Interested Article - Савонарола, Джироламо

Джиро́ламо Мари́я Франче́ско Матте́о Савонаро́ла ( итал. Girolamo Maria Francesco Matteo Savonarola МФА : (инф.) ; 21 сентября 1452 , Феррара , Герцогство Феррара 23 мая 1498 , Флоренция , Флорентийская республика ) — итальянский религиозный и политический деятель. Фактический правитель Флоренции с 1494 по 1498 год. Инициатор ряда политических и общественных реформ. Автор ряда богословских трактатов и проповедей на основе изучения и осмысления Священного Писания . Считается одним из предвестников Реформации наряду с Джоном Уиклифом и Яном Гусом . Символом деятельности Савонаролы стал « костёр тщеславия » — так историки окрестили сжигание картин, книг, игральных карт , одежды, косметики, зеркал и других предметов роскоши на городской площади Флоренции, Пьяцца делла Синьория . Жизнь доминиканского монаха закончилась трагически — Савонарола, часто критиковавший папское правление, был казнён церковью — его повесили, позже тело сожгли на костре.

Ранние годы

Родился 21 сентября 1452 года в Ферраре, куда в XV веке прибыли предки Джироламо по приглашению герцогов д’Эсте , которые в то время были там правителями. Происходил из старинного падуанского рода. Джироламо был третьим ребёнком в семье Никколо Савонаролы и его жены, мантуанки Елены, урождённой Бонакольси . Его дед, Микеле Савонарола, был известным врачом, который привил внуку любовь не только к медицине, но также к Священному Писанию и к философии, в частности к Аристотелю в толковании Фомы Аквинского . Позже Савонарола обратит свой взор и на философию Платона , которая останется увлечением младых лет, что, скорее всего, связано с модой на « неоплатонизм » вследствие учреждения платоновской академии в Кареджи Козимо Медичи в 1462 году. В более сознательном возрасте Джироламо отречётся от учения Платона .

Отец Савонаролы готовил сына к медицинской карьере и старался дать ему достойное образование. В молчаливом и вдумчивом юноше рано сказались аскетические начала, любовь к размышлениям и глубокая религиозность.

Италия в то время была охвачена гуманистическим движением , одним из крупнейших центров которого была Флоренция , где гуманизм при Лоренцо Медичи отличался эпикурейско-языческим направлением.

Светская жизнь и религиозно-нравственное падение Италии сильно возмущали Савонаролу. Некоторые из его ранних стансов посвящены печальному состоянию церкви, порче нравов и разрушению добрых отношений между людьми.

Несчастливая любовь к дочери флорентийского изгнанника, принадлежащего к роду Строцци , и увлечение средневековыми богословскими сочинениями (особенно Фомой Аквинским ) привели Савонаролу к решению поступить в монастырь.

Монастырская жизнь

Памятник Савонароле в Ферраре

24 апреля 1475 года он бежал из родного дома в Болонью , в доминиканский монастырь , оставив дома написанное им стихотворение « ». В нём он сетует на то, что « примат попал в руки пирата», тем самым намекая на папу Сикста IV .

В монастыре он вёл суровую жизнь, отказался от денег, которые имел, свои книги подарил монастырю, оставив себе только Библию , ополчался против монастырской роскоши и посвящал свободное от молитв время изучению трудов Отцов Церкви .

Поэтические наклонности Савонаролы проявлялись и в монастыре: он написал стихотворение «О падении церкви», где указывал, что у людей нет уже прежней чистоты, учёности, христианской любви, а главная причина тому — порочность пап. Настоятель монастыря поручил Савонароле обучать новичков и возложил на него обязанность проповедника .

В 1482 году его посылали проповедовать в разные города, в том числе в Феррару , откуда ввиду начавшейся войны с Венецией ему приказали отправиться во Флоренцию , в известный тогда монастырь Сан-Марко .

