Interested Article - Новые левые

Новые левые — направление в политике, отождествляющее себя с левой идеей , но противопоставляющее себя традиционным компартиям и социал-демократам старым левым »).

Термин «новые левые» ( англ. The New Left ) использовался в названии британского журнала New Left Review («Новое левое обозрение»), издававшегося критическими марксистами Перри Андерсоном , Стюартом Холлом , Э. П. Томпсоном , и был популяризован в «Письме новым левым» американского социолога Чарльза Райта Миллса .

Общая характеристика

Девушка-демонстрант предлагает цветок военным полицейским во время « похода на Пентагон » против участия США в войне во Вьетнаме , 21 октября 1967 г.

Движение возникло в Западной Европе , США и Японии в 1960-х годах под влиянием анархистских и неомарксистских идей, в особенности философии Франкфуртской школы и Герберта Маркузе . Характеризуется критикой исторической роли пролетариата и институциональных форм сопротивления. Включает в себя элементы энвайронментализма .

«Новые левые» выражали протест против бездуховности « общества потребления », обезличенности массовой культуры , унификации человеческой личности. Выступали за « прямую демократию », свободу самовыражения, нонконформизм .

Социальной базой «старых левых» был промышленный пролетариат , реже крестьянство . «Новые левые» считали, в том числе в связи с этим, «старых левых» устаревшими, и не имеющими перспектив, по крайней мере относительно стран Первого и Второго миров, в которых пролетариат и крестьянство всё больше утрачивали свои позиции, уступая новым типам работников постиндустриального общества . Однако основная критика старых коммунистических и социал-демократических партий касалась их бюрократизма, догматизма, иерархичности, оппортунизма и претензий на роль единственного авангарда трудящихся классов.

Начав с ненасильственного протеста , к концу десятилетия некоторые «новые левые» перешли к экстремистской деятельности.

Особая субкультура «новых левых» была построена на отрицании существующих ценностей общества. Поэтому их культуру назвали « контр-культурой » — отрицанием культуры.

Они участвовали во всех массовых движениях «бурных 60-х» — за университетские свободы, гражданские права чёрных и других меньшинств (в США), но наиболее массовый характер приняло движение против войны во Вьетнаме .

С «новыми левыми» был тесно связан бурный рост таких движений, как хиппи , феминизма , защиты прав сексуальных меньшинств и др. К началу 1970-х годов в движении наступил идейный кризис, а с окончанием войны во Вьетнаме оно окончательно сошло на нет, оставив глубокий след в сознании поколения послевоенного « бэби-бума ».

Взаимное влияние «новые левые» испытывали с некоторыми традиционными левыми движениями, занимавшими однозначно революционно-социалистические антикапиталистические позиции — маоистами , троцкистами , анархистами и т. д., участвовавшими в протестах 1960-х годов и воспринимавших идеи «новых левых».

Движение новых левых существенно повлияло на становление « зелёных » партий в Западной Европе, а также леворадикального терроризма 1970-х годов (« Фракция Красной Армии » в ФРГ, « Красные бригады » в Италии, « Симбионистская армия освобождения » и « Уэзермены » в США, « Красная армия Японии » и т. д.). Многие современные левые отличаются от новых левых, в основном, только характерными для старых левых опорой на моральный консерватизм и отсутствием веры новых левых в прогресс .

Новые левые в США

На рубеже 1950-х — 1960-х годов среди молодёжи США становилось все больше тех, кто отвергал навязываемые обществом потребления ценности. Сначала ими были битники , а затем появились хиппи .

Во время Движения за гражданские права чернокожих в США тысячи молодых белых американцев отправились в расистские южные штаты , чтобы помочь чернокожим в борьбе против дискриминации. Именно они затем стали основой массовых протестных движений шестидесятых годов.

Термин «новые левые» был популяризирован в Соединённых Штатах социологом Чарльзом Райтом Миллсом , который 1960 году написал открытое письмо и назвал его «Письмо новым левым» . Миллс выступал за новую левую идеологию, отходя от традиционного (« старого левого ») фокуса на трудовых проблемах к таким вопросам, как противодействие отчуждению , аномии и авторитаризму . Миллс выступал за переход от традиционной левизны к ценностям контркультуры и подчёркивал международную перспективу движения . По словам Дэвида Бернера, Ч. Райт Миллс утверждал, что пролетариат больше не является революционной силой; новыми агентами революционных изменений стали молодые интеллектуалы во всем мире .

