Interested Article - Коновницын, Пётр Петрович

Граф (с 1819) Пётр Петро́вич Коновни́цын (1764—1822) — российский военачальник, генерал от инфантерии (1817). Военный министр Российской империи (1815—1819).

Биография

Военная служба

Родился в Пскове в семье местного помещика Петра Петровича Коновницына , впоследствии петербургского губернатора. Из дворянского рода , производящего себя от одного корня с Романовыми (то есть от Андрея Кобылы ). Детство и юношеские годы провёл в родовом имении Кярово Гдовского уезда Санкт-Петербургской губернии

В 1770 году записан в Артиллерийский и инженерный шляхетский кадетский корпус . 27 сентября ( 8 октября ) 1774 года — фурьером в Семёновский лейб-гвардии полк ). Образование и воспитание получил домашнее. Действительную службу начал с 1 ( 12 ) января 1785 года в Семёновском лейб-гвардии полку подпрапорщиком. Участник русско-шведской войны 1788—1790 годов .

22 июня ( 3 июля ) 1791 года направлен с чином премьер-майора на войну с Турцией . 27 августа ( 7 сентября ) был произведён в подполковники и назначен адъютантом Г. А. Потёмкина — «на вакансию капитана 2-го ранга Сенявина». В боевых действиях не успел принять участия, так как в Яссах вскоре состоялось заключение мира . В Яссах он впервые встретился с М. И. Кутузовым .

12 ( 23 ) февраля 1792 года произведён в полковники и 1 июня назначен командиром Старооскольского мушкетёрского полка . Участвовал в польских кампаниях 1792 и 1794 годов.

24 мая ( 4 июня ) 1794 года в битве под Хелмом Старооскольский полк, построившись в каре, отбивал атаки польской конницы, после чего перешёл в контратаку против польской пехоты. Коновницын лично повёл второй батальон, и после короткой рукопашной схватки польская пехотная бригада была обращена в бегство. За время кампании Старооскольский полк потерял 417 человек погибшими и умершими из 2800.

15 ( 26 ) сентября 1794 года был награждён орденом Святого Георгия 4-й степени (№ 537):

За отличную храбрость, оказанную против польских мятежников 22 июня при Слониме , где он дал мужественный отпор многочисленному неприятелю.

17 ( 28 ) сентября 1797 года произведён в генерал-майоры и назначен шефом Киевского гренадерского полка , 12 ( 23 ) марта 1798 года — шефом Углицкого мушкетёрского полка ; 2 ( 13 ) ноября 1798 года был отправлен в отставку и восемь лет провел уединённо в своём имении Кярово . Много времени посвятил своему самообразованию, в том числе в военных науках.

В 1806 году , с началом войны России и Пруссии против Наполеона , прибыл в Петербург, где в декабре, с одобрения императора Александра I , был избран начальником земского ополчения Санкт-Петербургской губернии. Участвовал в формировании и направлении на театр военных действий новых войск. Награждён орденом Святой Анны 1-й степени . Александр I пожаловал ему 3000 десятин земли и пожелал увидеть его вновь на военной службе. 25 ноября ( 7 декабря ) 1807 года вновь вступил на действительную службу и назначен в Свиту Его Императорского Величества .

20 января ( 1 февраля ) 1808 года был назначен дежурным генералом к Ф. Ф. Буксгевдену , возглавлявшему русскую армию в русско-шведской войне 1808—1809 годов . В основные задачи Коновницына входило обеспечение армии всеми необходимыми материальными средствами, но он не упускал возможности лично участвовать в боевых действиях. За активное участие во взятии Свартхольма и Свеаборга ( 6 [18] марта ) Коновницын 12 (24) апреля был пожалован чином генерал-лейтенанта . 21 июля ( 2 августа ) в морском сражении вблизи острова Кимито он принял на себя командование в морском бою — возглавил гребную флотилию, отразившую нападение 12 шведских канонерских лодок. 17 февраля ( 1 марта ) 1809 года награждён орденом Святого Георгия 3-й степени (№ 195):

В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в нынешнюю кампанию против шведов в сражении 21 июля на острове Кимито, где преследовал с неустрашимостию и поражал ретирующагося от мызы Вестинсиери до пункта десанта неприятеля, который понес сильное поражение.

С 24 апреля ( 6 мая ) 1809 года назначен шефом Черниговского мушкетерского полка и начальником 3-й пехотной дивизии. В связи с участием России в континентальной блокаде Англии и ограничением действий её флота, дивизия Коновницына охраняла берега Балтийского моря. Дивизия входила в состав 1-й Западной армии Барклая-де-Толли и располагалась в районе Вильно . Пётр Петрович вывел дивизию в число лучших по боевой подготовке, что было отмечено императором во время боевого смотра в 1812 году .

