Interested Article - The Smiths

The Smiths британская рок-группа , образовавшаяся в 1982 году в Манчестере ( Англия ) и впоследствии признанная критиками одной из самых важных альтернативных рок-групп Британии, вышедших из инди-рока 1980-х годов . Семь альбомов группы поднимались на вершину UK Indie Charts (по этому показателю The Smiths опередили Depeche Mode и New Order ) . Музыка The Smiths оказала существенное влияние на развитие рока, в частности, на брит-поп ( The Stone Roses , Blur , Suede , Oasis , The Libertines , Doves ).

Основываясь на творческом партнерстве двух музыкантов ( Стивена Моррисси и Джонни Марра ), группа всегда работала под независимым лейблом Rough Trade , на котором они выпустили четыре студийных альбома: The Smiths , Meat Is Murder , The Queen Is Dead и Strangeways, Here We Come и один концертный альбом Rank . Все пластинки выпускались ежегодно в период с 1984 по 1988 годы. Группа также выпустила несколько сборников и большое количество одиночных синглов , не входящих в их студийные альбомы.

История

The Smiths образовались в 1982 году , основателями коллектива были журналист, публиковавшийся в Melody Maker (и фанат New York Dolls , возглавлявший британское отделение их фэн-клуба) Стивен Патрик Моррисси, в прошлом — фронтмен панк-группы , и гитарист , автор песен Джон Маэр ( John Maher ), ставший называть себя Джонни Марр ( Johnny Marr ) во избежание путаницы с барабанщиком Buzzcocks , полным тёзкой. Марр играл с несколькими манчестерскими рок-группами ( Sister Ray, Freaky Part, White Dice, Paris Valentinos ) и даже был одно время близок к получению контракта, одна из его групп выиграла конкурс Stiff Records , в качестве приза предлагалась возможность записаться с продюсером Ником Лоу . Этот проект, однако, не осуществился, и Марр начал искать себе соавтора, который писал бы тексты, весной 1982 года он познакомился с Моррисси и они быстро сдружились.

Несколько демозаписей были сделаны ими при участии Саймона Уолстенкрофта ( Simon Wolstencroft ) (впоследствии — участника The Fall ), но осенью 1982 года в группу был приглашен Майк Джойс ( Mike Joyce ). Некоторое время с трио сотрудничал владелец студии Дейл Хибберт, выполнявший и функции звукоинженера , но после первого же концерта стало ясно, что Хибберт не вписывается в коллектив, и его заменил приятель Марра Энди Рурк ( Andy Rourke ).

Название The Smiths было выбрано в пику характерной для музыкантов « новой волны » тяге к красочным и словосочетаниям. Моррисси в 1984 году говорил, что предпочтение было отдано «самому простому названию» [ уточнить ] , поскольку музыканты решили, «пришло время простым людям этого мира явить свои лица» .

The Smiths свои первые концертные выступления провели в конце 1982 года; к весне 1983 о группе, вокруг которой сформировалась небольшая, но прочная группа поклонников в Манчестере, узнали в Лондоне . Отвергнув предложение Factory Records , The Smiths подписали контракт со столичным лейблом Rough Trade Records , выпустив здесь сингл « Hand in Glove ». Песня, содержавшая в тексте гомосексуальные аллюзии , произвела фурор в прессе, была замечена Джоном Пилом и стала андеграундным хитом , поднявшись на 3-е место в UK Indie Chart . Пресса начала оживлённо обсуждать и сценическую персону Моррисси, который выступал со слуховым аппаратом и букетами гладиолусов , рассованными по карманам (ими он в финале осыпал зрителей). Почти сразу же сенсацию в прессе произвели необычные интервью вокалиста, насыщенные крайне нетривиальными заявлениями на всевозможные темы.

К моменту выпуска второго сингла « This Charming Man » в конце 1983 года разгорелся скандал по поводу песни « Reel Around the Fountain », прозвучавшей на Би-би-си ; некоторые заподозрили, что она «оправдывает» развращение малолетних . Так, отмечает Allmusic , «отстранённые, высокохудожественные и ироничные тексты Моррисси были истолкованы превратно — в первый, но далеко не в последний раз» . Синглы « This Charming Man » и « What Difference Does It Make? », возглавив независимый хит-парад , вошли и в общенациональный на 25 и 12 места соответственно . Стремительный взлёт группы и восторженная реакция на него британской музыкальной прессы означали (согласно Allmusic ), что « группа собственноручно положила конец синтезаторному звучанию „новой волны“, доминировавшему в Британии начала 1980-х годов » .

