Interested Article - Чуваши

Чува́ши (самоназвание — чуваш. чӑвашсе́м , ед. ч. чӑва́ш ) — тюркский народ численностью в мире — 1 111 600 (2023) , из них в России — 1 067 139 (согласно результатам переписи 2021 года ). В Чувашской Республике проживает больше половины всех чувашей, живущих в России , остальные проживают практически во всех регионах России, а небольшая часть — за пределами Российской Федерации, наибольшие группы в Казахстане , Узбекистане и Украине .

Чуваши делятся на три основные этнографические группы: верховые чуваши ( вирья́л или тури́ ) — северо-запад Чувашии; средненизовые чуваши ( ана́т енчи́ ) — северо-восток Чувашии; низовые чуваши ( анатри́ ) — юг Чувашии и за её пределами.

Чувашский язык является единственным живым представителем булгарской группы тюркских языков . Имеет два диалекта: верховой («окающий») и низовой («укающий»).

Основное вероисповедание большинства религиозной части чувашей — православное христианство , есть приверженцы чувашской традиционной веры , а также незначительное число мусульман .

Этногенез

Согласно одной из наиболее распространённых научных версий, предки современных чувашей были тюркоязычным кочевым народом, в первом тысячелетии до нашей эры представлявшим собой западное крыло хуннов и проживавшим в Центральной Азии . Ко II—III векам нашей эры осели на Северном Кавказе . В VII—VIII веках с другими булгарскими племенами переместились в Среднее Поволжье , где ассимилировали проживавшие здесь финно-угорские племена .

Согласно чувашским легендам и историческим преданиям, предки чувашей переместились с юга, с Кавказа и называли себя суварами и булгарами . Впервые упоминание княжества Сувар встречается в текстах сына правителя Табаристана (855—874 гг.) Ибн-Хордадбэха: «За Дербентом (находятся правители) — правитель Сувара سوفار и Лакза…» . Сувары — это древнеземледельческое население, ранее называемое савирами (сабирами), одно время они были союзниками гуннов и двинулись из Северного и Западного Кавказа вслед за смещением на север зоны активного земледелия.

Исторически в культуре чувашей никогда не было юрты и традиционных кочевых обычаев, по многим признакам уклада чуваши народ с древнеземледельческой культурой . Предками сувар в Поволжье были народ савиры (сабиры) на Кавказе. Согласно Стефану Византийскому: «Сапиры (Σάπειρες) народ Понтийской области ныне называемый через β — Савирами (Σαβειρος)» . В результате смещения зоны активного земледелия в первом тысячелетии н. э. Савиры Западного Кавказа сместились в Поволжье.

Версия о сибирском происхождении савир (сабир) принадлежит М. И. Артамонову и гипотетически связывается с этнонимом манси-вогул «сипир» . Нет ни одного источника, упоминавшего бы раннесредневековых савир (сабир) в Сибири (Ибир-Сибир), зато савиры (сабиры) уверенно локализуются в Дагестане и на Северном Кавказе по письменным источникам с V века н. э. «По мнению филолога Рамстеда (KWb. 362), это название восходит к монгольскому Sibir, означающему „заросль, сырая местность“, откуда происходят и тюркские названия» .

Часть территории их проживания на Кавказе входила в государство Сахиб ас-Сарир, а потому на протяжении нескольких веков на Кавказе они могли упоминаться и под политонимом «сариры», а позже, на Волге, под политонимом «булгары». Наиболее позднее употребление этнонима сабир (Säβίr) можно встретить у Аль-Мас’уди, который относит их к подданным Хазарского каганата .

Окончательный исход савир с Кавказа произошел лишь в XIV веке. Фиксируется этот исход с распространением надгробных памятников 2-го типа в Поволжье из Дагестана. Традиция их использования у чувашей просуществовала в Поволжье вплоть до Указа Российского Сената 1749 г. «О преследовании чувашей и других инородцев за переход в магометанство» .

Численность и расселение

Демографическая пирамида чувашей в 2021

Численность чувашей, с момента присоединения к русскому государству до распада СССР, постоянно росла. Рост прекратился и началось значительное сокращение чувашского населения в период после 1991 года .

По данным переписи 1897 года, их число было 843 755 душ.

В 1989 году в СССР проживали 1 842 300 чувашей (это пик численности). В 2002 году в Российской Федерации их уже было 1 637 094 ; в 2010 году их было только 1 435 872 . В 2019 году чувашей всего 1 223 395 чел. Согласно переписи 2021 г. чувашей 1 067 000 чел.

Антропологические типы чувашей

Сложный антропологический состав чувашского народа, в котором отчётливо устанавливаются различные антропологические компоненты, свидетельствует о сложности его этнического формирования . С точки зрения антропологии верховые чуваши заметно отличаются от низовых чувашей .

Первые исследование антропологических типов верховых чувашей было проведено экспедицией Института антропологии Московского университета под руководством в 1936 г. при участии Т. А. Трофимовой в Моргаушском , Аликовском , Калининском и Красноармейском районах ЧАССР . Судя по материалам визуального изучения, среди обследованных 63,5 % могли быть отнесены к субуральскому типу , причём почти в половине случаев из этого числа отмечены более или менее выраженные европеоидные черты. Около 21,1 % составляли представители различных европеоидных типов, как тёмноокрашенных, так и русоволосых и светлоглазых. Первые из них преобладали. Всего 5,1 % обследованных можно было отнести к сублапоноидному типу , отличающемуся относительно низким лицом и широким носом. Наконец, 10,3 % наблюдений было отнесено к монголоидным типам и их смешанным с европеоидными формами. Только 1/3 из этого состава, то есть около 3,5 % на всю группу обследованных, могла быть отнесена к относительно «чистым» монголоидным формам. Монголоидность при этом, субуральского типа, появившаяся, вероятно в результате контактов с югрой (манси) на территории Поволжья в Средние века. Европеоидные и лапоноидные компоненты среди северных чувашей предположительно связаны с местным населением, состоявшим из различных европеоидных ( Балановская , Фатьяновская культуры) и древних лапоноидных компонентов ( Балахнинская культура и др.) и их смешанных форм ( Абашевская культура и др.) .

