Долгая Страстная пятница (фильм)
- 1 year ago
- 0
- 0
Страстна́я седми́ца , Страстная неделя , ранее также Великая седмица ( греч. Ἁγία καὶ Μεγάλη Ἑβδομάς ) — в исторических христианских церквях предшествующая Пасхе неделя, во время которой вспоминается Тайная вечеря , предание на суд , распятие и погребение Иисуса Христа .
В католицизме считается последней неделей Великого поста , в православии представляет собой самостоятельную часть литургического года , следующую за Великим постом, но не являющуюся его частью . Так, согласно Триоди постной , Великий пост в узком смысле (Четыредесятница) завершается пятницей Седмицы ваий, накануне Лазаревой субботы , и насчитывает, таким образом, шесть недель без двух дней — Лазаревой субботы и Вербного воскресенья .
Все дни Страстной седмицы носят название «Великих» — Великий понедельник, Великий вторник и т. д.; употребляется также эпитет «Страстной» (чаще всего в отношении Великой пятницы).
В православии первые три дня Страстной седмицы совершается аллилуйное богослужение с Литургией преждеосвященных Даров , в Великий четверг и Великую субботу — литургия Василия Великого , в Великую пятницу литургия не совершается. В первые три дня Страстной седмицы устав предписывает прочитывать всю Псалтирь (в отличие от всех седмиц Великого поста, когда Псалтирь читается два раза), кроме 17-й кафизмы , читаемой на утрени Великой Субботы.
В католицизме Великий четверг , Великая пятница и Великая суббота объединены под названием Пасхальное триденствие .
Великий пост состоит из Великой четыредесятницы и Страстной седмицы. Богослужению в Страстную седмицу придаётся особое значение . В Страстную седмицу пост особенно строг. Самый строгий пост предписывается в Великую пятницу.
В этот день вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф , проданный братьями в Египет , как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы ( Мф. ), символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел .
В Великий вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников ( Мф. ), а также притчи , произнесённые Им в Иерусалимском Храме : о дани кесарю ( Мф. ) и о воскресении мёртвых ( Мф. ), также о Страшном суде ( Мф. ) и кончине мира ( Мф. ), о десяти девах ( Мф. ) и талантах ( Мф. ) .
В Великую среду христиане со скорбью вспоминают решение Иуды Искариота о предательстве своего Учителя за 30 сребреников ( Мф. ). Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа , подготовила Его таким образом к погребению ( Мф. ) .
В Великий четверг христиане вспоминают четыре события:
В православии на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых , на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» .
В Великую пятницу принято не вкушать никакой пищи до окончания богослужебного чина погребения Плащаницы Иисуса Христа .
В народе эта неделя имела множество названий — рус. Красная, Червоная, Великая, Святая неделя , укр. Білий тиждень, Чистий тиждень , белор. Русальная неделя .
В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы . Считалось, что Страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Велик днём или после него предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|
Так, когда в пятницу за вечерней мы поем: «душеполезную совершив четыредесятницу», — мы не только исполнили ежегодную христианскую «обязанность», мы восприняли всей душой слова, которые мы будем петь на следующий день: Лазарем тя Христос уже разрушает, Смерте, и где твоя, аде, победа?..
— протопресвитер Александр Шмеман ,
Для улучшения этой статьи
желательно
:
|