The Smiths

В феврале 1984 года группа выпустила дебютный альбом The Smiths , поднявшийся в UK Albums Chart до 2-го места . Вновь не обошлось без скандалов, таблоиды обратили внимание на текст « The Hand That Rocks the Cradle », попытавшись предъявить Моррисси всё то же обвинение в завуалированной поддержке педофилии (которое и на этот раз было с негодованием отвергнуто). Сэнди Шоу , певица, о которой Моррисси опубликовал как-то восторженную статью, исполнила свою версию « Hand in Glove » (в сопровождении участников The Smiths ), также вошедшую в чарты (№ 27, май 1984) . В том же году The Smiths выпустили синглами песни, в альбом не включённые: « Heaven Knows I’m Miserable Now » и « William, It Was Really Nothing » (с « How Soon Is Now? » на обороте). Первый из них (№ 10, июнь 1984) ознаменовал начало плодотворного сотрудничества группы с продюсером . Между тем, очередную неприятность группе принесла песня « Suffer Little Children » (би-сайд « Heaven Knows I’m Miserable Now »), которая затрагивала тему « убийств на болотах ». Услышав песню, дед одной из жертв обвинил группу в попытке извлечь коммерческую выгоду из трагедии. Встретившись с Моррисси лично, он изменил своё мнение, признав искренность автора. Впоследствии у певца установились дружеские отношения с Энн Уэст, матерью Лесли Энн Дауни, убитой Брэди и Хиндли девочки, чьё имя упоминалось в песне . В конце года вышел сборник Hatful of Hollow , куда вошёл сингловый материал, а также версии песен, записанных на радиосессиях Джона Пила и Кида Дженсена. За ним последовал отдельный релиз « How Soon Is Now » (№ 24). Группа стала лучшей новой группой Британии, но в США осталась известной на уровне колледж-радио, поскольку гастролей здесь до тех пор не проводила .

Meat Is Murder

В начале 1985 года The Smiths выпустили второй альбом Meat Is Murder , отличавшийся от предшественника присутствием более акцентированных политических и социальных заявлений. Заглавная песня, протестовавшая против убийства животных, имела отчётливо выраженный вегетарианский подтекст, в « Nowhere Fast » содержались республиканские идеи, « The Headmaster Ritual » и « Barbarism Begins at Home » поднималась проблема физического наказания ребёнка в школе и семье. В интервью того времени Моррисси утверждал, что The Smiths все вегетарианцы, а поскольку это не соответствовало действительности, запретил (как позже выяснилось) коллегам употреблять мясные продукты публично, чтобы не быть за этим занятием сфотографированными . Это выглядело тем более странно, что Марр (согласно AllMusic ) « глубоко погрузился в рок-н-ролльный образ жизни и стал выглядеть как нечто среднее между Китом Ричардсом и Брайаном Джонсом » .

Анализируя альбом, критика отметила рост музыкального мастерства группы и стилистическое разнообразие (гитарный рокабилли « Rusholme Ruffians », фанк -бас « Barbarism Begins at Home »). Альбому предшествовал выпуск синглом « » (песни, прежде издававшейся би-сайдом); она не вошла в оригинальный вариант альбома, но добавлялась к нему в переизданиях. Позже Дж. Роган назвал песню « How Soon Is Now? » «„ Stairway to Heaven 80-х » . Meat Is Murder стал первым и единственным студийным альбомом группы, поднявшимся до первого места в Великобритании .

Тем временем Моррисси продолжал шокировать прессу и публику своими интервью. Он критиковал правительство Тэтчер , монархию, Band Aid . Знаменитой стала его фраза: « Можно, оказывается, одновременно очень беспокоиться о народе Эфиопии и причинять каждодневные страдания народу Англии » . В марте и июне 1985 года (соответственно) синглами вышли « Shakespeare’s Sister » (песня, не вошедшая в альбом, № 26) и « That Joke Isn’t Funny Anymore » (№ 49) .

