Научное общество имени Тараса Шевченко
- 1 year ago
- 0
- 0
Сохранилось 835 рисунков и картин Тараса Григорьевича Шевченко , дошедших до нашего времени в оригиналах и частично в гравюрах на металле и дереве , выполненных российскими и зарубежными гравёрами, а также в копиях, которые были изготовлены художниками ещё при жизни Шевченко. Кроме того, существуют сведения о 278 утерянных и до сих пор не найденных работах Шевченко.
Живописные и графические работы по времени написания датируются 1830—1861 годами и территориально связаны с Россией, Украиной и Казахстаном. По жанрам — это портреты, композиции на мифологические, исторические и бытовые темы, архитектурные и ландшафтные пейзажи. Они выполнены маслом на холсте, а также акварелью , сепией , тушью , свинцовым карандашом и в технике офорта на отдельных листах белой, цветной и тонированной бумаги различных размеров, а также в пяти альбомах.
В список включены завершённые работы Шевченко, составляющие значительную часть его художественного наследия, а также его многочисленные эскизы , этюды, наброски и учебные студии, которые представляют ценность для раскрытия творческого пути и творческого метода художника. Небольшое количество работ имеют авторские подписи и надписи, ещё меньше — авторские даты.
В списке приведены работы Шевченко в хронологическом порядке. В литературе значительная часть неподписанных и недатированных работ получила разные датировки. В результате научных исследований хронологические рамки отдельных работ были сужены до года, месяца, иногда даже до дня их написания .
Большинство картин и рисунков хранятся в Национальном музее Тараса Шевченко , другие местонахождения указаны отдельно.
Изображение | Название | Техника |
Размеры
(см) |
Дата | С. |
---|---|---|---|---|---|
Бюст женщины | Бумага, итальянский карандаш | 47,5×38 | 1830 | ||
Портрет Павла Васильевича Энгельгардта | Бристольский картон, акварель | 10,3×8,4 | 1833 | ||
Голова женщины | Бумага, акварель | 11,6×9,1 | 1834 | ||
Смерть Лукреции | Бумага, тушь, перо | 34,3×50,3 | 1835 | ||
Смерть Олега , князя древлянского | Бумага, тушь, перо, кисть | 27,5×38,9 | 1836 | ||
Александр Македонский проявляет доверие своему врачу Филиппу | Бумага, акварель, тушь, перо | 26×35,7 | 1836 | ||
Смерть Виргинии | Бумага, акварель, тушь, перо | 25,1×35,7 | 1836 | ||
Смерть Богдана Хмельницкого | Бумага, тушь, кисть, перо | 30,8×45,1 | 1836—1837 | ||
Смерть Сократа | Бумага, тушь, кисть, перо | 24,5×32,3 | 1837 | ||
Портрет Катерины Абазы (?) | Бристольский картон, акварель | 22,5×18,1 | 1837 | ||
Портрет Евгения Павловича Гребёнки | Бристольский картон, акварель | 21,3×18,8 | 1837 | ||
Портрет неизвестного | Бристольский картон, акварель | 23,7×17,6 | 1837—1838 | ||
Портрет девушки с собакой | Бристольский картон, акварель | 24,6×19,4 | 1838 | ||
Портрет Николая Александровича Лунина | Бристольский картон, акварель | 24,6×19,5 | 1838 | ||
Казацкий банкет | Бумага, карандаш | 23,3×34 | 25 декабря 1838 | ||
Голова матери | Масло | 68×58 | 1838—1840 | ||
Портрет Антона Ивановича Лагоды | Бумага, акварель | 25,2×19,5 | 1839 | ||
Портрет Ивана Андреевича Крылова | Бумага, акварель | 24,6×19,5 | 1839 — апрель 1841 | ||