Длинноголовый монголоидный тип с высоким и широким лицом мог быть занесён на территорию Чувашии осевшими там кочевниками из состава гунно-булгарских племён. Вероятность такого предположения подтверждается тем, что черепа гуннов из Суджинского могильника в Ильмовой пади в Забайкалье, а также из раскопок гунно-аварских погребений в Венгрии, характеризуются как раз таким же длинноголовым монголоидным типом. Иначе трудно объяснить у чувашей в настоящее время присутствие ярко выраженного длинноголового монголоидного типа с большими высотными и широтными размерами лица. Смешение этого типа с европеоидными образует формы, сходные с субуральским типом . Вторичное включение в состав чувашского народа длинноголового монголоидного типа в другом его варианте — «палеосибирском», предположительно тоже связано с составом гунно-булгарских племён .

Антропология низовых чувашей тяготеет к европеоидным группам Среднего Поволжья. Краниоскопический и краниометрический анализ указывает на бóльшую европеоидность южных чувашей по сравнению с северными . Население Батыревского и Яльчикского районов является наиболее европеоидным: более тёмная пигментация, рост выше среднего, большой процент высоких переносий и сильной профилировки лица. Всё это обнаруживает в них выраженные черты понтийского типа . Население Первомайского района от батыревцев и яльчикцев отличается более низким ростом, но, как и они, имеет бóльшую европеоидность в сравнении с верховыми чувашами .

Происхождение этнонима

Впервые в документах русской администрации этноним «чюваша» применен к бесермянам в 1511 г. Этноним «чуваша», впервые применённый к современному чувашскому народу, встречается в книге С. Герберштейна «Записки о Московии» (1521 г.)" .

Долгое время, то есть с конца ХІХ века, происхождение этнонима связывали с названием племени «суваз» . В записках арабского путешественника ибн-Фадлана от 922 г. упоминается племя «суваз» (по другим данным «суван» или «сувар» ) в Волжской Булгарии, не желавшее принимать ислам. Исследователи (Ковалевский А. П., Ашмарин Н. И. и другие) отмечают, что арабское ‘с’ часто заменяет отсутствующий в арабском языке звук ‘ч’, поэтому «сувазы» есть те самые чуваши, которые так и остались со своими древними верованиями. То есть, самоназвание чăваш восходит напрямую к этнониму части «булгароязычных» тюрок: *čōš → čowaš/čuwaš → čovaš/čuvaš.

Н. И. Золотницкий приводит этнонимы, которыми называли соседние народы друг-друга: «…луговые Черемисы зовут Татаръ Суас (то есть Чувашами), а Чувашъ, также как и своих горных единомышленников — курук мари (то есть горными жителями)». Речь идёт о «ясачных татарах», то есть об ассимилированном татарами чувашском (суварском) населении, проживающем в Прикамье. По-видимому, марийское «суас», относимое сегодня к татарам, и «суасламары» (чуваши) есть всего лишь искаженная передача слова «чуваш», так как именно земли севернее нижнего течения Камы назывались ранее «Чувашской даругой». Филолог Н. И. Ашмарин предполагал, что слово суас в этих языках — это заимствованная более ранняя форма этнонима чӑваш .

Существуют работы, в которых упоминается, что мордовские племена называли чувашей ветьке: «Чуваши, которые такоже Чуваша, а по Мордовски Вьедеке называются, свойственное татарам имя удерживают и выговаривают оное Татарам» . В данном случае идёт наложение на чувашей древнего предания об обитавших в Алатырском, Ардатовском и Буинском районах двух мордовских племен — кельмаз и ветьке .

Согласно неподтвержденной теории чӑваш — впервые упомянут в китайских хрониках как термин «кюеше» или «цзюеше» в 201 году до н. э., воспринимается как первое упоминание чувашей той частью исследователей, которая считает их потомками покорённых племенами хунну в конце I века до н. э. динлинов . В данный момент эта гипотеза не выдерживает критики по той причине, что в Мешхедской рукописи Ибн Фадлана закралась опечатка, лишняя точка над знаком, в результате чего повсеместно используемый этноним سوار сувар, стал читаться как سوان суван и истолкован, как سواز суваз .

По мнению волго-уральского мусульманского ученого и татарского суфия Мухаммед-Мурада Рамзи в историческом труде «Талфик ал-ахбар ва талких ал-асар фи вакаи' Казан ва Булгар ва мулук ат-татар» говорится о том, что в названии «чуваш» имеется в виду не этническое, а конфессиональное обозначение

Из-за отсутствия общепринятого мнения об этнониме чувашей, в ход идут также версии происхождения самоназвания чувашей от созвучных слов. Например, по гипотезе языковеда Ю. Немета: «…тюркский этноним чăваш (чуваш) идентичен с волжско-тюркским словом živaš (спокойный, скромный, мирный). То же следует сказать и о киргизском родовом названии živaš = чăваш. У нижних кумадинцев есть род чабаш (мирный, миролюбивый, медленный). Все три последних имени принадлежат к одной семантической группе, представляя собой своеобразные прозвища» . «Всю совокупность этого подвластного и платившего подати… Золотой Орде и Казанскому ханству мирного земледельческого населения булгары и кипчаки именовали „чувашами“».

История

В научном сообществе чувашей считают потомками волжских булгар . Сами себя исторические предания отождествляют с народом сувар разгромленного монголами: «город Сувар (Сăвар) враги полностью ограбили и сожгли. Поднявших городское население на войну с врагом храброго Пилтепера и его воинов, крепко связав, для четвертования отправили к Патту-хану. На месте прекраснейшего древнего города остались лишь груды камней и золы. Татаро-монголы сопротивлявшихся горожан, каждого девятого из десяти, сожгли на костре, а живых угнали в рабство. Кто не попал в руки врага, перешли через Атǎл (Волга) и Сǎр (Сура) и спрятались в сурских лесах».

