Interested Article - Ассирийцы

Ассири́йцы ( ассир. ܐܵܫܘܼܪ̈ܵܝܹܐ , āšurāye [ɑːʃʊr.ɑːjeː] , аккад. 𒀸𒋗𒊏𒂊 ) — коренной народ Месопотамии , географического региона Западной Азии. Современные ассирийцы являются потомками древних ассирийцев и вавилонян , в свою очередь непосредственно происходящих от древних коренных жителей Месопотамии, таких как аккадцы и шумеры , которые первыми создали цивилизацию на севере Месопотамии (современный Ирак) которая позже стала Ассирией , примерно в 2600 году до нашей эры .

Современные ассирийцы говорят на северо-восточных новоарамейских языках , входящих в семитскую семью. В местах своего исконного проживания почти все ассирийцы были двух -, трёх-, а иногда и четырёхъязычны, владея, помимо своего родного языка , языками окружения — арабским , курдским , персидским и/или турецким . В диаспоре, где находится сейчас большинство ассирийцев, многие перешли на языки нового окружающего населения. Во втором-третьем поколении многие ассирийцы уже не знают своего этнического языка, в результате чего многие новоарамейские языки находятся под угрозой исчезновения.

Ассирийцы живут в Ираке , Сирии , Иране , Турции . Общины ассирийцев есть также в Ливане , России , США , Швеции , Греции , Армении , Грузии , Германии , Великобритании и других странах. Надёжные данные по количеству ассирийцев отсутствуют.

Ассирийский мальчик в традиционном костюме

Этноним

Эндоэтнонимы и экзонимы

По данным издательства «Этнографического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» 1903 года :

Сами себя айсоры называют сирийцами, а айсоры католики халдеями . В Персии им дано имя «Назран» (от « Назарет »); имя «айсоры» дали им армяне .

Антропология

По данным «Этнографического отдела Императорского Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1903 год):

По физич. типу айсоры — типичные семиты. У нихъ находятъ большое сходство съ кавказскими евреями ахалцыхской группы .

Антропологически современные ассирийцы относятся к арменоидному типу балкано-кавказской расы . У древних ассирийцев по данным иконографии также можно видеть арменоидные черты .

История

Этноконсолидирующим фактором для ассирийцев была христианская религия , позволившая им сохраниться в окружении зороастрийского , мусульманского и иудейского населения. Вместе с тем, ассирийский этнос издревле разделён между двумя различными направлениями христианства — Сиро-яковитской церковью ( миафизиты ) и Ассирийской церковью Востока ( несториане ).

В XVI веке часть несториан вступила в унию с католической церковью и основала Халдейскую католическую церковь с резиденцией в Мосуле . Другая ветвь униатов, отделившаяся от миафизитов, — сиро-католики — обосновалась в турецком городе Мардин . Среди ассирийцев были также монофизиты , протестанты и православные — в 1898 году 10 000 человек во главе с Мар-Ионой, епископом Урмийским Ассирийской церкви Востока приняли покровительство Русской православной церкви [ источник не указан 282 дня ] .

В 1842 году , курдский эмир Бохтана , «поднял знамя независимости» в районе современной турецкой провинции Ширнак и напал на ассирийцев округа Тиари , перебив до 10 000 человек , за поддержку ими британских колонизаторов. В январе 1895 года османские солдаты напали на населённый ассирийцами и армянами город Эдесса (Урфа), что было связано с расправой над армянами . За два дня в городе было убито 13 000 человек, а в округе резня продолжалась до весны, и её жертвами стало до 40 000 одних только ассирийцев [ источник не указан 282 дня ] .

К началу XX века насчитывалось около миллиона сиро-халдеев, всё чаще называвших себя ассирийцами. Около 20 000 из них оказались в российском Закавказье . Остальные были подданными Османской империи .

Геноцид ассирийцев, 1914—1918

В период Первой мировой войны началось планомерное уничтожение ассирийцев в Османской империи . Первоначально было подвергнуто массовому аресту и уничтожено мужское население, способное оказать сопротивление, в том числе призванные в турецкую армию ассирийцы. За этим последовали аресты политической и культурной элиты ассирийцев .

После этого началась депортация в пустыни Месопотамии женщин, стариков и детей, которые по дороге подвергались насилию и истреблению.

Однажды мусульмане собрали всех детей с шести до пятнадцати лет и привезли в штаб полиции, после чего их заставили подняться к вершине горы, известной как Раш-эль Хаджар на которой их, одному за другим перерезая горло, бросали в пропасть

В результате голода, истощения, болезней и постоянных нападений курдских отрядов лишь немногим из депортированных удавалось достигнуть мест назначения, где их ждала смерть от голода и болезней .

