От зла спасают очистительные жертвоприношения и
талисманы
. Наиболее известной разновидностью вудуистских талисманов являются мешочки с различными предметами, называемые
гри-гри
.
Музыка и танцы — ключевая часть ритуалов вуду.
В качестве святилища вудуисты выбирают обычное жилище (
хунфор
— святилище). Основные атрибуты:
митан
(столб — дорога богов) и чёрные свечи. Пятеро барабанщиков, выстукивая чёткий ритм, причём каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После чего поётся песня-прошение, обращённая к
лоа
(искажённое французское «loi») Легбе: «Папа Легба, отвори ворота. Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа».
Танцуя вокруг столба-шеста,
мамбо
(жрица вуду), вместе со своей помощницей
унси
и помощником
ла пласом
, струйкой воды из кувшина создают вокруг шеста магический круг в честь Папы Легба и охранителя дома Огу Фера (Ogou Fer), чтобы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Хунган или мамбо посыпает пол мукой и чертит
веве
(
символы
божественных духов
лоа
). Затем обязательна экстатическая пляска под звук
барабанов
— женщины в белых платьях и мужчины в
костюмах
. Когда публика достаточно разогрелась, бокор пускает петуха, которому отрубают голову. После этого участники
сантерии
(церемонии) впадают в
транс
и на них нисходит благодать духов
лоа
.
Непристойные танцы и выходки с сексуальным подтекстом во время праздника Fete de Gede сообщают лоа о том, что люди готовы с ними встретиться
.
Африканские корни
Корни вуду, а по мнению некоторых исследователей, само вуду зародилось в Африке не позже XVII века на основе традиционных верований народов
фон
, гбе, эве. Родиной вуду называют
Бенин
. Пантеон включает в себя верховного бога Маву, его сына
Легба
и духов-посредников. Позитивную роль в вуду играют змеи-питоны. Вудуистским считается Храм Питонов в
городе Уида
. Также «вудуистский праздник
Зангбето
» и поныне отмечается в деревнях
Того
и
Бенина
, который подразумевает сопровождаемые танцами и посыпанием кукурузной муки вокруг соломенных чучел
.
В процессе ритуала доволоко дух-
лоа
овладевает человеком, который пьёт кровь жертвенного животного (обезглавленной курицы) и исступленно танцует под звуки барабана. Во время ритуала коку пляшущие танцоры общаются с добрым духом Ганбада, обсыпая себя
мелом
или
мукой
.
В религии вуду состоит также верховный жрец Бенина. С 1991 по 2017 им был Сосу Гедехунге
.
Гаитянская вуду
Гаитянская вуду
(
гаит. креоль.
Vodou Ayisyen
,
фр.
Vaudou haïtien
) — наиболее
ортодоксальная
разновидность вуду. Сформировалась в среде западноафриканских рабов на Гаити в результате смешения народных верований и элементов католицизма. Главной основой для формирования вуду стали религии народов
фон
и
эве
. В 1804 году вуду стало официальной религией ставшего независимым Гаити
.
Пантеон
Пантеон гаитянской вуду включает два основных типа божеств:
Бонди (
гаит. креоль.
Bondye
) — высшее божество религии вуду, всемогущий Бог, сопоставимый с христианским
Господом
. Тем не менее, в отличие от христианства, в вуду существует концепция, согласно которой Бонди отстранился от всего происходящего в этом мире и не вмешивается в дела людей. Имя Бонди происходит от
фр.
bon Dieu
, что означает «добрый Бог»;
Лоа
(
гаит. креоль.
Loa
) — божественные духи более низкого порядка, с которыми в силу отстранённости Бонди от мирских дел и имеют дело последователи вуду. Именно с обращением к лоа связаны молитвы и ритуалы, проводимые последователями вуду.
Жречество
В гаитянской вуду существует несколько разновидностей профессиональной религиозной деятельности, которые выделяются на основании пола и специализации.
Хунган (
гаит. креоль.
Houngan
— священник) и
мамбо (священница)
— собственно жрецы вуду, деятельность которых ориентирована на получение предсказаний от духов во время одержимости;
Бокор (
гаит. креоль.
Bokor
— колдун) — человек, профессионально занимающийся магической деятельностью. Бокоры часто понимаются как люди, практикующие «чёрную магию» и не всегда признаются хунганами и мамбо в качестве адептов вуду.
Жрецы вуду делятся на несколько категорий в зависимости от уровня жреческого посвящения.
Луизианская вуду
(
англ.
Louisiana Voodoo, New Orleans Voodoo
;
фр.
Vaudou louisianais
) — религиозные практики, происхождение которых связано с афроамериканской диаспорой
штата Луизиана
. В отличие от
вуду острова Гаити
, вуду Луизианы более открыта, склонна к
синкретизму
и характеризуется активными заимствованиями из
западной культуры
, в особенности, из
католицизма
. В Луизианской вуду большую роль играют параллели между христианскими
святыми
и
лоа
, во время вудуистских практик используют католические молитвы
.
В культуре
Религия вуду приобрела широкую популярность в современной массовой культуре, в особенности благодаря теме
зомби
,
магических кукол
и чёрной
магии
. Это нашло отражение в:
художественной литературе — например, в романах Абрахама Меррита
«Burn, Witch, Burn!»
(в русском переводе —
«Дьявольские куклы мадам Менделип»
), Тима Пауэрса «
На странных берегах
» (англ. On Stranger Tides), «Граф ноль» и «Мона Лиза Овердрайв»
Уильяма Гибсона
, а также у русскоязычных авторов: например, в цикле книг «
Анклавы
»
Вадима Панова
, в романе
Андрея Гусева
«Наш жёсткий секс в Малинди»
и др.;
Cosentino, Henrietta B.
The Sacred Arts of What? A Note on Orthography
// Sacred Arts of Haitian Vodou / Donald J., Cosentino. — Los Angeles: UCLA Fowler Museum of Cultural History, 1995a. — P. xiii–xiv. —
ISBN 0-930741-47-1
.