Портрет Василия Андреевича Жуковского | Бумага, акварель | 27,3×21 | 1839—1844 | ||
Прерванное свидание | Бумага, акварель | 23×18,5 | 1839—1840 | ||
Сон бабушки и внучки | Бумага, акварель | 21,9×27,6 | 1839—1840 | ||
Женщина в постели | Бумага, акварель | 23,1×19,1 | 1839—1840 | ||
Портрет юнкера | Бристольский картон, акварель | 16,9×14 | 1840 | ||
Натурщица | Бумага, акварель, бронза | 16,3×20,5 | 1840 | ||
Мария
Рисунок по поэме А. С. Пушкина « Полтава » |
Бумага, акварель, бронза | 24,7×20,1 | 1840 | ||
Портрет неизвестной в ожерелье | Бумага, акварель | 21,5×17,7 | 1840 | ||
Бумага, сепия | 23,1×18,3 | 1840 | |||
Уголок Смоленского кладбища в Петербурге | Карандаш, сепия | 17,8×26,5 | лето 1840 | ||
Натурщик | Картон, масло | 57×70,5 | апрель 1840 — январь 1842 | ||
Натурщики | Тонированная бумага, уголь, мел | 76×57 | июнь 1840 — январь 1841 | ||
Автопортрет | Холст (овал), масло | 43×35 | зима 1840—1841 | ||
Натурщик в позе св. Себастьяна | Холст, масло | 72×54,2 | зима 1840—1841 | ||
Портреты неизвестных | Бумага, карандаш | 27,8×37,7 | 1840—1843 | ||
Иллюстрация к произведению Н. И. Надеждина «Сила воли. Воспоминания путешественника» |
Гравюра на стали. | — | 30 апреля 1841 | ||
Цыганка-гадалка | Бумага, акварель | 26,5×20,7 | сентябрь 1841 | ||
Знахарь
Иллюстрация к одноимённому произведению Г. Ф. Квитки-Основьяненко |
Бумага, карандаш, тушь, перо, кисть | 21,4×15,9 | 10 октября 1841 | ||
Знахарь
Иллюстрация к одноимённому произведению Г. Ф. Квитки-Основьяненко |
Гравюра на дереве. | — | 10 октября 1841 | ||
Встреча Тараса Бульбы с сыновьями
Иллюстрация к повести Н. В. Гоголя « Тарас Бульба » |
Бумага, сепия | 23,1×30,2 | 1842 | ||
Портрет Николая Павловича Соколовского | Бристольская бумага, акварель | 25×21,9 | 1842 | ||
Портрет неизвестной за фортепиано | Акварель | — | 1842 | ||
Холст, масло | 93×72,3 | лето 1842 | |||
Слепая с дочкой
Автоиллюстрация к поэме «Слепая» |
Бумага, карандаш, сепия | 21,5×17,8 | 1842 | ||
Король Лир
Композиция на тему одноимённой трагедии Шекспира |
Бумага, гальванокаустика. |
12,4×9,2;
15,8×11,7; 20,7×14,6 |
10 февраля 1843 | ||
Портрет художника-баталиста Александра Евстафиевича Коцебу | Бумага, акварель | 27,9×22,5 | 1843 | ||
В гареме | Бристольская бумага, акварель | 24,7×20 | 1843 | ||
Крестьянская семья | Холст, масло | 60×72,5 | май 1843 | ||
На пасеке | Холст, масло | 53×41 | май 1843 | ||
Слепой
(Невольник) |
Бумага, сепия | 14×11,1 | май 1843 | ||
Слепой
(Невольник) |
Бумага, сепия | 14,5×10,5 | май 1843 | ||
Портрет Маевской | Холст, масло | 41,5×35,7 | май 1843 | ||
Портрет Родиона Ивановича Лукомского | Бумага, карандаш | 18,5×14 | май 1843 | ||
Выдубицкий монастырь | Бумага, карандаш | 17,6×26,1 | октябрь 1843 | ||
Вдовья хата на Украине | Бумага, карандаш | 22,7×29,5 | май — октябрь 1843 | ||
Портрет Пантелеймона Александровича Кулиша | Холст, масло | 40,3×32,2 | май 1843 — январь 1847 | ||
Портрет Николая Григорьевича Репнина | Холст, масло | 63,6×50,5 | октябрь 1843 | ||
Автопортрет | Бумага, тушь, перо | 22,7x18,4 | 23—26 ноября 1843 | ||
Портрет Виктора Алексеевича Закревского | Бумага, карандаш | 34,5×23,3 | декабрь 1843 | ||
Портрет Анны Ивановны Закревской | Холст, масло | 51×39,6 | 9—23 декабря 1843 | ||