The Queen Is Dead

Отрывок из песни « There Is a Light That Never Goes Out »

В 1985 году группа провела продолжительные гастроли по Великобритании и США, одновременно записывая третий студийный альбом. The Queen Is Dead вышел в июне 1986 года, вскоре после сингла « Bigmouth Strikes Again » (№ 26), и поднялся до 2-го места в британских чартах . В числе песен, обративших на себя внимание критики, были « Never Had No One Ever », «гимн меланхолии » (в котором некоторые критики расслышали самоиронию, некоторые — нет), сатирическая « Frankly, Mr. Shankly » (обращение к руководителю Rough Trade Джеффу Трэвису, оформленное как заявление работника предприятия об уходе по собственному желанию), а также « There Is a Light That Never Goes Out » и « Cemetry Gates », песни, в которых соединились как самые мрачные, так и светлые оттенки.

К этому времени атмосфера в группе осложнилась. Юридические склоки с Rough Trade явились причиной задержки релиза, альбом, работа над которым была завершена в ноябре 1985 года, вышел на семь месяцев позже намеченного срока. Марр начал ощущать на себе последствия стресса, связанного с непрекращающимися гастролями и студийной работой. Он признавался, что злоупотреблял алкоголем и чувствовал себя больным человеком . Рурк, подсевший на героин , в начале 1986 года, был уволен из группы. Джон Харрис, автор книги « Trouble At The Mill », утверждал, что музыкант узнал об этом из уведомления, приклеенного на лобовом стекле автомобиля: «Энди, ты ушёл из The Smiths . Прощай, и удачи тебе, Моррисси» . Вокалист группы отрицал этот факт. Рурк, которого заменил Крэйг Гэннон, прежде участник Aztec Camera , уже через две недели уволенный был восстановлен в составе (Гэннон перешёл на ритм-гитару). Квинтет записал и выпустил синглы « Panic » и « Ask » (второй — с приглашённой вокалисткой Кёрсти Макколл ), поднявшиеся до 11 и 14 мест соответственно . При этом « Panic » вновь вызвал скандал, многократно повторявшиеся здесь строки «сожги дискотеку… повесь диджея» ( Burn down the disco…hang the DJ ) некоторыми были истолкованы как проявление расизма . По окончании британского турне в октябре 1986 года Гэннон покинул состав. Окончательно рассорившись с Rough Trade , The Smiths стали рассматривать предложения с крупных лейблов и наконец подписались к EMI ; это решение было воспринято неоднозначно как в музыкальной прессе, так и в среде поклонников группы .

Strangeways, Here We Come

В начале 1987 года вышел сингл « Shoplifters of the World Unite » (№ 12 UK) . За ним последовал сборник The World Won’t Listen ; в его заголовке отразилось неудовлетврённость Моррисси тем фактом, что группа так и не вошла в мейнстрим . За ним последовал хит-сингл « Sheila Take a Bow » (№ 10 UK) . Другая компиляция, , была подготовлена для американского рынка; к материалу The World Won’t Listen были добавлены « Sheila Take a Bow » и песни Hatful of Hollow , сборника, который на тот момент в США не выпускался.

Диск с синглом « Girlfriend in a Coma »

В составе к этому времени обострились конфликты. Джонни Марр страдал от нервного истощения и находился на грани алкоголизма. В июне 1987 года он взял отпуск, что, как ему показалось, коллегам не понравилось. А затем Марр объявил об уходе, потому что решил, что статья в NME « Smiths to Split » была «подброшена» Моррисси (хотя тот к ней в действительности отношения не имел) . Статья, написанная Дэнни Келли, в основном основывалась на слухах о трениях, существовавших между Моррисси и Марром. В частности, утверждалось, что вокалист был недоволен тем, что гитарист сотрудничает с другими музыкантами и что их личные взаимоотношения достигли точки разрыва, Марра не устраивает отсутствие гибкости у вокалиста. Марр связался с NME чтобы пояснить, его решение уйти из группы не было вызвано личными отношениями, а мотивировалось желанием расширить собственные возможности. Из более поздних интервью музыкантов следовало, что основными причинами были отсутствие менеджера и слишком большой стресс, который испытывали оба . Марр говорил позже, что переполнило чашу его терпения решение Моррисси записать каверы на песни Твинкл и Силлы Блэк .

Заменить Марра призван был гитарист группы Айвор Перри и группа записала несколько новых песен с ним, которые закончены так и не были (в частности, « Bengali in Platforms », её предлагалось издать на обороте сингла « Stop Me If You Think You’ve Heard This One Before » . Перри, от которого, как он сам замечал, ожидалось превращение во «второго Марра», чувствовал себя во время записи некомфортно, а Моррисси в конечном итоге вообще покинул студию . К тому времени, как в сентябре вышел четвёртый альбом Strangeways, Here We Come , группа распалась.

