История евреев Палестины
- 1 year ago
- 0
- 0
Крова́вый наве́т на евре́ев — обвинение евреев в убийстве людей других вероисповеданий (главным образом христиан ) для использования их крови в ритуальных целях . В основе кровавого навета лежит фольклорный сюжет, согласно которому евреи ежегодно приносят в жертву христианского ребёнка и используют его кровь в своих религиозных обрядах .
Кровавый навет на евреев появился ещё в античное время , в Римской империи , и восходит к первым столетиям нашей эры .
Эллинистические писатели также касались этой темы. Согласно Иосифу Флавию , александрийский литератор Апион в I веке н. э., утверждал, что евреи ежегодно похищают грека, откармливают его в течение года, а затем убивают и съедают его внутренности. Принесение грека в жертву является при этом выражением ненависти ко всем грекам . Писатель Демокрит заявил, что «раз в семь лет евреи похищают иноземца и приносят его в жертву, разрывая на множество частей» . Эти два случая — единственные известные обвинения евреев в ритуальных убийствах со стороны античных греческих и римских авторов .
Аналогичные обвинения язычники предъявляли первым христианам. Однако надежда, что эти обвинения в отношении евреев исчезнут с распространением христианства, оказалась ложной . Уже в начале V века христианский церковный историк Сократ Схоластик обвинял евреев в ритуальном убийстве христианского ребёнка в Инместаре близ Антиохии во время религиозного праздника Пурим . Связь инцидента в Инместаре с кровавым наветом в Средневековье является предметом научной дискуссии .
В античном мире эти обвинения не получили существенного распространения в широких массах .
В христианской Европе кровавый навет на евреев базировался на убеждении в их причастности к страданиям и распятию Иисуса Христа . Активно навет начал распространяться с XII века : вначале как обвинения в ритуальных убийствах , а с XIII века — также и в использовании крови жертв с обрядовыми или магическими целями . Разновидностями кровавого навета стали обвинение в осквернении гостии и легенда о евреях-отравителях . С тех пор обвинения евреев в ритуальных убийствах христиан повторялись многократно, включая также и современность .
Эти обвинения неоднократно опровергались, начиная с германского императора Фридриха II Гогенштауфена и папы Иннокентия IV , издавшего в 1247 году специальную буллу .
Из указа Фридриха II Гогенштауфена, изданного в 1236 году в связи с событиями в Фульде :
Ни в Ветхом , ни в Новом Завете нет указаний, чтобы евреи жаждали человеческой крови. Напротив, в полном противоречии с этим утверждением в Библии … в данных Моисеем законах, в еврейских постановлениях, которые по-еврейски называются Талмудом , совершенно ясно сказано, что они вообще должны беречься запятнания какой бы то ни было кровью. С очень большой долей вероятности мы можем предположить, что те, кому запрещена кровь даже разрешенных [в пищу] животных, едва ли могут жаждать человеческой крови.
Запреты возводить на евреев кровавый навет издавали чешский король Пржемысл II Отакар (1254), папа Григорий X (1272), император Рудольф I Габсбург (1277), герцог Альбрехт I Австрийский (1293), чешский король Вацлав II (1300), папа Мартин V (1422) и многие другие светские и духовные лидеры. Самое резкое порицание зачинщикам кровавых наветов было вынесено в специальной булле папы Николая V (1447).
Однако это не останавливало обвинителей, руководствовавшихся как религиозными, так и корыстными мотивами. Кровавые наветы сопровождались арестами, пытками, казнями, погромами и резнёй, нередко уничтожением или изгнанием целых еврейских общин. В XVII веке в обвинениях появился новый мотив — якобы использование евреями христианской крови при выпечке мацы .
Кульминация навета в Европе пришлась на XV — XVI века , но в восточной Европе (в частности в Польше и Литве ) он сохранился и позднее — до XVIII — XIX веков .
Всего в Европе произошло около 250 кровавых наветов и около 100 наветов, связанных с осквернением гостии .
В XVI веке эти обвинения в Западной и Центральной Европе почти прекратились и основной ареной кровавого навета стала Восточная Европа . Между 1547 и 1783 годами в Польше обвинения в ритуальном убийстве были предъявлены 82 евреям, 76 из которых были осуждены или умерли под пытками .
