Южное кладбище (Санкт-Петербург)
- 1 year ago
- 0
- 0
Смоле́нское православное кладбище — место погребения христиан православного вероисповедания в западной части Санкт-Петербурга , на Васильевском острове . Располагается на участке площадью 51,7 га, ограниченном:
Учреждено духовной властью — Св. Синодом в 1738 году и светской властью — указом Сената в 1756 году . На другом берегу Смоленки, на острове Декабристов расположены Смоленское братское (блокадное) кладбище «Остров Декабристов» , Смоленское лютеранское , называемое в XVIII и I-й пол. XIX века Немецким , и Смоленское армянское кладбища. По аналогии с ними Смоленское православное кладбище в тот же период называли Русским .
На строительство Санкт-Петербурга царь Пётр I приказывал направлять людей из многих мест Российского государства. Условия работы и жизни на новом месте подчас были очень тяжёлыми, из-за чего многие рабочие люди преждевременно умирали. Согласно преданию, в первые годы строительства Санкт-Петербурга на южном берегу Маякуши (Смоленки) , на Васильевском острове, погребли рабочих артели плотников и землекопов из Смоленской губернии . С того времени поле у этого берега и вглубь Васильевского острова стали называть Смоленским и, соответственно, православное, лютеранское и армянское кладбища. По другой версии кладбища назвали в память о Смольном дворе, который в начале XVIII в. находился у истока Маякуши .
Хоронили не только у Смоленки, но и на других участках Васильевского острова, как и вообще по всей территории Санкт-Петербурга, при этом места захоронений зачастую выбирались произвольно: «Кладбище при Санктпетербурге с первоначалных лет было повсемственное, то есть всюду, где ни прилучилось» .
По инициативе Особой комиссии по строениям Санкт-Петербурга при императрице Анне Иоанновне архитекторами были проведены исследования с целью выбора мест для постоянных кладбищ Санкт-Петербурга. На основании проделанной работы 23 октября 1738 года вышел указ Св. Синода, который определил пять таких мест, в том числе и для кладбища на Васильевском острове: у Чёрной речки, между 18-й и 23-й линиями . Данный указ предписал выполнить для этого участка дренажные и земляные работы, освободить проход от кустарника, а также построить «деревянные покои» для сторожей и могильщиков и хранения необходимых принадлежностей. Содержать кладбище указ предписал на церковные доходы. Однако наличие церкви на кладбище тогда не предполагалось — отпевания надлежало производить в приходских и домовых церквях и вести соответствующие записи.
Далее Особая комиссия по строениям Санкт-Петербурга 19 июля 1739 года направила в Св. Синод прошение о присылке к ней людей для принятия вышеупомянутых пяти мест в духовное ведомство. Просьба была удовлетворена; Св. Синод направил в Духовное правление соответствующий указ, и все пять мест поступили в духовное ведомство. Место на Васильевском острове принял священник Андреевской церкви Никифор Никифоров .
Указ Сената от 11 мая 1756 года закрепил существующее положение вещей.
Однако церковных средств города на поддержание надлежащего существования кладбища не хватало, и на его территории было решено построить храм, который приносил бы доход. Денег на строительство храма у духовной власти не было, поэтому решили привлечь средства губернии. Так, исходя из донесения в Санкт-Петербургскую Духовную консисторию от 2 мая 1768 года священнослужителей Смоленской церкви Андрея Дмитриева, Федора Черновского и Стефана Фетова и промемории (памятной записки) от 9 июня 1768 года за № 188, направленной Духовной консисторией в губернскую канцелярию , деревянную церковь во имя (в честь) Смоленской иконы Божией Матери было решено построить за счёт средств губернии согласно указу императрицы Елизаветы от 1755 года .
Место для строительства церкви наметили посередине существовавшего кладбища , северная сторона которого тогда проходила не по южному берегу Чёрной речки (Смоленки) , как теперь, а приблизительно по границе нынешней Петроградской дорожки. Кладбище в то время занимало квадратный участок площадью в 4,67 гектара, со сторонами по 216 метров (по сто саженей ), который был обнесён деревянным забором. На западной стороне этот участок был отделен от Смоленского поля ещё и каналом.
Церковь была построена и освящена 30 сентября 1760 года . В целях компенсации понесённых расходов губерния подчинила себе кладбищенскую церковь с её доходами. Наблюдение за кладбищем было поручено отставным солдатам городской богадельни, которая находилась в северной стороне от кладбища, ближе к южному берегу реки Смоленки, и была построена в 1762 году , возможно, из упразднённых казарм Ингерманландского полка . Судя по картам Санкт-Петербурга, эти казармы располагались напротив, на северном берегу Чёрной речки .