Strangeways, Here We Come поднялся до 2-го места в Великобритании и стал самым успешным альбомом группы в США (№ 55 в Billboard 200 . Он был прохладно встречен критикой, но и Моррисси и Марр называли его своим любимым из всех альбомов The Smiths . Год спустя вышел концертный альбом Rank , записанный в 1986 году, ещё с Гэнноном.

После распада

После распада группы Моррисси вместе с продюсером Стивеном Стритом и ирландским музыкантом Винни Райли (лидером The Durutti Column ) приступил к работе над первым сольным альбомом. Viva Hate (заголовок которого описывал чувства автора по поводу кончины The Smiths ) поднялся на вершину британских чартов и положил начало успешной сольной карьере вокалиста.

Джонни Марр вернулся к активной музыкальной деятельности в 1989 году. Вместе с Бернардом Самнером из New Order и Нилом Тенантом ( Pet Shop Boys ) он образовал супергруппу Electronic , которая в 1990-х годах выпустила три альбома. В составе The The Марр записал два альбома, вышедших в 1989 и 1993 годах. При этом он работал и сессионным музыкантом, записываясь с такими исполнителями, как The Pretenders , Брайан Ферри , Pet Shop Boys , Билли Брэгг , Black Grape , Talking Heads , Crowded House , Бек , Oasis (альбом Heathen Chemistry ), Айзек Брок ( Modest Mouse , альбом We Were Dead Before the Ship Even Sank ). Некоторое время он считался полноправным участником коллектива, затем вошёл в состав группы The Cribs .

Энди Рурк и Майк Джойс некоторое время продолжали совместную деятельность, в частности, работали сессионным дуэтом с Моррисси (1988—89) и Шинейд О'Коннор . Рурк гастролировал с группой Proud Mary , позже стал участником группы Freebass , куда вошли также Питер Хук ( New Order и Joy Division ) и Мани ( The Stone Roses и Primal Scream ), записавшей один альбом. Сейчас он живёт в Нью-Йорке, где ведёт еженедельную радиопрограмму на eastvillageradio.com .

Судебное разбирательство

Моррисси, лидер The Smiths , принимал в группе все решения, которые касались финансовых дел. Авторские отчисления получали только он и Марр, за студийную работу Джойсу и Рурку выплачивались по 10 процентов от общей суммы заработка. В 1996 году Майк Джойс вызвал в суд Моррисси и Марра, заявив, что никогда не давал согласия на то, чтобы получать именно такой процент и потребовал пересчёта в свою пользу отчислений за студийную и концертную работу. Моррисси и Марр, в свою очередь, утверждали, оспаривавшиеся 10 процентов были оговорены всеми участниками квартета с момента его образования .

Судья Уикс, вставший на сторону Джойса, охарактеризовал его и Рурка как людей «прямых и честных, но определённо неопытных в финансовых делах». Напротив, Моррисси, по его словам, личность более сложная, «с неудовольствием давал показания»; более того, проявлял «изворотливость и непоследовательность, когда дело касалось его собственных интересов». Марр, по словам судьи, охотнее сотрудничал с судом, проявив ум и здравомыслие, но и его показания оказались «приукрашенными» . Слушания в суде продолжались семь дней. Дело было решено в пользу Джойса, который получил один миллион фунтов стерлингов в виде единовременной выплаты и последующие суммы отчислениями по 25 процентов. Рурка это решение не касалось, чтобы расплатиться по долгам, он ещё в 1989 году согласился на сумму в 83 000 фунтов и 10 процентов авторских.

Моррисси утверждал, что судья был пристрастен, а самому ему пришлось находиться под «палящими огнями, почти в кандалах» и отвечать на вопросы, сводившиеся к темам: «Как вы смеете быть богатым?.. Как вы смеете продолжать?..» О распаде группы он говорил: « The Smiths — это было прекрасно, но Джонни [Марр] покинул группу, а Майк [Джойс] её уничтожил » . Моррисси также выразил мнение, что Рурку и Джойсу в жизни невероятно повезло: « С другим вокалистом они не продвинулись бы дальше торгового центра в Солфорде ». Даже юрист Моррисси Иэн Милл признавал, что его клиент временами «проявлял некоторое высокомерие» . Моррисси подал апелляцию, но успеха она не имела .