Один из наиболее известных кровавых наветов Нового времени — дело Бейлиса , киевского приказчика, обвинённого в ритуальном убийстве христианского мальчика в 1911 году. Обвинение было инициировано активистами черносотенных организаций и поддержано рядом крайне правых политиков и чиновников, включая министра юстиции Ивана Щегловитова . Процесс состоялся в Киеве 23 сентября — 28 октября 1913 года . Бейлис был оправдан. Это дело стало самым громким судебным процессом в дореволюционной России .
Нацисты в период Холокоста также использовали обвинения евреев в ритуальных преступлениях. В частности, в мае 1943 г. рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер отправил группенфюреру СС Эрнсту Кальтенбруннеру следующее секретное послание :
«Дорогой Кальтенбруннер!
Я заказал значительное количество экземпляров книги „Еврейские ритуальные убийства“ и прикажу раздать её всем вплоть до штандартенфюрера . Посылаю Вам 100 штук, чтобы вы могли раздать их Вашим эйнзацкомандам и прежде всего людям, которые имеют дело с еврейским вопросом.
В связи с этой книгой я даю следующие задания:
1. Следует немедленно произвести расследование ритуальных убийств среди евреев, которые ещё не эвакуированы. Об обнаруженных случаях доложить мне. Затем в этом направлении нам нужно организовать несколько процессов.
2. Вопрос о ритуальных убийствах в целом должен быть расследован экспертами в Румынии, Венгрии и Болгарии. Я думаю, что затем мы сделаем эти случаи достоянием прессы, чтобы тем самым облегчить изъятие евреев из этих стран…
3. Обдумайте, не сможем ли мы в сотрудничестве с Министерством иностранных дел устроить чисто антисемитский нелегальный передатчик на Англию и Америку…
Следует немедленно назначить людей, которые в Англии добыли бы и проверили судебные отчеты и полицейские протоколы о том, что пропал без вести ребёнок. Мы затем могли через наши передатчики сообщить соответствующие краткие известия о том, что, вероятно, речь идет о еврейском ритуальном убийстве.
Я полагаю, что в общем мы могли бы антисемитской пропагандой в широких масштабах на английском и, может быть, даже на русском языке, используя ритуальные убийства, в огромной степени активизировать антисемитизм во всем мире». («СС в действии», М., 2000, с. 161—162)
Описания пыток и человеческих жертвоприношений в предполагаемых ритуальных убийствах противоречат многим фактическим положениям иудаизма . Прежде всего, запрет на убийство содержится в десяти заповедях Торы . Кроме того, использование крови животных и крови человека в пищу в иудаизме строго запрещено. Кровь и любые другие выделения человеческого организма являются ритуально нечистыми ( Лев. ). Кровь убитых животных не может употребляться в пищу, она должна быть выведена из тела животного и захоронена ( Лев. ).
В то время как жертвоприношения животных действительно практиковались в древнем иудаизме , Танах ( Ветхий Завет ) и Галаха изображают человеческие жертвоприношения как одно из зол, отделяющих язычников Ханаана от евреев ( Втор. , 2Цар. ). Евреям запрещалось участвовать в этих ритуалах ( Исх. , Лев. , Втор. , Иер. ). Фактически, требование ритуальной чистоты запрещало даже нахождение священников ( коэнов ) в одной комнате с человеческим трупом ( Лев. ). Потомкам коэнов, согласно религиозным канонам, Галаха запрещает даже заходить на кладбище по сей день. Жертвоприношение крови жертвенного животного (но не человека) может быть совершено лишь на жертвеннике храма; с разрушением Иерусалимского храма в I веке н. э. практика жертвоприношений в иудаизме прекратилась.
Историк и публицист Иосеф Телушкин в книге «Еврейский мир» писал :
Ирония судьбы в том, что навет направлен против народа, который первым в истории поставил человеческие жертвоприношения вне закона ( Брейшит , 22 и Дварим , 18:10) и был единственным народом древнего Ближнего Востока, который запретил употребление какой бы то ни было крови ( Ваикра , 3:17, 7:26, 17:10 — 14; Дварим , 12:16, 12:23 — 25)
Библейский рассказ о жертвоприношении Авраамом своего сына Исаака (которое в последний момент было отменено Богом, Быт. ), воспринимаемый антисемитами как доказательство человеческих жертвоприношений у евреев, является лишь мифологическим обоснованием ритуала посвящения божеству «первородных» сыновей, что было в свою очередь символической трансформации ещё более древнего ритуала инициации мальчиков .
