Эмблема Гватемалы
- 1 year ago
- 0
- 0
Эмблема ( др.-греч. ἔμ-βλημα — вставленная часть, инкрустация ) — условное изображение отвлечённого понятия, идеи в рисунке или пластике , содержание которых не может быть изображено непосредственно, иконически. Поэтому в семиотике эмблему относят к неиконическим, или условным знакам . В словаре В. И. Даля эмблема трактуется как символ , аллегорическое изображение; представительство, иносказание . Однако в таком определении смешиваются разные по смыслу понятия: аллегория, символ, эмблема. А. Н. Чудинов в Словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка ( 1910 года ), вполне обоснованно поясняет: « эмблема — вещественное изображение какого-нибудь отвлеченного понятия» .
Эмблема исторически возникла и существует в границах изобразительного искусства : в рисунке, гравюре , рельефном изображении. Но от прочих изобразительных форм отличается тем, что представляет собой предельно обобщённый изобразительный образ, смысл которого много шире содержания объекта (группы объектов, их деталей), который представляет само изображение. Например, цветок ириса — эмблема города Флоренции , двуглавый орёл — эмблема Австро-Венгерской и Российской империй (Византия никогда не имела своего герба) , пентаграмма — эмблема пифагорейцев , восьмиугольный крест — эмблема Мальтийского ордена . «В этом значение эмблемы близко символу. Однако в отличие от изобразительных символов и аллегорий , как и от общего понятия знака, эмблема соединяет абстрактное и конкретное в своеобразной композиционной форме. Символ непосредственно не изображает обозначаемое явление, а только на него указывает, он не имеет с ним видимого сходства. Иконические (изобразительные) знаки похожи на изображаемый предмет. Аллегория сообщает об обозначаемом косвенно, с помощью символических атрибутов. В эмблеме соединяются иконические знаки, символы и атрибуты, и благодаря такому соединению возникает новый смысл, возможность обозначить явление более сложного порядка, чем изображение одного конкретного предмета или даже абстрактного понятия. Эмблема одновременно конкретна и абстрактна. Причём в эмблеме, как правило, обретают новые композиционные связи предметы, которые в обыденной жизни не связаны. Это придаёт эмблемам особенно ёмкий метафорический смысл» .
В символах выражена колеблющаяся по смыслу, неопределённая сумма пережитых художником впечатлений, которая и для самого художника в виде отвлечённого обобщения не существует, ибо художник мыслит образами, а не понятиями. Там же, где отвлечение переводится в форму вещественного иносказания, мы получаем не символ, а аллегорию — отвлечённую идею, одетую в оболочку конкретного образа. Поэтому « Ночь » Микеланджело или барельеф , изображённый Иваном Тургеневым в стихотворении в прозе «Necessitas-Vis-Libertas», — не эмблемы , а символы, придающие движение мысли, осложняющие её.
Во многих случаях благодаря эмблематическим композиционным связям изображённые на эмблемах предметы могут изменять своё исходное значение. Классическими примерами являются алхимические и масонские эмблемы. В западноевропейском Средневековье примером эмблематического искусства является геральдика , искусство составления гербов. Близкий вид искусства — изобразительные композиции на медалях, монетах, печатях — сфрагистика . Отсюда ещё одно название средневековых эмблем, в частности родовых гербов, — импреса (от лат. im-pressere — вдавливать, печатать).
В Древней Греции словом «ἔμβλημα» (вставленная часть) называли накладное украшение , элемент, аксессуар воинского снаряжения, вооружения на щите, шлеме , а также накладные детали мраморных капителей и орнаментальных фризов из позолоченной бронзы в архитектуре .
В Древнем Риме эмблема ( лат. emblema — выпуклое изображение) — знак отличия ( инсигния ), принадлежности к определённому классу , также — воинский знак (символ) легиона . Эмблема — также мозаичная вставка в оформлении стены здания ( imblamata ) .
Ещё одна разновидность античных эмблем — «лентообразная вставка» ( лат . emblema vermiculatum): мозаичная вставка в ленточном обрамлении для пола. Мастеров, делавших такие вставки, называли мастерами «по накладным работам», или крустариусами . Образцов мозаичных эмблем сохранилось множество в памятниках античной и средневековой архитектуры .
Многозначность предметов в эмблематических композициях обусловило включение в эмблемы поясняющих надписей, девизов, афоризмов и монограмм. Это ещё более углубляет содержание эмблем, заключающееся в отношениях, связях, аллюзиях и сравнениях. Со временем возникла потребность в специальных изданиях, сборниках, толкующих замысловатые и запутанные эмблемы древности.
В 1531 году а Аугсбурге издатель решил, без разрешения автора, переиздать эпиграммы на современников, использовавшие темы и персонажей античной мифологии, авторства Андреа Альчато (Милан, 1522) и украсить книгу по собственному усмотрению, заказав аугсбургскому гравёру Й. Брею Старшему иллюстрации в технике ксилографии . Художник текста не видел, и созданные им иллюстрации не соответствуют содержанию, кроме того, часть гравюр перепутана, но это не помешало успеху книги. В таком «зашифрованном виде» книга выдержала до 130 изданий в разных странах Европы. Это издание « Emblematum Uber » стало первым «эмблемником», положив начало новому литературному жанру « ».
Затем последовали:
Подобную деятельность в XVIII веке называли элоквенцией (лат. eloquentia — дар слова, красноречие). Разнообразные книги символов и эмблем представляли собой подлинные художественные энциклопедии того времени. В Санкт-Петербурге в 1735—1747 годах главным составителем и толкователем эмблем, символов и аллегорий был секретарь Академии наук, немец Якоб Штелин .
Новые эпохи рождали новые эмблемы. По причине многообразия внешних композиционных связей они распространены в различных видах декора в архитектуре, декоративном и декоративно-прикладном искусствах.
Русский исследователь А. Б. Салтыков , анализируя особенности эмблем, трактовал эмблематическое искусство шире, чем это принято в академической традиции, и назвал одной из главных закономерностей формообразования в декоративно-прикладном искусстве «тенденцию эмблематического расширения художественного образа» .