандинавии , отсутствие скандинавских древностей на среднем Днепре вплоть до X века объясняется быстрой ассимиляцией пришельцев местным славянским населением. Княжество включало в себя территорию племенного княжения полян, водораздел бассейнов Припяти и Днестра на правобережье Днепра и часть днепровского левобережья с будущими городами Черниговом и Переяславлем . Титул «каган», в рамках данной гипотезы принятый южнорусскими князьями, выражал претензии на равенство с хазарским каганом, а строительство хазарами крепостей на Дону с помощью византийских инженеров ( Саркел , около 10 крепостей на Северском Донце и Тихой Сосне ) было направлено на оборону, в частности даннической территории северян, от нового государственного образования .

Аскольд и Дир традиционно считаются дружинниками Рюрика , которые отбыли от него на юг и возглавили южное княжество после смерти Кия . По Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород , но после похода руси на Царьград . Помимо древнерусских летописей, Аскольд и Дир упоминаются в сочинении польского историка XV века Яна Длугоша . В его трактовке Аскольд и Дир были полянскими князьями, потомками Кия , легендарного основателя Киева . Не исключается, что такая версия была придумана для обоснования претензий Польши на киевское наследство, в противовес московским Рюриковичам . Версия Длугоша была поддержана Матвеем Стрыйковским , неоднократно писавшем о родстве Аскольда и Дира с Кием . Генеалогическое построение Длугоша имело популярность и в дальнейшем, его придерживались А. А. Шахматов , М. Н. Тихомиров , Б. А. Рыбаков и другие историки.

Первое нападение руси на Константинополь было совершено на 200 судах. Описание похода в древнерусских летописях заимствовано из славянского перевода византийской хроники продолжателя Георгия Амартола и противоречит сведениям очевидца событий константинопольского патриарха Фотия , представляя поход неудачным. В первых русских летописях не сохранилось и сведений о крещении Руси при Фотии, поскольку это событие не упомянул продолжатель Георгия Амартола.

В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде , гибели в 872 году сына Аскольда в борьбе с болгарами , походах Аскольда на полочан , кривичей (где Рюрик перед этим посадил своих наместников ) и печенегов (875). Поход же на Царьград, отнесённый «Повестью временных лет» к 866 году, был фактически в 860 году.

По летописной датировке в 882 году северный князь Олег поставил под контроль Смоленск , Любеч и Киев , перенеся в последний из Новгорода свою столицу. Это событие часто оценивается как основание Киевской Руси .

Гипотеза Рыбакова

Согласно гипотезе академика Б. А. Рыбакова , ещё в VI веке возник союз «русов» — полян и северян, подтверждение чему исследователь находил терминологии русских летописей при обозначении Руси в узком смысле и в археологии, включая ранние находки на территории Киева, интерпретированные им как славяно-русские. Этот союз, предположительно, около середины VIII века платил дань хазарам , а затем, благодаря культурному и экономическому превосходству, из оборонительного положения по отношению к соседям он смог скоро перейти в наступательное: древляне , дреговичи , полочане и, возможно, волыняне уже к IX веку были ему подвластны . В эпоху « борьбы с космополитизмом » (рубеж 1940—1950-х годов) Рыбаков писал о Хазарском каганате как о мелком паразитическом объединении в Дагестане и дельте Волги .

Рыбаков назвал древности антов «древностями русов», использовав сарматскую этимологию названия «русь / рос» , а также предложил происхождение названия « анты » от названия « венеты », в духе народной этимологии введя диалектную форму «вянты», от которого, по его мнению, происходит также название « вятичи » . В 1980—1990-х годы Рыбаков писал, что «чья-то рука изъяла из „Повести временных лет“ самые интересные страницы и заменила их новгородской легендой о призвании князей-варягов», таким образом скрыв сведения об исконных русах-славянах, тогда как изначально в Начальном летописном своде излагалась история славянского происхождении русов-полян .

Гипотеза Рыбакова не получила поддержки большинства учёных . Построение Рыбакова не соотносится с источниками о древнейшей руси и хазарах. Ранние додревнерусские поселения и монетные находки на территории Киева не имеют прямого отношения к истории города и не могут свидетельствовать о существовании Киева за пять веков до возникновения других русских городов . Согласно «Повести временных лет», поляне платили хазарам дань и в IX веке вплоть до прихода варягов Аскольда и Дира (при этом летописцы не разделяют значения слова «дань» на «повинность», «откуп» и «таможенную пошлину»).

