Богиня-мать (шумеро-аккадская мифология)
- 1 year ago
- 0
- 0
Диа́на ( лат. Diāna ) в римской мифологии — богиня растительного и животного мира, охоты, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны ; соответствует греческим Артемиде и Селене .
Позднее Диану также стали отождествлять с Гекатой . Диану ещё называли Тривией — богиней трёх дорог (её изображения помещались на перекрёстках), это имя толковалось как знак тройной власти: на небе, на земле и под землёй. Также Диану отождествляли с карфагенской небесной богиней . В римских провинциях под именем Дианы почитали местных духов — «хозяек леса».
Иногда Диане, так же как и Юноне , добавляли эпитет « Луцина » — покровительница деторождения . Эти функции, принадлежавшие Юноне, на Диану были перенесены под влиянием греческого культа Артемиды .
В Риме культ Дианы считался «иностранным» и не распространённым в патрицианских кругах, однако был популярен среди рабов , которые обладали в храмах Дианы неприкосновенностью. Царь Сервий Туллий , по преданию, сам рождённый в рабстве, посвятил Диане храм на римском холме Авентин . Годовщина основания храма считалась праздником рабов .
С храмом Дианы на Авентине связано предание о необыкновенной корове, владельцу которой было предсказано, что тот, кто принесёт её в жертву Диане в этом храме, получит власть над Италией . Царь Сервий Туллий, узнав об этом, хитростью завладел коровой, принёс её в жертву и прикрепил рога к стене храма.
В честь Дианы назван астероид (78) Диана , открытый в 1863 году.
Изображали с полумесяцем на голове и факелами в руках, в длинной одежде.
В европейские языки заимствовано из позднелатинского имени , произошедшего от латинского имени (с долгой ī ). Последнее было сокращенной ( синкопированной ) формой имени , произошедшей от латинского ( „божество“ ) + (суффикс прилагательного женского рода). В свою очередь от праиталийского ( „бог“ ) + (форма именительного падежа женского рода праиндоевропейского суффикса , который в русском языке развился в суффиксы -ный и -ная ). В свою очередь от праиндоевропейского ( „бог“ ), произошедшего от праиндоевропейского ( „небеса“ , „дневное небо“ ; „сиять“ ). Изначально — древнеримская богиня света и луны; позже стала рассматриваться в качестве римского аналога древнегреческой богини Артемиды . Латинское имя этимологически родственно аттическому древнегреческому имени ( „Дионе“ ), аналогично образованного посредством синкопы из более старого древнегреческого имени Διϝωνη ( „Дивоне“ ), от праиндоевропейского *dyúh₃onh₂- .
Согласно Жоржу Дюмезилю , Диана имеет праиндоевропейское происхождение . По его мнению, первоначальные функции богини заключались в соединении небесного мира с бегом времени, обеспечении преемственности поколений, откуда и сформировалась её функция родовспомогательницы, а также мирной смены царей и нормального функционирования царской власти .
Также являлась олицетворением Луны, подобно тому как её брат Аполлон в период поздней Античности идентифицировался с Солнцем. Под именем Дианы в провинциях Римской империи почитали «хозяйку лесов», богиню-мать и покровительницу растительного и животного плодородия, отождествляя её с эллинскими Артемидой и Гекатой .
Изначально, ещё у этрусков в VI столетии до н. э., Диану почитали в качестве триединой богини, как богиню Луны, охоты и подземного царства. Эти функции впоследствии распределили между богинями Луной , Дианой и Гекатой или Прозерпиной. В этом контексте она обладала властью на небе, земле и под землёй .
Благодаря нумизматике до нас дошло изображение архаической статуи из святилища Дианы около озера Неми . Озеро Неми наз. "Круглое зеркало Дианы". На этом озере стоял Коллизей из дерева приморской сосны и лиственницы, где соревновались корабли гладиаторов в честь праздника Дианы. Представление о Диане, как о тройственной богине, сохранялось как минимум до I века до н. э., о чём свидетельствуют сочинения Вергилия , Горация и Катулла .
Эпитет «Тривия» или «Triformis» в римском обществе также толковали как «богиню трёх дорог» . Это обозначение богини имело несколько мрачный характер, так как метафорически указывало на путь в подземный мир . В трагедии I века « Медея » Сенеки главная героиня призывает Тривию, подразумевая богиню подземного мира Гекату . Символ перекрёстка также имеет отношение к Диане-охотнице, так как обозначает наилучшее место для установки капканов, различные пути по которым может пойти животное и человек .
Культ Дианы в городе Аричча около озера Неми имел одну уникальную особенность. Жрецом богини мог стать только беглый раб. Когда он приходил в священную рощу, то там его встречал другой бывший беглый раб, ставший жрецом Дианы. В смертельном бою они и решали, кто из них будет служить ей до смерти от очередного претендента .
