Клавдия Августа
- 1 year ago
- 0
- 0
Кла́вдия Фели́цита Австри́йская ( нем. Claudia Felizitas von Ōsterreich–Tirol , чеш. Klaudie Felicitas Tyrolská , венг. Klaudia Felicitász Ausztriai ; 30 мая 1653, Инсбрук , графство Тироль — 8 апреля 1676, Вена , эрцгерцогство Австрия ) — принцесса из дома Габсбургов , урождённая принцесса Австрийская и Тирольская, дочь Фердинанда Карла , эрцгерцога Австрии и графа Тироля . Вторая жена императора Леопольда I ; в замужестве — императрица Священной Римской империи , королева Германии, Венгрии и Чехии, эрцгерцогиня Австрийская и графиня Тирольская.
Являлась членом . Обладала прекрасным вокалом и сочиняла музыку, страстно увлекалась охотой. Императрица Клавдия Фелицита имела большое влияние на мужа. Она добилась удаления от имперского двора всех своих противников. Боролась со злоупотреблениями в исполнительной и судебной системах. В счастливом браке, длившемся почти три года, родила двоих детей, умерших в младенческом возрасте. Умерла вскоре после рождения второго ребёнка. Она была последней представительницей Тирольской ветви дома Габсбургов, которая угасла с её смертью.
Клавдия Фелицита родилась в Инсбруке 30 мая 1653 года. Она была первым ребёнком и старшей дочерью в семье Фердинанда Карла , эрцгерцога Австрийского и графа Тироля и Анны Тосканской , принцессы из дома Медичи . Родители принцессы были двоюродными братом и сестрой. По отцовской линии она приходилась внучкой Леопольду V , эрцгерцогу Австрийскому и графу Тироля, и Клавдии Тосканской , принцессе из дома Медичи, в честь которой получила одно из своих имён. По материнской линии была внучкой Козимо II , великого герцога Тосканского, и Марии Магдалины Австрийской , эрцгерцогини из дома Габсбургов .
В семье кроме неё родились ещё две девочки: неизвестная по имени, умершая вскоре после рождения, и Мария Магдалина, которая скончалась в тринадцатилетнем возрасте . Таким образом, после смерти дяди , младшего брата отца, не оставившего потомства, и младшей сестры Клавдия Фелицита стала последней представительницей Тирольской ветви дома Габсбургов .
В некоторых источниках она описывается как «очень красивая девушка, с живым характером и развитым интеллектом» . Принцесса росла при дворе в Инсбруке, превращенным её родителями в один из центров европейского барочного искусства и музыки. Клавдия Фелицита обладала прекрасными вокальными данными, играла на разных музыкальных инструментах и сочиняла музыку . Ещё большим увлечением принцессы была охота . Сохранился её портрет кисти , на котором тринадцатилетняя Клавдия Фелицита изображена в образе Дианы , античной богини охоты .
Не забывала принцесса и о делах благочестия. Она была терциарной доминиканкой, то есть членом светской ветви ордена проповедников .
После смерти отца и дяди Клавдии Фелициты, не оставивших наследников мужского пола, графство Тирольское перешло под прямое управление императорского двора в Вене. Овдовевшая мать пыталась защитить права дочерей. Её спор с императорским двором завершился только после свадьбы старшей дочери (младшая умерла в отроческом возрасте) с Леопольдом I , императором Священной Римской империи, королём Германии, Венгрии и Чехии, эрцгерцогом Австрийским. В браке с ним Клавдия Фелицита сохранила титул графини Тирольской .
Император был вдовцом. В первом браке с Маргаритой Терезой , инфантой Испанской, он имел четверых детей, из которых двое были мальчиками, но оба ребёнка скончались в младенчестве. Для того чтобы обеспечить продолжение династии, вскоре после смерти первой жены Леопольд I был вынужден начать поиски новой супруги и остановил свой выбор на троюродной сестре . Клавдия Фелицита ответила согласием родственнику и отказала другому претенденту на её руку, тоже вдовцу, Джеймсу, герцогу Йоркскому , будущему королю Англии и Шотландии .