В 1772 году Смоленская церковь была реконструирована, возведён второй придел во имя Архистратига (Архангела) Михаила . Этот придел освятили 6 ноября того же года. В церкви назначили отпевать детей, умерших от оспы, отсюда иногда встречающееся название этой церкви — «оспенная». 10 сентября 1777 года кладбище и деревянная церковь существенно пострадали от наводнения . С 1781 года священнослужители стали вести регулярные записи в кладбищенских книгах.
В 1783 году на Смоленское кладбище был прислан священник Георгий Петров с устным поручением преосвященнейшего Гавриила построить на кладбище новую каменную церковь и стать её настоятелем .
К 1790 году заботами отца Георгия Петрова по проекту арх. Алексея Алексеевича Иванова была построена каменная церковь во имя Смоленской иконы Божией Матери . Её расположение также определил Гавриил — на северной стороне кладбища, на месте сломанных в 1783 году зданий мужской и женской богаделен. Богадельнями распоряжался Приказ общественного призрения, но он, хотя и сам имел надобность в богаделенском месте, уступил его под строительство церкви и соответствующее расширение кладбища, о чём кладбищенскому причту было сообщено указом консистории от 2 марта 1785 года за № 234.
Деревянная Смоленская церковь осталась, и в 1792 году была перестроена и переосвящена во имя Св. Архистратига Михаила .
В 1794 году о. Георгий задумал устройство при кладбище траурного заведения, предпринял подготовительные действия и в 1796 году представил начальству письменную просьбу на открытие траурного заведения, мотивируя его необходимость сбором дополнительных средств в пользу обездоленных особ духовного звания и членов их семей. Высокопреосвященнейший Гавриил одобрил просьбу резолюцией от 6 марта 1796 года и передал дело в консисторию, которая выпустила соответствующий указ от 18 марта 1796 года за № 446 .
В 1807 - 1809 годах архитектурно оформлен главный вход на кладбище с Церковной (Камской) улицы : архитектору Луиджи Руска был заказан проект, по которому в 1808 году построена каменная кладбищенская богадельня из двух корпусов для вдов и сирот духовного звания. Корпуса соединили аркой, которую венчал крест. Деньги на строительство в количестве 8 тыс. рублей пожертвовал, следуя убеждению о. Георгия, купец и надворный советник Г. И. Паской-Шарапов . Места для призреваемых было немного и в 1822 году богадельню расширили на деньги, внесённые старостой кладбища купцом Рахмановым от неизвестного лица, пожертвовавшего 25 тыс. рублей; к бокам корпусов пристроили по каменному одноэтажному флигелю .
Ночью 18 августа 1807 года на Смоленское кладбище перенесли останки мальтийских рыцарей, являвшихся кавалерами Ордена Иоанна Иерусалимского . Они были похоронены при Павле I на Мальтийском кладбище на Каменном острове , при церкви Рождества Иоанна Крестителя . После восшествия на престол Александра I это кладбище было упразднено, чем и объясняется необходимость перезахоронения тел кавалеров, среди которых были кавалергард Иоасиф Глевени Домат и командор Хиасинто де ла Хуссе . Могилы «мальтийцев» теперь утеряны — известно только, что место было «с четырёх сторон каналами отделённое» .
В 1824 году кладбище сильно пострадало от наводнения , случившегося 7 ноября. Как писал Самуил Аллер : «С Смоленского кладбища, где были разрушены самые твёрдые памятники с железными оградами, неслись во множестве деревянные кресты с могил и проч.» . 11 ноября 1824 года кладбище и кладбищенскую церковь посетил император Александр I , который заметил тесноту кладбища и недостаток мест для новых захоронений и поэтому сам назначил участок для прибавки к кладбищу , взятый от прилегающего городского выгона «в заду кладбища по Чёрной речке где были батареи ныне водой снесенные», о чём позже действительный тайный советник князь А. Б. Куракин уведомил военного губернатора Санкт-Петербурга М. А. Милорадовича и духовное начальство .
О посещении императором кладбища и церкви о. Георгий представил благочинному рапорт от 15 ноября 1824 года . Вопрос о расширении территории кладбища обсуждался и ранее, до наводнения. Так, 17 февраля 1823 года Духовная консистория отправила священнослужителям и церковному старосте Смоленской кладбищенской церкви запрос за № 414, где спрашивала, признают ли они удобным тот участок, которым светское начальство предполагает «распространить их кладбище», взяв его от кладбища армянского .