Культ Дианы среди италиков существовал ещё до основания Рима. По преданию, его туда принесли сабины и их легендарный царь Тит Таций вскоре после основания города Ромулом и ещё при его жизни . Более того, города Латинского союза объединялись вокруг культа Дианы, так как считали её покровительницей всего союза . Когда Рим начал занимать среди городов союза центральное место, в нём построили посвящённый ей храм .
Отождествление италийской богини Дианы с греческой Артемидой произошло не ранее 433 г. до н. э. В этот год в Риме официально учредили культ Аполлона . Диану стали почитать в качестве его сестры .
В древнеримском обществе разные слои населения объединялись вокруг отдельных божеств. Культ Дианы был особо почитаем среди рабов .
По преданию храм Дианы в Риме был построен при шестом римском царе Сервии Туллии на Авентинском холме . Согласно современным представлениям, его сооружение связано с тем, что Рим начал занимать центральное место в Латинском союзе , города которого объединялись вокруг культа данной богини. Храм построили на взносы всех городов союза .
С этим храмом связан один из первых элементов, вошедших впоследствии в «римский миф» — политическую мифологию, которая создала образ вечного и великого города Рима, которому боги уготовали всемирную цивилизаторскую миссию . Так, у одного сабинянина в стаде была поразительно большая и красивая корова. Он получил предсказание, что город, чей гражданин принесёт в жертву Диане эту тёлку, получит превосходство над всеми остальными. Желая восстановить превосходство сабинян он отправился в Рим. По пути его встретил римский жрец, который, узнав особое жертвенное животное, сумел отправить сабинянина совершать омовение в Тибре. В то время как хозяин коровы совершал ненужные ритуалы, римлянин и принёс животное в жертву .
Согласно приведенному Овидием мифу, после смерти второго римского царя Нумы Помпилия его супруга Эгерия погрузилась в скорбь. Она удалилась в Ариций, где в роще, посвящённой Диане, стала оплакивать своего мужа. Её плач и стоны стали мешать справлять культ богини. Диана сжалилась над несчастной женщиной и превратила её слёзы в холодный прозрачный источник .
С Дианой связан романизированный греческий миф об Ипполите . Согласно античным римским источникам сын Тесея и, предположительно, возлюбленный Дианы , отверг любовные домогательства своей мачехи Федры . Тесей проклял сына и призвал в свидетели своего отца Нептуна . Он в свою очередь наслал безумие на коней Ипполита, которые его и растоптали. Однако Эскулап , по просьбе Дианы, воскресил мёртвого. Ипполит не захотел простить отца и удалился в посвящённую Диане арицийскую рощу , где стал одним из младшим богов под именем Вирбия .
Богиня слыла покровительницей пленённых Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов.
Также считалось, что Диана участвовала в Троянской войне, где греки одержали победу.
Культ Дианы был родственен культу Ницневин (также известной, как Дама Хабонд, Перчта, Херодиана и так далее) в Европе периода Нового времени [ источник не указан 3586 дней ] . Она была связана с мифами о женской Дикой охоте .
В наше время существует ветвь викки , носящая название , которая характеризуется чрезвычайным вниманием к женскому аспекту Божества . Имя Дианы также используется как третье божественное имя в викканском энергетическом пении — «Изида Астарта Диана Геката Деметра Кали Инанна».
В Италии «старая религия» включает в себя богиню Диану как Королеву ведьм; ведьмы — мудрые женщины, целительницы. Там говорится, что Диана создала мир из себя, имея в себе семена всех созданий, которые были и будут. Также говорится, что вне себя она разделила свет и тьму, оставив для себя тьму, а свет — для своего брата Аполлона. Диана была любима и правила вместе со своим братом Аполлоном, богом солнца .
Как румынское слово для обозначения фей , Zânǎ , так и леонское слово для «водной нимфы» ксана , вероятно, происходят от имени Дианы.
В эпоху Возрождения художников вдохновляла так называемая «Версальская Диана» (греческая скульптура, датируемая IV в. до н. э., Лувр), показывающая Артемиду (Диану) в короткой (до колен) и подпоясанной на талии тунике, сопровождаемую оленем. В одной руке у неё лук, другая поднята, чтобы вынуть стрелу из колчана у неё за спиной.
Тема трактовалась очень разнообразно:
Простая аллегория Целомудрия, побеждённого Распутством, выглядела так: компания веселых и похотливых сатиров отдаётся своему любимому времяпрепровождению — неожиданно набрасываются на нимф, хватают их в объятия, срывают с них одежды. Нимфы в ужасе отбиваются и убегают в лес. Диана поднимает свое копьё, намереваясь защититься; её собаки рычат на нападающих.