В 1960 году была создана организация en ( англ. Students for a Democratic Society, SDS ). Среди её участников были как весьма умеренные либералы , так и радикалы , в том числе анархисты . «Движение является сообществом бунтарей, обладающих общими радикальными ценностями» — так характеризовал SDS один из его лидеров Том Хейден .

Марио Савио , лидер движения «Свободное слово» в Университете Беркли , 1966 год

Большое значение для радикализации студентов имели события, развернувшиеся осенью 1964 года в Университете Беркли в Калифорнии , где возникло Движение «Свободное слово» ( англ. Free Speech Movement ), выступившее за демократизацию образования, участие студентов в управлении университетом и право на создание политических организаций в вузах. Тогда же в Университете Беркли появилось, а затем распространилось за его пределами движение (англ.) . Его идея заключалась в переходе к образованию в форме свободной дискуссии на темы, которые официальное образование старалось не затрагивать ( власть , личность и свобода , война , расизм и т. д.).

С 1965 года SDS активно участвовало в движении против войны во Вьетнаме . Лидеры SDS старались разъяснять студентам, что антивоенные выступления неотделимы от выдвинутого прежде лозунга «власть — студентам!» и борьбы за переустройство университетов.

Весной 1968 года значительное внимание СМИ привлекла студенческая акция протеста в Колумбийском университете в Нью-Йорке, которая привела к серьёзным столкновениям с полицией, действовавшей весьма жёстко .

Организованные йиппи и «Национальным мобилизационным комитетом за прекращение войны во Вьетнаме» ( англ. National Mobilization Committee to End the War in Vietnam, MOBE ) протесты во время съезда Демократической партии США в Чикаго в августе 1968 года привели к столкновениям с полицией, которая действовала крайне жёстко.

Только с октября 1968 года по май 1969 года студенческие выступления охватили около 200 университетов США. К концу шестидесятых годов в США свыше 750 тысяч человек участвовали в «новом левом» движении (в том числе более 100 тысяч были членами SDS), а три миллиона американцев ему симпатизировали .

Президент США Линдон Джонсон , думая, что выступления студентов в США и других странах являются частью всемирного коммунистического заговора, приказал ЦРУ расследовать причины протестов. 4 сентября 1968 года директор ЦРУ Ричард Хелмс представил президенту доклад «Беспокойная молодёжь». Аналитикам американской разведки не удалось найти убедительных доказательств «контроля, манипуляции, спонсирования или финансовой помощи студентам-диссидентам со стороны коммунистических правительств». Более того, авторы доклада установили, что молодёжь с подозрением относится к «неандертальскому руководству большинства коммунистических партий, в том числе компартии США » .

Против радикальных «новых левых» была направлена осуществлявшаяся ФБР программа COINTELPRO .

Новые левые в Европе

Европейские новые левые впервые появились в Западной Германии и стали образцом для европейских студенческих радикалов . Немецкие студенты, протестовавшие против войны во Вьетнаме , часто носили выброшенную военную форму США и вступали в контакты с американскими уклонистами от призыва в армию и дезертирами . Немецкие левонастроенные студенты объединялись в Социалистический союз немецких студентов , который в середине 1960-х возглавил студенческий активист Руди Дучке .

В 1965 году в Нидерландах Робертом Яспером Гроотфельдом и Роэлем ван Дуйном было создано Прово контркультурное движение, которое сосредоточилось на провоцировании насильственных действий со стороны властей путём совершения действий ненасильственных. Во Франции Ситуационистский интернационал достиг вершины своей продуктивности и влияния в 1967 и 1968 годах, отразив свои идеи в « Общество спектакля » Ги Дебора и «Революция повседневной жизни» Рауля Ванейгейма . Эти тексты, наряду с другими ситуационистскими публикациями, оказали влияние на идеи восстания во Франции в мае 1968 года; во время данных событий цитаты, фразы и лозунги из ситуационистских текстов и публикаций были повсеместно распространены на плакатах и граффити по всей стране .

