Interested Article - Чучхе

Флаг Трудовой партии Кореи . Кисть в центре добавлена по инициативе Ким Ир Сена
Монумент идей Чучхе в центре Пхеньяна
Ким Ир Сен (в центре), основоположник идей Чучхе

Чучхе́ ( кор. 주체 ? , 主體 ? ) — северокорейская национал-коммунистическая государственная идеология , разработанная Ким Ир Сеном (руководителем страны в 1948 1994 годах ) в противовес «импортному марксизму ». Как полагают корееведы, основной причиной разработки чучхе было стремление Ким Ир Сена подчеркнуть независимость КНДР от влияния сталинизма и маоизма , а также дать идеологическое обоснование своей личной власти и власти преемников . Конституция КНДР закрепляет руководящую роль чучхе в государственной политике, определяя его как «мировоззрение, в центре которого — человек и революционные идеи, нацеленные на осуществление самостоятельности народных масс» .

Этимология

Слово «чучхе» принадлежит к категории ханмунных слов . «Чу» ( ) означает «хозяин», а «чхе» ( ) — «тело, сущность, субстанция, природа». Таким образом, «чучхе» означает такую ситуацию, когда человек является хозяином и себя самого, и всего окружающего мира .

Корейско-русские словари дают этому термину толкование «основная часть» и «самобытность».

История

Чучхе — это известный дальневосточный философский термин, употреблявшийся в значении «вещь с точки зрения субъекта» и использовавшийся в корейской средневековой мысли. Схожее понятие «чучхесон» использовал в своей идеологии Пак Чон Хи , понятие «идеи чучхе» встречалось и в политической жизни Южной Кореи , однако там это служило синонимом национал-консерватизма . Ранним популяризатором чучхе в более близком к современному значении был участник национально-освободительного и анархистского движения Син Чхэхо .

В КНДР чучхе как официальная идеология считается гармоничной трансформацией идей марксизма-ленинизма на основе древнекорейской (конфуцианской) философской мысли.

Впервые термин «чучхе» прозвучал в речи Ким Ир Сена «Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе» ( кор. 사상사업에서 교조주의와 형식주의를 퇴치하고 주체를 확립할 데 대하여 ), произнесенной 28 декабря 1955 года . В этой речи Ким Ир Сен подчеркивал, что для успеха революции в Корее, помимо изучения марксизма-ленинизма, истории КПСС и китайской революции, необходимо большее внимание к корейской истории и традициям корейского народа .

По официальной точке зрения историков КНДР, долгое время считалось, что идеи чучхе провозгласил Ким Ир Сен в 1930 году в селе Калунь ( Китай ) , а в настоящее время считается, что идеи чучхе начали формироваться с момента образования «Союза свержения империализма» ( 17 октября 1926 года ). Зарубежные исследователи в большинстве считают, что идеи чучхе начинали формироваться с середины 1950-х годов, когда северокорейскому руководству потребовалось обосновать сокращение экономических и культурных связей с СССР и освободиться от советского и китайского влияния в области идеологии .

Идеи чучхе как «опоры на собственные силы» из области идеологии перешли со временем и в области экономики, обороны и в другие сферы. В 1970 году учение чучхе получило статус официальной идеологической платформы Трудовой партии Кореи , что было закреплено в уставе ТПК.

По Конституции 1972 года , КНДР — суверенное социалистическое государство , которое в своей деятельности руководствуется идеями «чучхе», что означает, что все вопросы внутренней жизни должны решаться с позиций опоры на собственные силы.

В КНДР идеология чучхе именовалась также кимирсенизмом (или кимизмом). Кимирсенизм воспринял многие черты сталинизма. Корейские идеологи воспринимали кимизм как творческое применение сталинской версии марксизма-ленинизма в корейском контексте, а сам сталинизм — как единственную ортодоксальную версию марксизма-ленинизма. Ким Ир Сен провозглашался «величайшим марксистом-ленинцем нашего времени», Однако, уже к концу 60-х кимерсинизм развился в полноценную самостоятельную идеологию, существенно отличающуюся от сталинизма. С начала 70-х стала отрицаться роль сталинизма в становлении идеологии чучхе, а затем изменился и взгляд на неё, как варианта марксизма-ленинизма . Как утверждалось, кимизм, как «новая и уникальная система революционных взглядов, теория и методология , обосновывающая необходимость перехода к эпохе опоры на собственные силы» не являлся марксизмом-ленинизмом и даже превосходил его .