В ноябре 2005 года Майк Джойс в интервью BBC 6 Music признал, что вновь испытывает финансовые проблемы и, чтобы разрешить их, вынужден продавать редкие плёнки группы на eBay . Некоторое время спустя Моррисси сделал публичное заявление на радиостанции true-to-you.net , в котором со своей стороны предъявил Джойсу обвинения, сводившиеся к тому, что барабанщик не сообщил Рурку о правах последнего на часть финансовых средств, выплаченных вокалистом по решению суда.

В XXI веке

В течение всех 2000-х годов слухи о возможном воссоединении The Smiths не прекращались, но каждый раз Марр и Моррисси опровергали их. В 2005 году канал VH1 попытался собрать музыкантов вместе для выступления в программе Bands Reunited . Но ведущему Амеру Халиму так и не удалось войти с Моррисси в контакт. В декабре 2005 года было объявлено, что Johnny Marr and The Healers сыграют на благотворительном концерте « Manchester v Cancer », организованном Энди Рурком и его продюсерской компанией Great Northern Productions . Марр опроверг слухи о том, что это выступление может стать первым шагом к воссоединению , однако, впервые после распада The Smiths Рурк и Марр действительно оказались на одной сцене, исполнив « How Soon Is Now? ».

Вплоть до самого последнего времени Моррисси решительно отвергал даже мысль о воссоединении группы . В марте 2006 года он признал, что участникам предложили 5 миллионов долларов за воссоединение и выступление на фестивале Coachella Valley Music and Arts Festival . « Нет, — потому что дело тут не в деньгах », — заявил он. Суть своей позиции певец сформулировал позже так: « Это было фантастическое путешествие. А потом оно подошло к концу. Я не считал, что оно должно заканчиваться. Я хотел продолжать. <Марр> решил его закончить. И на этом всё » .

На вопрос, почему он не желает реформировать The Smiths , Моррисси отвечал: « Я считаю, что сам я после распада The Smiths много работал, а остальные — нет. Зачем мне обеспечивать им внимание, которого они не заслуживают? Мы не друзья, мы не общаемся. С какой стати мы должны быть вместе на сцене? » .

В августе 2007 NME сообщил о том, что Моррисси отверг 40 миллионов фунтов, обещанных за мировой тур (50 концертов) вместе с Марром (без участия Рурка и Джойса) в 2008—2009 годах . Согласно информации true-to-you.net (неофициального фэн-сайта, пользующегося поддержкой Моррисси), сумма, предложенная за возможные мировые гастроли с Марром под названием The Smiths , составляла 75 миллионов . Появились сообщения также и о том, что предложение было фальшивкой .

В октябре 2007 года на BBC Radio 5 Live Джонни Марр намекнул на возможность потенциального воссоединения в будущем, заявив: « Бывали ведь и более странные вещи, так что, кто знает? ». При этом он заметил: « Сейчас Моррисси занят своими делами, а я своими, в этом и весь ответ » . Сообщение газеты «Сан» в декабре 2008 года о том, что The Smiths выступят в 2009 году на Coachella Festival Джонни Марр по каналам своего менеджмента назвал «чепухой» .

10 ноября 2008 года вышел сборник The Sound of The Smiths . Джонни Марр проследил за ремастерингом всех треков, Моррисси выбрал для пластинки название . В феврале 2009 года Моррисси опроверг слухи о возможном воссоединении в очередной раз. « Прошлое отодвинулось вдаль, и мне это нравится », — сказал он в интервью BBC Radio 2 . В том же году Марр признал, что им предлагались «50 миллионов за три—пять концертов», но отметил, что шансы на воссоединение не имеют никакого отношения к сумме денежного вознаграждения .

В 2014 и 2015 годах, группа номинировалась на зачисление в Зал славы рок-н-ролла .

В январе 2018 года барабанщик Майк Джойс, басист Энди Рурк и второй гитарист Крэйг Гэннон объявили, что объединятся в составе Classically Smiths и отправятся в совместный тур .

Музыкальный стиль

Музыкальный стиль The Smiths определялся взаимодействием двух участников (Моррисси и Джонни Марра). « Всё было между нами фифти-фифти. Мы находились в полном согласии относительно того, что делать в той или иной пластинке » , — говорил Джонни Марр в 1990 году. Как отмечала Encyclopaedia Britannica , « не-ритм-энд-блюзовый, исключительно белый сплав рока 1960-х годов и пост-панка группы был своего рода отказом от танцевальной поп-музыки того времени » . Песни Моррисси и Марра объединены темами жизней обычных людей с более непростыми, что проявляется в грамотной лирике, составленной Моррисси с дополнительным применением едкого юмора.