Демонстрация против Вьетнамской войны в Западном Берлине , 1968 год

К европейскому новому левому движению относится также немецкое студенческое движение 1960-х годов . 12 января 1967 года в Западном Берлине была создана «Коммуна 1» или К1, ставшая первой политически мотивированной коммуной в Германии и просуществовавшая до ноября 1969 года. В течение всего своего существования «Коммуна 1» была скандально известна своими причудливыми поэтапными событиями, которые колебались между сатирой и провокацией . Эти события послужили вдохновением для спонтанеистского движения и других левых групп. В конце лета 1968 года коммуна переехала на заброшенную фабрику на Стефанштрассе. Эта вторая фаза «Коммуны 1» характеризовалась сексом, музыкой и наркотиками. Внезапно коммуна привлекла множество посетителей со всего мира, среди которых был Джимми Хендрикс , который однажды утром появился в спальне «Коммуны 1» .

Контркультурное движение в Великобритании было связано с контркультурой в Соединённых Штатах , а также с феноменом хиппи . В основном оно было сосредоточено на Ладброк Гроув и Ноттинг Хилл в Лондоне и получило название Свингующий Лондон . Члены этих движений создали свои собственные журналы и газеты, группы, клубы и альтернативный образ жизни, связанный с употреблением каннабиса и ЛСД , а также сильную социально-политическую революционную программу создания альтернативного общества.

В 1968 году в Чехословакии началось социалистическое реформистское движение, получившее название Пражская весна , которое впоследствии было подавлено войсками ОВД .

Надпись на стене во время Красного Мая во Франции: «Запрещать запрещено!»

Общественно-политическая активность новых левых достигла пика во всем мире в 1968 году . В мае 1968 года во Франции произошли события, получившие название «Красный май», а в ФРГ в том же году прошли протесты, вызванные покушением на Руди Дучке. Схожие события происходили в этом же году в Югославии, Польше , Италии , Турции и других европейских странах.

Новые левые в Великобритании

После доклада Никиты Хрущёва « О культе личности и его последствиях » многие покинули Коммунистическую партию Великобритании и начали переосмысливать ортодоксальный марксизм . Некоторые вступили в различные троцкистские группы или в лейбористскую партию .

Марксистские историки Эдвард Томпсон и Джон Савилль из Группы историков Коммунистической партии начали выпускать журнал под названием Reasoner . Отказавшись прекратить публикацию по приказу КПБ , они были отстранены от членства в партии и повторно начали выпускать этот журнал под названием The New Reasoner летом 1957 года.

Томпсон сыграл особенно важную роль в привнесении концепции новых левых в Соединённое Королевство, когда летом 1959 года опубликовал в The New Reasoner эссе «The New Left», в котором он описал:

«…Поколение, которое никогда не рассматривало Советский Союз как слабое, но героическое рабочее государство, а скорее как нацию Большого террора и Сталинграда , византийского дня рождения Сталина и тайной речи Хрущева ; как огромную военную и промышленную державу, которая подавила Венгерское восстание и запустила первые спутники в космос. …»

«Поколение, выросшее на „ 1984 “ и „ Скотный двор “, которое вступает в политику в крайней точке разочарования, когда люди среднего возраста начинают выходить из нее. Молодые люди … достаточно полны энтузиазма. Но их энтузиазм относится ни к Партии, ни к Движению, ни к признанным политическим лидерам. Они не намерены дешево отдать свой энтузиазм какой-либо рутинной машине. Они ожидают, что политики сделают все возможное, чтобы обмануть или предать их. … Они предпочитают любительскую организацию и дилетантские платформы Кампании за ядерное разоружение , методам и манере профессионального левого крыла. … Они судят критическим взглядом первого поколения Ядерного века.»

Позже, в том же году Савилль опубликовал в том же журнале статью, в которой определил появление британских новых левых как ответ на растущую политическую неуместность социалистов внутри и вне Лейбористской партии в 1950-х годах, которую он рассматривал как результат неспособности традиционных левых справиться с политическими изменениями, которые произошли на международном уровне и экономическим ростом после Второй мировой войны , а также социально-экономическим наследием правительства Эттли :

«Самой важной единственной причиной плачевных результатов действий левых в последнее десятилетие является простой факт их интеллектуального краха перед лицом полной занятости и государства всеобщего благосостояния внутри страны, а также новой мировой ситуации за рубежом. Левые во внутренних делах не создали ничего существенного, что могло бы компенсировать самую важную книгу десятилетия — „Будущее социализма“ Кросленда — блестящее изложение фабианских идей в современных терминах. Мы не подвергали постоянной критике экономику капитализма в 1950-х годах, и наше видение социалистического общества почти не изменилось со времен Кейра Харди . Конечно, меньшинство начало признавать наши недостатки в последние годы, и нет никаких сомнений в том, что семена, которые уже были посеяны, принесут еще больший урожай, по мере того, как мы продвигаемся в шестидесятые годы» .