Кампания 1812 года

В начале войны 1812 года 3-я пехотная дивизия Коновницына была в корпусе генерала Н. А. Тучкова в составе 1-й Западной армии М. Б. Барклая-де-Толли . 14 июля при Островне дивизия вступила в первый бой с французами. Сменив корпус генерала А. И. Остермана-Толстого , она целый день сдерживала натиск противника, обеспечивая отход главных сил армии — сперва против Мюрата и Богарне , а потом и против Наполеона .

5 (16) августа он защищал Малаховские ворота Смоленска , оставаясь раненым в строю, 6 (17) августа сражался при Лубине. В Смоленске солдаты 3-й пехотной дивизии взяли Смоленскую икону Божией Матери , которую привезли в Москву и в день Бородинского сражения пронесли перед русскими войсками.

7 (19) августа отличился в бою у Валутиной горы . С 17 (29) августа командовал арьергардом объединённых армий; под его командованием находились войска численностью до 30 тысяч человек. Ежедневно участвовал в стычках с кавалерийскими корпусами Мюрата. 19 (31) августа выдержал под Гжатском 13-часовой бой с тремя корпусами противника, а 23 августа ( 4 сентября ) в течение 10 часов у села Гриднево отбивал атаки Даву и Мюрата.

В день Бородинского сражения дивизия Коновницына заняла оборону на старой Смоленской дороге, но когда выявилось главное направление удара Наполеона — против русского левого фланга, дивизия была спешно направлена на помощь Багратиону . Прибыв к Багратионовым флешам в 10 часов утра, Коновницын ударом в штыки выбил оттуда французов. После того как Багратион был тяжело ранен и унесён с поля боя, Коновницын возглавил оборону левого фланга. Временное замешательство 2-й армии, потерявшей своего командующего, привело к потере флешей, и Коновницын был вынужден отвести войска на 300—400 метров назад — за Семёновский овраг, где, используя высоты, он организовал прочную оборону. Прибывший руководить 2-й армией генерал от инфантерии Дохтуров одобрил все его распоряжения. В этот день Коновницын получил 2 контузии.

28 августа ( 9 сентября ) главнокомандующий Кутузов назначил Коновницына командиром 3-го корпуса (вместо смертельно раненого Н. А. Тучкова ). На военном совете в Филях Коновницын голосовал за новое сражение под Москвой. Решение главнокомандующего об оставлении Москвы он воспринял, как и большинство других генералов, с болью. «От сего волосы встали дыбом» — признавался он позже.

4 (16) сентября Кутузов назначил Коновницына дежурным генералом штаба русской армии. С этого времени Пётр Петрович стал первым докладчиком у главнокомандующего, через него проходила вся боевая переписка Кутузова с подчинёнными ему военачальниками. Бумаги за подписью Коновницына отсылались Великому князю Константину Павловичу и А. А. Аракчееву . Коновницын сетовал в одном из писем:

Я жив, но замучен должностью, готов идти под пули и картечь, лишь бы здесь не оставаться. Если меня бумажными делами не уморят, то по крайней мере совсем мой разум и память обессилят.

В Тарутинском лагере он занимался приёмом и распределением пополнений, их обучением и подготовкой. Несмотря на недомогание (его мучила сильная лихорадка) и данное Кутузову обещание не рисковать своей жизнью, Пётр Петрович принял участие в Тарутинском бою . Под Малоярославцем Кутузов был вынужден послать Коновницына с 3-й дивизией выбить французов из города. В должности дежурного генерала Коновницын находился при Кутузове всё время преследования наполеоновской армии вплоть до занятия русскими войсками Вильно .

Боевая деятельность П. П. Коновницына в 1812 году была отмечена Золотой шпагой «За храбрость» с алмазами , орденами Святого Владимира 2-й степени , Святого Александра Невского , Святого Георгия 2-й степени и званием генерал-адъютанта . А. И. Михайловский-Данилевский писал в своих дневниках о Коновницыне следующее:

«Генерал Коновницын в нашей армии являл собою модель храбрости и надежности, на которого можно всегда положиться… Этот человек, достойный уважения во всех отношениях, сделал больше, чем любой другой генерал для спасения России, и эта заслуга сейчас забыта. Но он навсегда сохранит в нашей истории имя, которое зависть не сможет вырвать из этой памяти. Я не буду говорить о его победах в Витебске и Смоленске, где он один командовал армией, я не буду говорить о его подвигах, как блестящего генерала арьергарда, но я скажу только одно, что после того, как врагу сдали Москву, наша армия находилась в состоянии полной дезорганизации, когда все отчаивались в спасении родины. Князь Кутузов и все его генералы просили генерала Коновницына встать во главе генерального штаба армии. Он принял этот труднейший пост в Красной Пахре, и он исполнял его со всей возможной ревностью и энергией, и ему удалось сформировать из самой разбредшейся, самой дезорганизованной армии, первую армию мира, которая побивала Наполеона и всю Европу, объединившуюся против нас. Во всех последующих делах, которые произошли после, он был первым во главе наших колонн. Именно он командовал лично вечно памятными битвами при Тарутине и Малоярославце. Это подлинный русский, который умеет по-настоящему ценить доблесть и знает подлинную цену иностранцам. „Никогда, — говорит он, — я не дам иностранцу звания генерала. Давайте им денег, сколько хотите, но не давайте почестей, потому что это — наемники“. Что касается меня, то я почитаю себя счастливым своим знакомством с ним. Люди, подобные ему, редки. И когда он умрет, я напишу на его могиле: „Sit ti bi terra levis“… Коновницын только раз посоветовал отступить. Это было в Красной Пахре».

В знак признательности своему любимцу главнокомандующий М. И. Кутузов в феврале 1813 года вручил П. П. Коновницыну принадлежащий ему знак 2-го класса (позднее, в 1814 году в Париже этот знак у Коновницына «временно изъяли» для срочного вручения новому кавалеру ордена британскому фельдмаршалу Артуру Веллингтону , в настоящее время он хранится в Лондонском музее Веллингтона; Коновницыну взамен из Капитула орденов был выслан новый знак ордена) .

Заграничные походы

П. П. Коновницын (портрет неизвестного художника, с работы О. А. Кипренского )

В январе 1813 года Пётр Петрович был назначен командиром Гренадерского корпуса , который в иерархии русской армии считался вторым после Гвардейского. Первое сражение, в котором принял участие корпус, было сражение при Лютцене . Это сражение для Коновницына стало последним, когда он руководил войсками непосредственно на поле боя. 20 апреля ( 2 мая ) 1813 года, объезжая верхом позиции, он был тяжело ранен «пулею ниже колена в левую ногу навылет с повреждением верхних костей». Рана оказалась опасной для жизни. На поле боя присутствовал Александр I и ночью этого же 20 апреля посетил раненного Коновницына на квартире в Лебештедте.

Вернувшись в сентябре в армию, он был определён находиться при Александре I , выполняя его поручения. За участие в сражении под Лейпцигом получил орден Святого Владимира 1-й степени .

В 1814—1815 годах Коновницын выполнял почётное поручение императора сопровождать за границей великих князей Михаила и Николая в качестве их военного наставника и ментора. В своём письме великим князьям императрица-мать Мария Фёдоровна напутствовала:

Генерал Коновницын, который будет при вас, уважаем во всех отношениях и особенно пользуется репутацией изысканной храбрости: следуйте же в момент опасности без страха и сомнения его советам, которые всегда будут соответствовать чести и уважайте их как приказы, исходящие от самого императора или меня.

Военный министр

12 ( 24 ) декабря 1815 года Коновницын был назначен на должность военного министра , введён в Государственный совет , Комитет министров и Сенат .

По результатам первого года работы Коновницына на посту министра в его формулярном списке появилась запись:

1817-го Генваря 1-го за труды и отличную попечительность в управлении военным Министерством и благоразумные распоряжения оказанные в нарочитом сбережении расходов по военно-хозяйственной части, пожалованы знаки, ордена Святого Александра Невского алмазами украшенные.

12 ( 24 ) декабря 1817 года произведён в полные генералы, получив чин генерала от инфантерии .

6 ( 18 ) мая 1819 года Коновницын был вынужден просить Александра I об отпуске на лечение. Сказалось огромное напряжение сил в военное время, раны, особенно — полученная при Люцене. Император сообщил в личном письме, что удовлетворяет прошение:

Я увольняю вас в отпуск к минеральным водам. Мне весьма приятно будет видеть желаемое действие оных в скорейшем восстановлении вашего здоровья.

Последние годы жизни

25 ноября ( 7 декабря ) 1819 года император направил указ Сенату:

По особой доверенности Военному Министру Генералу от Инфантерии Коновницыну повелеваю ему быть Главным Директором Корпусов Пажеского , Первого и Второго кадетских, Дворянского полка , Императорского военного сиротского дома , Смоленского Кадетского корпуса и Дворянского эскадрона под начальством Его Императорского Высочества Цесаревича, членом Совета о военных училищах и комитета под ведением сего Совета состоящего.