Портрет Платона Алексеевича Закревского | Холст, масло | 52×40,1 | 9—23 декабря 1843 | ||
Портрет детей В. Н. Репнина | Холст, масло | 40×51,3 | 1—10 января 1844 | ||
Натурщик | Тонированная бумага, карандаш, уголь | 67,9×44,5 | 1844 | ||
Дары в Чигирине в 1649 году
Рисунок к одноимённому офорту |
Бумага, тушь | 19,7×27 | март — апрель 1844 | ||
В Киеве | Бумага, офорт |
17,6×25,7;
22,3×30; 36×44,3 |
март — 6—7 июня 1844 | ||
Судебная рада | Бумага, офорт |
19×26,1;
26,1×32,1; 42,5×63,5 |
март — 6—7 мая 1844 | ||
Дары в Чигирине в 1649 году | Бумага, офорт | 19,6×27,1 | март — 6—7 мая 1844 | ||
Старосты | Бумага, офорт |
18×25,6;
23,8×29,9; 26,8×35,2 |
ноябрь 1844 | ||
Сказка | Бумага, офорт |
21,6×17,7;
25,4×20,2; 36,2×42 |
август 1844 | ||
Выдубицкий монастырь в Киеве | Бумага, офорт |
17,1×24,2;
20,1×26,5; 36,1×41 |
ноябрь 1844 | ||
Портрет Петра I | Гравюра | 14,5×12,3 | 1844 | ||
Портрет Б. П. Шереметева | Гравюра | 11,5×8,9 | 1844 | ||
Портрет А. Д. Меньшикова | Гравюра | 11,5×9,5 | 1844 | ||
Портрет Б. К. Миниха | Гравюра | 11,5×9,3 | 1844 | ||
Портрет П. А. Румянцева | Гравюра | 11,5×9,8 | 1844 | ||
Портрет Г. А. Потёмкина | Гравюра | 10,7×9,5 | 1844 | ||
Портрет А. В. Суворова | Гравюра | 11,3×10,2 | 1844 | ||
Портрет М. И. Голенищева-Кутузова | Гравюра | 11,5×10,8 | 1844 | ||
Портрет М. Б. Барклая де Толли | Гравюра | 10,5×11,5 | 1844 | ||
Портрет П. X. Витгенштейна | Гравюра | 11,1×9,8 | 1844 | ||
Портрет И. И. Дибича | Гравюра | 11,1×10 | 1844 | ||
Портрет И. Ф. Паскевича | Гравюра | 13,7×12,3 | 1844 | ||
Портрет неизвестной в коричневой одежде | Бристольская бумага, акварель | 28,3×22,3 | 1845 | ||
Т. Г. Шевченко рисует крестьянское подворье | Бумага, сепия | 18,5×27 | весна 1845 | ||
Портрет Иосифа Фёдоровича Рудзинского | Холст, масло | 45×35,5 | апрель — май 1845 | ||
Хата над водой | Бумага, карандаш | 15,9×24,3 | апрель — октябрь 1845 | ||
Крестьянское подворье | Бумага, акварель | 16,1×24,6 | апрель — октябрь 1845 | ||
На Орели (село) | Бумага, карандаш | 16,7×24,3 | апрель — октябрь 1845 | ||
Хутор на Украине | Бумага, карандаш, акварель | 16,7×24,7 | апрель 1845 — апрель 1846 | ||
На Орели | Бумага, карандаш | 16,4×24,8 | апрель — октябрь 1845 | ||
Пейзаж с каменными бабами | Бумага, карандаш | 17,1×25,7 | апрель — октябрь 1845 | ||
Воздвиженский монастырь в Полтаве | Бумага, сепия, акварель, тушь | 19,1×27,1 | август 1845 | ||
Дом И. П. Котляревского в Полтаве | Бумага, акварель | 16,7×24,4 | август 1845 | ||
В Решетиловке | Бумага, тушь, сепия, акварель | 19×27,4 | август 1845 | ||
В Решетиловке | Бумага, тушь, сепия, акварель | 17,9×27,1 | август 1845 | ||
Портрет Гавриила Родзянко | Бумага, акварель | 25,1×22,1 | 24 июля — 19 августа 1845 | ||
Автопортрет | Бумага, карандаш | 17×13,3 | конец августа 1845 | ||
Каменный крест св. Бориса | Бумага, акварель | 17,5×26,2 | август — сентябрь 1845 | ||
Портрет Александра Андреевича Лукьяновича | Холст, масло | 67×53,5 | октябрь 1845 | ||
Портрет неизвестной в голубом платье | Бумага, акварель | апрель 1845 — апрель 1846 | |||
Портрет неизвестной в сиреневом платье | Бумага, акварель | 28,3×21,7 | апрель 1845—1846 | ||