В 1960 году The New Reasone r объединился с Universities and Left Review, чтобы создать New Left Review . Эти журналы пытались синтезировать теоретические положения марксистского ревизионизма, гуманистического, социалистического марксизма, отходя от ортодоксальной марксистской теории. Эта издательская работа сделала идеи культурно ориентированных теоретиков доступными для читающей аудитории студентов.

В этот ранний период многие из новых левых были вовлечены в Кампанию за ядерное разоружение ( CND ), созданную в 1957 году. По словам Робина Блэкберна, «упадок CND к концу 1961 года, однако, лишил новых левых большей части их импульса как движения, а неопределённость и разногласия в редакции журнала привели к передаче New Left Review более молодой и менее опытной группе в 1962 году» .

Под многолетним руководством Перри Андерсона New Left Review популяризировал Франкфуртскую школу , идеи Антонио Грамши , Луи Альтюссера и другие формы марксизма . Другие периодические издания, такие как Socialist Register и Radical Philosophy , которые начали издаваться в 1964 и 1972 году, соответственно, также были связаны с новыми левыми и опубликовали ряд важных работ в этой области.

По мере того как в середине-конце 1960-х годов ориентация на студенчество американских новых левых стала ясной, студенческие секции британских новых левых начали действовать. Лондонская школа экономики стала ключевым местом британского студенческого политического активизма . Влияние протестов против войны во Вьетнаме и майских событий 1968 года во Франции также сильно ощущалось среди британских новых левых. Некоторые из британских новых левых присоединились к Международным социалистам, которые позже стали Социалистической рабочей партией , в то время как другие вошли в такие группы, как Международная марксистская группа . Ещё одной важной фигурой в британском новом левом движении был известный теоретик культуры и один из основателей New Left Review Стюарт Холл . После смерти Холла в феврале 2014 года New Left Review в некрологе писало: «Его образцовые исследования были близки к созданию новой области исследований — „ культурология “; в его видении, новая дисциплина была глубоко политической, вдохновляющей и радикально междисциплинарной по характеру» .

Новые левые в Латинской Америке

Новых левых в Латинской Америке в общих чертах можно определить как совокупность политических партий, радикальных низовых социальных движений (таких как движения коренных народов, студенческие движения , движения безземельных сельхозработников, организации чернокожих и феминистские движения), герильи (участвовавшие в кубинской и никарагуанской революции), а также других организаций (таких как профсоюзы, организации крестьян и правозащитные организации), которые составляли движение левых между 1959 ( Кубинская революция ) и 1989 ( падение Берлинской стены ) годами .

Влиятельные латиноамериканские мыслители, такие как Франсиско де Оливейра, утверждали, что Соединённые Штаты использовали латиноамериканские страны в качестве «периферийных экономик» в ущерб латиноамериканскому обществу и экономическому развитию, что многие рассматривали как проявление неоколониализма и неоимпериализма . Этот сдвиг в мышлении привёл к всплеску диалога о том, как Латинская Америка могла бы отстоять свою социальную и экономическую независимость от США.

Новые левые возникли в Латинской Америке в качестве групп, которые стремились выйти за рамки существующих марксистско-ленинских усилий по достижению экономического равенства и демократии, чтобы начать социальные реформы и решать уникальные для Латинской Америки проблемы, такие как расовое и этническое неравенство, права коренных народов, проблемы окружающей среды. Они выдвигали требования радикальной демократии, международной солидарности, придерживались идей антиколониализма и антиимпериализма .