Протоиерей отец Георгий Петров скончался 8 июля 1825 года в возрасте 84 лет. 30 июля 1825 года настоятелем Смоленской церкви митрополит Серафим назначил протоиерея Иоакима Семёновича Кочетова .
К 1829 году, прежде всего из-за наводнения 1824 года, церковь во имя Св. Архистратига Михаила пришла в состояние, негодное даже для ремонта, поэтому было решено её сломать, а на её месте построить каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы ( Троицкая церковь ), что и было сделано в 1830 - 1831 годах , по проекту архитектора В. Т. Кульченкова.
К 1832 году территория кладбища составляла около одиннадцати гектаров .
В 1841 году закрыто траурное заведение, основанное о. Георгием в 1796 году . В том же 1841 году места на кладбище, по Высочайше утверждённому положению, поделены на разряды: 1-й разряд — в церкви и под церковью — самый дорогой (200 руб.), 2-й разряд — подле церкви и под папертью (150 руб.), самый дешёвый — 6-й разряд (50 коп.) и 7-й разряд — бесплатный .
Во второй половине XIX века территорию кладбища в очередной раз расширили: южную границу отодвинули от Московской дорожки к Малому проспекту . Возникла идея постройки на новом участке третьей церкви. Проект храма, утверждённый в 1884 году , составил архитектор Д. И. Гримм . Однако средств на постройку не нашли, и проект реализован не был . Также спрямили участок русла реки Смоленки около кладбища: после Смоленской церкви река довольно резко уходила внутрь кладбища на юго-запад, к Петроградской дорожке, затем возвращалась на северо-запад. На карте 1858 года показано два участка русла — старое и новое . Впоследствии старый участок засыпали, и рисунок русла принял современный вид.
На рубеже XIX и XX веков третью церковь решили построить около главного входа, на участке между рекой Смоленкой и Камской улицей. Проект храма настоятель Смоленской церкви Алексий Иоаннович Сперанский заказал архитектору В. А. Демяновскому. Храм был заложен в 1901 году , а в 1904 году освятили главный престол во имя Воскресения Христова . Церковь стала называться Воскресенской .
В 1904 году разобрана Троицкая церковь по причине трещин в стенах, возникших из-за неравномерной осадки. На её месте сразу же заложили новый каменный храм по проекту академика архитектуры М. Т. Преображенского и архитектора И. И. Яковлева, в «русском стиле». Главный Троицкий придел был освящён митрополитом Антонином (Нарвским) в июне 1905 года .
В 1903 году, по почину настоятеля Смоленской церкви о. Алексия Сперанского, был учреждён Дом Трудолюбия в память рабы Божией Ксении от С.-Петербургской епархии, который содержался на средства Смоленской церкви, пожертвования, а также деньги, выручаемые от продажи духовной литературы и работ тружениц Дома: духовных платьев и церковных облачений. Призреваемым Дома Трудолюбия предоставлялось помещение, питание, врачебная помощь .
Кроме Дома Трудолюбия при кладбище находились следующие благотворительные заведения :
До Смоленского кладбища ходил трамвай № 4 на электрической тяге по маршруту «Смольный проспект — Смоленское кладбище» .
В 1917 году , после Октябрьской революции , Русская православная церковь была отделена от государства, а в 1918 году церковное имущество было решено национализировать. Отныне оно становилось «народным достоянием». В 1918 году кладбище передано советскими властями в ведение Комиссариата городских хозяйств (КОМГОРХОЗ ) Союза коммун Северной области . На кладбище был назначен комиссар; в августе 1920 года штат Управления Смоленского православного кладбища Отдела управления Петросовета составил 61 человек рабочих и служащих, включая комиссара .
26 мая 1919 года настоятель Смоленской церкви протоиерей Алексей Иосифович Западалов и тридцать девять прихожан «тихоновской» (то есть сторонников патриарха Тихона ) общины подписали Договор с Василеостровским Советом рабочих и крестьянских депутатов об аренде нижеперечисленных духовных зданий, ныне являющихся народным достоянием :
Ведомость о погребённых в 1918 году ещё продолжают вести по церковным документам; с октября 1918 сословная принадлежность погребаемых более не указывается и «крестьяне», «мещане» и прочие заменяются «гражданином», «гражданкой», «женой гражданина» . С начала 1919 года ведомость составляется уже по документам соответствующих отделов при совдепах , например юридического отдела при Василеостровском совдепе .