Портрет купца | Бристольская бумага, карандаш, акварель | 28,1×23 | апрель 1845—1846 | ||
Дерево | Бумага, карандаш | 30,4×23,5 | апрель 1845 — осень 1846 | ||
Опушка леса | Бумага, карандаш, акварель | 23,7×32,1 | апрель 1845 — март 1847 | ||
Портрет Горленко | Холст, масло | 44,8×37 | 1846—1847 | ||
Портрет Андрея Ивановича Лизогуба | Бумага, карандаш | 21,3×17 |
28 февраля — 30 апреля 1846;
март 1847 |
||
Портрет Ильи Ивановича Лизогуба | Холст, масло | 65,5×53,5 | 28 февраля — 30 апреля 1846; март 1847 | ||
Около Седнева | Бумага, тушь, сепия, акварель | 21,1×29,2 | апреля 1846 | ||
Чумаки среди могил | Бумага, карандаш, акварель | 18,5×27 | апреля 1846 | ||
В Седневе | Бумага, сепия | 18,4×26,7 | апреля 1846 | ||
Портрет Марии Фёдоровны Катеринич | Бумага, акварель | 30×22 | 18 февраля — апрель 1846 | ||
Портрет Александра Андреевича Катеринича | Бумага, акварель | 30×22,1 | 18 февраля — апрель 1846 | ||
Портрет Ивана Андреевича Катеринича | Бумага, акварель | 30×22,1 | 18 февраля — апрель 1846 | ||
Портрет Татьяны Пантелеймоновны Катеринич | Бумага, акварель | 30×22,3 | 18 февраля — апрель 1846 | ||
Портрет Елены Антоновны Афендик | Бумага, акварель | 26,5×18,8 | 18 февраля — апрель 1846 | ||
Костёл в Киеве | Бумага, акварель | 25,5×34,6 | апрель — сентябрь 1846 | ||
Церковь всех святых у Киево-Печерской лавре | Бумага, сепия | 27,3×36,9 | апрель — сентябрь 1846 | ||
Аскольдова могила | Сепия, акварель | 26×37 | апрель — сентябрь 1846 | ||
Васильковский форт в Киеве (?) | Бумага, карандаш, сепия, тушь | 21,8×29,3 | апрель — сентябрь 1846 | ||
Синагога | Бумага, сепия | 21,5×30 | сентябрь — октябрь 1846 | ||
Почаевская лавра с юга | Бумага, акварель | 28,9×37,8 | октябрь 1846 | ||
Почаевская лавра с запада | Бумага, акварель | 28,2×37,8 | октябрь 1846 | ||
Собор Почаевской лавры (внутренний вид) | Бумага, акварель | 37,6×28,4 | октябрь 1846 | ||
Бумага, акварель | 28,7×37,7 | октябрь 1846 | |||
Портрет Юлии Григорьевны Сребдольской | Бумага, карандаш | 25,8×19,7 | январь 1847 | ||
Портрет Елизаветы Васильевны Кейкуатовой | Холст, масло | 66,7×56,5 | конец марта — 4 апреля 1847 |
В альбом входят рисунки 1839—1843 годов, написанные Шевченко в Петербурге (эскизы иллюстраций к «Истории Суворова» Н. А. Полевого , к поэме А. С. Пушкина « Полтава » и др). Большинство рисунков написано на Украине во время первого путешествия в 1843 году (пейзажи Киева , типы крестьян и многочисленные эскизы, этюды и наброски к «Живописной Украине», «Крестьянской семье» и т. п.). Рисунки выполнены карандашом, в отдельных случаях — тушью-пером.
Альбом имеет две нумерации: одна, проставленная вверху листа и написанная чёрными чернилами, нумерует листы (учитывая и форзацы), вторая — в нижних углах листа, синими чернилами нумеруются страницы (в этой нумерации есть ошибки, пропуски и повторения).
Согласно верхней нумерации, в альбоме — 28 листов. Между вторым и третьим листами есть обрывки листа, которые были вырезаны до нумерации альбома. Местонахождение его не установлено, и был ли на нём рисунок, неизвестно. Кроме того, до нумерации между третьим и четвёртым листами был вырван лист с рисунком «В Киеве» , который хранится в ДМШ . 14-й лист был вырезан после нумерации и также сохраняется в ДМШ.