Здесь Савонарола, уже славившийся как учёный, был назначен почётным чтецом при братии и наставником послушников. В 1483 г. Савонарола проповедовал в церкви Сан-Лоренцо , но не имел успеха.

Это заставило его заняться исправлением своих недостатков. Он отправился проповедовать в небольшой городок Сан-Джиминьяно , где пробыл два года, увлекая слушателей своими речами. В 1486 году он преподавал в расположенном недалеко городе Фьезоле , о чём сохранились воспоминания в биографии его ученика Пагнуса Сантеса .

Взлёт

Проповедь Савонаролы во Флоренции. ( Николай Ломтев , 1850-е годы)

В 1486 году Савонарола явился в Брешии уже опытным и отважным проповедником, резко бичуя людские пороки, властно призывая к покаянию и предрекая Италии Божьи кары за её грехи.

В это же время Савонарола познакомился в Реджио с Джованни Пико делла Мирандола , который стал его страстным последователем. Под влиянием Пико Лоренцо Медичи вызвал Савонаролу из Генуи во Флоренцию (1490 год), и он снова занял кафедру учителя в Сан-Марко.

Монастырь быстро наполнился светскими слушателями; проповеди Савонаролы имели необычайный успех, людям не хватало места. 1 августа 1490 года Савонарола произнёс знаменитую проповедь, где с неслыханной до него уверенностью высказал мысли о необходимости и близости обновления церкви, а также о том, что скоро Бог поразит своим гневом всю Италию.

Он утверждал, что, подобно ветхозаветным пророкам , передаёт лишь веления Божии, угрожал проклятием тому, кто не верит в его пророческое призвание, обличал испорченность нравов флорентийцев, не стесняясь в выборе выражений.

В своих вдохновенных проповедях Савонарола часто смешивал свои мысли с текстами Св. Писания, говоря в своё оправдание, что «слова эти недавно сошли с небес».

Его влияние усилилось благодаря исполнению некоторых его предсказаний — смерти папы Иннокентия в 1492 г. , нашествию войска французского короля Карла VIII и др. Ласковое и сердечное обращение с братией сделали Савонаролу любимцем монастыря, и в 1491 году он был единогласно избран настоятелем Сан-Марко.

Он сразу поставил себя в независимое положение по отношению к Лоренцо Медичи , отказавшись явиться к нему с выражением почтения; Лоренцо пришлось уступить монаху.

Известна речь Савонаролы против роскоши женских нарядов, после которой все дамы перестали надевать в церковь украшения.

«Грехи Италии, — говорил он, — силой делают меня пророком». Народ верил в его пророчества; из его сочинений «Об истине пророчества» и «Об откровениях» видно, что он и сам был убеждён в своём Божественном призвании. Поэтому он смело и властно громил священников, проповедников, отцов и матерей, князей, граждан и купцов, крестьян и солдат, укоряя их в отступлении от правил истинной христианской жизни.

« Рим — это Вавилон , — говорил он. — Вместо внушения народу основ христианского вероучения прелаты отдаются поэзии и красноречию. Вы найдёте в их руках Горация , Вергилия , Цицерона …» Ещё резче сделались угрозы Савонаролы, когда после смерти Лоренцо Медичи (1492) правителем Флоренции стал его безвольный и непопулярный сын, Пьеро ди Лоренцо Медичи , а папой был избран Александр VI Борджиа .

В 1493 году Савонарола принял приглашение прочитать проповеди на Великий пост , присланное из Болоньи. В некоторых работах, посвящённых жизни Джироламо Савонаролы (например, у Паскуале Виллари , автора труда «Джироламо Савонарола и его время»), его отъезд связывается с изгнанием проповедника из Флоренции. В дальнейшей историографии это утверждение было подвергнуто критике .

