Собор Парижской Богоматери
- 1 year ago
- 0
- 0
Кибе́ла ( др.-греч. Κυβέλη , лат. Cybele ), в древнегреческой мифологии — богиня , имеющая фригийские корни .
Согласно Страбону , получила своё имя от Кибел [ прояснить ] .
По функциям близка к богине Рее , иногда вплоть до отождествления .
Цибела, иногда Кибеба ( греч. Κυβήβη ) [ источник не указан 1672 дня ] .
Известна также под именами: Кивела , Диндимена , Идейская мать , Великая мать богов .
Важную роль [ источник не указан 1672 дня ] в мифах о Кибеле играет история Аттиса .
Кибела родила от Иасиона Корибанта . После смерти Иасиона Дардан , Кибела и Корибант перенесли в Азию священные обряды Матери богов и отправились во Фригию. . Кибела от Олимпа родила Алку, которую назвала богиней Кибелой . Либо это девочка, дочь царя Фригии и Лидии Мейона, брошенная отцом в младенчестве на горе Кибелий, вскормленная леопардами и другими зверями, найденная пасту́шками и получившая имя от горы, подруга Марсия , возлюбленная Аттиса , изобретательница тростниковых свирелей, кимвалов и литавр . Когда её отец убил Аттиса, она побежала по стране с тимпанами, дошла до Нисы, там её полюбил Аполлон и преследовал до гипербореев .
Пиндар написал ей дифирамб . Среди авторов элегий был крайне популярен рассказ о жреце Кибелы и льве .
Кибеба — древнее имя Кибелы . Возможно, восходит к месопотамской Кубабе . В лувийских надписях IX в. до н. э. божество Ати Купапа упомянута на рельефе с изображением Тархунта .
Также известна под эпитетом Антея .
В микенских текстах встречается te-i-ja ma-te-re (? Theiai matrei , Матерь богов) .
Её упоминает Пиндар . Её статую создал Фидий .
Диндимена (Диндимида) — распространённый эпитет Матери богов , по названию горы Диндим над городом Пессинунт . Святилище Диндимены на горе над Кизиком основали аргонавты . Храм богини-матери Диндимены в Фивах был воздвигнут Пиндаром .
Ей был посвящён храм в Пессинунте, называвшийся Агдистис, где был похоронен Аттис , а также храм в Анагирунте ( Аттика ) .
Ещё один храм Кибелы был обнаружен в 2007 году в городе Балчик , Болгария.
Её храм в Сардах упоминает Геродот .
В Афинах ей был посвящён храм, с её названием, работы Фидия или Агоракрита .
Ей посвящены XIV гомеровский гимн и XXVII орфический гимн гимн .
Первоначально это была фригийская богиня, олицетворение матери-природы, почитавшаяся и в большей части областей Малой Азии (особенно у горы Иды , в Лидии, Вифинии и Галатии). Спутниками богини, фригийское название которой было , считались корибанты , куреты и идейские дактили ; её любимцем являлся прекрасный юноша Аттис; также с её культом были как-то связаны кабиры . Через посредство греческих колоний в Малой Азии культ Кибелы рано проник и в Грецию, где она была отождествлена с критской матерью Зевса, Реей , и обыкновенно называлась «великой матерью богов».
От служителей Кибелы, исполнявших культ ( галлов ), требовалось полное подчинение своему божеству, доведение себя до экстатического состояния, вплоть до нанесения друг другу кровавых ран и оскопления во имя Кибелы неофитов , предававших себя в руки этой богини.
Главные атрибуты Кибелы — золотая колесница, запряжённая львами , и корона в виде зубчатой башни. Согласно древнегреческому мифу , Кибела превратила во львов разгневавших её любовников Аталанту и Гиппомена . Окружение Кибелы составляли безумствующие корибанты и куреты , дикие пантеры и львы. Кибела выступала как дарительница плодородия, владычествующая над горами, лесами и зверями.
Введение культа Кибелы в Риме (204 год до н. э.) совпало с концом Второй Пунической войны , когда Рим активно продвигался на восток . Согласно изречению « Сивиллиных книг », торжественно был перевезен особым посольством древний символ культа богини, темноцветный камень (вероятно, метеорит), из её храма в Пессинунте. В порту Остия Богиню встречали все женщины, и когда статуя Богини «нисходила» на берег, её должны были нести девы к храму Победы на Дворцовом Холме. День, когда это произошло — 12 апреля, соблюдался впоследствии как фестиваль Мегалесия . С тех пор культ богини, под именем «великой матери» (Mater magna), сделался государственным; им заведовала особая коллегия жрецов. Самим римлянам сначала было запрещено принимать участие в обрядах культа Кибелы; распространяться между ними он начал лишь во времена Империи. Особенно много народу привлекали искупительные жертвы Кибеле: тавроболии и криоболии (посвящение в культ путём орошения бычьей или бараньей кровью). Для этого периода характерно слияние Кибелы и Опс , римской богини посевов и жатвы. Наибольшую пышность празднества в честь богини обрели в эпоху империи . Именно тогда в эпоху особого развития религиозного синкретизма Кибела становится покровительницей благосостояния городов и вообще всего государства.
Античное искусство представляло Кибелу в виде богато одетой матроны, с башенной короной на голове; в одной руке у неё тимпан , в другой иногда колосья или скипетр ; она сидит на троне, окружённом львами, или в колеснице, запряженной львами; иногда представлена и верхом на льве.
В честь Кибелы назван астероид (65) Кибела , открытый в 1861 году.