Что же касается проблемы булгаро-чувашской этноязыковой преемственности, то в настоящее время её можно считать решённой однозначно и положительно. По крайней мере, все тюркологи-компаративисты, вплотную занимавшиеся этой проблемой, в настоящее время признают чувашский язык единственным живым языком булгарской (или огурской) группы тюркских языков [Pritsak, 1955 Вenzing, 1959, I, 685—694; 695—751; Róna-Таs, Fodor, 1973; Ligeti, 1986; Тekin, 1988; Ceylan, 1997; Róna-Таs, 1999; 2011 и др.] C этим положением вынуждены считаться и казанские коллеги [Хакимзянов, 1978; 1987; 1987, 32—48 и др.], но всегда с различными оговорками.

Главный научный сотрудник Института языкознания РАН

Лингвисты признают булгаро-чувашскую этноязыковую общность . В то же время, по результатам историко-культурологических исследований В. В. Николаева , Д. Ф. Мадурова , Ю. Ю. Ювенальева , , в культуре чувашей, в отличие от соседних народов, присутствует мощный пласт элементов культуры, связанный с культурой древних земледельцев Средней Азии .

Происхождением чувашского народа профессионально занимались исследователь В. Ф. Каховский. Освещали отдельные исторические аспекты этногенеза Н. А. Ашмарин , А. П. Салмин. Выдвигали свои гипотезы Ю. Ю. Ювенальев , В. В. Николаев и . В работе Д. Ф. Мадурова выявлялись Переднеазиатские черты в традиционной культуре чувашей. А в монографии подробно наиболее полно рассматривался вопрос этногенеза чувашей и его исторический пласт IX—XIII вв.

Исторические источники указывают на историческую преемственность чувашей с народом савиры (сабиры), ушедших по Волге на север, вслед за смещением зоны активного земледелия.

Чуваши входили в Казанское ханство . На чувашской киремети — острове Свияжском, чувашские казаки и мурзы присягнули Ивану IV и помогли отстроить крепость Свияжск, обозначенную на карте 1704 г. Николааса Витсена, город Свияжск обозначен как «Swárski». Здесь, согласно чувашским преданиям, в знак союза с чувашским народом князь Московский Иван IV принёс в жертву свою белую лошадь. За помощь во взятии Казани Иван IV сделал чувашей «государевыми людьми», а потому среди чувашей практически не было холопов. Во время колонизации края на территории современной Чувашии были построены города-крепости: Чебоксары, Алатырь , Цивильск , Ядрин . В то же время, за народные выступления, из опасения, правительство запретило чувашам и марийцам заниматься металлообработкой

В XVI—XVII веках произошел целый ряд крупнейших народно-освободительных восстаний с непосредственным участием чувашей: в 1571—1573 годах, 1609—1610 годах, 1634 году; бунтовали чуваши и в период крестьянских войн под предводительством С. Т. Разина в 1670—1671 годах и Е. И. Пугачёва в 1774 году. Последствия подавления восстания Екатериной II наиболее негативно отразились на численности и менталитете чувашского народа.

Причины и последствия политического влияния на процессы научных исследований в области истории и этнологии чувашей нашли отражение в работах В. А. Шнирельмана , , Андреаса Каппелера , .

Язык

Первая книга на чувашском языке

По своей фонетической структуре чувашский язык занимает особое место среди тюркских , являясь единственным живым языком булгарской группы .

Обследование двух наборов стословников и установление относительной хронологии генеалогических древ тюркских языков на основе лексико-статистических данных, проведённое А. В. Дыбо , показали, что начало распада пратюркского языка связано с отделением булгарского ( чувашского ) языка от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы . На обоих генеалогических древах соответствующий первый узел датируется около −30 — 0 гг. до н. э. А. В. Дыбо связывает эту дату с миграцией части хунну из Западной Монголии на запад, через северный Синьцзян в Южный Казахстан , на Сыр-Дарью в 56 г. до н. э.

Первый узел обоих наших генеалогических древ — это отделение чувашского от других языков, обычно определяемое как отделение булгарской группы.

Дыбо A. B. — М.: Академия, 2004. — С. 766.

Довольно сильное отличие чувашского языка (и в меньшей степени халаджского ) от других тюркских языков отмечает итальянский историк и филолог . По его словам, чувашский язык не разделяет некоторые из общих характеристик тюркских языков до такой степени, что некоторые учёные считают его независимым членом алтайской семьи , как тюркские или монгольские языки, а объединение чувашского с тюркскими языками было компромиссным решением в целях классификации.

Напротив, один из ведущих российских специалистов в области сравнительно-исторического языкознания народов Сибири, Центральной Азии, Дальнего Востока и Северной Америки, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Центра компаративистики Института восточных культур и античности РГГУ Олег Мудрак считает:

И есть чувашский или булгарский (язык). Это уникальная ветвь внутри тюркских языков . Это самый первый выброс тюркского элемента на запад. Отличается очень сильно лексически, грамматически и фонетически, но является несомненно тюркским языком . Сейчас носители этого языка живут на территории Чувашии. Раньше жили на территории современного Татарстана. Собственно Волжская Булгария и территории с фиксируемым этнонимом булгар и были территориями их пребывания.

Мудрак О. А. — Лекция, 16 апреля 2009 года, проект «Публичные лекции «Полит.ру»

Культура и обычаи

Духовная культура

Мифология

Согласно чувашской мифологии, мир состоит из трёх частей: верхний мир , средний мир (мир людей) и нижний мир . Каждая часть имела несколько слоёв: три слоя в верхнем, один в среднем мире, и ещё три в нижних мирах.

Земля, согласно мифам, квадратная, причём чуваши живут в её центре. Небосвод посередине поддерживает Мировое древо . С четырёх сторон, по краям земного квадрата, небосвод стоит на четырёх столбах: золотом, серебряном, медном и каменном. На верхушке столбов располагаются гнёзда, в них по три яйца, на яйцах — утки. В каждом углу Земли чуваши помещали богатырей-защитников.

Берега земли омывает океан, причём волны постоянно разрушают берега. Считалось, что конец света наступит, когда край земли дойдёт до чувашей, а также когда исчезнет сам чувашский народ.