Оказавшие влияние на движение

Культовые фигуры движения (разной значимости)

Ключевые фигуры

Связанные с новыми левыми

См. также

Примечания

  1. C. Wright Mills от 11 марта 2008 на Wayback Machine
  2. Александр Тарасов. Новые левые в России. Полный авторский текст. Опубликовано также в журналах «Ровесник» и «Октябрь». от 25 марта 2018 на Wayback Machine
  3. . www.marxists.org . Дата обращения: 4 октября 2020. 16 августа 2021 года.
  4. Daniel Geary. 'Becoming International Again': C. Wright Mills and the Emergence of a Global New Left, 1956–1962 // Journal of American History. — 2008. — Декабрь ( т. 95 , № 3 ). — С. 710—736 .
  5. David Burner. . — Princeton University Press, 1996. — С. .
  6. «Драч»: от 5 марта 2016 на Wayback Machine . № 8, 25.01.2006
  7. , Руслан Хестанов, Григорий Тарасевич, Павел Бурмистров, Дар Жутаев : от 25 сентября 2018 на Wayback Machine . № 16 (46), 30.04.2008
  8. Stanley Rothman, S. Robert Lichter. Roots of radicalism: Jews, Christians, and the Left. — 1996. — С. 354.
  9. Maria Höhn. . — 2010. — doi : .
  10. Plant, Sadie, 1964-. . — London: Routledge, 1992. — 1 online resource (226 pages) с. — ISBN 978-0-203-21026-0 , 0-203-21026-3, 978-0-415-06221-3, 0-415-06221-7, 978-0-415-06222-0, 0-415-06222-5, 978-1-134-92530-8, 1-134-92530-1, 9786610324385, 6610324387, 0-203-31601-0, 978-0-203-31601-6, 1-280-32438-4, 978-1-280-32438-3. 26 января 2022 года.
  11. Виктор Бокрис. Кит Ричардс: Биография.
  12. Dennis Dworkin. . — Duke University Press, 1997. — С. 46. — ISBN 978-0-8223-9651-2 .
  13. E.P, Thompson. The New Left // The New Reasoner. — 1959. — № 9 . — С. 1—2 .
  14. Saville, John. // New Reasoner. — 1959. — № 10 . — С. 9—13 .
  15. Robin Blackburn. . newleftreview.org . New Left Review. Дата обращения: 29 января 2020. 4 марта 2019 года.
  16. Blackburn, Robin. . newleftreview.org . — «Anderson took over as editor in 1962.» Дата обращения: 29 января 2020. 4 марта 2019 года.
  17. Hoch, Paul. . — Sheed & Ward, 1969.
  18. Ian Adams. Ideology and politics in Britain today. — 1998. — С. 191.
  19. Blackburn, Robin. . New Left Review . Дата обращения: 29 января 2020. 8 ноября 2018 года.
  20. / Patrick Barrett, Daniel Chavez, César Rodríguez-Garavito. — Pluto Press, 2015-11-30. — ISBN 978-1-84964-355-9 , 978-0-7453-2677-1.
  21. Cardoso, F.H.; Faletto, E. Dependency and development in Latin America. — University of California Press, 1969.

Литература

  • Баталов Э. Я. «Новые левые» и Герберт Маркузе. — М.: Знание, 1970. — 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Философия ; 11-12).
  • Давыдов Ю. Н. Социология контркультуры: Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь. [Критич. анализ / Ю. Н. Давыдов, И. Б. Роднянская]. — М.: Наука , 1980.
  • Давыдов Ю. Н. Эстетика нигилизма: (искусство и «Новые левые»). — М.: Искусство, 1975. — 272 с.
  • Куренной В. А. // Философско-литературный журнал «Логос» . — 2012. — № 1 . — С. 14—79 .
  • Салычев С. С. «Новые левые»: с кем и против кого. — М.: Международные отношения, 1972. — 96 с. — (В помощь слушателям народных университетов).
  • Уоддис Дж . «Новые» теории революции. Критический анализ взглядов Ф. Фанона, Р. Дебре, Г. Маркузе. — М.: «Прогресс», 1975. — 526 с.
  • Кёпеци, Бела Идеология «новых левых» / пер. с венг. А. М. Сорокина; послесл. Э. Я. Баталова. — М.: «Прогресс», 1977. — 230 с. — (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма).
  • Шмидт Г. Наследники Гитлера и Мао. НДП и «новые левые». — М.: Прогресс, 1971. — 215 с.
  • Carl Oglesby (ed.), The New Left Reader , Grove Press, 1969.
  • Massimo Teodori (ed.), The New Left: A Documentary History , London: Jonathan Cape, 1970.

Ссылки

Источник —

Same as Новые левые