The Smiths фокусировали своё внимание преимущественно на бас-гитарах , барабанных партиях, а также слиянии рока 1960-х годов с постпанком , отказываясь этим от синтезаторов и танцевальной поп-музыки, которая была популярная в начале 1980-х.

Джонни Марр играл в основном на гитаре Rickenbacker , звучание которой в его исполнении позже повлияло на других манчестерских музыкантов, среди которых были Иэн Браун (основавший The Stone Roses ) и Ноэл Галлахер (написавший большинство песен в составе Oasis ). Марр как гитарист находился под влиянием The Byrds , Crazy Horse , Джорджа Харрисона и Джеймса Ханимена-Скотта из The Pretenders , а также продюсера Фила Спектора . « Мне ближе музыка, звучащая „симфонично“, музыка, где все инструменталисты соединяются в создании общей атмосферы » , — говорил он.

Роль Моррисси в группе сводилась к созданию текстов и мелодий вокальных партий . Он находился под влиянием панк-рока и пост-панка — в частности, таких групп, как New York Dolls , The Cramps и The Cult , а также музыки 1960-х годов ( Дасти Спрингфилд , Сэнди Шоу , Марианн Фэйтфул , T. Rex ). Тексты Моррисси, на первый взгляд депрессивные, были полны юмора и иронии; Джон Пил замечал, что The Smiths — одна из немногих групп, способных заставить его расхохотаться в полный голос. Находясь под влиянием литературы и драматургии социального реализма, Моррисси писал об обычной жизни обычных людей, их тревогах и страхах. Критики группы использовали по отношению к текстам Моррисси и его манере держаться на сцене термин miserabilists , обращая внимание прежде всего на исключительно минорную тональность его жалоб и причитаний . Журнал , анализируя (в 1997 году) творчество The Smiths , назвал Стивена Патрика Моррисси «новым Оскаром Уайльдом », который «… подчинил себе умы и души страдающего от скуки и раздражения, вытесненного на обочину поколения » .

Многие специалисты, отмечая силу и эффективность крайне оригинального контрапункта, который создали Марр и Моррисси, ведущую роль отдавали первому из них. « При поддержке искусной ритм-секции Марр со своими лаконичными, цепляющими гитарными партиями создал действительно захватывающий андеграундный (то есть, самодостаточный, не заимствоваший ничего из тогдашней коммерческой музыки) поп-саунд, простота которого была более выразительна, чем все эти подчас необязательные откровения вокалиста » , — писал рецензент Trouser Press .

В культуре

Участники группы

Дискография

Студийные альбомы

Концертные альбомы

Сборники

Мини-альбомы

Ссылки

  • Архив
  • - Оригинальные промопостеры, дискография, тексты песен на английском, испанском, французском, немецком и каталонском языках