Оригиналы Т. Шевченко, по которым были изготовлены гравюры к книге «История князя Италийского графа Суворова-Рымникского, генералиссимуса российских войск. Сочинение Н. А. Полевого» (СПб., 1843) не найдены. В альбоме 1839—1843 годов и на отдельных листах есть несколько эскизов и набросков к ним.
Оригиналы иллюстраций были выполнены в 1842 году. Они датируются на основании письма одного из издателей — В. С. Семененко-Крамаревского к Шевченко, в котором сказано, что «рисунки должны быть готовы к 1-му числу августа непременно». Речь идёт об августе 1842 года, потому что в декабре того же года подписчикам уже рассылался первый выпуск (112 страниц), а рецензии на этот выпуск были напечатаны в февральских номерах журналов 1843 года. Цензурное разрешение на печатание всей книги было дано 7 июня 1843 года.
В издании помещёны фронтиспис «Портрета Суворова», а также 110 иллюстраций, заставок и концовок, выполненных, как указано на титульном листе, художниками А. Е. Коцебу , P. K. Жуковским и Т. Г. Шевченко. Первому принадлежат рисунки преимущественно батального содержания, второму — фронтиспис — «Портрет Суворова», пейзажи, заставки и концовки, а Шевченко — жанровые сцены. Для иллюстрирования Шевченко выбрал эпизоды, в которых Суворов выступает как русский полководец и патриот, неразрывно связанный с народом.
В альбоме представлены рисунки карандашом, акварели и сепии, выполненные Тарасом Шевченко во время путешествия на Полтавщину и в смежные места Киевщины в апреле — октябре 1845 года. Он зарисовывал памятники старины и искусства (главным образом архитектуры), уделяя вместе с этим большое внимание изображению сельского быта, отдельных типов, жанровых сцен и природы.
Альбом состоит из 20-ти пронумерованных листов, размером 17,5×26,9 каждый и содержит 35 рисунков. Между первым и третьим листами есть остатки листа, вырванного до нумерации альбома; местонахождение его не установлено, и был ли он с рисунком — неизвестно , место его хранения — Институт литературы имени Т. Г. Шевченко НАН Украины .
К списку ненайденных работ Т. Г. Шевченко относятся те, которые упоминаются в различных источниках: в письмах Шевченко и различных лиц к нему, в воспоминаниях современников, в архивных источниках и в литературных произведениях.
Название | Техника | Дата |
---|---|---|
Копии с картин суздальской школы. | Бумага, карандаш | 1829—1832 |
Портрет Платова. Копия. | Бумага, карандаш | 6 декабря 1829 |
Сатурн. | Бумага, карандаш | 1835 |
Аполлон Бельведерский. | Бумага, карандаш | 1835 |
Фраклит 1. | Бумага, карандаш | 1835 |
Гераклит. | Бумага, карандаш | 1835 |
Архитектурные барельефы. | Бумага, карандаш | 1835—1836 |
Маска Фортунаты. | Бумага, карандаш | 1835—1836 |
Портреты Ивана Нечипоренко. | Бумага, акварель | 1835—1837 |
Женские портреты. | — | 1835—1837 |
Костяк. | — | 1835—1837 |
Геркулес Фарнезский. | — | 1836 |
Аполлино. Копия. | — | 1836 |
Роспись Большого театра в Петербурге. | — | 1836 |
Маска Лаокоона. | — | 1836—1837 |
Следок со скульптурной работы Микеланджело. | — | 1836—1837 |
Голова Луция Вера. | — | 1836—1837 |
Голова «Гения». | — | 1836—1837 |
Анатомические фигуры. | — | 1836—1837 |
Германик. | — | 1836—1837 |
Танцующий Фавн. | — | 1836—1837 |
Портрет невесты Демидова. | — | 1837 |
Анатомическая статуя Фишера. | — | 1837—1838 |
Мидас, повешенный Аполлоном. | — | 1837—1838 |