В 2006 году — профессор израильского Бар-Иланского университета , специализирующийся на средневековой еврейской истории, еврей по национальности и сын главного раввина Рима , выпустил книгу «Кровавая Пасха. Евреи Европы и ритуальные убийства» ( Pasque di sangue. Ebrei d’Europa e omicidi rituali ), в которой утверждается, что в Средневековой Италии могла существовать иудейская секта, использовавшая в ритуалах порошок из крови. По его словам, « среди общины ашкенази того времени существовали экстремистские группы, которые были способны совершать такие действия и оправдывать их » .
По мнению критиков, тот факт, что гипотеза Тоаффа построена на показаниях, добытых под пытками, сводит к нулю все его дальнейшие построения. В Израиле книга Тоаффа вызвала крайнее возмущение и обсуждалась в Кнессете . Сам Тоафф впоследствии утверждал, что его выводы были неправильно поняты и он лишь говорил о том, что материалы инквизиции не позволяют утверждать, что все подобные процессы были сфальсифицированы .
В 2008 году Тоафф постарался «прояснить недоразумение», вызванное предыдущими публикациями о книге, и написал в новом введении к ней: « Евреи не совершали ритуальных убийств, это полностью было христианским стереотипом ». « У меня нет сомнений в том, что так называемое „убийство в ритуальных целях“, или „убийство младенцев“, принадлежит к области мифов ». Сам текст книги изменён не был; во введении автор разъясняет, что его утверждение о маргинальных ашкеназских группах, которые « могли использовать в ритуалах порошок из высушенной крови », никоим образом не связано с убийствами детей и что в Средние века иудеи и христиане держали в доме подобные порошки в качестве целебного талисмана, использовали в народной медицине и магии. По Тоаффу, эту кровь получали за плату от живых доноров , в том числе детей, и высушивали
Отношение церкви к обвинениям евреев в ритуальных убийствах и к культам благоговения перед младенцами, которые были предположительно замучены евреями, на протяжении истории бывало различным.
Папа Иннокентий IV в 1247 году издал буллу , отвергающую кровавый навет как низкую и злобную клевету на евреев, «повод, чтобы грабить их и отнимать их имущество» . Папа Бенедикт XIV разрешил почитание ( нем. ) в виде местного культа, отказавшись, однако, канонизировать его в святые. С другой стороны папа Григорий X отверг подобные обвинения на иудеев . В настоящее время католическая церковь безоговорочно отвергает подобные обвинения, в связи с чем культ Симона Трентского был отменён Вторым Ватиканским Собором .
В 1991 году Патриарх Русской Православной Церкви Алексий II , выступая на встрече с группой американских раввинов , сказал:
Во время печально знаменитого суда над Бейлисом эксперты нашей Церкви — профессор Киевской духовной академии, протоиерей Александр Глаголев и профессор Петербургской духовной академии Иван Троицкий твёрдо защищали Бейлиса и решительно высказались против обвинения евреев в ритуальных убийствах.
Доктор наук, профессор кафедры философии религии и религиоведения философского факультета СПГУ Сергей Фирсов отмечает, что «собственно Православная Российская Церковь ни в лице Святейшего Синода, ни в лице своих учёных-богословов, занимавшихся изучением Ветхого Завета, Талмуда, Каббалы, а также историей иудейской религии, ни разу не высказала своей поддержки идее о существовании ритуальных убийств у евреев» .
Тем не менее святые Гавриил Белостокский и Евстратий Печерский были возведены в сан мученика как жертвы ритуальных убийств. Известный экуменист , священник Александр Мень утверждал, что «ни одно официальное постановление православной церкви не поддержало ритуальных наветов на еврейство», и высказал убеждение, что эти святые будут деканонизированы .
Начиная с I века н. э. и вплоть до наших дней зафиксировано множество случаев убийств, объявленных ритуальными, и связанных с ними судебных расправ над евреями. Ниже приведены некоторые из них.