Примечания

  1. Stephen Thomas Erlewine. . www.allmusic.com. Дата обращения: 1 января 2011. 16 февраля 2012 года.
  2. Reynolds, Simon . Rip It Up and Start Again: Postpunk 1978—1984. Penguin, 2005. p. 392
  3. . www.cherryred.co.uk. Дата обращения: 1 января 2011. 9 апреля 2001 года.
  4. Smiths (англ.) / Colin Larkin. — Oxford University Press , 2006. — P. 570, volume 7. — ISBN 9780195313734 .
  5. (http). Melody Maker , cited at Hiddenbyrags.com (1984). Дата обращения: 22 апреля 2007. 2 ноября 2006 года.
  6. . www.cherryred.co.uk. Дата обращения: 1 января 2011. 18 ноября 2001 года.
  7. Roberts, David (ed.). (англ.) (англ.) . — 19th. — HIT Entertainment, 2006. — P. 509—510. — ISBN 1-904994-10-5 .
  8. . www.chartstats.com. Дата обращения: 1 января 2011. 3 июня 2012 года.
  9. // chartstats.com
  10. . HitQuarters (27 сентября 2005). Дата обращения: 12 мая 2010. 3 июня 2012 года.
  11. 26 сентября 2008 года. , foreverill.com
  12. 15 октября 2009 года. , Passions Just Like Mine website
  13. (2006). Morrissey: The Albums : p.38
  14. (http). Overyourhead.co.uk (18 ноября 2004). Дата обращения: 22 апреля 2007. 3 июня 2012 года.
  15. Kelly, Danny. «Exile on Mainstream». NME . 14 February 1987
  16. Harris, John. . Johnharris.me.uk . Дата обращения: 22 апреля 2007. 27 января 2004 года.
  17. Rogan, Johnny . «Morrissey and Marr: The Severed Alliance». pp. 281—282
  18. «Marr Speaks», NME, 8th August 1987 — . Дата обращения: 29 ноября 2010. 11 июля 2011 года.
  19. . Дата обращения: 21 марта 2011. 17 июля 2012 года.
  20. Rogan, Johnny. «The Smiths: Johnny Marr’s View». Record Collector . November/December 1992
  21. Carpenter, Lorraine (2003) « 28 августа 2005 года. », Exclaim! , February 2003, retrieved 30 May 2010
  22. Rogan, Johnny « от 15 марта 2016 на Wayback Machine », from Mojo , August 1997, retrieved 30 May 2010
  23. Henderson, Dave (1988) «I Was Nearly a Suedehead! Ivor Perry and Cradle Tales», Underground , April 1988 — Issue 13, p. 5
  24. . Billboard . Дата обращения: 13 августа 2008. 29 декабря 2008 года.
  25. 4 февраля 2010 года.
  26. , UK Albums Chart
  27. . Дата обращения: 21 марта 2011. 19 июля 2008 года.
  28. BBC News. (http). BBC, cited at Cemetrygates.com (11 декабря 1996). Дата обращения: 11 февраля 2011. 3 июня 2012 года.
  29. Nine, Jennifer. «The Importance of Being Morrissey». Melody Maker . 9 August 1997
  30. (http). England and Wales Court of Appeal (Civil Division) Decisions (1998). Дата обращения: 16 февраля 2007. 23 сентября 2015 года.
  31. (30 ноября 2005). Дата обращения: 7 декабря 2007. 3 июня 2012 года.
  32. Cohen, Jonathan. (http). Billboard (2005). Дата обращения: 15 августа 2006. 7 ноября 2011 года.
  33. (http). Jmarr.com (16 декабря 2005). Дата обращения: 22 апреля 2007. 3 июня 2012 года.
  34. Antrobus, Stuart. (http). Gigwise.com (2006). Дата обращения: 15 августа 2006. 3 июня 2012 года.
  35. Jeckell, Barry A. (http). CNN (2006). Дата обращения: 15 августа 2006. 25 августа 2006 года.
  36. Melia, Daniel. (http). Gigwise.com (2006). Дата обращения: 21 августа 2006. 3 июня 2012 года.
  37. Anon. (http). NME (2007). Дата обращения: 23 августа 2007. 3 июня 2012 года.
  38. . Дата обращения: 7 декабря 2007. 3 июня 2012 года.
  39. . Дата обращения: 10 января 2007. 3 июня 2012 года.
  40. . BritMusicScene.com . Дата обращения: 8 января 2008. 3 июня 2012 года.
  41. . Дата обращения: 21 марта 2011. 21 октября 2012 года.
  42. . Дата обращения: 21 марта 2011. 21 октября 2012 года.
  43. 16 июля 2011 года.
  44. . (13 февраля 2009). Дата обращения: 13 февраля 2009. 3 июня 2012 года.
  45. . XFM London (15 июля 2009). Дата обращения: 6 декабря 2010. 3 июня 2012 года.
  46. Andy Greene. . The Rolling Stone (9 октября 2014). Дата обращения: 29 сентября 2017. 19 октября 2014 года.
  47. от 7 февраля 2020 на Wayback Machine // Лента. Ру , янв 2018
  48. Gore, Joe. «Guitar Anti-hero». Guitar Player , January 1990
  49. от 4 мая 2015 на Wayback Machine , Britannica Online
  50. 1997. . VOX (Ian Fortham). Дата обращения: 1 января 2011. Архивировано из 18 марта 2009 года.
  51. Ira Robbins. . www.trouserpress.com. Дата обращения: 1 января 2011. 3 июня 2012 года.

Литература

Публикации в газетах и журналах :

  • Ian Birch. (англ.) // Smash Hits : magazine. — Peterborough : EMAP National Publications, Ltd., 1983. — 10 November ( vol. 5 , no. 23 ). — P. 43 . — ISSN .
Источник —

Same as The Smiths