Гийом, Эжен
- 1 year ago
- 0
- 0
Эже́н Потье́ ( фр. Eugène Edine Pottier ; 4 октября 1816 , Париж , — 6 ноября 1887 , там же) — французский революционер , анархист , автор слов гимна « Интернационал »; член Первого интернационала и участник Парижской коммуны 1871 года .
Родился в Париже , в семье упаковщика, в молодости недолгое время тоже был упаковщиком, затем — младшим школьным надзирателем, приказчиком и, наконец, разрисовщиком ткани. Поэтический дебют Потье состоялся в дни Июльской революции 1830 года . В 1840-х годах обращается к социальной поэзии, испытывает влияние утопического социализма , фурьеризма . В эпоху предреволюционного кризиса 1847 года выступил с песней «Ventre creux» (Пустой желудок) и другими, рисующими тяжёлое положение народных масс и отражающими их революционные настроения, а также «Muse de la chanson» (Муза песни), в которой призывал песню стать новой « Марсельезой ». Перефразировал ироническую фразу Бомарше «во Франции всё кончается песнью», на противоположную: «во Франции песнями всё начинается».
Потье горячо поддержал Февральскую революцию , сражался на парижских баррикадах. К Февральской революции относится его песня «Peuple» ( Народ ), с лозунгом «хлеба и прав». Песня «Tuer l’ennui!» ( Убить тоску! ) отражает стихийный дух революции, идею бунта ради бунта. Творчество Потье в этот период отражает самосознание французского ремесленного рабочего, его идеалом является демократическая республика. К этому периоду относится его «Propagande des chansons» ( Пропаганда песен ), развивающая его программу революционного шансонье-пропагандиста.
Разочарование в демократии, мотивы социальных противоречий, нищеты и восстания проявляются в песнях «Buveurs du sang» ( Кровопийцы ), «Vieille maison à démolir» ( Старый дом на слом ). Песня «Enfantement — Juin 1848» ( Роды — июнь 1848 ) является пламенным призывом к Июньскому восстанию. Погребальной песнью восстания стала «Juin 1848» ( Июнь 1848 ), пронизанная мрачным пессимизмом, сквозь который прорывается ненависть к победителям.
Поиски места в литературе нашли выражение в песне «Quel est le Fou?» ( Кто безумец? ). После Декабрьского переворота 1851 Потье выступил с песней «Qui la vengera?» ( Кто отомстит за неё? ) против Луи-Наполеона как могильщика Второй республики .
Экономический рост и социальная политика Второй империи до известной степени примирили с ней Потье. В своей «Exposition» (Выставка, 1861) он призывает сильных и слабых стереть следы взаимной вражды. В памфлетах же Потье разоблачает корыстность буржуазии, способствуя изживанию иллюзий классового сотрудничества [ источник не указан 1135 дней ] .
Политический кризис, предшествующий Франко-прусской войне , привел Потье в ряды революционеров-социалистов. В 1870 он вступил во французскую секцию Интернационала , вместе с организованным им синдикатом разрисовщиков ткани. Подписал обращение к германским социалистам против войны. Избран делегатом в ЦК Национальной гвардии. Один из подготовивших провозглашение Коммуны . В апреле 1871 года был избран членом Коммуны на дополнительных выборах. Принял участие в ряде социальных мероприятий. Сражался на последних баррикадах [ источник не указан 1135 дней ] .
Скрываясь от властей в июне 1871 года, в Париже, Потье создаёт « Интернационал » — своё самое знаменитое произведение. В июле 1871 года бежит в Англию . Здесь была написана песня-поэма «Jean Lebras» (Жан-Рабочие руки), описывающая печальную судьбу рядового рабочего. В 1873 году из-за нужды перебирается в США , продолжая участвовать в рабочем движении и здесь. В 1876 году при образовании Рабочей партии посвятил ей стихотворный адрес, вскрывающий в памфлетной форме противоречия между трудом и капиталом. По случаю приезда на всемирную выставку 1876 года в Филадельфии французской рабочей делегации издал стихотворную брошюру «The Workingmen of America to the Workingmen of France» (Рабочие Америки рабочим Франции), обнажающую оборотную, неприглядную сторону достижений капитализма. К американскому периоду относится и поэма «La Commune de Paris», признающая ошибки Коммуны и рисующая картину кровавого торжества буржуазии.
В 1880 году, после объявления общей амнистии коммунаров, возвратился во Францию. К тому времени Потье разбил паралич. Примкнул к свежесозданной Рабочей партии под руководством Геда .
К последним годам жизни Потье относится ряд лучших его произведений, посвященных изображению положения рабочих и критике буржуазного общества, вобравших в себя огромный жизненный и исторический опыт поэта. В 1880 году он написал песнь-поэму «Jean Misère» ( Жан-бедняк ), превратив старинный образ Горемыки французской лубочной литературы в рабочего-коммунара. Кризис перепроизводства первой половины восьмидесятых годов отражен в сонетах «L’abondance» ( Изобилие, 1881 год ) и «L’engorgement» (Закупорка, 1884 год) и в стихотворении «La crise» (Кризис, 1885 год). Потье выразительно рисует классовые бои в «Les affameurs» ( Голодоморы ), посвящено локауту в Рубе в 1882 году, и «La gréve» ( Стачка ) — Анзенская забастовка 1886 года.
В выдающихся песнях-поэмах «La veuve du carrier» ( Вдова каменолома , 1882 год) и «Les nids» ( Гнезда , 1887 год) Потье описал печальную участь семьи погибшего рабочего и тяжёлую долю батрачки. Предсмертные стихи и песни он посвящает детям рабочих — «Le petit va-nu-pieds» ( Босоногий малыш ) и «Souliers qui prennent l’eau» ( Башмаки, которые набирают воду , 1887 год). До самой смерти Потье остается певцом Коммуны. В сонете «Triomphe de l’ordre» (Триумф порядка, 1880 год) он бросает вызов палачам Коммуны. «La Commune a passé par là» ( Здесь прошла Коммуна , 1885 год) и «Elle n’est pas morte» ( Она не умерла , 1886 год) — исторические песни о Коммуне.
В 1884 году были изданы сборник сонетов поэта «Poésie d économie sociale» и сборник его песен «Quel est le fou?» ( Кто безумец? ). В 1887 году, за несколько месяцев до смерти Потье, товарищами по Коммуне был издан его сборник «Chants révolutionnaires» ( Революционные песни ), в который вошёл и «Интернационал».
В Донецке — улица Эжена Потье .
В 1922—1925 годах именем Эжена Потье назывались Кудринская площадь и улица Большая Дмитровка в Москве .
До 2017 года именем Эжена Потье называлась улица Антона Цедика в Киеве .