Верховный бог Турă, по поверьям, находится в верхнем мире. Также в верхнем мире находятся души не родившихся детей — Пÿлех. После смерти душа праведного покойного переходит по узкому мосту на радугу, а затем и в верхний мир. Ада традиционная вера чувашей не знала, но под влиянием христианства оформились представления о том, что душа грешника падала с узкого моста в нижний мир, где в девяти котлах варились души грешных людей. Слуги шуйттана (персонаж взят из ислама) непрестанно поддерживали под котлами огонь. Герои попадали в нижний мир через щели (дыры), называемые «какӑр» .

Религии и традиционная вера

Основой чувашской культуры, его мировоззрения, является традиционная религия чувашей. Она от­ра­жа­ет связь с ин­до-иран­ским зо­роа­ст­рий­ским кру­гом, вклю­ча­ет ве­ру в до­б­рых и злых бо­жеств во гла­ве с вер­хов­ным бо­гом Турă и злым бо­же­ст­вом Шуйт­тан. .

Верховный бог — Тура (Турă), которого не позволялось изображать в антропоморфном виде. Мир населен духами. Религиозный культ чувашей был неразрывно связан с циклом аграрных праздников и земледельческих работ. Новогодний цикл начинался с «Манкун» (Мӑнкун) в конце апреля. Начало солярного года ознаменовывался праздник « Сурхури » (Сурхури). Потом за неделю до дня весеннего равноденствия наступал праздник начала летнего полугодия «Саварни» (Ҫăварни). Аграрный цикл начинает « Акатуй » ( низовые чуваши этот праздник также называют сапантуй , а верховые сухату ) — праздник первой борозды. Названный от христианского Семик (седьмая неделя от Пасхи), Симек ( Семик ) — праздник цветения природы, общественные поминки. После сева хлебов в июне наступал месяц праздников и свадеб. Праздник-освящение нового урожая — Чÿклеме проводился в день осеннего солнцестояния .

Ритуальным напитком чувашей считается с молитвами пиво сăра. Существуют разнообразные виды сăра курки — пивных ковшей, основным из которых считается ковш «козьмодемьянского типа» — курка. Хĕр сăри — девичник (букв. девичье пиво) — вечеринка, устраиваемая девушками в складчину по окончании сельскохозяйственных работ осенью. В ноябре—декабре месяц поминовения к которым готовится обрядовое автан сăри — пиво, сваренное к поминкам. Чуваши часто поминали умерших родственников, так как все неприятности и болезни они приписывали гневу духов умерших.

Ещё Д. Месарош отметил наличие единого бога у чувашей:

Южные чуваши Бога называют Турӑ, северные Торӑ. Относительно понятия Бога у чувашей русская специальная литература до сих пор была в заблуждении. Язычеству или «чёрной магии» она приписывала бесчисленных духов, несмотря на то, добрые они или злые, а также прочие плоды воображения. Со своим неполным знанием языка и предмета туманные названия некоторых болезней тоже воспринимали как названия духов. Различались у них главный Бог (Турӑ) и множество духов нижнего чина .

Под влиянием ислама в чувашских сказках и мифологии появляется шуйттан. Появление этого мусульманского персонажа дало повод говорить о дуализме в чувашской вере:

Однажды, когда разразилась гроза, крестьянин ходил с ружьём по берегу речки. На небе гром гремел, а шуйттан, издеваясь над Богом, бился задом вверх в сторону неба. Крестьянин, увидев это, взял ружьё и выстрелил в него. Шуйттан упал от выстрела. Греметь перестало, Бог спустился с неба перед крестьянином и заговорил:
— Ты оказался сильнее даже меня. Я уже семь лет, как преследую шуйттана, но до сих пор ни разу ещё не мог поймать его .

Также у чувашей были и другие верования, одним из самых значимых является поклонение деревенским святыням ырсамай ( киреметь) . Киреметь представлял собой святое место на возвышенности, рядом с чистым питьевым источником. Как символ жизни в таких местах использовали дуб, ясень или другое крепкое и высокое живое дерево. Вера чувашского народа своеобразна, но имеет много параллелей с традиционными верованиями народов Поволжья. В ней довольно заметно влияние ислама (например, Киреметь, Киямат), а сегодня многое подменяется христианством.

В XVIII веке чуваши, согласно указу о «Насильственном крещении народов Поволжья», подверглись массовой христианизации.

Традиционная культура

  1. В составе Волжской Булгарии .

Земледелие

Древние предки чувашей обладали экстраординарными навыками земледелия и садоводства. Они сеяли пшеницу , ячмень , просо , горох , полбу , чечевицу , коноплю , лён , рожь , бобы на своих землях, используя трёхпольную систему. Это значит, что одну часть поля засевали яровыми культурами, вторую часть засевали озимыми культурами, а третью часть просто вспахивали, не засеивая, — она отдыхала . На другой год (или через 2—3 года) поля меняли. Землю пахали тяжёлыми плугами , а для повторной обработки использовали более лёгкие орудия, а позднее — соху «русского типа» . Зерновые культуры шли людям в пищу в виде крупы , муки , солода . Солома использовалась при изготовлении крыш домов , глиняных кирпичей , для подстилки и кормов животным.

Животноводство

Животноводство остаётся ведущей отраслью сельского хозяйства республики. В хозяйствах Чувашии выращивают крупный рогатый скот , свиней , овец , птиц . В некоторых хозяйствах сохранилось коневодство. В структуре животноводства преобладает крупный рогатый скот, который имеет мясо-молочное направление. В сельскохозяйственных предприятиях республики на 2000 г. насчитывалось крупного рогатого скота около 212 тыс. голов, в том числе коров — более 70 тыс., свиней — около 199 тыс. и овец — 39 тыс. В производстве занято около 113 тыс. чувашей, что составляет около 20 % всех работающих в отраслях экономики Чувашии. Всего в республике насчитывается 466 сельскохозяйственных предприятий, которые представлены различными формами собственности (кооперативные хозяйства, ТОО, ЗАО, ОАО, муниципальные предприятия и др.), а также 1150 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Ремёсла

Издревле у чувашей было высоко развито ремесло . Оно выделилось в отдельные отрасли производства, то есть мастера могли зарабатывать себе на жизнь только своим делом и им не надо было выращивать хлеб и скот . Ремесленники выплавляли металл , в том числе сталь повышенного качества и изготавливали орудия труда, разнообразные части повозок и телег , замки, гвозди , посуду , украшения , вооружение и т. д. Чувашские мастера умели делать «самозатачивающиеся» долота и ножи — между двух полос мягкого железа помещали слой из закалённой, крепкой стали. Во время эксплуатации железные полосы изнашивались быстрее, чем стальной слой, поэтому он как бы всегда выступал над поверхностью и служил режущей кромкой .