В 1980-е годы Ким Ир Сен выпустил ряд статей об идеях чучхе, окончательно сформировавших её как философскую систему. Однако основополагающего текста, который излагал бы суть учения чучхе, нет. Хотя термин постоянно встречается в работах Ким Ир Сена, труд под названием «Об идеях чучхе» (1982) был написан Ким Чен Иром и напоминает скорее краткий курс основных постулатов, а не серьёзный теоретический труд.

Отмечается, что со временем значение общеуниверсальных элементов в идеологии «чучхе» уменьшалось, и все более заметную роль в нём стал играть традиционный корейский национализм . Если поначалу чучхе рассматривалось северокорейскими идеологами как прямое продолжение идей Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, то теперь его трактуют скорее как продолжение корейской традиционной мысли .

В КНДР идеи чучхе воспринимаются просто как полная совокупность трудов Ким Ир Сена и Ким Чен Ира .

С 8 июля 1997 года в КНДР принято новое « летоисчисление чучхе », началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.

Философия

Некоторые исследователи отмечают синтетический характер чучхе, где «западные» идеи социализма ( марксизма-ленинизма ) соединились с многовековой конфуцианской традицией (концепция верности «чхун»), а также с традиционной корейской религией Чхондогё (почитание предков-основателей государства Чосон и попытка водворения рая на Земле — «чисан чхонгук») .

Основные положения

  • «Субъектом общественного движения выступают народные массы», однако данный тезис не приводит к демократии в западном понимании этого слова, поскольку опора на народные массы не подразумевает равенства. Напротив, народ представляет собой сложный иерархический организм, не отрицающий авторитарной ( вождистской ) формы правления.
  • Нация ( 민족 ), обладающая высоким чувством национальной гордости и революционного достоинства, непобедима.
  • «В отличие от капиталистической экономики, стремящейся к прибыли , главной целью социалистической самостоятельной экономики является удовлетворение потребностей страны и населения». Идеология чучхе настаивает на приверженности идеалам социализма , однако под социализмом понимается приоритет коллективизма над индивидуализмом .
  • « Народ ( 인민 ) каждой страны обязан бороться не только против агрессии и порабощения, за последовательную защиту своей самостоятельности, но и против империализма и доминационизма, посягающих на самостоятельность народов других стран» ( изоляционизм , автаркия , антиглобализм ).
  • « Революция ( 혁명 ) — это борьба за реализацию народными массами их потребностей в самостоятельности». Фактически, революция понимается здесь предельно широко и включает в себя даже трудовую деятельность. Сидеть сложа руки, ожидая, пока созреют все необходимые условия, равнозначно отказу от революции.
  • «Чтобы установить общенародную и всегосударственную систему обороны, надо вооружить весь народ и превратить всю страну в крепость ». На этом положении основана доктрина сонгун ( приоритета армии , милитаризм ). Однако армия не противостоит народу , а представляет собой вооружённый народ. Армия подразумевает принцип единоначалия , поскольку солдаты всегда готовы отдать свою жизнь ради своего полководца ( вождя ) .
  • «Чтобы выработать правильный взгляд на революцию, требуется обязательно положить в основу воспитания чувство беззаветной преданности вождю » («теории центральной роли вождя» — 수령 중심론 ) .
  • Любовь и вера (김정일 장군의 병사들에 대한 사랑과 믿음) — полководец относится к своим бойцам, к армии с заботой и любовью. Как к подчинённым относились просвещённые государи. Однако и бойцы Корейской Народной армии, согласно сонгун , верят полководцу. В связи с указанным хотелось бы обратить внимание на следующее важное обстоятельство: особую роль категории «души» — маым (마음) в традиционной и современной корейской культуре .
  • Приказы вождя (명령의 무계를 심장으로 받아 들이고) — политическая работа в армии строится таким образом, чтобы боец принимал приказы вождя сердцем. По своей сути идеи сонгун — «приоритета армии» — имеют своей целью сдерживание потенциальной агрессии извне в условиях сохранения существующего общественно-политического строя, в идеологическом фундаменте которого заложены идеи чучхе и представление об особой роли высшего руководителя страны .