Возвращение во Флоренцию

Вернувшись во Флоренцию , Савонарола занялся приведением в исполнение своей мечты — нравственного и государственного преобразования Флоренции. Сначала он занялся реформой монастыря Сан-Марко, а также позаботился о выходе монастыря из Ломбардской конгрегации. Необходимость выхода была обусловлена тем, что жизнь монастыря в его составе была продиктована не уставом и традициями доминиканского ордена, а политикой конгрегации. Савонарола видел необходимость привлечь на свою сторону также доминиканские монастыри в Сан-Джиминьяно , Пизе и Фьезоле и образовать свою конгрегацию — Тосканскую. По папскому бреве от 22 мая 1493 года монастырь Сан-Марко получил автономию, годом спустя по папскому бреве более в Ломбардской конгрегации не состояли монастыри Пизы и Фьезоле. В том же 1494 году состоялся генеральный капитул новообразованной Тосканской конгрегации, генеральным викарием был избран Джироламо Савонарола.

В своих реформах монастыря Сан-Марко Савонарола ориентировался на апостольскую бедность. Он продал церковное имущество, изгнал всякую роскошь из монастыря, обязал всех монахов работой. Деньги, вырученные с продажи роскошного монастырского имущества, пожертвовал бедным . Для успеха проповеди иноверцам Савонарола учредил кафедры греческого, еврейского, турецкого и арабского языков. Папа Александр VI пытался привлечь Савонаролу на свою сторону, предлагая ему сначала архиепископство во Флоренции, потом кардинальскую шапку, но тот не прекращал своих обличений Рима и папы.

В 1494 году французский король Карл VIII вступил в Италию и в ноябре прибыл во Флоренцию. Пьеро ди Лоренцо Медичи был изгнан как изменник; во главе посольства к французскому королю был поставлен Савонарола. В это тревожное время Савонарола стал настоящим повелителем Флоренции; под его влиянием во Флоренции были восстановлены республиканские учреждения.

Воззрения

По своим политическим взглядам Савонарола был республиканцем, но он думал, что республика лишь тогда будет благом для Флоренции , когда граждане станут нравственнее: религиозное и нравственное очищение произведёт и политическую реформу. Савонарола указывал на несправедливое распределение налогов , нападал на богачей, говоря, что они «присваивают себе заработную плату простонародья, все доходы и налоги», а бедняки умирают с голода. Всякий излишек — смертный грех, так как он стоит жизней бедным.

Вся работа государственного переустройства Флоренции была выработана в проповедях Савонаролы и совершалась по его программе. По предложению Савонаролы были установлены Великий Совет и Совет восьмидесяти. 5 февраля 1495 г., по предложению Савонаролы, великий совет заменил поземельный налог подоходным, в размере 10 %. Заёмщиков Савонарола освободил от уплаты долгов, а в апреле 1496 г. основал заёмный банк , потребовав, чтобы в годовой срок выехали из Флоренции все ростовщики и менялы, бравшие по 32,5 %.

Наконец, Савонарола провозгласил синьором и королём Флоренции Иисуса Христа , сам же он был в глазах народа избранником Христа.

Политическим преобразованием Савонарола закончил лишь часть своей задачи; ему предстояло ещё нравственно возродить Флоренцию.

Уже в 1494 году заметна была перемена: флорентийцы постились, посещали церковь; женщины сняли с себя богатые уборы; на улицах вместо песен раздавались псалмы; читали только Библию; многие из знатных людей удалились в монастырь Сан-Марко.

Савонарола назначал проповеди в часы, когда были назначены балы или маскарады , и народ стекался к нему. С жестокостью обрушивался Савонарола на святотатцев, которым велел вырезать языки, на азартных игроков, которых наказывал огромными штрафами; развратников и содомитов он призывал сжигать заживо.