С 1922 года кладбище считалось «фактически закрытым для погребений из-за отсутствия мест».
16 июля 1923 года Комиссия по регистрации памятников архитектуры выносит решение за № 7, согласно которому Воскресенская церковь включена в число охраняемых памятников архитектуры .
Весной 1924 года договор от 26 мая 1919 года был расторгнут и церкви передали обновленцам . В 1930 году закрыли Воскресенскую церковь, а в 1932 году — Троицкий храм, который в том же году «был разобран на кирпич по распоряжению богоборческой власти», как ныне гласит надпись на мемориальной доске памятной часовни . Снос Воскресенской церкви отменили решением президиума Василеостровского райсовета за № 69, ограничившись разрушением куполов. Здание, согласно тому же решению, передали геологам ( ГГРУ ) для переоборудования согласно распоряжениям районного жилищно-коммунального отдела . 9 апреля 1934 года здание передано Центру геологоразведочного НИИ .
В 1936 году у властей возникла идея о сносе могил и памятников и распланировке территории кладбища под сад общего пользования. Так, Отдел здравоохранения в письме от 20 ноября 1936 года указывал: «Основная территория б. Смоленского кладбища в настоящее время находится в беспризорном состоянии, хотя по сторонам этой территории находятся старые и новые жилые дома. Считая такое положение совершенно недопустимым, Госсанинспекция настаивает, чтобы в 1937 году территория б. Смоленского кладбища была распланирована со сносом могил и остатков памятников, благоустроена и использована под сад общего пользования. Предварительно должно быть объявлено для общего сведения о ликвидации б. Смоленского кладбища и в случае обнаружения родственников, захороненных на этом кладбище, останки должны быть перезахоронены на общих основаниях; а останки безродные останутся на месте с ликвидацией, как указано выше, могильных холмов и памятников» . Однако это пожелание дальнейшего хода не получило и осталось только на бумаге.
В 1938 году кладбище было окончательно закрыто для погребений. 17 августа 1940 года по решению Ленгорсовета закрыты Смоленская церковь и часовня Ксении Блаженной . В решении также было отмечено, что здание часовни нужно «снести в месячный срок» . Однако часовня снесена не была, и паломничество к ней продолжалось.
После ВОВ часовня Ксении Блаженной была открыта. Богослужение в Смоленской церкви возобновлено в 1946 году . В 1960 году часовня Ксении Блаженной закрыта. Через четверть века часовню Ксении Блаженной открыли вновь. Она была освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером) .
В 1970-х годах полосу территории кладбища вдоль его восточной границы передали примыкающему предприятию. Площадь переданного участка можно оценить путём сравнения спутникового снимка Ленинграда 1966 года с современными спутниковыми снимками.
В июне 1977 года открыта памятная мемориальная доска няне А. С. Пушкина Арине Родионовне . Мраморную доску разместили при входе на кладбище, на стене бывшей богадельни, слева под аркой . Согласно статье члена исторической секции Ленинградского областного отделения Общества охраны памятников А. Герасимова, инициативу по установке доски проявила первичная организация ВООПИК при Государственном оптическом институте (ГОИ) имени С. И. Вавилова . Эта инициатива получила поддержку городского и областного отделения ВООПиК, Ленгорсовета , Пушкинского Дома и Всесоюзного музея А. С. Пушкина . Мемориальную доску изготовили и установили сотрудники ГОИ имени С. И. Вавилова, института имени И. Е. Репина и завода гипсовых и мраморных изделий при участии членов Василеостровского отделения ВООПиК .
С 1988 года на Смоленском кладбище ведутся реставрационные и прочие работы. Стимулом к их началу послужила подготовка к тысячелетию Крещения Руси .
Относительно работ на кладбище генеральный директор специализированного производственно-бытового объединения (СПБО) Владимир Фотеевич Морозов сообщил корреспонденту « Вечернего Петербурга » в 1992 году : «…за два года осушены Смолено-лютеранское и Смолено-православное кладбище: СПБО удалось восстановить дренажную систему петровских времён, поднять могилы» .
