Крестный ход в Курской губернии
- 1 year ago
- 0
- 0
Кре́стный ход — в православных и восточнокатолических церквях торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой (например, в Пасхальную неделю вокруг церкви , в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (например, от храма к реке для освящения воды , от захоронения мученика к освящению нового храма его имени, вокруг городов и т. д.).
Образом крестного хода могут служить разные события, описанные в Ветхом Завете [ источник не указан 2765 дней ] :
В Новом Завете также есть прообразы и примеры крестных ходов:
В период гонений на христиан в Римской империи публичные крестные хода совершать было небезопасно, поэтому их количество было невелико.
Первый покровитель христиан из римских императоров Константин I Великий накануне решающей битвы в 312 году видел знамение креста на небе с надписью « Сим победиши! », после чего велел изготовить для своей армии знамёна (впоследствии — хоругви ) и щиты с изображениями креста. В дальнейшем упоминается сообщение о том, что в начале V века епископ Порфирий Газский совершал крестный ход на место языческого капища, где предполагалось строительство христианского храма; а во время засухи он совершил шествие, «имея пред собою честный Крест», в древнюю церковь, где находились мощи Св. Тимофея и других мучеников. В VI веке совершение таких крестных ходов было узаконено императором Юстинианом I ; он же запретил совершать ходы мирянам без участия священнослужителей: «ибо будет ли крестным тот ход, в котором нет священников, приносящих торжественные молитвы». Кроме этого, совершались шествия («умилостивительные ходы»), когда византийские императоры отправлялись на войну: Феодосий I Великий «с священниками и народом обходил все храмы во власянице, повергался перед гробницами мучеников и Апостолов» перед походом против Евгения ; император Маврикий совершал ход в Храм Живоносного Источника ; Константин X Дука совершал «продолжительное молебствие с ходом, в котором сам шёл пеший со слезами и сокрушенным сердцем». Есть ряд сообщений о том, что во время природных бедствий (наводнения, бури, засухи) в Константинополе совершались крестные ходы, когда «весь город, по словам историка, обращался как бы в церковь». С VI века в Константинополе освящение храмов стало соединяться с торжественными ходами; так, в 536 году в первое освящение Софийского собора сопровождалось ходом в него из храма Св. Анастасии.
С возникновения собора Святой Софии в Константинополе получает широкое развитие и распространение Устав Великой церкви , где преобладали помпезные патриаршие и императорские выходы и церемонии, связанные с ними «песненные последования» , выходы с литиёй (на западе — литании ) на поле, то есть богослужения вне храмов, на площадях, улицах и даже за городом, совершения молебнов по случаю губительных эпидемий, землетрясений, пожаров, засух, наводнений, нападений врагов или в благодарность за избавление от них.
В определённые дни церковная процессия (наш теперешний «крестный ход») начиналась в Св. Софии и направлялась в храм, посвященный памяти празднуемого святого или события, в котором вся Церковь, — а не отдельный «приход», — эту память праздновала. Так, например, 16 января, в день празднования «уз св. Апостола Петра процессия — по указанию „Устава Великой Церкви“ — выходит из Великой Церкви (то есть Святой Софии) и направляется в храм св. Петра, где и совершается праздничная Евхаристия». Так вот, пение антифонов и совершалось во время этой процессии и заканчивалось у дверей храма чтением «молитвы входа» и самим входом в храм духовенства и народа Божия для совершения Евхаристии . Отсюда многообразие антифонов , их «изменчивость» в зависимости от празднуемого события, отсюда существование до сего дня особых антифонов, предписанных в дни больших Господних праздников и т. п… Иногда, однако, вместо антифонов пелись специальные тропари святому, и тогда «Устав», отмечая эти тропари, предписывает: «…И входим в Церковь св. Петра и поется „Слава“ с тем же тропарем. Антифонов нет, а сразу Трисвятое…».
— .
Отголоски обязательного крестного хода перед каждой литургией можно наблюдать на каждом архиерейском её совершении:
Русский летописец Нестор сообщал о шествии патриарха Фотия I с ризой Богоматери из Влахернского храма к морю, во время нашествия Аскольда и Дира . Тот же летописец указывает, что массовое крещение киевлян равноапостольным князем Владимиром было совершено не в храме, а на реке Днепр , во время крестного хода.
Однако в российских условиях (с лютыми зимами и осенне/весенней грязью на дорогах) частые крестные хода совершать не очень удобно. Поэтому количество крестных ходов в Русской православной церкви значительно сократилось вслед за греческими церквами , которым принудительно запрещалось совершать массовые шествия оккупационными властями мусульман (арабов и турок) и латинян (крестоносцев).
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Крестный ход бывает:
Крестный ход вокруг храма в Русской православной церкви совершается против движения солнца (против часовой стрелки, противосолонь ), в Русской православной старообрядческой церкви — по движению солнца ( посолонь ). Участвующие в нём священно- и церковно- служители идут попарно в полном (не всегда) облачении , во время шествия поётся молебный канон . Неотъемлемой принадлежностью ходов издревле были крест и «возженные светильники и кадильницы»; затем присоединилось (в связи с участием в ходах императоров) «ношение священных знамён, или хоругвей, на которых также были изображаемы некоторые события из истории христианства, и которые неслись впереди совершаемого крестного хода». Также с древних времён в крестных ходах носились Евангелие и иконы. Чинопоследование крестных ходов, по большей части «состояло в противогласном (попеременном) псалмопении» [ источник не указан 2828 дней ] .
Состав песнопений на крестных ходах может быть очень разнообразным, в зависимости от возможностей и желания поющих:
В XX веке в Русской православной церкви появилась форма неканонического крестного хода ( «крестного лёта» ) с использованием технических средств, подразумевающая перелёт с иконой на самолёте группы священников , совершающих в местах остановок богослужения:
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|