Однако проповедь — одно, а реальная судебная практика — совсем другое, её можно проследить по сохранившимся документам . Как правило, наказания ограничивались штрафами, а в наиболее тяжких случаях и для закоренелых преступников — телесными наказаниями или изгнанием из Флоренции. Фактов отрезания языка неизвестно. Была практика прокалывания языка святотатцам, такие случаи известны как до, так и после Савонаролы. Возможно, они были и при нём, но доподлинные случаи не установлены. Кроме того, при Савонароле был принят закон, предполагавший сожжение содомитов . Однако за весь период руководства Савонаролы только трое содомитов были приговорены к смерти, из них двоим приговоры были заменены штрафами. Третий осуждённый имел также дурную славу вора и бандита и был казнён, скорее всего, по этой причине.

Савонарола с увлечением прибегал к шпионажу , который при нём заметно распространился во Флоренции. На стороне Савонаролы были люди из простонародья, партия «белых», которых называли «плаксами» ( piagnoni ).

Недруги

Против него были «беснующиеся» ( arrabiati ), приверженцы аристократического республиканского правления, и «серые», стоявшие за Медичи . В проповедях Савонарола никого не щадил и потому обрёл много врагов как в светской среде, так и среди духовенства.

Сначала его обвиняли в том, что он вмешивается в светские дела; потом начали критиковать ту проповедь, где Савонарола говорил о гневе Божием, висящем над князьями и прелатами.

По приказанию папы Савонарола должен был удалиться в Лукку , но его прощальная проповедь так потрясла слушателей, что они уговорили папу отсрочить высылку Савонаролы.

Против Савонаролы не раз выставляли других проповедников ; не раз папа запрещал ему проповедовать, но слава Савонаролы проникла даже за пределы Италии: его проповеди переводились на иностранные языки (даже на турецкий, для султана).

Между тем Карл VIII , покинув Неаполь , решил направиться через Флоренцию вместе с Пьеро ди Лоренцо Медичи , который хотел восстановить свою власть.

Город вооружился; во главе движения стал Савонарола. Он отправился в лагерь французов и произнёс смелую речь, грозя Карлу карой Божией, если он посягнёт на свободу Флоренции. Под влиянием Савонаролы союз с Францией не был расторгнут, а отнятые у Флоренции города (кроме Пизы ) были ей возвращены. Интригам Пьеро ди Лоренцо Медичи против Савонаролы помогали герцог Миланский, кардинал Асканио Сфорца и Мариано да Дженаццано, потерявший из-за Савонаролы репутацию лучшего проповедника.

Враги Савонаролы восстановили против него папу, который пригласил Савонаролу в Рим; но тот под предлогом болезни отказался, продолжая свои обличительные проповеди. Доминиканцы , которым папа поручил рассмотреть содержание проповедей Савонаролы, не нашли в них основания для обвинения Савонаролы в ереси , и папа опять предлагал ему сан кардинала .

После удаления французской армии для республики настали тяжёлые времена: свирепствовали болезни, начался голод, финансы были истощены; герцог Миланский призвал против Флоренции императора Максимилиана , который осадил Ливорно . Синьория — парламент Флорентийской республики — умоляла Савонаролу успокоить народ . Савонарола устроил процессию, чтобы поднять народный дух, истощённый многочисленными невзгодами, несмотря на то, что папа снова запретил ему проповедовать ( 28 октября ).

Случайное спасение Ливорно было, в глазах народа, чудом; доверие флорентийцев к предсказаниям Савонаролы усилилось. Во главе синьории стоял преданный Савонароле ; народная партия торжествовала. Пользуясь этим, Савонарола задумал нанести решительный удар по «беснующимся». Он организовал отряд мальчиков, которые врывались в знатные дома с целью следить за исполнением 10 заповедей, бегали по городу, отбирая игральные карты, кости, светские книги, флейты, духи и тому подобные вещи; потом всё это предавалось торжественному сожжению на так называемом « костре тщеславия » .