Эдип, Антигона и Полиник. Рисунок на тему трагедии Озерова «Эдип в Афинах». | Бумага, карандаш | 1837—1838 |
Иезекииль на поле, усеянном костями. Эскиз. | — | сентябрь 1838 — декабрь 1839 |
Портрет И. А. Крылова. | — | 1838—1840 |
Портрет Петра Ивановича Мартоса. | Бумага, акварель | 1839 |
Рисунок с натуры. | — | 29 апреля 1839 |
Портрет Соловой. | — | осень 1839 |
Натурщик Тарас Михайлович Малышев. Этюды. | — | 1839—1842 |
Портрет С. С. Гулака-Артемовского. | Бумага, акварель | 1840 |
Берёза. Ели. Этюды. | — | лето 1840 |
Мальчик-нищий, дающий хлеб собаке (масло) и эскиз к этой картине. | — | 27 сентября 1840 |
Рисунки в письме к Г. Ф. Квитке-Основьяненко. | — | 1840—1841 |
Портрет Демского. | Бумага, карандаш | 1841 |
Портрет Василия Петровича Апрелева. | — | 1841 |
Группа спящих нищенок. | Бумага, акварель | 26 сентября 1842 |
Картина Шевченко, которая принадлежала Скобелеву. | Масло | 1842 |
«Панна Сотниковна». | — | 1842 |
Король Лир. Рисунок на тему одноимённой трагедии У. Шекспира. | Бумага, сепия | 10 февраля 1843 |
Портреты знакомых Шевченко. | — | июнь 1843—1844 |
Бал у Волховских. | Бумага, акварель | 29 июня 1843; 12 января 1844; 12 января 1846 |
Портрет А. Волховского. | Масло | 29 июня 1843; 12 января 1844; 12 января 1846 |
Картина для Езучевского. | — | март 1845 |
Автопортрет Т. Г. Шевченко со свечой. | — | 1845 |
Портрет Марии Степановны Козачковской. | Бумага, акварель | август 1845 |
Дом А. А. Козачковского в Переяславе. | — | август — октябрь 1845 |
Дом Хмельницкого в Суботове. | — | 20 октября 1845 |
Портреты членов семьи Александра Андреевича Лукьяновича. | — | октябрь 1845 |
Автопортрет. | — | декабрь 1845 |
Портрет Шостки Александры Ивановны. | Масло | 12 января 1846 |
Бал в Чернигове. Иллюстрация к стихотворению Чужбинского. Эскиз и рисунок. | Бумага, карандаш | февраль 1846 |
Портрет А. С. Афанасьева-Чужбинского. | Бумага, карандаш | февраль — апрель 1846 |
Три портрета членов семьи Катериничей. | Бумага, акварель | весна 1846 |
Пейзажи Киева, работы Т. Г. Шевченко, находившиеся у И. И. Фундуклея. | — | апрель — сентябрь 1846 |
Киевский сад. | Карандаш | апрель — сентябрь 1846 |
Золотые ворота. | — | лето 1846 |
Пещеры Киевской лавры. | — | январь 1846 |
Старцы. | — | сентябрь — сентябрь 1846 |
Портрет атамана старцев. | — | лето 1846 |
Рисунки Т. Шевченко, находившиеся у М. М. Сажина. | — | 9 января 1847 |
Портрет Виктора Николаевича Забилы. | Бумага, карандаш | конец января — февраль 1847 |
Портрет сына К. И. Белозерского. | Бумага, карандаш | январь — февраль 1847 |
Портрет Ю. Г. Сребдольской. | Бумага, карандаш | январь 1847 |
Христос благословляет хлеб. Св. Дмитрий. Двусторонняя икона на металле. | Масло | конец марта — 4 апреля 1847 |
В тяжёлых условиях ссылки 1847—1857 годов Тарас Шевченко, несмотря на царский запрет писать и рисовать, изготовил огромное количество художественных произведений, которые вошли в сокровищницу изобразительного искусства украинского, российского и казахского народов. Из всего художественного наследия Шевченко произведения периода ссылки долго оставались наименее изученными. Как художник-реалист, Шевченко не мог удержаться от того, чтобы не вводить в свои пейзажи фигуры людей и отдельные черты их быта. На него неприятно влияло отсутствие человека в природе .
«Это всё равно, что прекрасный пейзаж, не оживлённый человеческой фигурой.»
— Тарас Шевченко, Повне зібрання творів в десяти томах. — 1957. — Т. VI. — С. 128.