Национальный флаг ассирийцев с 1961 года

На территории Ирана в районе Урмии, где находились русская армия , из ассирийских беженцев были сформированы отряды, которые возглавил Элия Ага Петрос . Он начал боевые действия против нападавших на ассирийцев местных курдов и персов , отбивая нападения и совершая ответные вылазки . Но его недолюбливал патриарх Беньямин Мар-Шимон , не желавший ни с кем делить роль лидера ассирийцев. В феврале 1917 года после Февральской революции в России доктором Фрейдуном Атурая , Раби Бенджамином Бет Арсанисом и доктором Баба Бет Пархадом была создана Ассирийская социалистическая партия . В апреле того же года увидел свет «Урмийский манифест объединённой свободной Ассирии» Атурая, в котором содержался призыв к организации самоуправления на территории Урмии, Мосула , Тур-Абдина , Нисибина , Джезиры и Джуламаерка .

В апреле 1918 года, после ухода российских войск, персы вырезали 3000 ассирийцев в городе Хой . Ассирийцы Урмии решили пробиваться навстречу британским войскам, которые наступали с юга. 70 000 беженцев направились на восток, к городу Хамадану . По пути 20 000 человек погибло от голода и тифа , было убито разбойниками и персидскими войсками. Мусульмане Урмии устроили резню оставшихся ассирийцев, там погибло 6000 человек. Возможно, они остались в городе, надеясь на скорый приход англичан. Прибывшим в Хамадан беженцам британцы предложили отправиться пешком за 500 километров в иракский лагерь беженцев Бакуба , что стоило ещё 12 000 жизней.

На Парижской мирной конференции 1919 г. представители ассирийцев предложили создать на стыке границ Турции, Ирана и Ирака ассирийскую автономию, но это предложение никто не поддержал .

Значительная часть ассирийских беженцев укрылась в 1918 году на оккупированной британцами территории нынешнего Ирака. Британцы сформировали из ассирийцев элитный корпус «лива», который охранял учреждения и нефтепромыслы, подавлял восстания, боролся с повстанцами. Семьям «лива» выделялись земли на севере страны, конфискованные у арабов и курдов за антибританские восстания. Это вызывало напряженность между ассирийцами и арабами. Летом 1933 года появились слухи, что ассирийцы хотят восстать и основать своё государство с центром в Мосуле . Иракские войска и жандармы устроили резню ассирийцев , погибло 3000 человек. Тысячи ассирийцев бежали в Сирию , откуда большинство перебралось в США . В 1941 году «лива» помогли британцам победить пронацистски настроенного Рашида Али аль-Гайлани , но позднее корпус был распущен .

С 2014 по 2017 годы ассирийцы вновь стали объектом массовых преследований и геноцида , теперь со стороны международных террористических организаций на территории Ирака, в первую очередь со стороны ИГИЛ .

Численность

В начале XX века численность ассирийцев в мире составляла около 1 000 000 человек, в том числе [ источник не указан 282 дня ] :

Итого: 941 000 человек. Помимо этого, несколько десятков тысяч проживали в странах Европы, Америки, в Индии и Китае [ источник не указан 282 дня ] .

На территории Османской империи, ассирийцы проживали на юге вилайетов Ван и Диарбакыр , в вилайете Мосул и на севере Алеппо , с основной концентрацией в Мосуле и в санджаке Хаккяри (юг вилайета Ван), это соответствует югу современной Турции и северу Ирака .

В результате геноцида ассирийцев в начале XX века, ассирийские земли были почти полностью опустошены, а ассирийские населенные пункты заселены курдами [ источник не указан 282 дня ] . Численность ассирийского народа сократилась в 3—4 раза, и большинство из числа выживших рассеялись по всему миру, покинув свою историческую Родину [ источник не указан 282 дня ] .

Расселение в настоящее время

Ближний Восток

После падения режима Саддама Хусейна в 2003 году происходили похищения и убийства ассирийцев, поджоги их храмов. С 2014 по 2017 года боевики ИГИЛ на захваченных ими территориях повсеместно преследовали и убивали ассирийцев .

70 000 ассирийцев живут в Иране , 50 000 — в Сирии . В Турции живут 20 000 ассирийцев. Раньше их называли «турками-семитами». Сейчас Турция признает ассирийское меньшинство и использует в публичной сфере самоназвание народа — «сурьяни» . Ассирийцы Тур-Абдина в Турции называют себя «сураи» и традиционно говорят на новоарамейском языке туройо [ источник не указан 282 дня ] .