Общефилософские взгляды

Символика

Пропаганда чучхе нередко обращается к традиционной корейской мифологии , воспринимая её как продукт творчества корейского народа. Ярким заимствованным образом является крылатый конь Чхоллима , превращённый в символ прогресса и революции. Почётом окружена и фигура легендарного родоначальника корейского государства Тангуна , пришедшего с заснеженных вершин Пэктусана .

В мире

Идеи чучхе получили международное признание. В 26 странах были созданы комитеты по идеям чучхе, тысяча кружков чучхе действовали в 67 странах . Лекции по чучхе читаются в 200 университетах пяти континентов . В Пхеньяне проводятся ежегодные Всемирные конгрессы Чучхе .

  • Во Франции Чучхейская партия Франции ( ) опирается на идеологию чучхе.
  • В России изучением, развитием и распространением идей чучхе с середины 90-х годов занимается Российское общество изучения идей чучхе под руководством Дмитрия Костенко . Общество взаимодействует с посольством КНДР в Москве , Корейской ассоциацией работников общественных наук (Пхеньян) и региональными обществами изучения идей чучхе на просторах бывшего СССР. В конце 90-х — начале 2000-х гг. в России появились и другие чучхейские общественные объединения: Российский женский союз имени Ким Чен Сук , институт кимирсенизма-кимчениризма . Существенный вклад в пропаганду идей чучхе вносят Группы солидарности с КНДР .
  • В Японии действует Международный институт изучения идей Чучхе , филиалами которого являются общества по изучению в разных странах мира . На сайте института имеются ссылки на несколько десятков обществ-членов на всех континентах , кроме Австралии и Антарктиды.

Критика

Чучхе сравнивают [ кто? ] со сталинизмом , поскольку целью заявляется построение « социализма с опорой на собственные силы» (ср. « социализм в отдельно взятой стране »). Чучхе не отрицает мировую революцию и международную солидарность, но отказывается от механического « экспорта революций »:

Самостоятельность не противоречит интернационализму . Наоборот, она служит основой для его укрепления. Отрыв от революции в собственной стране делает немыслимой мировую революцию , подобно этому невозможен интернационализм вне проявления самостоятельности. Интернациональная сплочённость должна опираться на добровольность и равенство. Интернациональная сплочённость только на основе самостоятельности приобретает характер добровольности и равноправия, становится подлинной и прочной. Наша партия отстаивает курс, направленный на то, чтобы, борясь с империализмом, поддерживать национально-освободительные движения в колониальных странах и международное рабочее движение, неуклонно идти к социализму и коммунизму и, соблюдая принципы невмешательства, взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, укреплять сплоченность социалистических стран и международного коммунистического движения.

Ким Чен Ир . . Пхеньян, ИЛИЯ, 1982, с. 41

Также чучхе проповедует идеи вождизма , милитаризма и потребительского отношения к природе. Решительно осуждается любое « низкопоклонство перед большими странами ». Чучхе представляет собой крайний вариант автаркии и изоляционизма . [ источник не указан 395 дней ] Субъектом истории объявляются народные массы .

Лишь под верным руководством партии и вождя рабочий класс, народные массы в состоянии настойчиво вести серьёзную и сложную революционную борьбу за преобразование природы и общества, добиться национального и классового освобождения, успешно строить социалистическое и коммунистическое общество и управлять им.

Ким Чен Ир . Об идеях чучхе.

См. также

Примечания

  1. В идеологии и политике страна выработала особую националистическую независимую (чучхейскую) линию развития

    Несмотря на то, что Конституция 1972 г. указывала на связь идей чучхе с марксизмом-ленинизмом, главным было закрепление на уровне Основного закона страны особой корейской сущности

    Курбанов С. О. . — Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2002. — С. 625. — 582 с.
  2. Такая позиция все более приобретала черты националистической, по сути противоположной пролетарскому интернационализму.