Костюм замужней чувашки Анатри. Конец XIX века.

Материальная культура

Жильё

По­се­ле­ния (ял) име­ли ку­че­вую пла­ни­ров­ку, де­ли­лись на (ка­с), рас­по­ла­га­лись гнёз­да­ми, на юге — вдоль рек. У низовых чувашей — насчитывали до 1000 дво­ров, у верховых до 70. Усадь­ба име­ла пе­ред­ний (кар­ти́ш) и зад­ний (ан­кар­ти́) дворы, со­стоя­ла из жи­ло­го до­ма (пӳрт, ҫурт), ко­нюш­ни, хле­ва (ви­тé), лет­ней кух­ни (лаҫ). Характерной чертой чувашской избы (пӳрт) является наличие отделки луковицей вдоль конька крыши и больших въездных ворот (мӑн алӑк). Печь гли­но­бит­ная с кот­лом над от­кры­тым ше­ст­ком, ста­ви­лась у вхо­да усть­ем к пе­ред­ней сте­не. Срубное жилище с при­стро­ен­ны­ми се­ня­ми и кле­тью, появились с XIX века .

Костюм

Одежда традиционного типа имела разнообразные формы и варианты. Кроме утилитарного назначения — защиты тела от воздействий наружной среды — она обладала символическими и ритуальными функциями. Материалом для одежды чувашей служили холст , домотканое сукно , покупные ткани , войлок , кожа . Для обуви использовались также липовое лыко, луб , дерево . Материал для одежды изготовлялся в основном в домашнем хозяйстве. Из конопли и льна ткали холст . Праздничную одежду шили из тонкого холста (ҫинҫе пир), а из холста среднего качества (вӑтам пир) — рабочие рубахи, шаровары. Тонкое сукно из овечьей шерсти (тала) шло на праздничные и свадебные кафтаны (сӑхман), грубое — на обычные кафтаны и чапаны. В ансамбль женской одежды входит: кӗпе ( рубашка ) с нагруд. медальонами кӗскӗ, шупӑр ( вид халата ), чӗр ҫитти ( передник ), пиҫиххи ( пояс ), платки , атӑ ( сапоги ), тӑла (онучи, белые у низовых и средненизовых, чёрные у верховых), головной убор у девушек тухья с закрытым, конусообразным или хушпу с открытым верхом у замужних женщин, сурпан и сурпан тутри (женские полотенцеобразные повязки), чалма (повязка поверх сурпана), масмак (налобная повязка). К чувашским украшениям с монетами, бусами и бисерным шитьём относятся теветь (чересплечная перевязь), сӑрка (подвеска), алка ( серьги ), шӑрҫа ( бусы ), мӑя ( ожерелье ), ама, шӳлкеме, сурпан ҫакки (нагрудные украшения), ҫӗрӗ ( кольцо ), сулӑ ( браслет ), яркӑч (набедренники), сарӑ (поясной наряд замужних женщин), ҫӳҫ хӳри (нахвостник), ҫӳҫ туни тенки (накосник), енчӗк ( кошелёчек для зеркала и монет ), тӗкӗр ( поясное зеркальце ) и др. Мужчины носили кӗпе ( рубашка ), йӗм( штаны ), атӑ ( сапоги ), ҫӑматӑ ( валенки ), ҫӑпата ( лапти ), калпак ( шляпу ), а жених — ҫулӗк, кӗрӳ тутри (вышитый наспинный платок с бахромой), в руке держал саламат (нагайку). Мальчиков одевали идентично взрослым, но без принадлежностей ритуального характера.

Расселение чувашей в России

Доля чувашей по субъектам России (перепись населения 2010)
Ареал расселения чувашей в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года

По результатам переписи 2020 года в Российской Федерации насчитывалось 1 067 139 чувашей.

По результатам переписи 2002 года в Российской Федерации насчитывалось 1 637 200 чувашей; 889 268 из них жили в Чувашской Республике, составляя 67,69 % населения республики. Чуваши живут также в Татарстане , в Башкортостане , Самарской , Ульяновской областях, а также в Москве , Саратовской , Тюменской , Ростовской , Волгоградской , Кемеровской , Новосибирской , Иркутской , Читинской , Оренбургской , Московской , Ярославской , Пензенской , Ивановской областях России , Красноярском и Пермском краях и других регионах.

По результатам всероссийской переписи населения в 2010 году в период с 2002 по 2010 год в Российской Федерации численность чувашей уменьшилась до 1 435 872 человек — почти на 202 тысяч человек (на 14 %), в том числе в Чувашской Республики на 75 тысяч человек, то есть понизилась до уровня 1955 года.

Общественные организации

Серия «Народы СССР» (чуваши), почтовая марка СССР 1933 года

В 2005 году за пределами Чувашской Республики было зарегистрировано 67 чувашских национально-культурных автономий . По состоянию на 1 января 2009 года их количество увеличилось и достигло 79. Чувашские национально-культурные автономии образованы в 29 субъектах Российской Федерации (в том числе в 12 субъектах ПФО) и 6 зарубежных странах .

Национально-культурные общества, союзы, автономии и иные формы объединений, действующие на территории Чувашской Республики, Российской Федерации, стран СНГ и мира объединяет Чувашский национальный конгресс .

Чуваши в филателии

В 1933 году в СССР была выпущена этнографическая серия почтовых марок «Народы СССР». Среди них была марка, посвящённая чувашам.