Армения

На территории Армении современные ассирийцы впервые оказались после русско-персидской войны 1826—1828 годов, когда власти разрешили активным сторонникам России (армянам и ассирийцам из района озера Урмия ) переселиться на территорию Российской империи . В Армении ими были основаны три села: Арзни , Койпасар ( Димитров ) и .

Прибывшие ассирийцы принадлежали к Ассирийской Церкви Востока и в каждом селе была своя церковь, заброшенные в советское время. Летом 2008 года в селе Верхний Двин была восстановлена первая ассирийская церковь и был прислан священник из Ирака .

Сейчас в Армении проживает около 8000 ассирийцев в сёлах Верхний Двин, Димитров , Шарияр и Арзни Котайкской области. Во всех селениях в школах изучают ассирийский язык . Также его изучают в школе им. Пушкина в Ереване .

Грузия

Тогда же ассирийцы появились и на территории Грузии. Старейшее и крупнейшее ассирийское село — Дзвели-Канда в 25 км северо-западнее Тбилиси, в нём проживает 1500 жителей, из которых 709 человек являются ассирийцами. Всего в Грузии — 2377 ассирийцев (по переписи 2014 года). Также в Грузии с октября 2009 года действует Ассиро-Халдейский Католический Храм.

Россия и СССР

Часть ассирийцев поселилась в России , бежав из Турции в 1914 1918 годов . Беженцев было не менее 100 000 человек. Святейший Синод несториан не жаловал, настаивая на немедленном переходе в православие или на возвращении обратно, в Турцию. В этой безвыходной ситуации ассирийцы записывались православными, но продолжали исповедовать свою веру.

В 1930—1940-е годы многие ассирийцы, особенно проживавшие в Грузии и Азербайджане, подверглись репрессиям . Вторая волна репрессий против ассирийцев в СССР прошла в 1949—1950 годах. Ассирийский народ был обвинён в измене Родине, шпионаже и вредительстве . Ассирийцы подверглись высылке из Закавказья и Крыма в Сибирь .

По воспоминаниям друзей, художник Хнанья Бриндаров в 1950 году хотел издать книжку ассирийских сказок со своими иллюстрациями, и в издательстве ему сказали, что называть этот народ нельзя. Книжка вышла под названием «Охотник Харибу. Восточные сказки» .

Лишь в 1990-х в Москве построили Ассирийскую церковь .

По данным переписи населения 2002 года , на территории России проживало 13 600 ассирийцев, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека.

Праздник в сирийском православном монастыре в Мосуле , нач. XX века
Ассирийская народная музыка на свадьбе
Субъект федерации Численность ассирийцев в 2002 году, тыс.
Краснодарский край 3,8
Москва 2,7
Ростовская область 2,0
Республика Татарстан 0,14

Численность ассирийцев в СССР:

  • 1926 г. — 9808
  • 1939 г. — 20 526
  • 1959 г. — 21 803
  • 1970 г. — 24 294
  • 1979 г. — 25 170
  • 1989 г. — 26 160

Единственный населённый пункт России, в котором большинство жителей является ассирийцами, является село Урмия в Курганинском районе Краснодарского края.

Религия

Большинство верующих ассирийцев — христиане . Принадлежат к Ассирийской Церкви Востока , Халдейской католической церкви , есть также православные .

Язык

Новосирийский , или современный ассирийский язык относится к западносемитским языкам . Литературный язык создан в 1840-х годах на основе урмийского диалекта. Письменность на основе сирийского алфавита эстрангело.

Фольклор

У ассирийцев сохранился богатый устный фольклор : пословицы , поговорки , сказки , танцы . К их числу относится и героический эпос Катыне Габбара .

