Interested Article - Авгур

Авгур
Денарий Метелла , 81 год до н. э.

Авгу́р — член почётной римской жреческой коллегии, выполнявший официальные государственные гадания для предсказания исхода тех или иных мероприятий по ряду природных признаков, поведению, полёту и крикам птиц. Понятие augurium обозначало мероприятие гадания. Отличительной одеждой авгуров была трабея , а инсигниями — жезл литуус ( lituus ) и специальный сосуд ( capis ) при жертвоприношениях. Совокупность знаний и полномочий авгуров называлась ius augur(i)um и документировалась в соответствующих книгах ( libri augurales ). Изображение литууса и каписа можно увидеть на денарии Кв. Цецилия Метелла Пия, отчеканненом в 81 году до н. э.

Авгуры появились уже при Ромуле . Ливий утверждает, что при Нуме Помпилии была учреждена государственная должность авгура, почётная и пожизненная . По закону Огульния 300 года до н. э. их число было увеличено до девяти добавлением пяти плебеев . Сулла увеличил их до пятнадцати, Цезарь добавил шестнадцатого члена. Члены коллегии авгуров были самоизбирающимися ( cooptati ); с 154 года до н. э., по предложению народного трибуна Гнея Домиция Агенобарба, выбор из числа намеченных коллегией на эту должность трёх кандидатов был представлен римскому народу; в 103 году до н. э. этот закон был отменён Суллой, но вновь восстановлен в 63 году до н. э. , a первоначально назначались царём. В 44 год до н. э. Марк Антоний вновь отменил закон, но Авл Гирций и Гай Вибий Панса вновь придали ему силу. Однако после этого авгуры стали назначаться императором. Должность авгура была пожизненной, кандидатуру выдвигали два старших члена коллегии. Самый старший член коллегии назывался магистром ( magister collegii ). По случаю избрания организовывался специальный банкет.

Для наблюдения примет авгуры должны были очертить templum ( tescum ), то есть узкое пространство, с которого должны были производиться наблюдения, и другое, более обширное, на протяжении которого надо было наблюдать приметы. Один из авгуров своим жезлом мысленно проводил две линии (одну по направлению с севера на юг — cardo , и другую, пересекающую первую с востока на запад, — decumanus ) через всё поле наблюдения и затем соединял их концы четырьмя прямыми в виде прямоугольника. На этом месте, но обязательно в городской черте Рима (обычно на Капитолии , где было соответствующее место, auguraculum , а во время сбора центуриатных комиций — на Марсовом поле ), разбивалась палатка ( templum minus ).

Авгуры решали и другие проблемы, связанные с выборами должностных лиц. Так, когда в 426 году до н. э. встал вопрос, может ли без ущерба для религии военный трибун с консульской властью назначить диктатора , в частности обратились к авгурам, развеявшим сомнения. В 175 году до н. э. авгуры ответили на вопрос, была ли допущена огрешность при жеребьёвке консулами театров военных действий . Решение авгуров могло даже помешать отправлению римского войска в поход (в 168 году до н. э. консул был вынужден следовать в Галлию только с латинскими союзниками, оставив легионы в городе, поскольку, по мнению авгуров, он по ошибке [ vitio ] назначил день для сбора).

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 ноября 2012. Архивировано из 19 октября 2013 года.
  2. Тит Ливий . История от основания города. I, 18.
  3. ancientrome.ru. Дата обращения: 24 сентября 2019. 31 октября 2019 года.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке , Л. Георгиевского , Ф. Зелинского , В. Канского , М. Куторги и П. Никитина . — СПб. , 1885.
  • Сморчков А. М. // Межвузовский сборник научных статей «Античность Европы». — Пермь: Пермский ун-т , 1992. — С. 78—85.
Источник —

Same as Авгур