Примечания

  1. // = Russisches etymologisches Wörterbuch : в 4 т. / авт.-сост. М. Фасмер ; пер. с нем. и доп. чл.‑кор. АН СССР О. Н. Трубачёва , под ред. и с предисл. проф. Б. А. Ларина [т. I]. — Изд. 2-е, стер. — М. : Прогресс , 1986—1987.
  2. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  3. Дата обращения: 10 апреля 2010. 21 декабря 2009 года.
  4. . Дата обращения: 27 апреля 2010. 28 августа 2010 года.
  5. . Дата обращения: 16 октября 2016. 18 октября 2016 года.
  6. 16 марта 2015 года.
  7. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907. — Т. 24. — С. 461.
  8. Большая советская энциклопедия // Б. А. Введенский 2-е изд.. — М. : ПГК им. Молотова, 20.06.1955. — Т. 34 . — С. 107 .
  9. , с. 36.
  10. . Дата обращения: 29 марта 2007. 22 декабря 2007 года.
  11. Седов Валентин Васильевич. Славяне: Историко-археологическое исследование. — Москва: Языки славянской культуры, 2002. — (Studia Historica). — ISBN 5-94457-065-2 .
  12. Русанова Ирина Петровна. Славянские древности VI—VII вв. — Москва: Наука, 1976.
  13. Матюшин Геральд Николаевич. Археологический словарь. — Москва: Просвещение, 1996. — ISBN 5-09-004958-0 .
  14. Богуславский Владимир Вольфович, Куксина Елена Ипполитовна. Славянская энциклопедия. — Олма-Пресс, 2004. — ISBN 5-224-02249-5 .
  15. . Дата обращения: 15 ноября 2008. Архивировано из 19 сентября 2007 года. . Дата обращения: 15 ноября 2008. Архивировано 19 сентября 2007 года. , часть 1.
  16. , с. 158—163, 174—178.
  17. Комар О. (укр.) // Opus Mixtum. — 2021. — Вип. 9 . — С. 82 . 2 мая 2023 года.
  18. Алексеева Т. И. Восточные славяне. Антропология и этническая история. — М. : Научный мир, 2002. — С. 161.
  19. Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. — М. : Издательство МГУ, 1973. — С. 271.
  20. Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. — М. : Издательство МГУ, 1973. — С. 6.
  21. Алексеева Т. И. Восточные славяне. Антропология и этническая история. — М. : Научный мир, 2002. — С. 309.
  22. Цукерман К. // Археологія. — Київ: Інститут археології HAH України , 2003. — № 1 . 25 ноября 2012 года.

    III. Локализация русского каганата и обстоятельства его исчезновения …Киевская гипотеза, наиболее распространенная, опирается на давнюю историографическую традицию, предполагающую существование могущественного русского государства на Днепре по крайней мере с середины IX века.

  23. , с. 265.
  24. Боханов А. Н. , «История России с древнейших времен до конца XX века»
  25. Горский А. А. от 9 января 2017 на Wayback Machine
  26. Поход на Константинополь в этом варианте совершили русы во «времена Кия », а начало правления Кия датировано 854 годом, и привязано к правлению императора Михаила III и «матери его Ирины ». См.: от 13 января 2017 на Wayback Machine — Л., 1950.
  27. Ioannis Dlugossii Annales seu cronicae incliti regni Poloniae. Liber 1—2. — Warszawa, 1964. — P. 121.
  28. Королев А. С. Загадки первых русских князей. — М., 2002.
  29. Kronika polska, litewska, zmodzka i wszystkiej Rusi Macieja Stryjkowskiego. — Warszawa, 1846. — T. 1. — S. 112—113, 115.
  30. Шахматов А. А. Разыскания о древнейших летописных сводах. — СПб., 1908. — С. 322—323.
  31. Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М., 1979. — С. 55.
  32. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1982. — С. 307.
  33. Рыбаков Б. А. от 12 октября 2016 на Wayback Machine .
  34. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014.
  35. Рыбаков Б. А. Древние русы // Советская археология . 1953. Вып. ХVII. С. 23—104.
  36. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХII—XIII вв. М., 1982. С. 86, 142.
  37. Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1994. Т. 1: (I—VI вв.) / Составители Л. А. Гиндин , С. А. Иванов , Г. Г. Литаврин , отв. редакторы Л. А. Гиндин (филология), Г. Г. Литаврин (история). С. 59—160.

Литература

Источник —

Same as Поляне