Год | Город (страна) | Описание | Имя жертв | Обвинители | Последствия |
---|---|---|---|---|---|
I век н. э. | Иерусалим ( Израиль ), Александрия , Рим | Греческий автор Апион утверждал, что евреи приносят в жертву греков во Втором храме. |
|
Апион |
|
415 | Константинополь ( Византийская империя ) | Сократ Константинопольский писал , что евреи схватили христианского ребёнка, привязали к кресту и замучили до смерти . |
|
Сократ Схоластик |
|
1144 | Норвич ( Англия ) | Праздник Песах , первое обвинение евреев в ритуальных убийствах в Европе. Мальчик был найден мёртвым в колодце, и евреи города Норвич были обвинены в совершении ритуального убийства. На этом был создан новый культ с возведением Вильяма в ранг мученика и толпами паломников, несущими пожертвования к местной церкви. |
|
Томас Монмутский | В 1189 году на еврейских депутатов, пришедших на коронацию Ричарда Львиное Сердце, напала толпа. Затем прокатилась волна погромов в Лондоне и по всей Англии. Позже, в 1290 году евреи были изгнаны из Англии без права возвращения вплоть до 1655 года. |
1171 | Блуа ( Франция ) | Еврейское население обвинено в ритуальных убийствах |
|
|
Казнь через сожжение 31 еврея (по подсчётам некоторых, 40) . |
1250 | Бельгия | Самое раннее обвинение евреев в ритуальном убийстве зафиксировано в Bonum Universale de Apibus ii. 29, § 23. Также обвинение в использовании христианской крови в обрядах. |
|
Проповедник (из монастыря у Cambray ) писал: «Вполне очевидно, что евреи во всех провинциях ежегодно кидают жребий, община какого города разошлёт христианскую кровь остальным общинам». / |
|
1250 | Сарагоса ( Арагон ) | 31 августа пропал юный певчий собора Ла Сео , его тело было обнаружено через семь месяцев. По заявлению епископа, мальчик был похищен евреями, распят и обезглавлен (ритуальное убийство). |
|
Суд и епископ Сарагосы |
|
1255 | Англия | Тело мальчика, залитое грязью, было найдено 29 августа в яме или колодце, принадлежавшем еврею по имени Джопин (или Джозефин). Получив от священника Джона из Лексингтона гарантии неприкосновенности, Джопин, как сказано, дал показания, что мальчик был распят евреями, которые с этой целью собрались в Линкольне. |
|
Суд и король Англии | Пять недель спустя, в начале октября, король Англии Генрих III отказался от обещания, данного священником Джоном из Лексингтона, и Джопин был казнён. Заодно схватили 91 еврея, доставили их в Лондон и 18 из них казнили. Остальные были помилованы по ходатайству францисканцев (Jacobs, «Jewish Ideals», pp. 192—224) . См. Хью Линкольнский |
1267 | Пфорцгейм ( Германия ) | Рыбак обнаружил труп девочки. В убийстве были обвинены евреи. Обвинение строилось на свидетельских показаниях дочери «дурной» женщины, которая, по её словам, продала этого ребёнка евреям. Судебного расследования не было, и вероятно, что означенная «дурная женщина» и была убийцей. Этот случай описан в нюрнбергской «книге памяти» о синагогальных поэмах — Зигмунд Зальфельд ( ), Das Martyrologium des Nürnberger Memorbuches (1898), pp. 15, 128—130). |
|
Суд Германии |
|
1270 | Вайсенбург ( Эльзас ) | В Вайсенбурге против евреев было выдвинуто обвинение в подвешивании ребёнка за ногу (тело ребёнка было найдено в реке Лотер) и выцеживании его крови через взрезанные артерии. |
|
|
|
1287 | Обервезель ( Германия ) | В городе Обервезель происходит «сверхъестественное чудо», свидетельствующее против евреев. Тело ребёнка якобы доплыло вверх по течению реки Рейн аж до города Бахарах , «излучая сияние» и «распространяя целительную энергию». Император Рудольф I, к которому евреи обратились за помощью, публично постановил, что действия против евреев незаконны и что труп Вернера должен быть сожжён, а пепел рассеян по ветру. |
|
|
Евреи Обервезеля и прилегающих местностей были подвергнуты жесточайшим репрессиям в 1287—1289 годах |
около 1400 | Берн ( Швейцария ) | В летописи Конрада Юстингера от 1423 года упомянуто, что в Берне в 1294 году евреи замучили и убили мальчика. Историческую невозможность этой широко распространявшейся истории утверждал Джакоб Стаммер, бернский пастор в 1888 году . |
|
Конрад Юстингер , летописец |
|
1462 | Ринн , Тироль ( Австрия ) | По версии властей, мальчик по имени (также известен как Андерл фон Ринн) был куплен еврейскими торговцами, затем жестоко убит в близлежащем лесу, а его кровь тщательно собрана в сосуды. |
|
|
К началу XVII века эта история с выпусканием крови была возведена в местный культ. Табличка с надписью на церкви Ринна, датированная 1575 годом, была искажена экстравагантными подробностями типа того, что деньги, заплаченные за мальчика его крёстному отцу, превратились в листья и что на его могиле зацвела лилия. Культ продолжался до тех пор, пока епископ Инсбрука его официально не запретил в 1994 . |
1475 | Тренто ( Италия ) | После исчезновения двухлетнего мальчика его отец указал, что его похитили и убили местные евреи. |
|
|
Пятнадцать местных евреев были приговорены к смерти и сожжены. Симон был возведён в ранг святых папой Сикстом V в 1588 году (хотя официальной церемонии канонизации не было ). Симон был деканонизирован и его культ отменён в 1965 как клеветнический и противоречащий позиции католической церкви по вопросу кровавого навета. |
1491 | Испания | Группа евреев была обвинена в убийстве четырёхлетнего мальчика (по материалам дела, мальчик был убит двумя евреями и тремя бывшими (крещёными) евреями) |
|
|
Всего по этому делу было казнено восемь человек. Джеймс Рестон пишет, что всё это было инсценировано
испанской инквизицией
как повод для
изгнания евреев из Испании
. Кристофер был канонизирован
папой Пием VII
в
1805 году
. Позже этот канон был отменён, хотя его и сейчас охотно используют как аргумент в пользу правдивости обвинений.