В том же году 12 (24) декабря Коновницын был возведён в графское достоинство .

28 августа ( 9 сентября ) 1822 года Пётр Петрович Коновницын скончался на загородной даче под Петергофом . На отпевании в церкви Кадетского корпуса присутствовали первые государственные лица. Великий князь Николай Павлович , бывший его воспитанник, участвовал в выносе гроба, который затем отправили в родовое имение Коновницыных — усадьбу Кярово , где состоялось погребение П. П. Коновницына.

Более четверти века граф Коновницын находился в строю. Как писал он сам, за годы службы «был в действительных сражениях с поляками — в 4-х, со шведами в 22-х, с французами, с 15-ю при них нациями, в 21-м. Итого в настоящих делах, кроме аванпостных, шармюцелей и рекогнисцировок разных в 47-ми».

Известен его дневник, охватывающий события 1813—1815 годов (публиковался во фрагментах) . Оказал большое содействие своему бывшему адъютанту Д. И. Ахшарумову в написании и издании первой истории Отечественной войны — «Описание войны 1812 года» .

Брак и дети

Сыновья П. П. Коновницына: Пётр, Алексей, Григорий, Иван

Пётр Петрович Коновницын был женат на своей родственнице Анне Ивановне Корсаковой (1769—1843), дочери Ивана Ивановича Корсакова (1735—1805) и Агафьи Григорьевны, урождённой Коновницыной (1750—1826). В браке родились:

Сыновья Пётр и Иван состояли в Северном тайном обществе ; Пётр был осуждён по девятому разряду, а Иван прощён «ради заслуг покойного отца». Дочь Елизавета Петровна, бывшая замужем за декабристом М. М. Нарышкиным , добровольно последовала за ним в Сибирь.

Память

П. П. Коновницын, скульптор И. В. Голубев
Бюст П. П. Коновницына в имении Кярово

Вдова Коновницына установила перед господским домом в имении Кярово его бюст, позднее перенесённый в гостиную дома. На мраморном постаменте над могилой в Покровской церкви она поставила образ Божией Матери. Риза образа была отлита из Золотой шпаги «За храбрость» , которой генерал был награждён за Бородинское сражение .

В Гдове в 2014 году установлен памятник Петру Коновницину работы белорусского скульптора И. В. Голубева.

Лев Толстой запечатлел образ генерала Петра Коновницына в романе « Война и мир ».

Образ в кино

Примечания

  1. Государственный Эрмитаж. Западноевропейская живопись. Каталог / под ред. В. Ф. Левинсона-Лессинга ; ред. А. Е. Кроль, К. М. Семенова. — 2-е издание, переработанное и дополненное. — Л. : Искусство, 1981. — Т. 2. — С. 253, кат.№ 7844. — 360 с.
  2. Дата обращения: 12 декабря 2021. 12 декабря 2021 года.
  3. Безотосный В. М. Закаленные эпохой. Российский генералитет Александра I. — Москва: Кучково поле, 2015. — ISBN 978-5-9950-0538-4 .
  4. Иванов Е. П. «Славян любовь». // Военно-исторический журнал . — 1992. — № 2. — С.2-3.
  5. . Дата обращения: 30 января 2013. 8 февраля 2015 года.

Источники

  • / Иванов Е. П. — Псков : Псковская областная типография, 2002. — 224 с. — Цифровая копия с разрешением 300 dpi. — soder kon.djvu; CD-1; konovn.djvu; CD-3. - ISBN 5-94542-017-4
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого … [ и др. ]. — СПб. ; [ М. ] : Тип. т-ва И. Д. Сытина , 1911—1915.
  • Коновницын П. П. / Сообщ. М. Н. Коновницына // Русская старина, 1870. — Кн. 1. — Изд. 3-е. — СПб. , 1875. — С. 205—207.
  • // Российский архив. История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв. : Сборник. — М. : студия « ТРИТЭ » Н. Михалкова , 1996. — Т. VII . — С. 429 . — ISSN . (Комм. А. А. Подмазо )
  • Глинка В. М. , // Военная галерея Зимнего дворца. — 3-е изд. — Л. : Искусство , 1981. — С. 121—122.
  • Коновницын А. И. Граф Петр Петрович Коновницын. — Одесса: тип. С. Н. Скарлато, 1912.

Ссылки

Источник —

Same as Коновницын, Пётр Петрович