    к. и. н. / А.В. Воронцов. — М. : Издательская фирма "Восточная литература" РАН, 1998. — С. 66. — 279 с.
  3. Неверно считать чучхе одним из вариантов марксизма-ленинизма, хотя, бесспорно, чучхе вышло из этой идеологии. Однако идеология эта очень быстро отошла от своего первоисточника, развилась, трансформировалась, впитала в себя огромное количество чуждых коммунистических идей, включая в какой-то степени идеи конфуцианские, традиционные, националистические. На данный момент чучхе в корне отличается от марксизма-ленинизма.

    Кирьянов О. В. . — Рипол Классик, 2017. — С. 77. — 432 с. — ISBN 978-5-386-09968-8 .
  4. Впервые термин «чучхе» был использован в речи, произнесенной Ким Ир Сеном в декабре 1955-го, на самом раннем этапе кампании по устранению советского влияния. В своем выступлении он говорил, что необходимо подчеркивать национальные традиции, вывешивать картины корейских, а не советских художников, изучать корейских поэтов, а не Пушкина и Маяковского — и описал все это выражением «установление чучхе»

    Ланьков А. Н. . Lenta.ru (9 июня 2016). 10 июня 2016 года.
  5. Socialism of our Style was really Socialism without Socialism

    Shin, Gi-wook. (англ.) . — Stanford University Press , 2006. — P. 91—94. — ISBN 9780804754088 .
  6. Ланьков, Андрей Николаевич . Глава 2. «Жить по-нашему», или Рождение Чучхе // . — Москва: Альпина нон-фикшн, 2020. — 410 с. — ISBN 978-5-00139-299-6 . 13 декабря 2023 года.
  7. Социалистическая Конституция КНДР. Ст. 3 // Социалистическая Конституция КНДР. — Пхеньян : Инъязиздат, 2014. — С. 4. — 34 с.
  8. Курбанов С. О. Идеи Чучхе : Конфуцианская традиция // Восточная коллекция . — 2001. — № 4. — С. 58—65.
  9. . Дата обращения: 24 апреля 2017. 25 апреля 2017 года.
  10. Ланьков А. Н. .
  11. Ким Ир Сен. Об искоренении догматизма и формализма в идеологической работе и об установлении чучхе : Речь перед работниками партийной пропаганды и агитации 28 декабря 1955 года / Ким Ир Сен. — Пхеньян : Инъязиздат, 1973.
  12. Ким Ир Сен. В водовороте века : мемуары. Т. 2 / Ким Ир Сен. — Пхеньян : Инъязиздат, 1994. — Гл. 4. — С. 43—64. — 536 с.
  13. от 16 апреля 2015 на Wayback Machine — на сайте KBS World Radio
  14. Seong-Chang Cheong от 17 октября 2016 на Wayback Machine // ASIAN PERSPECTIVE, Vol. 24, No. 1, 2000, pp. 133—161
  15. Асмолов К. В. от 9 мая 2013 на Wayback Machine // Путь Востока. Межкультурная коммуникация. Материалы VI Молодёжной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium». Выпуск 30. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
  16. Ланьков А. Н. . Дата обращения: 18 ноября 2018. 9 августа 2018 года.
  17. . Дата обращения: 26 апреля 2017. 27 апреля 2017 года.
  18. . Дата обращения: 24 апреля 2017. 25 апреля 2017 года.
  19. . Дата обращения: 9 июня 2016. 10 июня 2016 года.
  20. . Дата обращения: 24 апреля 2017. 25 апреля 2017 года.
  21. Арефьева Е.Б., Симония Н.А. СССР в мировом сообществе: От старого мышления к новому. — М. : Прогресс, 1990. — С.578 — 596 с.
  22. Румянцев А.М. Экономические и политические реформы в странах Восточной Европы и Азии. — М. : Наука , 1992. — С.94 — 245 с.
  23. . Дата обращения: 10 декабря 2015. 9 января 2016 года.
  24. Пресс-релиз посольства Корейской Народно-Демократической Республики в РФ. .
  25. . ВКонтакте . Дата обращения: 10 декабря 2015. 19 декабря 2015 года. и . ВКонтакте . Дата обращения: 22 июля 2018. 9 сентября 2017 года.
  26. . Дата обращения: 31 декабря 2012. Архивировано из 1 января 2015 года.

Литература

Ссылки

  • // lenta.ru 2016
Источник —

Same as Чучхе