Галерея фотографий

См. также

Примечания

  1. . Дата обращения: 4 февраля 2023. 30 декабря 2022 года.
  2. . Дата обращения: 1 января 2012. 5 июня 2016 года.
  3. . Дата обращения: 24 декабря 2009. 2 февраля 2008 года.
  4. . Дата обращения: 21 июля 2010. 10 апреля 2016 года.
  5. Дата обращения: 6 сентября 2011. 30 ноября 2015 года.
  6. 10 августа 2013 года. ( (недоступная ссылка) .rar)
  7. В 1989 году — 22 305 чувашей в Казахской ССР: от 4 июня 2011 на Wayback Machine
  8. 17 января 2013 года.
  9. . Дата обращения: 21 июля 2010. 1 февраля 2014 года.
  10. Дата обращения: 20 декабря 2022. 20 апреля 2021 года.
  11. . Дата обращения: 6 сентября 2011. 30 сентября 2012 года.
  12. . Дата обращения: 6 сентября 2011. 4 июня 2011 года.
  13. . Дата обращения: 18 ноября 2009. 19 ноября 2019 года.
  14. . Дата обращения: 16 июня 2023. 6 апреля 2023 года.
  15. . Дата обращения: 18 ноября 2009. 28 июля 2011 года.
  16. . Дата обращения: 18 июня 2022. 19 июня 2022 года.
  17. . Дата обращения: 6 сентября 2011. 7 августа 2011 года.
  18. . Дата обращения: 1 февраля 2010. Архивировано из 16 февраля 2010 года.
  19. Ягафова Е. А. : Монография. — Самара: ПГСГА , 2009. — 128 с.; цв. илл.
  20. Салмин А. К. Система религии чувашей / Отв. ред. А. И. Терюков. — СПб.: Наука, 2007. — 653 с.
  21. Ашмарин Н. И. Словарь чувашского языка. — Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1912. — Т. II. — С. 248. — 320 с.
  22. И. Н. Смирнов. гл. Чуваши, Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона . — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  23. Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902.
  24. Дыбо A. B. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков. — М.: Академия, 2004.
  25. Мудрак О. А. Классификация тюркских языков и диалектов с помощью методов глоттохронологии на основе вопросов по морфологии и исторической фонетике. — М.: РГГУ , 2009. 186 стр.
  26. от 22 июня 2020 на Wayback Machine // Чувашская энциклопедия
  27. . Дата обращения: 12 июня 2014. 22 июня 2020 года.
  28. Исследованиями установлено, что основу чувашского этноса составляли тюркоязычные болгарские племена при участии финноязычного, главным образом марийского, населения Среднего Поволжья, второстепенную роль сыграли сармато-аланы, угры и восточные славяне. Этнический облик чувашей определили болгары.

    Димитриев В. Д. Об основной аргументации теории чувашского этногенеза // Проблемы средневековой археологии Урала и Поволжья. — Уфа, 1987. — С. 26—35
  29. Сложились на основе тюркского и финно-угорского населения Среднего Поволжья.

  30. ( )
  31. . Дата обращения: 31 декабря 2018. 31 декабря 2018 года.
  32. . bigenc.ru . Дата обращения: 15 мая 2023. 23 января 2023 года.
  33. . Дата обращения: 14 июля 2020. 9 марта 2016 года.
  34. (недоступная ссылка)
  35. Салмин А. К. — СПб.: Наука , 2010. — 240 с. — ISBN 978-5-02-025605-7
  36. Браславский Л. Ю. Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы). — Чебоксары: Издательство «Чувашия», 2000. — 374 с. — ISBN 5-86765-170-3
  37. // Документальный фильм о традиционной этнорелигии чувашей, снятый ВГТРК «Татарстан» в чувашских сёлах Аксубаевского района Республики Татарстан
  38. Ягафова Е. А. : Монография. — Самара: ПГСГА , 2009. — 128 с.
  39. // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — С. 67. — 224 с. — 2500 экз. ISBN 978-5-98624-092-3 . 29 ноября 2014 года. . Дата обращения: 22 ноября 2014. Архивировано 29 ноября 2014 года.
  40. Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания. — Чебоксары: Чувашск. кн. изд-во, 1993. — 446 с.
  41. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках. — М.: «Менеджер», 2003. — 614 с.
  42. …Мадуров Д. Ф. Выверка уклада чувашей на примере артефактов культуры. с. 70-72 // От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем: Приложение к вестнику Российского философского общества. Материалы научной конференции. ч. 1. — М.: Российское философское общество, 2000.
  43. Латышев В. В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. Т. I, вып. 1. — СПб.: тип. ИАН, 1890. — 296 с.
  44. Артамонов М. И. История хазар. — Л.: Издательство Государственного Эрмитажа, 1962. — 523 с.
  45. Фасмер Макс. Этимологический словарь русского языка в 4 томах. Изд. 2-е. T. III. — М.: «Прогресс», 1987. — 576 с.
  46. Прицак О. Хазарские личные имена в Киевском письме // Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X века. М.-Иерусалим: «Мосты культуры» / «Гешарим», 2
  47. Закиев М. З., Кузьмин-Юманади Я. Ф. Волжские булгары и их потомки. — Казань: «Инсан», 1993. — 160 с.
  48. от 30 сентября 2020 на Wayback Machine // sovch.chuvashia.com
  49. Месарош Дьюла. Глава 3. О старой вере чувашского народа // Памятники старой чувашской веры = Meszaros Gyula. Csuvas népköltési gyűjtemény. I: A csuvas ősvallás emlékei. Bdpst, 1909. (неопр.) / Перевод с венгерского: Дмитриева Ю.. — Чебоксары: ЧГИГН, 1909. — Т. Том 1. — ISBN 5-87677-017-5 .
  50. Трофимова Т. А. // Советская этнография. — 1950. — № Советская этнография . — С. 54—65 . 18 сентября 2020 года.
  51. Алексеев В. П. ОЧЕРК ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТЮРКСКИХ НАРОДОВ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В СВЕТЕ ДАННЫХ КРАНИОЛОГИИ. / Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Вып. 1. Отв. ред. Халиков А.Х.. — Казань, 1971. — С. 247. — 300 с.
  52. Моисеев В. Г.,. Происхождение уралоязычных народов по данным краниологии. — Наука. — СПб. , 1999. — С. 69. — 128 с.
  53. Салмин А. К. Савиры, булгары и тюрко-монголы в истории чувашей. — Нестор-История. — СПб. , 2019. — С. 69, 71. — 296 с.
  54. Салмин А. К. История чувашского народа: анализ основных версий. — СПб. : Нестор-История, 2017. — С. 72. — 464 с.
  55. Алексеева Т. И. Антропологический тип населения Чувашии // Краткие сообщения / Институт этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР.. — 1955. — № XXIII . — С. 93–100. .
  56. Мадуров Д. Ф. Серебряная Булгария: основные вехи истории. СПб.: Алетейя, 2018. 260 с.: ил.
  57. — Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1954. — 64 с.
  58. / Второе, дополненное издание. — Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1993. — С. 22.
  59. Фахрутдинов Р. Г. Мелодия камней. — Казань: Татарское кн. изд-во, 1986. — 224 с. — от 21 марта 2018 на Wayback Machine
  60. Фахрутдинов Р. Г. О степени заселенности булгарами территории современной Чувашской АССР. — Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья. Казань 1971, стр. 197—198.
  61. Золотницкий Н. И. Корневой чувашско-русский словарь, сравнений с языками и наречиями разных народов тюркского, финского и других племен. — Казань: тип. Имп ун-та, 1875. — 297 с.
  62. Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902. — С. 45.
  63. Миллер Г. Ф. Описание живущих в Казанской губернии языческих народов яко то черемис, чуваш и вотяков. — СПб.: ИАН, 1791. 101 с. + 8 илл. 49.
  64. Худяков М. Г. Вотские родовые деления // ИО АИЭ при Казанском университете. Т. XXXI, вып. 1. — Казань: тип. Казанск. ун-та, 1920. С. 1-16.
  65. Ковалевский А. П. Книга Ахмеда Ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921—922 гг. Статьи, пер., комм.— Харьков: Изд. Харьк. ГУ им. А. М. Горького, 1956. с. 35. — 345 с.
  66. . milliard.tatar . Дата обращения: 9 февраля 2023. 9 февраля 2023 года.
  67. Немет Ю. К вопросу об аварах // отв. ред. Кляшторный С. Г., Петросян Ю. А., Тенишев Э. Р. Turcologica. — Л.: «Наука», 1976. С. 298—304.
  68. Белых С. К. К вопросу о происхождении самоназвания бесермян // VIII Петряевские чтения. Материалы научной конференции. — Киров, 24-25 февраля 2005 г. С. 130—135
  69. И. Н. Смирнов. гл. Чуваши, Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона . — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
  70. Ашмарин Н. И. Болгары и чуваши. — Казань, 1902.
  71. Дыбо A. B. Хронология тюркских языков и лингвистические контакты ранних тюрков. — М.: Академия, 2004.
  72. Мудрак О. А. Классификация тюркских языков и диалектов с помощью методов глоттохронологии на основе вопросов по морфологии и исторической фонетике. (Серия «Orientalia и Classica». Вып.23) М., РГГУ . 2009. 186 стр.
  73. Мудрак О. А. Заметки о языке и культуре дунайских булгар. // Аспекты компаративистики. Вып.1. М., РГГУ . 2005. С.83-106.
  74. Мудрак О. А. Аварская надпись на сосуде клада Надь-Сент-Миклош // Orientalia et Classica, Аспекты компаративистики — М.: Изд. РГГУ , 2005. Вып. VI. — С.81—103.
  75. Халăх сăмахлăхĕ: хрестомати / Г. Ф. Юмарт пухса хатĕрленĕ. Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 2003. с. 287. — 415 с.
  76. Мифсемпе халапсем / пухса хатĕрлекенĕсемпе ăнлантарусене çыраканĕсем И. И. Одюков, Е. С. Сидорова, Г. Ф. Юмарт // Чăваш халăх сăмахлăхĕ. IV т., 2-мĕш пайĕ. Шупашкар: Чăваш кĕнеке изд-ви, 1987. с. 287—288. — 448 с.
  77. Чеченов А. А. от 15 ноября 2017 на Wayback Machine // Чувашская письменность: история и современность: Материалы международной научно-практической конференции, 17 июня 2011 г., Чебоксары / Отв. ред. Э. Е. Лебедев. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2012. С. 13-14.
  78. от 30 сентября 2017 на Wayback Machine // Чувашская энциклопедия
  79. Николаев В. В. — Чебоксары: Фонд историко-культурологических исследований им. К. В. Иванова, 2005. — 408 с., иллюстрации — 64 с.
  80. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство , 2004. — С. 5.
  81. Ювенальев Ю. Ю., Ювенальев С. Ю. . — Чебоксары, 2013. — 128 с. — ISBN 978-5-7361-0154-2 .
  82. Трофимов А. А. — Чебоксары: ЧГИГН , 2009. — 256 с., илл.
  83. Ювенальев Ю. Ю., Ювенальев С. Ю. . — Чебоксары, 2013. — 128 с. — ISBN 978-5-7361-0154-2 .
  84. Трофимов А. А. — Чебоксары: ЧГИГН , 2009. — 256 с., илл.
  85. Мадуров Д. Ф. Переднеазиатско-чувашские культурные параллели // Научно-педагогическое наследство В. Ф. Каховского и проблемы истории и археологии. Материалы научно-практической конференции. 19-20 декабря 2006 г. Книга 2. — Чебоксары, ЧГИГН, 2009. С. 360—382.
  86. Мадуров Д. Ф. Серебряная Булгария: основные вехи истории. СПб.: Алетейя, 2018. 260 с.: ил. ISBN 978-5-906980 -03-08
  87. Димитриев В. Д. Чувашские исторические предания. Ч. 1. — Чебоксары: Чувашск. кн. изд-во, 1983. С. 69. — 109 с.
  88. от 5 марта 2016 на Wayback Machine — Энциклопедия «Вокруг света»
  89. Шнирельман В. А. // Неприкосновенный запас . — 2004. — Вып. 5 (37).
  90. Shnirelman V. A. от 29 сентября 2013 на Wayback Machine Baltimore: (англ.) , 1996. 112 pp.
  91. / Под ред. К. Мацузато. — Саппоро: Центр славянских исследований, 2003. — С. 16—51.
  92. Année. 1976. Volume 17. Numéro 17-2-3, pp. 311—334.
  93. Frank A. J. от 29 сентября 2013 на Wayback Machine Leiden: Brill, 1998. ix + 232 pp.
  94. Rachewiltz, Igor de. / by Igor de Rachewiltz and Volker Rybatzki; with the collaboration of Hung Chin-fu. p. cm. — (Handbook of Oriental Studies = Handbuch der Orientalistik. Section 8, Central Asia; 20). — Leiden; Boston, 2010. — P. 7.
  95. Мудрак О. А. Классификация тюркских языков и диалектов : (с помощью методов глоттохронологии на основе вопросов по морфологии и исторической фонетике). М.: РГГУ , 2009. 191 с. (Orientalia et Classica. Труды Института восточных культур и античности. Вып. XXIII).
  96. . Дата обращения: 16 ноября 2009. 6 августа 2011 года.
  97. . bigenc.ru . Дата обращения: 15 мая 2023. 23 января 2023 года.
  98. Мадуров Д. Ф. Предметы Василицкого клада. Интерпретация. с. 183—193 / Музейнi читания / Матеріали науковой конференцii «Ювелірное мистецтво — погляд крёзь віки». 12-14 ноября 2012 г. — Киев: Музей исторических драгоценностей Украины, филиал Национального музея истории Украины, 2013.
  99. Фокин П. П. // Электронная Чувашская энциклопедия. — Дата обращения: 11.01.2020.
  100. Егоров Н. И. Праздники и календарные обряды // Скворцов М. И. Культура чувашского края, Чебоксары, ЧКИ, 1994, Ч. 1. с. 176.
  101. Мессарош Д. Памятники старой чувашской веры. / Пер. с венг. — Чебоксары, 2000.
  102. . Дата обращения: 16 ноября 2009. 17 мая 2011 года.
  103. Арчиков Е. И. от 6 августа 2011 на Wayback Machine
  104. . Дата обращения: 16 ноября 2009. 6 августа 2011 года.
  105. . Дата обращения: 16 ноября 2009. 20 декабря 2008 года.
  106. . Дата обращения: 16 ноября 2009. Архивировано из 14 июля 2010 года.
  107. от 2 января 2015 на Wayback Machine // Официальный сайт Минкультуры Чувашии

Библиография

  • Ашмарин Н. И. . — Казань, 1902 .
  • Никольский Н. В. — Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1928. — 223 с.
  • Никольский Н. В. Собрание сочинений. — В 4 т. — Чебоксары: Чув. книжное издательство, 2007—2010.
  • Никольский Н. В. — Чебоксары: Чуваш. книжное издательство, 2007. — 447 с.
  • Петров М. П. — Чебоксары: Чуваш. гос. издательство, 1925. — 62 с.
  • / Сборник статей. — Чебоксары: Чуваш. гос. издательство, 1957. — 132 с.
  • Каховский В. Ф. Происхождение чувашского народа. — Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2003. — 463 с.
  • Димитриев В. Д. . — Чебоксары: Национальная академия наук и искусств Чувашской Республики, 2001 г. — 120 с., с ил. + вкл. — ISBN 5-7677-0501-1
  • Иванов В. П. , Николаев В. В. , Димитриев В. Д. . — М.: ДИК, 2000. — 100 с., ил.
  • Николаев В. В., , Иванов В. П. Чувашский костюм: от древности до современности / Научно-художественное издание. — Москва — Чебоксары — Оренбург, 2002. 400 с. илл.
  • Чуваши: история и культура: историко-этнографическое исследование: в 2 т. / Чуваш. гос. институт гуманит. наук; под ред. В. П. Иванова. — Чебоксары: Чуваш. книжное издательство, 2009.
  • Ювенальев Ю. Ю., Ювенальев С. Ю. . — Чебоксары, 2013. — 128 с. — ISBN 978-5-7361-0154-2 .
  • (Чебоксары, 13 апреля 2011 г.) / сост. и науч. ред. Г. А. Николаев. — Чебоксары: ЧГИГН, 2012. — 132 с., ил. — (Тюркские племена и государства Евразии в древности и в Средние века; вып. 1). — ISBN 978-5-87677-174-2
  • . — Чебоксары, 2012. — 96 с. — ISBN 978-5-7361-0147-4 .
  • / Сост. и научн. ред. Д. Ф. Мадуров. — Чебоксары: Таус, 2012. — 312 с.
  • Алмантай В. Н. — Чебоксары, 2011. — 78 с.
  • / Отв. ред. В. П. Иванов. — Чебоксары: Чуваш. книжное издательство, 2009. — 415 с., ил. — ISBN 978-5-7670-1699-0
  • Мадуров Д. Ф. — Чебоксары: Чуваш. книжное издательство, 2004. — 287 с., ил.
  • Иванов В. П. / В. П. Иванов, П. П. Фокин, А. А. Трофимов, Г. Б. Матвеев, М. Г. Кондратьев. — Чебоксары, 1993. — 269 с.
  • — Чебоксары, 1984.
  • — Чебоксары: Чуваш. книжное издательство, 2001. — 255 с.
  • Чуваши // Башкортостан (Атлас). — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 5-287-00450-8 .
  • Чуваши // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : , 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • // / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей ; гл. ред. ; редкол.: В. П. Кривоногов , Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. — 224 с. — ISBN 978-5-98624-092-3 . от 29 ноября 2014 на Wayback Machine
  • , Ответственный редактор А. И. Терюков, Рецензенты М. Ф. Альбедиль, А. Б. Островский — СПб.: Наука, 2007. — 605 с. — ISBN 978-5-02-025320-1

Ссылки

  • — на сайте «Сувары.рф»
  • — раздел на Официальном портале Чувашской Республики
  • (недоступная ссылка) — раздел Электронной библиотеки Национальной библиотеки Чувашской Республики (недоступная ссылка с 06-03-2018 [2177 дней])
  • — сборник цитат по этимологии этнонима «чуваши»
  • — статья на сайте «Хронос»
  • Петров И. Г. . // Башкортостан. Краткая энциклопедия. — Уфа: Башкирская энциклопедия, 1996. (недоступная ссылка с 06-03-2018 [2177 дней])
Источник —

Same as Чуваши