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 21 июня 2017. 29 сентября 2019 года.
  2. s.71, ISSN 1653-6894. ISBN 91-7264-128-2
  3. Iran A Country Study By Federal Research Division — Page 128 (Перепись 1976 года)
  4. . Дата обращения: 14 октября 2014. 3 мая 2019 года.
  5. . Дата обращения: 19 августа 2009. 5 марта 2020 года.
  6. . Дата обращения: 5 января 2023. 30 декабря 2022 года.
  7. . Дата обращения: 19 августа 2009. Архивировано из 25 июля 2009 года.
  8. Tzilivakis, Kathy (2003-05-10). . Athens News . из оригинала 30 марта 2019 . Дата обращения: 7 апреля 2012 . {{ cite news }} : Указан более чем один параметр |accessdate= and |access-date= ( справка )
  9. Всеукраинская перепись населения 2001 года. 25 ноября 2019 года.
  10. от 8 августа 2016 на Wayback Machine (Перепись 2014 года)
  11. : [ 6 декабря 2022 ] // Анкилоз — Банка. — М. : Большая российская энциклопедия, 2005. — С. 376—377. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 2). — ISBN 5-85270-330-3 .
  12. (англ.) . unpo.org . Организация наций и народов, не имеющих представительства . — «The total Assyrian population, including the Diaspora, is estimated at 3.3 million». Дата обращения: 8 октября 2020. 12 августа 2021 года.
  13. Kramer, Samuel Noah. In the world of Sumer: an autobiography. — Detroit : Wayne State University Press, 1988. — ISBN 0-8143-2121-6 .
  14. A. Leo Oppenheim. . — The University of Chicago Press, 1964. от 10 октября 2017 на Wayback Machine
  15. . 14 апреля 2021 года. // Изд. Этнографическаго отдѣла Императорскаго общества любителей естествознанія, антропологіи и этнографіи., 1903.
  16. Этнографическое обозрѣніе / под ред. Миллер В. Ф. , Янчук Н. А. . — Изданіе Этнографическаго Отдѣла Императорскаго Общества Любителей Естествознанія, Антропологіи и Этнографіи. — М. : ОЛЕАЭ , 1903. — С. 172.
  17. С. П. Толстов . Очерки общей этнографии. — Изд-во Академии наук СССР, 1960. — С. 11.
  18. В. А. Тишков , В. А. Александров. Народы России: энциклопедия. — Науч. изд-во Большая российская энциклопедия, 1994. — С. 40. — ISBN 5852700827 , 9785852700827.
  19. 14 апреля 2021 года. // Труды Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Изд-во Академии наук СССР, 1951.
  20. . Дата обращения: 18 августа 2015. 25 октября 2015 года.
  21. Ye'or, Bat ; Miriam Kochan, David Littman. (англ.) . — (англ.) , 2002. — P. 148—149. — ISBN 0838639437 .
  22. . Дата обращения: 6 марта 2015. 25 апреля 2015 года.
  23. . Архивировано из [www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1976&n=101 оригинала] 26 января 2013 года.

    Геноцид обоих народов шёл по одному сценарию. Вначале разоружали и убивали мобилизованных в армию мужчин. Потом грабили селения и выгоняли оттуда женщин, детей и стариков, стараясь при этом перебить максимальное их число. Оставшихся ссылали в безводные пустыни, где они умирали от голода и болезней.

  24. (англ.) . edessa.com. Дата обращения: 27 сентября 2014. Архивировано из 12 марта 2020 года.
  25. (англ.) . betnahrain.net. Дата обращения: 27 сентября 2014. 26 июня 2020 года.
  26. (англ.) . zindamagazine.com. Дата обращения: 27 сентября 2014.
  27. . Архивировано из [www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1976&n=101 оригинала] 26 января 2013 года.
  28. . Дата обращения: 3 июня 2022. 21 марта 2017 года.
  29. Институт востоковедения, Институт Африки. Восток, Выпуски 1—3, «Наука», 1996, стр. 102.
  30. Миркасым Абдулахатович Усманов . Казанское востоковедение: традиции, современность, перспективы : тезисы и краткое содержание докладов международной научной конференции, 10—11 октября 1996 года. — «Фест», 1997. — С. 240.
  31. . 2 января 2018 года.
  32. Афанасьев Ю. Н. , Козлов В. П. История сталинского Гулага: Спецпереселенцы в СССР. РОССПЭН, 2004, стр. 78
  33. . 8 апреля 2011 года. . // The New Times, 04.04.2011
  34. . m24.ru . Дата обращения: 20 мая 2022. 20 октября 2021 года.
  35. . Дата обращения: 23 августа 2006. Архивировано из 24 января 2012 года.

Литература

  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine .
  • Козловский Н. Л. Преступления миссионеров в Азии и страдания ассирийцев. Пер. на ассир. яз. Ш. Бит-Лазаря. Тифлис, 1932. 50 с.

Ссылки

  • . Архивировано из [www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1976&n=101 оригинала] 26 января 2013 года. .
  • .
  • (англ.) .
  • (англ.) .
  • (англ.) . 24 февраля 2017 года. — ассирийское академическое общество.
  • — краткий исторический обзор.
Источник —

Same as Ассирийцы