Светская литература гуманизма и возрождавшаяся классическая древность нашли в лице Савонаролы непримиримого врага; он даже доказывал вред науки вообще. В среде разгульной молодёжи возникло общество ( Compagnacci ), задавшееся целью убить Савонаролу в праздник Вознесения, но друзья и на этот раз спасли Савонаролу.

Потом «беснующиеся» произвели переполох в церкви во время проповеди Савонаролы, не дав ему закончить речи, а 12 мая 1497 г. папа Александр VI , назвав учение Савонаролы «подозрительным», отлучил его от церкви. Савонарола протестовал; 19 июня появилось его «Послание против лживо испрошенной буллы об отлучении», где он отказывался повиноваться отлучению, «противному христианской любви и заповедям Господним», и заявлял, что несправедливо отлучённый имеет право апеллировать ко Вселенскому собору.

В это время Савонарола выпустил в свет своё знаменитое сочинение «Триумф Креста», в котором защищал истины католического вероучения, объяснял догматы и таинства католической церкви.

В последний день карнавала 1498 г. Савонарола совершил торжественное богослужение и «сожжение анафемы». Тогда папа прислал бреве , где требовал отправки Савонаролы в Рим или заключения его в тюрьму, угрожал интердиктом всей Флоренции и отлучал всех, кто будет говорить с Савонаролой или слушать его.

Однако синьория долго не решалась тронуть Савонаролу; проповеди его продолжались, он развивал мысль о необходимости созвать Вселенский собор, так как папа может заблуждаться. В это же время появилось сочинение Савонаролы «О правлении и законодательстве города Флоренции».

После второго папского бреве синьория запретила Савонароле проповедовать; 18 марта он простился с народом. Он написал «Письмо к государям», в котором убеждал их созвать Вселенский собор для низвержения Папы. «Письмо» было послано сначала к французскому королю Карлу VIII , но было перехвачено и попало в руки Папы. Флоренция взволновалась.

Разочарование народа и казнь

25 марта 1498 года проповедовавший в церкви Святого Креста францисканец Франциск Пулья объявил, что готов вызвать на « испытание огнём » любого, кто настаивает на незаконности отлучения Савонаролы. Вызов принял доминиканец Доминик Пешиа, однако неожиданно Пулья настоял на том, что войдёт в огонь только вместе с Савонаролой. Джироламо не воспротивился. «Испытание огнём» было ратифицировано «Постановлением» флорентийской Синьории , согласно ему по завершении испытания главный представитель потерпевшей поражение стороны подлежал изгнанию из Флоренции . В том случае, если в пламени костра сгорят представители обеих сторон, то проигравшей стороной, подвергаемой изгнанию, объявлялся только Савонарола . «Испытание» должно было состояться утром 7 апреля на площади Синьории . Савонарола прибыл на место после прочтения прощальной проповеди в Сан-Марко . За время приготовления костров и ожидания противника Савонаролы, который укрывался в Палаццо Веккьо , начался проливной дождь, из-за которого отсырели дрова. Вернувшись в Сан-Марко, Савонарола объявил своей пастве , что одержал победу в испытании .

На другой день монастырь Сан-Марко был осаждён разъярённой толпой; Савонарола вместе с его друзьями, Доменико Буонвичини и Сильвестро Маруффи, был схвачен и заключён в темницу. Папа учредил следственную комиссию из 17 членов, выбранных из партии «беснующихся». Допросы Савонаролы и пытки велись самым жесточайшим образом; его пытали по 14 раз в день, заставляли впадать в противоречия, допросами, упрёками и угрозами вынудили признаться, что все его пророчества — ложь и обман.