Поскольку c начала 1990-х годов на кладбище, теперь имеющем статус полузакрытого, стали совершаться захоронения — прежде всего выдающихся или просто известных людей — как в гробах, по старому православному обычаю, так и в урнах, то проводятся дренажные и земляные работы по подготовке мест для новых захоронений на старых участках. Начали с затапливаемого заболоченного участка по центру кладбища, ближе к Малому проспекту, и обустроили там колумбарий . Со временем появились и другие участки аналогичного назначения, они хорошо видны на спутниковых снимках в виде «проплешин» среди деревьев старого кладбища .
В 2001 году на месте главного престола Троицкого храма возвели памятную часовню .
В июле 2004 года , по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и при участии прихода церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери, Управлением юстиции зарегистрирована общественная организация содействия восстановлению святынь Смоленского кладбища «Попечительство святой Ксении Петербургской»; её первоочередной задачей является восстановление Воскресенской церкви . В результате были восстановлены все три купола Воскресенской церкви, утраченные в 1930-х годах , и к 2014 году закончена реставрация фасада. Ведутся работы по восстановлению интерьера.
Смоленское православное кладбище представлено на сайте Европейского общества значимых кладбищ ( англ. Association of Significant Cemeteries of Europe (ASCE) ), основанного в 2001 году в Болонье , Италия .
Кладбище упомянуто в Приложении № 2 «Перечень общественных кладбищ Санкт-Петербурга смешанного способа погребения, на которых безвозмездно предоставляются участки земли для погребения (с изменениями на 6 июня 2014 года)» к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 3 апреля 2008 года № 377 «Об утверждении перечней кладбищ Санкт-Петербурга, на которых предоставляются участки земли для погребения» . Организация: ООО «Собор» .
Смоленское православное кладбище сохраняет неповторимый колорит и память о старых временах со своими оставшимися дореволюционными каменными надгробиями, могилами, высокими деревьями. С 1988 года в нём производится реставрация памятников и прочих захоронений. На берегу реки Смоленки в воде сохранились остатки старых деревянных свай, которыми укрепляли берег: так, ещё настоятель Смоленской церкви Стахий Иванович Колосов сделал на берегу насыпи и укрепил их «свайной бойкой» . Относительно старинных мест захоронений кладбища не всегда есть уверенность в том, что тот или иной памятник стоит над прахом того захороненного человека, имя которого обозначено на этом памятнике.
С момента своего основания кладбище было предназначено для захоронения усопших православного вероисповедания всех сословий и званий. Наряду с этим некоторым государственным учреждениям, в основном Васильевского острова, в XIX веке были выделены свои участки. Согласно планам кладбища от 1913 и 1914 годов , к таким учреждениям относились:
В 1831 году особый участок, тогда «близ Смоленского кладбища», а впоследствии часть его , отдали под захоронения умерших от холеры; в атласе Н. И. Зуева он обозначен как «Холерное кладбище» . Первой на нём 19 июня 1831 года захоронили Екатерину Тимофееву .
Также, согласно плану от 1900 года, подписанному архитектором В. Демяновским , места были выделены Благовещенской, Георгиевской и Покровской общинам и богадельне императрицы Александры Фёдоровны на Среднем пр., В. О., д.55 .
Составлено по книге Г. В. Пирожкова, А. В. Кобака и Ю. М. Пирютко , а также статьям священника Смоленско-кладбищенской церкви Стефана Опатовича , книге В. И. Саитова и путеводителю по Ленинграду .
На кладбище были погребены и выдающиеся деятели русской науки и искусства — поэт и учёный Василий Кириллович Тредиаковский , знаменитый актёр Василий Андреевич Каратыгин , поэтесса Елизавета Кульман , учёный-химик Николай Николаевич Зинин , полярный исследователь Андрей Ипполитович Вилькицкий и его сын Борис Андреевич Вилькицкий , первооткрыватель Северной Земли (его прах перенесен сюда из-за границы), архитектор Андрей Николаевич Иосса , один из крупнейших физиков XX века Александр Александрович Фридман и многие другие.
На Смоленском кладбище упокоена няня А. С. Пушкина : об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя точное местонахождение могилы не установлено. До 1940 года местом захоронения няни поэта называли Большеохтинское Георгиевское кладбище . В 1940 году вышла книга библиографа А. И. Ульянского, который доказал, что похоронили Арину Родионовну именно на Смоленском кладбище .
На кладбище находилась первая могила Тараса Шевченко , затем его прах был перенесён в украинский город Канев . На правой стороне Петроградской дорожки напротив здания Смоленской церкви в 1989 году установили светло-коричневый гранитный валун, на котором золотом написано, что на этом месте 12 марта (28 февраля) 1861 года был похоронен Тарас Григорьевич Шевченко.