См. . |
1494 | Тирнау , Венгрия (венг: Nagyszombat, сегодняшнее название — Трнава , Словакия ) | Под пытками были получены абсолютно нелепые, даже невозможные показания от женщин и детей, которые, будучи обвинёнными, предпочли смерть как путь избавления от пыток и согласились подтвердить всё, что от них требовали. Они даже сказали, что у евреев-мужчин бывают менструации и что в качестве средства облегчения им приходится пить христианскую кровь. |
|
|
|
1529 | Базин ( Венгрия ) (Bösing, сегодняшнее название Пезинок , Словакия ) | Девятилетний мальчик умер от потери крови, страдая от страшных мучений. |
|
Граф Вольф из Базина |
|
1627 | Ружаны ( Польша ) | Незадолго до праздника Пасхи в еврейском квартале был найден труп христианского ребенка. |
|
|
|
1670 | ( Франция ) | Похищен и убит трёхлетний мальчик. |
|
|
|
1690 | Речь Посполитая | Русская православная церковь возвела в ранг святых шестилетнего мальчика из деревни Зверки. В соответствии с составленным его житием, мальчика похитили из дома в период еврейского праздника Песах , когда родителей не было дома. Шутко, еврей из Белостока , был обвинён в том, что привёз ребёнка в Белосток, где его кололи острыми предметами и собирали кровь в течение девяти дней, потом доставили тело ребёнка обратно в Зверки и там бросили в поле. Ребёнка канонизировали в 1820 году . |
|
|
В наше время его мощи являются предметом поклонения паломников. 27 июля 1997 года , в День всех святых , белорусское телевидение показало фильм, утверждающий правдивость этой истории . Возрождение этого культа в Белоруссии было квалифицировано в международном отчёте по правам человека и религиозных свобод как опасное проявление антисемитизма . |
1823—1835 | Велиж (сейчас Смоленская область ) | Велижское дело : евреи города обвинены в ритуальном убийстве трехлетнего мальчика, в дальнейшем лжесвидетели упомянули ещё нескольких жертв. Арестованы более 40 человек. |
|
|
|
1840 | Дамаск ( Сирия ) | Были убиты католический монах по имени отец Томас и его слуга. Все соответствующие признания были получены под пытками ( Дамасское дело ). |
|
|
|
1840 | Родос | Кровавый навет на Родосе : евреи с острова Родос , находившегося под властью Османской империи , были обвинены в убийстве греческого христианского мальчика. |
|
Клеветническое обвинение проходило при поддержке местного губернатора и европейских консулов в Родосе. | Несколько евреев было арестовано и замучено, а вся еврейская часть острова была заблокирована на 12 дней. Расследование, проведённое оттоманским губернатором, показало невиновность евреев. |
1852—1853 | Саратов | Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были обвинены в ритуальном убийстве двух мальчиков. | Феофан Шерстобитов, 10 лет, Михаил Маслов, 11 лет | Чиновник Волохов, которого вскоре сменил следователь, специально присланный из Петербурга, — надворный советник Дурново | Юшкевичер, Шлиферман и Юрлов были сосланы в каторжные работы на рудниках, первые два на двадцать лет каждый, а Юрлов на 18. Дело квалифицировано как уголовное, обвинения в ритуальных убийствах сняты . |
1878 | Сачхере ( Грузия ) | В апреле 1878 года в городе Сачхере в Грузии грузинская девочка исчезла, а потом была найдена мёртвой. В убийстве была обвинена группа из 9 евреев из соседнего села. Судебный процесс проходил в окружном суде в Кутаиси , благодаря чему история стала известна как «Кутаисское дело». В обвинительном заключении и затем в речах прокурора убийство не квалифицировалось как ритуальное, хотя указывалось на то, что обвиняемые — евреи. Подсудимых защищали адвокаты Л. Куперник и П. Александров. |
|