Филиппо Дольчати (1443—1519). Казнь Савонаролы на площади Синьории в 1498 г. Флоренция, . Внизу слева можно видеть, как в окружении толпы Савонаролу ведёт на казнь офицер
Мемориальная таблица на месте казни Савонаролы, вмурованная в брусчатку площади Синьории
Савонарола проповедующий. Деталь памятника Лютеру . Вормс

За время следствия, которое велось около месяца, Савонарола написал в тюрьме два стихотворения в прозе: «О я несчастный» ( лат. Infelix ego ; в западной литературе также называется «Размышлением о псалме 50 ». В действительности, эта молитва Савонаролы не парафразирует ни одного стиха Пс. , как не обыгрывает и ни одной его (общеизвестной и узнаваемой) метафоры. Современное название обязано заключительной строке стихотворения, содержащей прямую цитату из латинского перевода стиха 3 (1) Пс. 50 ( Miserere mei Deus secundum magnam misericordiam tuam («Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей»)) и «Печаль завладела мною» ( лат. Tristitia obsedit me ; не закончено; позднейшее название — «Размышление о »).

Согласно легенде, Савонарола за несколько часов до смерти начал писать также «Руководство к христианской жизни» на переплёте одной книги, по просьбе тюремщика. 22 мая ему был объявлен смертный приговор; 23 мая 1498 года при огромном стечении народа он был повешен; спустя некоторое время тело его было сожжено.

Судьба его учения и память

Учение Савонаролы было оправдано Павлом IV , а в XVII в. в его честь был учреждён один из обрядов во время таинства ведения католической службы [ прояснить ] . В 1875 г. Савонароле поставлен памятник в Ферраре; в то же время, статуя его, как одного из предшественников Реформации , входит в состав памятника Мартину Лютеру в Вормсе .

Савонарола оказал значительное влияние на формирование взглядов Максима Грека .

Оценка деятельности

В оценке значения деятельности Савонаролы мнения расходятся: одни (например, итальянский историк Паоло Луотто), идеализируя его честность, прямоту и широкие планы, видят в нём реформатора, обличавшего пороки церкви ; другие (например, австрийский историк Людвиг фон Пастор ) напоминают, что он жил средневековыми идеями, не создал новой церкви и был сторонником строгих католических догматов .

Труды Джироламо Савонаролы

Ряд проповедей Савонаролы были записаны и позже изданы нотариусом Лоренцо Виоли. Однако не все из них сохранились целиком.

Образ в культуре

В живописи

В литературе

  • Упоминается в шестой главе трактата «Государь» Никколо Макиавелли . Макиавелли противопоставляет Савонаролу другим пророкам: « Моисей , Кир , Ромул и Тезей , будь они безоружны, не могли бы добиться длительного соблюдения данных ими законов. Как оно и случилось в наши дни с фра Джироламо Савонаролой: введённые им порядки рухнули, как только толпа перестала в них верить, у него же не было средств утвердить в вере тех, кто ещё верил ему, и принудить к ней тех, кто уже не верил» .
  • Деятельность Савонаролы во Флоренции, его размолвка с папой, отлучение от церкви и казнь описаны в романе Дмитрия Мережковского « Воскресшие боги. Леонардо да Винчи » (второй части трилогии «Христос и Антихрист»).
  • Савонарола является персонажем поэмы «Савонарола» австрийского поэта Николауса Ленау .
  • Савонарола является персонажем одноименной поэмы русского поэта XIX века А. Н. Майкова .

В театре

  • В 1904 году Томас Манн написал пьесу «Фьоренца», в которой одним из главных действующих лиц выступает Джироламо Савонарола.

В музыке

В кино

  • В фильме « Аморальные истории » роль Савонаролы исполняет актёр Филипп Дебёф.
  • В сериалах « » и « Борджиа » Нила Джордана роль Савонаролы исполняет актёр Стивен Беркофф .
  • В сериале « Борджиа » Тома Фонтаны роль Савонаролы исполняет актёр Иэн Глен .
  • В 3-м сезоне сериала « Великолепные Медичи » роль Савонаролы играет актёр .
  • «Джироламо Савонарола» / Girolamo Savonarola (2011) — (реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante) — документальный фильм