На Смоленском кладбище в 1921 году похоронен Александр Блок , на Блоковской дорожке . Прах поэта перезахоронен в 1944 году на Литераторских мостках .
Здесь же около 1803 года похоронена канонизированная в 1988 году Ксения Петербургская . Земляной холмик над её могилой постоянно разбирался паломниками, поэтому на могилу положили каменную плиту, но и она постепенно была расколота и по кусочкам унесена посетителями . То же самое произошло и со второй плитой. Однако взамен посетители бросали деньги как пожертвования, поэтому на могиле поставили кружку . В результате в 1830 -е гг. на эти кружечные средства над могилой блаженной была выстроена каменная часовня с дубовым иконостасом, расширенная в 1894 году стеклянной галереей . Новая часовня построена в 1901 — 1902 годах по проекту архитектора А. А. Всеславина и освящена 12 октября ст. ст. 1902 года . Отремонтирована во второй половине 1980-х годов и вновь освящена, в ней проводятся богослужения .
«Младшая сестра Ксении», Анна Ивановна Лашкина (Лукашёва) , юродивая Христа ради, была погребена в 1853 году на позже названной в её честь Аннинской дорожке. На её могиле стояла часовня, куда постоянно приходили паломники. В XX в. после 1917 года часовня исчезла, но Анна Ивановна не была забыта и сейчас её кенотаф находится недалеко от западного фасада часовни блаж. Ксении.
На Прямой дорожке в 1932 году была погребена православная монахиня Мария Гатчинская , в миру Лелянова Лидия Александровна , скончавшаяся в больнице Дома предварительного заключения и впоследствии причисленная к лику святых как преподобномученица . В 2007 году были обретены её мощи : подняты из могилы и перенесены в Гатчинский Павловский собор .
Кладбище всегда страдало от небрежения людей в качестве субъективного фактора как в царское время , так и в советский период , а также и от объективных обстоятельств — наводнений и петербургского климата. Так, кладбище пострадало от наводнения 1777 года и, особенно сильно, — от наводнения 1824 года .
Места расположения ряда могил были забыты уже в XIX веке . Особенные потери кладбище понесло в 1920 -х — 1930 -х годах . Для сохранения особо ценных в художественном отношении памятников они (вместе с прахом умерших или без него) переносились властью на другие, серьёзно охраняемые кладбища или в музеи. То же осуществлялось и в отношении особо выдающихся людей, даже если могила и не имела ценного памятника, например, как у поэта Александра Блока.
Первыми в 1931 году были перезахоронены поэтесса Елизавета Кульман и скульпторы М. И. Козловский и Ф. И. Шубин . Затем со Смоленского кладбища были перезахоронены: архитектор А. Д. Захаров , скульпторы И. П. Мартос , Б. И. Орловский , отец и сын Пименовы: Степан Степанович и Николай Степанович , В. И. Демут-Малиновский , П. П. Соколов , Ф. Ф. Щедрин , художники В. Л. Боровиковский , А. Е. Егоров , А. Г. Варнек , П. А. Федотов , М. Н. Воробьев , Н. И. Уткин , К. Д. Флавицкий , И. Н. Крамской , И. И. Шишкин , артисты В. Н. Асенкова , Н. О. Дюр , Е. И. Колосова , А. Е. Мартынов , В. А. Каратыгин , композиторы Д. С. Бортнянский , К. Н. Лядов , драматург Я. Б. Княжнин с женой (дочерью А. П. Сумарокова) , баснописец А. Е. Измайлов , поэт А. С. Хвостов и некоторые другие .
Такая же судьба ожидала захоронения деятелей науки: в архиве Музея городской скульптуры хранится письмо из архива Академии наук от 15 февраля 1941 года , где говорится, что, по мнению учёных, следует перенести в музей-некрополь «останки всех действительных членов Академии, а также лиц, имеющих исключительные заслуги перед наукой» . К письму прилагался перечень намеченных к перезахоронению лиц на одиннадцати листах (не сохранился); начавшаяся война 1941 — 1945 годов , вероятно, помешала осуществлению этого плана .
Оставшиеся надгробия и склепы зачастую подвергались осквернению. Во второй половине 1960-х и в 1970-х годах в бывшей богадельне при входе с Камской улицы справа существовало небольшое отделение милиции и дружинников, которые посильно следили за порядком на кладбище, патрулировали его .
(Поэма « Медный всадник », 1833);