Бракосочетание по доверенности состоялось в Инсбруке. За невестой было дано приданое в тридцать тысяч гульденов . Затем она вместе с матерью и свитой выехала в Грац , где должна была состояться официальная свадьба. По поручению императора организацией свадебных торжеств занимался князь Иоганн Зейфрид фон Эггенберг. Над главным порталом в своём недавно отстроенном великолепном замке , в котором за день до свадьбы остановилась будущая императрица со свитой, он приказал выбить надпись на латыни «Да здравствует императрица Клавдия!» ( лат. Ave Claudia Imperatrix ). Обряд венчания прошёл в дворцовой церкви Святого Эгидия в Граце 15 октября 1673 года. Свадебные торжества длились две недели. В начале ноября императорская чета выехала из Граца в Вену .
У супругов родились две дочери, которые скончались в детстве: Анна Мария София (11.9.1674 — 21.12.1674) и Мария Йозефа Клементина (11.10.1675 — 11.7.1676) . Несмотря на это, их брак был счастливым, но длился около трёх лет. Клавдия Фелицита пользовалась влиянием на мужа. Она добилась отставки и изгнания первого министра , который был против её брака с императором и предлагал ему остановить свой выбор на Элеоноре Магдалине , принцессе Пфальц-Нейбургской, родственнице его мачехи . Императрица обращала внимание супруга на злоупотребления при императорском дворе, особенно в правительственной и судебной системах. С этой целью в 1674 году она поставила оперу с соответствующим подтекстом .
Клавдия Фелицита скоропостижно скончалась от туберкулёза в Вене 8 апреля 1676 года в возрасте двадцати двух лет. Случилось это вскоре после рождения второй дочери, которая не на много пережила свою мать. Она умерла в июле того же года, а в сентябре, вслед за дочерью и внучкой, скончалась мать императрицы, вдовствующая графиня Тирольская. Император тяжело переживал утрату второй жены. Он удалился в монастырь близ Вены, чтобы оплакать своё вдовство, но уже в декабре того же года, из-за отсутствия наследников мужского пола, вступил в третий брак с Элеонорой Магдалиной, принцессой Пфальц-Нейбургской из дома Вительсбахов . В этом браке родились десять детей, в числе которых и два будущих императора Иосиф I и Карл VI .
Клавдию Фелициту похоронили в Вене. Сердце покойной императрицы изъяли и в специальной урне положили в Императорском склепе при церкви капуцинов , а её тело погребли в , где рядом с ней потом похоронили и мать .
Ещё при жизни императрица вдохновляла подданных на создание в её честь сочинений и даже головоломок. Так, в 1674 году, во время её первой беременности, появилось стихотворение, описывавшее интимные отношения императорской четы. Оно было зашифровано в форме креста по правилу « ». Император и императрица благосклонно отнеслись к произведению, автор которого получил от них по одному дукату за каждый слог . В 1867 году был издан исторический роман немецкой писательницы Луизы Мюльбах «Императрица Клавдия, принцесса Тирольская» ( нем. Kaiserin Claudia, Prinzessin von Tirol ) .
Сохранилось несколько портретов Клавдии Фелициты, изображающих её в разном возрасте. Посмертный портрет императрицы кисти испанского художника Карреньо де Миранды в настоящее время хранится в собрании музея Орсе в Париже . На детском портрете 1663 года кисти итальянского живописца Дольчи она изображена в образе Иисуса Христа в детстве . Картина входит в собрание музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде . На другом портрете около 1672—1675 годов кисти того же художника Клавдия Фелицита изображена в образе святой императрицы Галлы Плацидии ; это полотно хранится во Флоренции в галерее палаццо Питти .