В компьютерных играх

Примечания

  1. , с. 566.
  2. , с. 22.
  3. Виллари П. Джироламо Савонарола и его время. — М. : Грядущий день, 1913. — С. 381.
  4. . New Advent . Дата обращения: 12 ноября 2017. 29 октября 2017 года.
  5. , с. 72.
  6. Тельменко Е.П. // Гуманитарные и юридические исследования. — 2018. — № 1 . — С. 113 .
  7. .
  8. .
  9. Басовская, Н., Венедиктов, А. . Эхо Москвы (27 мая 2017). Дата обращения: 8 ноября 2021. 8 ноября 2021 года.
  10. Salamon, Julie (англ.) . Vanity Fair (1991, ноябрь). Дата обращения: 8 ноября 2021. 8 ноября 2021 года.
  11. Eschner, K. (англ.) . Smithsonian Magazine (7 февраля 2017). Дата обращения: 8 ноября 2021. 8 ноября 2021 года.
  12. Харатьян, П. . ИД «Коммерсантъ» (7 февраля 2017). Дата обращения: 8 ноября 2021. 8 ноября 2021 года.
  13. Гейфорд, М. . — Азбука-Аттикус, 2021. — 624 с. 9 ноября 2021 года.
  14. , с. 145—147.
  15. , с. 149—150.
  16. Paolo Luotto. Il vero Savonarola e il Savonarola di L. Pastor. — Firenze: Le Monnier, 1897.
  17. Pastor, Ludwig. The history of the popes from the close of the Middle Ages. — London: K. Paul, Trench, Trubner, 1899. — С. 3—54. — ISBN 9781329657458 .
  18. Никколо Макиавелли. Государь. — М. : Издательство АСТ, 2015. — С. 32. — ISBN 978-5-17-094113-1 .

Литература

  • Алтаев Ал. Костры покаяния. — М. : Композитор, 1993. — 126 с. — ISBN 5-85285-426-3 .
  • Паскуале Виллари . Джироламо Савонарола и его время. — М. : АСТ: Астель, 2004. — 832 с. — ISBN 5-17-024915-2 .
  • Осокин Н. А. Савонарола и Флоренция. — Казань: Типография Казанского университета, 1865.
  • Петров M. H. «Савонарола» (в «Очерках»)
  • Хорст Херманн. Савонарола: Еретик из Сан-Марко. — М. : Прогресс, 1982. — 296 с.
  • Ченти Тито С. Джироламо Савонарола. Жизнеописание. Молитвы из темницы. — М. : Изд. Францисканцев, 1998. — 271 с. — ISBN 5-89208-013-7 .
  • Шеллер А. К. Савонарола. Его жизнь и общественная деятельность. — СПб. : Общественная польза, 1893. — 78 с.
  • Karl Hase. Kirchengeschichte auf der Grundlage akademischer Vorlesungen. — Leipzig: Breitkopf und Hartel, 1897.
  • A. G. Rudelbach, «Hieronymus Savonarola und seine Zeit» (Гамб., 1835)
  • Donald Weinstein. (англ.) . — New Haven & London: Yale University Press, 2011. — 400 p. — ISBN 978-0-300-11193-4 .
  • F. K. Meier, «Girolamo S.» (Берл., 1836); K. Hase, «Neue Propheten» (Лпц., 1851, 1860)
  • F. T. Perren, «Jérôme S., sa vie, ses prédications, sesécrits» (Пар., 1853)
  • Madden R. R. , «The life and martyrdom of Girolamo S.» (Л., 1854)
  • С. Sickinger, «S., sein Leben und seine Zeit» (Вюрцбург, 1877)
  • K. Clarck, «S., his life and times» (Л., 1878)
  • Aquarone, «Vita di Fra Jeronimo S.» (Алесс., 1857)
  • A. Cappeli, «Fra Girol. S.» (Модена, 1869)

Ссылки

Источник —

Same as Савонарола, Джироламо