Петрарка, Дэвид
- 1 year ago
- 0
- 0
Франче́ско Петра́рка ( итал. Francesco Petrarca ; 20 июля 1304 , Ареццо — 19 июля 1374 , Аркуа ) — итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов , один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса , ученик Варлаама Калабрийского .
Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо , где нашёл себе убежище eго отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции — одновременно с Данте — за принадлежность к партии «белых» гвельфов. После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон , а затем его мать — в соседний Карпантра .
Здесь, на юге нынешней Франции, Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе . Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье , а потом в Болонском университете , где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.
По окончании университета он не стал юристом, а принял священство, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия . Поселившись в Авиньоне при папском дворе , Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна , один из членов которой, Джакомо , был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру де Нов , неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз .
Петрарка также известен первым официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину горы Ванту , которое состоялось 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него вершину посещали Жан Буридан и древние жители этой местности .
Покровительство Дж. Колонны и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур ; он приобрёл домик в долине речки Сорг , где с перерывами прожил 16 лет (1337—1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии в церкви Санта-Мария-ин-Арачели лавровым венком на Пасху 1341 года за поэму «Африка» — этот день некоторые исследователи считают началом эпохи Возрождения .
Прожив около года при дворе пармского тирана , он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия Древнего Рима , он стал проповедовать восстановление римской республики , поддерживая авантюру «трибуна» Колы ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонной и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344—1345 и 1347—1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с Боккаччо ), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI , считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий Вергилием .
Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции , Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти ; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у императора Карла IV , двор которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе . В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362—1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.
Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо I да Каррара , отчасти в Падуе , отчасти в загородной деревеньке Аркуа , где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 года, не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря . На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году .
Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни .
Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.
Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Il Canzoniere (ит. букв. « Песенник »), или Rime Sparse , или (по-латыни) Rerum vulgarium fragmenta — центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке. Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке , определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.
В другом сочинении на итальянском языке, поэме « Триумфы » ( «Trionfi» ) поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия — над любовью, смерти — над целомудрием, славы — над смертью, времени — над славой и вечности — над временем.
Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.
Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству ( «Epistola ad posteros» ) излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином — « » ( «De contemptu mundi» или «De secreto conflictu curarum suarum» , 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата ( «De remediis utriusque fortunae» ( «О средствах против превратностей судьбы» ), «De vita solitaria» («Об уединённой жизни») , «De otio religioso» («О монашеском досуге») и «De vera sapientia» («Об истинной мудрости») .
Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как греческому Петрарка не обучался) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство.
Особенно — в «Письмах без адреса» ( «Epistolae sine titulo» ), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы — этого «нового Вавилона».
Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым лицам — своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся огромным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания.
Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия ( «Contra medicum quendam invectivarum libri IV» ), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V ( «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia» ), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки ( «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» ) и полемический трактат против аверроистов ( «De sui ipsius et multorum ignorantia» ).
Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — «De rebus memorandis libri IV» (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.; целый трактат во второй книге этого сочинения посвящён вопросу об остротах и шутках, причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо ) и «Vitae virorum illustrium» или «De viris illustribus» (« ») — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки ( «Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV» и «Epistolae seniles libri XVII» ), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо ).
Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных торжественных случаях, его описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины ( «Itinerarium Syriacum» ) и латинская поэзия — эклоги , в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории ( «Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum» ), эпическая поэма « Африка », где воспеваются подвиги Сципиона , покаянные псалмы и несколько молитв.
Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.
Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera omnia», изданные в Базеле в 1554 году. В XIX веке лучшим изданием его переписки считалось издание Fracassetti, «Epist. famil. et variae» (Флоренция, 1854—1863; в итальянском переводе с многочисленными примечаниями: Флоренция, 1863—1867). Полное издание биографий знаменитых людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарки изданы Hortis («Scritti inediti F. Р.», Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарки — Carducci («Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi», Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии Петрарки «Philologia», ему приписываются находящиеся в рукописях: «Vita Senecae», «Sententia de Terentii vita», «De casu Medeae» и «Comoedia super destructionem Caesenae». По случаю шестисотлетнего юбилея Петрарки законом Итальянского королевства № 365 от 11 июля 1904 была учреждена комиссия по изданию его произведений (La Commissione per l’Edizione Nazionale delle Opere di Francesco Petrarca), ставящая своей целью критическое издание всех произведений Петрарки. В её работе принимали участие ведущие филологи Италии, в том числе (первый президент) и Джованни Джентиле . Первой, в 1926 году, была издана поэма «Африка», за ней последовали письма. Комиссия продолжает свою работу и в XXI веке, в настоящее время её президентом является Микеле Фео (Michele Feo) .
Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские стихи Петрарки — мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов ) уже композиторы XIV века ( Ars nova ). Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI — начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт , Киприан де Роре , Лука Маренцио , Клаудио Монтеверди . С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века (песни Ф. Шуберта , фортепианные «Сонеты Петрарки» Ф. Листа ). Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке ( А. Шёнберг . 4-я часть Серенады, op. 24 на текст сонета Петрарки). Два сонета Петрарки в переводе Е. М. Солоновича (IX, XVII) включает в себя сольный альбом Хелависы , вышедший в 2009 году.