Фердинанд III (великий герцог Тосканский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер , возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера , от которого отличается гладким фризом , наличием базы и колонной без каннелюр .
Тосканский ордер в большей степени — плод творчества теоретиков эпохи Возрождения .
Тосканский ордер стал известен в первую очередь благодаря его описанию в трактате « Десять книг об архитектуре » древнеримского архитектора Витрувия . Зодчий описывал его, как ордер, имевший италийское , а не древнегреческое происхождение, и существенно отличавшийся от греческой ордерной системы. В своём трактате Витрувий подробно описал храм «тускского» типа, в котором деревянный антаблемент поддерживался каменными колоннами. До эпохи Возрождения не дошли «чистые» варианты ордера, имевшего, согласно Витрувию, тяжёлые пропорции, широкую базу , сильное утонение ствола колонны, высокую капитель с «распластанным» эхином и чрезвычайно высокой абакой . В отличие от полного описания колонны с базой и капителью, древнеримский архитектор описал антаблемент тосканского ордера в строительных терминах, а пропорции только в общих чертах .
Под «тусками» Витрувий подразумевал этрусков , создавших на севере Апеннинского полуострова высокоразвитую цивилизацию. От имени этого народа произошло современное название одной из областей Италии — Тосканы . По этой причине влиятельный архитектор и теоретик Джакомо да Виньола , как и все последователи Витрувия, стал называть данный ордер «тосканским» .
Этрусские храмы, описанные Витрувием, не сохранились и теоретики архитектуры эпохи Возрождения искали черты «тускского» ордера в уцелевших руинах Древнего Рима. В древнеримском варианте тосканский ордер был применён в амфитеатрах Вероны и Пулы , реконструкции которых были зарисованы в трактатах Себастьяно Серлио и Андреа Палладио . Виньола, не найдя образцов данного ордера в Риме , опирался на словесное описание из трактата Витрувия (иллюстрации к трактату не сохранились), дополнив ордер собственными заключениями о его возможных пропорциях .
«Реконструированный» в эпоху Возрождения тосканский ордер имел значительное сходство с римским дорическим, что побуждало исследователей называть его «ранним», «упрощённым» вариантом римско-дорического, а также «тускско-дорическим». В своём «упрощённом римско-дорическом» варианте тосканский ордер имел большую популярность в архитектуре Возрождения .
Поскольку ордер «реконструировался» различными архитекторами, не существовало единого стандарта его пропорционального построения. Высота колонны у разных авторов могла варьироваться от 6 до 7½ её диаметров. Витрувий устанавливал высоту колонны тосканского ордера в 7 диаметров. Себастьяно Серлио не принял такие пропорции, отмечая, что сам Витрувий устанавливал наиболее подходящую высоту колонны дорического ордера также в 7 диаметров. Серлио считал, что более простой тосканский ордер должен быть короче дорического, поэтому установил высоту колонны в 6 диаметров. Серлианский вариант тосканского ордера имел излишне приземистые пропорции и впоследствии особого распространения не получил .
Джакомо да Виньола, Андреа Палладио и Джеймс Гиббс устанавливали высоту колонны тосканского ордера в 7 диаметров. Винченцо Скамоцци предлагал высоту колонны в 7½ диаметров, а Клод Перро — в 7⅓ диаметров .