Суд Грузии | 13 марта 1879 года обвиняемые евреи были оправданы. |
1882 | Тисаэслар ( Венгрия ) | Кровавый навет в Тисаэсларе : евреи деревни были обвинены в ритуальном убийстве четырнадцатилетней христианской девочки. |
|
|
Этот случай был одной из основных причин роста антисемитизма в стране. В итоге обвиняемые были оправданы. |
1899 | Богемия | Дело Хилснера : бездомный еврей Леопольд Хилснер (Hulsner) был обвинён в убийстве девятнадцатилетней христианки. |
|
Суд Богемии | Хилснер был приговорён к смерти. Позже на него «повесили» ещё одно нераскрытое убийство, также христианской женщины. В 1901 году его приговорили к пожизненному заключению. Знаменитый чешский философ и социолог, будущий президент Чехословакии , профессор Томаш Масарик возглавил защиту Хилснера. Позже его за это раскритиковали чешские средства массовой информации. В марте 1918 Хилснер был помилован австрийским императором Карлом I . Однако оправдан он не был. |
1910 | Шираз ( Иран ) | Погром в Ширазе : еврей был обвинён в убийстве мусульманской девочки. |
|
|
Местное еврейское сообщество подверглось погрому, в результате погибло 12, ранено около 50 человек . |
1911 | Киев ( Российская империя ) | Дело Бейлиса : киевский приказчик кирпичного завода Мендель Бейлис был обвинён в убийстве христианского мальчика через выпускание крови из проколов в теле. |
|
Суд Российской империи | В 1913 году он был оправдан судом присяжных. |
1946 | Кельце ( Польша ) | Погром в польском городе Кельце в 1946 году против уцелевших жертв Холокоста был вызван обвинением местных евреев в ритуальных убийствах. |
|
|
Количество жертв — около 40 . |
В средствах массовой информации, спонсируемых арабскими и мусульманскими источниками, а также на соответствующих сайтах в Интернете евреи неоднократно обвинялись в ритуальных убийствах. Выходят книги с подобным содержанием. (См. .)
В 1883 году около 150 французских школьников были жестоко убиты в пригороде Парижа перед еврейским праздником Песах . Более поздние исследования показали, что их убили евреи и брали их кровь… Аналогичное происшествие имело место в Лондоне, когда много английских школьников были убиты еврейскими раввинами…
Некоторые арабские писатели осуждают кровавый навет. Египетская газета «Al-Ahram» опубликовала серию статей Осама Аль-База (Osam Al-Baz), старшего советника президента Египта Хосни Мубарака . Среди всего прочего, Осам Аль-Баз разъясняет историю возникновения кровавого навета. Он сказал, что арабы и мусульмане никогда не были антисемитами, но признался, что некоторые арабские писатели и СМИ осуществляют нападки на евреев «на основе расистских домыслов и мифов, созданных в Европе». Он убеждал людей не поддаваться таким «мифам», как кровавый навет .
В начале января 2005 года 20 представителей Государственной думы России обратились в генеральную прокуратуру с требованием «официально возбудить дело о запрете в стране всех религиозных и национальных объединений, основанных на морали „ Шулхан аруха “, как экстремистских». Со ссылкой на Записку о ритуальных убийствах в обращении сказано: «еврейская религия — антихристианская и человеконенавистническая, доходящая до ритуальных убийств в среде своих особо рьяных приверженцев» . Воззвание стало известно как « Письмо пятисот » .
В мае 2005 года русский писатель, член Союза русского народа Михаил Назаров обвинил евреев в ритуальном убийстве детей в Красноярске , ссылаясь на дело Бейлиса .
|
В разделе
не хватает
ссылок на источники
(см.
рекомендации по поиску
).
|
Феномен упоминается в произведениях искусства:
|
Некоторые
внешние ссылки
в этой статье
ведут на сайты, занесённые в
спам-лист
|