В 1848—1849 годах во время экспедиции на Аральское море под руководством капитан-лейтенанта А. И. Бутакова впервые было обследовано море, измерена его глубина, определены широты, проведены астрономические наблюдения и открыты целый ряд новых островов; в это время были собраны материалы о быте казахского населения, живущего поблизости, проведены геологические исследования местности и описана флора и фауна побережья, а также островов Аральского моря.
По заданию А. И. Бутакова Шевченко выполнил многочисленные зарисовки, рисунки и акварели.
Даты и отдельные названия работ установлены на основании материалов экспедиции (дневники А. И. Бутакова и экспедиционные карты).
Изображение | Название | Техника |
Размеры
(см) |
Дата | С. |
---|---|---|---|---|---|
Автопортрет | Бумага, карандаш | 12,7×9,9 | 23 июня — декабрь 1847 | ||
Пожар в степи | Бумага, акварель. | 21,4×29,6 | 12 мая 1848 | ||
Лагерь каравана в степи | Бумага, акварель | 13,9×22,5 | 11 мая — 17 июня 1848 | ||
Форт Кара-Бутак | Бумага, акварель | 20,4×29,5 | 21 мая 1848 — 15 января 1850 | ||
Форт Кара-Бутак | Бумага, сепия | 13,3×22,8 | 21 мая 1848 — 15 1850 | ||
Джангис-агач | Бумага, акварель | 13,6×22,4 | 26 мая 1848 | ||
Дустанова могила | Бумага, акварель | 13,5×22,7 | 27 мая 1848 — 15 января 1850 | ||
Укрепления Иргиз-Кала | Бумага, акварель | 20×29,5 | 28—30 мая 1848 — 15 января 1850 | ||
Днёвка экспедиционного каравана в степи | Бумага, акварель | 13,8×22,8 | май — июнь 1848 | ||
Укрепление Раим. Вид с верфи на Сырдарью | Бумага, акварель | 20,5×29,8 | 19 июня — 25 июля 1848 | ||
Урочище Раим с запада | Бумага, акварель | 13,6×22,7 | 19 июня — 25 июля 1848 | ||
Укрепление Раим. Внутренний вид | Бумага, сепия | 15,8×31,3 | 19 июня — 25 июля 1848 | ||
Т. Г. Шевченко рисует друга | Бумага, сепия | 18,1×27,1 | 19 июня — 25 июля 1848 | ||
Портрет неизвестного с гитарой | Бумага, сепия | 17,9×14 | 19 июня — 25 июля 1848; январь — март 1849 | ||
Казахи в юрте | Бумага, сепия | ? | 19 июня — 25 июля 1848; январь — март 1849 | ||
Пристань на Сырдарье в 1848 году | Бумага, акварель | 13×22,8 | 20 июня — 25 июля 1848 | ||
Шхуны «Константин» и «Михаил» | Бумага, сепия, белила | 16,8×26,7 | 20—25 августа 1848 | ||
Снаряжение шхун | Тонированная бумага, сепия | 15,9×30,5 | 19 июня — 25 июля 1848 | ||
Снаряжение шхун | Тонированная бумага, сепия | 15,6×30,2 | 19 июня — 25 июля 1848 | ||
Остров Куг-Арал | Тонированная бумага, акварель | 13,9×22,9 | 1—2 августа 1848; сентябрь 1849 | ||
Южный берег полуострова Куланды | Тонированная бумага, акварель | 13,2×22,6 |
4—16 августа, 10—11 сентября 1848;
25—28 июля 1849 |
||
Могила Мула-Доса-Мала на полуострове Куланда | Тонированная бумага, акварель | 13,5×22,8 |
4—16 августа, 10—11 сентября 1848;
25—28 июля 1849 |
||
Шатёр экспедиции на острове Барса-Кельмес | Бумага, акварель | 13,3×22,9 | 7—13 августа 1848 | ||
Мыс Бай-Губек | Бумага, акварель | 13,6×22,8 | 20 августа 1848 | ||
Мыс Бай-Губек | Бумага, акварель | 13,8×22,7 | 20 августа 1848 | ||
Крутой берег Аральского моря | Бумага, акварель | 16×28,5 | август 1848 — сентябрь 1849 | ||
Гористый берег острова Николая | Бумага, акварель | 15,6×29,1 |
12—21 сентября 1848;
22—30 августа 1849 |
||
Берег острова Николая | Бумага, акварель | 13,8×22,9 |
12—21 сентября 1848;
22 — 30.VIII 1849 |
||
Низкий берег острова Николая | