Interested Article - Нью-эйдж

Группа медитации Нью-эйдж на фестивале Snoqualmie Moondance , 1992

Нью-эйдж ( англ. New Age , буквально «новая эра»), религии «нового века» — общее название совокупности различных мистических течений и движений, в основном оккультного , эзотерического и синкретического характера . В более узком смысле этот термин используется для описания идеологически и иногда организационно связанных религиозных движений, идеологи которых оперируют понятиями «Новая эра», « Эра Водолея » и «Новый век», а также иногда именуют себя таким образом. Эти движения зародились и сформировались в своих основных чертах в XX веке, но продолжают активно действовать и по сей день. В основании учения некоторых из движений в духе «Новой эры» — теософские взгляды , однако к ним близки и объединения на другой идеологической основе, например, последователи Бруно Грёнинга . При этом члены одной организации могут одновременно сочувствовать идеологам родственных движений и участвовать в их работе, переходить из одной группы в другую. Именно из-за того, что речь часто идёт об одних и тех же людях, некоторые исследователи предлагают использовать обобщающее название New Age для всех групп с близкой идеологией . Достигло наибольшего расцвета на Западе в 1970-х годах.

Всех сторонников движения объединяет ожидание «великого преобразования», наступления новой эпохи ( New Age ), которая должна прийти на смену современной культуре. Утверждается, что эта грядущая культура New Age гораздо более совершенна и должна ознаменоваться грандиозным скачком в духовном, мыслительном и технологическом развитии человечества. Отдельные группы, увлекающиеся астрологией , называют эту эпоху « Эрой Водолея ». Её начало относят к современности или ближайшему будущему (XX—XXII столетиям).

Нью-эйдж отличается от традиционных религиозных движений тем, что он не представлен каким-то одним определённым духовным учением или религиозным воззрением ( сектой , общиной , традицией , школой ), а включает в себя множество (иногда на практике очень мало совместимых) различных духовно настроенных оккультных , эзотерических и метафизических учений, практик и концепций.

Движение Нью-эйдж получило развитие и в России , где появились как западные, так и специфически российские организации и объединения. Такого рода группы нередко позиционируют свои учения не как религиозные, а как культурологические, оздоровительные, просвещенческие, образовательные или спортивные .

Некоторые российские исследователи рассматривают группы движения Нью-эйдж как разновидность деструктивных культов .

История

Понятие «Нью-эйдж» широко распространилось в западных средствах массовой информации и литературе в начале 1980-х годов, однако зародилось оно гораздо раньше . В XX веке Нью-эйдж уже существовал как развитая субкультура, отдельные элементы которой сложились ещё в предыдущем столетии. Предшественниками Нью-эйдж были оккультные течения конца XIX — начала XX века , такие как спиритизм , теософия и антропософия , месмеризм , « новое мышление », астрология , магия , каббала , герметизм , сакральная геометрия и т. п.

Предпосылки возникновения

Нью-эйдж обрёл популярность в результате культурного и духовного кризиса, который назрел в западной культуре , а также проникновения в общественное сознание идей и концепций из других религиозных культур ( индуизм , буддизм , шаманизм и т. д.), распространения неоязычества на почве неформальных общественных объединений и маргинальных социальных групп. Многие люди утратили доверие к институту церкви. Школьное образование деградирует [ источник не указан 1375 дней ] , утрачивают влияние традиционные социальные институты. Пустующую нишу заняли религиозные движения, которые часто объединяют под названием Нью-эйдж, ставшие заменой традиционным западным культурным и религиозным традициям .

После Второй мировой войны

После Второй мировой войны в западных странах возникло большое количество групп и течений оккультного , эзотерического и синкретического характера , совокупность которых впоследствии получила название «Нью-эйдж» ( англ. New Age ). Движение зародилось и сформировалось на основе приобретших популярность уфологических религий 1950-х годов и духовного утопизма 1960—1970-х годов . К концу 1970-х движение достигло наибольшего расцвета на Западе в процессе развития независимых теософских групп Великобритании и других стран . Термин «Нью-эйдж» был популяризован в сочинениях Алисы Бейли , позиционировавшей себя в качестве духовной наследницы Теософского общества , и в широком смысле означает ориентацию на ожидаемый эпохальный скачок в социальном, духовном и ментальном развитии человечества, который приведёт к возникновению новой и намного более совершенной культуры — к «Эпохе Водолея». Сфокусированное в 1970-х на общественных ценностях и традиционной морали, подчёркнутой альтруистической любви и служению человечеству, в 1980-х на Западе движение стало частью ещё более широкого явления, также называемого «Нью-эйдж», — большое количество людей, мыслящих альтернативно по отношению к окружающей культуре, стало искать возможности личностного духовного роста, образовав своего рода «духовный рынок», постепенно всё более и более коммерциализирующийся , где каждый мог найти и выбрать те идеи и ценности, которые ему по душе. Таким образом в Нью-эйдж был осуществлён постепенный переход от общественно-ориентированных к личностно-ориентированным ценностям . Испытав влияние идей традиционных восточных религий и философий, ставших общедоступными, а также под воздействием западного секуляризма и научного материализма , современный Нью-эйдж стал представлять собой вид секуляризованного эзотеризма , во многих своих проявлениях — гибрид традиционного для эзотеризма холистического взгляда на мир, управляемый невидимыми силами, и популярных научных представлений о природе, подчиняющейся естественным законам . Для современного Нью-эйдж характерно отрицание своей религиозности и «социальная мимикрия» под общественно-гуманитарные учения и практики — культурологические, просвещенческие, оздоровительные, спортивные, образовательные и другие .

Нью-эйдж в 1960—1970

После первых переводов упанишад и открытия Японии для Запада интерес к восточной культуре резко повысился. Важную роль в росте этого интереса сыграло широкое распространение молодёжных субкультур , таких как битники и хиппи , которые ставили под сомнение западные ценности и считали экзистенциальный и духовный поиск одним из важнейших аспектов жизни. Хотя информация оставалась ещё ограниченной, необычность новых знаний заставляла пытаться их осмыслять и применять. На волне интереса к восточным традициям возник ряд серьёзных исследований, кроме того в западных странах развернули активную деятельность миссионеры и проповедники восточных конфессий.

Крупное международное сообщество Нью-эйдж образовалось в Шотландии в 1962 году под названием «Фонд Финдгорна» (Findhorn Foundation) .

Массовое развитие в 1980-е годы

Манифестом движения Нью-эйдж стала вышедшая в 1980 году книга американской журналистки и писательницы Мэрилин Фергюсон «Заговор Водолея» (The Aquarian Conspiracy).

Идеи и мировоззрения Нью-эйдж нашли широкое распространение во многих западных странах, возникло много разнородных течений и групп, от религиозных и сектантских до спортивных и оздоровительных. Обычно такие группы привязываются к одной или нескольким традициям, которые трактуются по-новому и превращаются в широкодоступную технологию.

Положения мировоззрения Нью-эйдж

К центральным мировоззренческим положениям Нью-эйдж относят идею «трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального „Я“ со всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом» .

Выделяют следующие положения мировоззрения Нью-эйдж :

  1. Безличный бог (сила, энергия)
  2. Вечная вселенная
  3. Иллюзорная природа материи
  4. Цикличная природа жизни
  5. Необходимость реинкарнации
  6. Эволюция человека в божество
  7. Продолжающиеся откровения от неземных существ
  8. Тождество человека с богом
  9. Необходимость медитации (или других способов изменения сознания)
  10. Оккультные практики ( астрология , медиумизм и т. д.)
  11. Вегетарианство и холистические взгляды на здоровье
  12. Пацифизм (антивоенная деятельность)
  13. Всемирный (глобальный) порядок
  14. Синкретизм (соединение различных религий).

Французский антрополог Паскаль Буайе указывает на следующие особенности мировоззрения New Age, называя их тешащими самолюбие и «льющими бальзам на душу» (см. также ниже ):

Оно утверждает, что люди — все до единого — обладают огромной «силой» и нет такого интеллектуального или физического подвига, который был бы им не по плечу. Согласно этому учению, все мы связаны с таинственными, но по сути своей благосклонными силами Вселенной. Здоровье можно укрепить за счет внутренней духовной стойкости. Человек по природе своей добр. Большинство людей до нынешней жизни прожили другую, весьма интересную.

Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения Нью-эйдж:

Восприятие времени в Нью-эйдж

В отличие от преобладающего линейного восприятия времени, характерного для западного мира, в Нью-эйдж, как в буддизме и индуизме, распространено восприятие времени как относительного и циклического процесса . В частности, цикличность (замкнутый круг) времени выражена в календаре майя , используемом в Нью-эйдж .

Ряд течений и авторов ( Экхарт Толле , Ли Кэрролл , современные интерпретации буддизма, особенно на базе дзэн , течения, основанные на различных направлениях йоги, и другие) предлагают воспринимать время единым и цельным. Концепция, подразумевающая целостность прошлого, настоящего и вариантов будущего, обсуждается в New Age .

По мнению авторов Нью-эйдж, с точки зрения потустороннего мира время является значимой иллюзией . Авторы New Age подчёркивают трансцендентный характер времени, высказывают мнения, выходящие за рамки линейной концепции понимания времени, говорят о необходимости развития так называемого «межпространственного» восприятия реальности [ уточнить ] , подразумевающего, в том числе, осознание относительности и иллюзорности времени .

Нью-эйдж и религии

Нью-эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, обычно на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий. Тем не менее, поскольку эти движения действуют в определённом религиозном и социокультурном контексте, они ориентируются на своего адресата, целевую аудиторию. Хотя в их основе лежит синкретическая смесь, они стараются привлечь сторонников из среды людей, изначально воспитанных на конкретной религиозной основе. Поэтому, например, в странах, где традиционно исповедуется христианство , идеологи New Age неизбежно обращаются к личности Христа и вступают в полемику с Библией (См. статью Ли Кэррол ).

Паскаль Буайе относит Нью-Эйдж к категории утешительных религий , призванных выработать обнадеживающий взгляд на мир .

В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из Нью-эйдж, как на Западе, так и на Востоке:

  • Большую известность приобрёл Ошо , разработавший систему динамических медитаций.
  • Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана ; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу .
  • Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Г. И. Гурджиевым и развитая П. Д. Успенским .
  • Открылось немало центров , возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
  • Получила распространение практика ченнелинга (передачи информации от ангелов и учителей путём вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из ченнелеров собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол , Стив Ротер и др.)
  • На постсоветском пространстве значительное распространение (146 филиалов) получил ДЭИР .

Обратное воздействие Нью-эйдж на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.

Случается также, что под маской Нью-эйдж менее многочисленные традиции сильно искажаются и перенаправляются в угоду интересам массовой культуры или коммерции . Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации их традиции «белыми шаманами », которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам исказили традиционный уклад общества .

Другой пример — последователь религии Нью-эйдж и священник Оомото в Беларуси организовал в 1990 -х годах финансовую пирамиду , и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги .

Нью-эйдж в России

На развитие Нью-эйдж в России большое влияние оказали идеи учения Елены и Николая Рерихов Живая Этика (Агни Йога), а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги . Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «Нового Века», которые были недоступны массовому читателю в советское время .

К Нью-эйдж в России можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сложившихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К Нью-эйдж можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения , занятия целительством и мистические духовные практики.

Одними из центров распространения Нью-эйдж в России являются магазины (иногда называющие себя «холистическими центрами») сетей «Путь к себе», «Белые облака», «Роза Мира», «Логос» и т. д.

Нью-эйдж и медицина

Под влиянием Нью-эйдж возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования . Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме .

Помимо традиционных восточных школ ( акупунктура , аюрведа , цигун ), популярны течения:

  • различные психотерапевтические практики;
  • религиозные ритуальные практики.
  • рэйки , экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
  • шаманские лечебные ритуалы;

Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический и виталистический подход ко всем системам человека.

В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат

  • положение об энергии ( пране , ци ), питающей органы и жизненные силы человека;
  • выделение особых узловых точек и зон организма ( чакры , даньтяни );
  • представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид , жезлов, талисманов ;
  • положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из индийской медицины, а также пришедшее из китайских учений положение о гармонии начал инь и ян .

Основанные на положениях Нью-эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по-разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья. [ источник не указан 127 дней ]

Нью-эйдж и культура

Исследование Новой Эры невозможно без понимания её не только как религиозного движения, но также как социокультурного феномена, отражающего трансформацию культуры, сформировавшейся на основе христианских духовных ценностей и нравственных норм, в неоязыческую, наполненную новыми символами, смыслами, ценностными установками. Можно обнаружить много признаков распространения влияния New Age на различных уровнях культуры. В духовной сфере это — широкое бытование веры в астрологию, реинкарнацию , отказ от понятия греха в европейской парадигме (буддизм, индуизм, ислам, а также китайская парадигма по иному рассматривает эти вопросы), стремление к оздоровлению с использованием нетрадиционных методик . Ярко проявляются черты New Age и в материальной культуре: наполнение пространства человека оккультными предметами (амулеты, «денежные лягушки» и проч.), обстановка помещений согласно правилам фэн-шуй . Новое религиозное мышление отражается в поведении и образе жизни части населения. Так, во многих крупных городах привычным для многих людей становится посещение занятий йоги, консультаций колдуна или экстрасенса. Очень характерны для эпохи New Age обостренные эсхатологические ожидания. Вольные и невольные адепты учения вовлечены в циклы ожидания необычных «событий вселенского масштаба», которые назначаются на определённые даты. « Конец Света » назначается лидерами New Age уже не в первый раз.

Быстрое распространение идей и предметов в духе «Новой эры» происходит посредством самых современных средств связи и маркетинговых технологий . Много объявлений об открытии новых клубов для «духовного развития», «улучшения кармы» и проч. можно обнаружить во многих популярных газетах и на интернет-сайтах. В новостных телепрограммах наряду с прогнозом погоды нередко объявляют и астрологический прогноз. В широких массах населения прочно укореняется специфический для New Age лексикон, включающий, например, такие выражения, как «энергетический вампиризм», «аура», «энергетика» и т. п. Одна из форм проявления идеологии New Age в массовой культуре — широкое использование символов восточных религий, ассоциация календарного года с образами определённых животных (как в китайском календаре ), что порой получает поддержку со стороны государственных учреждений.

New Age также называют популярный жанр музыки ( музыка нью-эйдж ), возникший независимо от идеологии Нью-эйдж. Этот жанр характеризуется сочетанием старинной этнической или религиозной музыки с расслабляющей электроникой . Среди представителей этого жанра — Карунеш , Гови , Китаро , , Янни и другие. Музыка в стиле нью-эйдж Дойтера и Карунеша использовалась в качестве фона для медитаций Ошо . Но в целом музыка «нью-эйдж» кроме названия почти никак не связана с религиозными движениями . Многие музыканты, играющие в этом жанре, относят себя к христианам ( Эния и Мойя Бреннан , лидер Era Эрик Леви ), атеистам (лидер Gregorian Франк Петерсон ) или агностикам (лидер Enigma Мишель Крету , Сюзанна Дусе ), а некоторые (та же Эния ) выступают против самого ярлыка «нью-эйдж».

Критика

Нью-эйдж подвергается критике (а иногда бойкоту) с различных позиций. Причисление к Нью-эйдж того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия основательности, глубины и подлинности, а иногда оттенок обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения Нью-эйдж носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом.

Наука

Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений Нью Эйдж, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий « биополе », « персонального магнетизма » и т. д.

Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как « ауру » различных цветов (что-то вроде нимба ). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое « биоэнергетикой » или « биоэнергоинформатикой », в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях , парапсихология , астрология и элементы различных религиозных культов .

Религия

Некоторые традиционные религии, в частности, основные ветви христианства и ислам относятся к Нью-эйджу резко негативно и считают, что его адепты подвергают себя большой опасности духовного самообмана . Суфийские течения ислама отрицательно относятся к утверждениям последователей Нью-эйджа о том, что популярные в этом течении Г. И. Гурджиев , П. Д. Успенский и Идрис Шах будто бы являлись суфиями .

Значительная часть направлений Нью-эйджа критикуется представителем РПЦ , известным деятелем российского антикультового движения А. Л. Дворкиным . Эти направления зачастую обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения и причисляются к деструктивным сектам . Активно критикует различные направления Нью-эйджа известный православный публицист и проповедник Андрей Кураев . С критикой движения Нью-эйдж выступает известный православный богослов Алексей Ильич Осипов .

См. также

Примечания

  1. , с. 96.
  2. от 22 января 2009 на Wayback Machine . Онлайн-конференция. РИА Новости , 31.01.2006.
  3. Melton J. G. от 9 сентября 2011 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica
  4. Melton J. G. от 29 сентября 2011 на Wayback Machine // Encyclopædia Britannica.
  5. .
  6. New Age Movement / Jones L. (ed.) Encyclopedia of Religion.— 2nd ed.— vol.10.— ISBN 0-02-865743-8
  7. . Российская академия государственной службы , кафедра государственно-конфессиональных отношений от 20 мая 2012 на Wayback Machine
  8. , с. 7.
  9. Dresser H. от 13 февраля 2012 на Wayback Machine .— New York: Thomas Y. Crowell Co., 1919. Chapter 1 — The New Age (Electronic edition published by Cornerstone Publishing, July 2001)
  10. Collins P. // The Furrow. — Т. 49 , вып. 2 . — С. 91—97 . 12 января 2019 года.
  11. от 20 мая 2012 на Wayback Machine // Российская академия государственной службы при Президенте РФ , от 7 декабря 2011 на Wayback Machine .
  12. от 5 апреля 2015 на Wayback Machine The Dictionary of Alternatives: Utopianism and Organization , by Martin Parker, Valerie Fournier, Patrick Reedy. Zed Books, 2007. ISBN 1-84277-333-X . Page 100 .
  13. Пендюрина Л. П. : Автореф. дис. … докт. филос. наук. — Ростов-на-Дону, 2009.— 48с.
  14. Norman L. Geisler. The New Age Movement // Bibliotheca Sacra BSAC 144:573, Jan 1987. P. 79
  15. , с. 34.
  16. Wayne Jackson от 12 мая 2012 на Wayback Machine
  17. Brent D. Slife. . — SUNY Press , 1993. — 343 с.
  18. Hanegraaff W. J. New Age Religion and Western Culture:Esotericism in the Mirror of Secular Thought. — SUNY Press , 1998. — 580 с.
  19. Lewis James R. The Astrology Book:The Encyclopedia of Heavenly Influences. — Visible Ink Press, 2003. — 928 с.
  20. Ellwood R. S. , Alles G. D. The Encyclopedia of World Religions. — Infobase Publishing, 2007. — 514 с.
  21. Adam Possamai. In Search of New Age Spiritualities. — Ashgate Publishing, Ltd. , 2005. — 160 с.
  22. Daren Kemp. [ New Age: A Guide : Alternative Spiritualities from Aquarian Conspiracy to Next Age]. — Edinburgh University Press , 2004. — 211 с.
  23. * Wallis, Roy (1986), «Religion as Fun? The Rajneesh Movement», Sociological Theory, Religion and Collective Action ( Queen’s University , Belfast): Pages 191—224, reprinted in Aveling 1999, pp. 129—161 [ уточнить ]
  24. . Дата обращения: 25 ноября 2005. Архивировано из 11 января 2002 года.
  25. . Дата обращения: 12 января 2009. 5 апреля 2009 года.
  26. Лункин Р. Н. от 13 мая 2011 на Wayback Machine // сб. Двадцать лет религиозной свободы в России. — М.: РОССПЭН ; Московский Центр Карнеги , 2009.
  27. Юзеф Дремлюг : . Санкт-Петербургский Католический Информационно-просветительский Центр « ». Дата обращения: 22 сентября 2011. 7 марта 2012 года.
  28. Levin J. S., Coreil J. от 23 мая 2012 на Wayback Machine // Social Science & Medicine. Volume 23, Issue 9, 1986. pp. 889—897. doi:10.1016/0277-9536(86)90217-0
  29. . Вести.ру . Дата обращения: 4 августа 2013. 22 сентября 2013 года.
  30. , с. 502.
  31. , с. 58.
  32. , с. 495,529.
  33. от 23 сентября 2013 на Wayback Machine , 26 декабря 2011
  34. John P. Newport. The New Age Movement and the Biblical Worldview: Conflict and Dialogue. Wm. B. Eerdmans Publishing, 1998. ISBN 0-8028-4430-8 , 9780802844309
  35. от 11 апреля 2016 на Wayback Machine . Rising World Entertainment, 2005
  36. — журнал Мир фантастики , № 90; Февраль 2011
  37. от 2 октября 2013 на Wayback Machine (1996)
  38. от 11 июня 2016 на Wayback Machine Date: Tue, 2 Jun 1998
  39. Best, Sophie. The Age . August 26, 2001. Retrieved August 6, 2006.
  40. . Дата обращения: 27 мая 2016. 26 июня 2009 года.
  41. от 22 марта 2016 на Wayback Machine . November 17th, 2011
  42. . Дата обращения: 29 июля 2010. 26 октября 2007 года.
  43. Дата обращения: 18 сентября 2009. 11 июня 2008 года.
  44. Суфизм.Ру. Дата обращения: 6 октября 2011. 8 февраля 2012 года.
  45. Дворкин А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования .— Н. Новгород: Христианская библиотека, 2008.— Изд. 3-е, пер. и доп. ISBN 5-88213-050-6 . от 21 сентября 2020 на Wayback Machine
  46. Андрей Кураев . . — М. : Отчий дом, 1997. — 528 с. — 10 000 экз. ISBN 5-7676-0082-1 . 14 марта 2014 года. . Дата обращения: 26 февраля 2014. Архивировано 14 марта 2014 года.
  47. Дата обращения: 14 апреля 2017. 10 августа 2017 года.

Литература

  • Паскаль Буайе. Объясняя религию: Природа религиозного мышления = Pascal Boyer: "Et l'Homme Crea Les Dieux:Сomment expliquer la religion". — М. : Альпина Нон-фикшн, 2016. — 496 p. — ISBN 978-5-91671-632-0 .
Академическое изучение Нью-эйдж
на других языках
  • Mears D. P., Ellison C. G. (англ.) // Sociology of Religion 2000, 61:3289—313/
  • от 4 марта 2019 на Wayback Machine (англ.)
  • от 4 января 2011 на Wayback Machine (англ.) // Religious Tolerance.org
  • The New Age og Russia. Occult and Esoterc Dimensions/ Ed. by Birgit Menzel , Michael Hagemeister and Bernice Glatzer Rosenthal. Munchen; Berlin: Verlag Otto Sagner, 2012. 448 p. ISBN 978-3-86688-197-6
Критика Нью-эйдж
Источник —

Same as Нью-эйдж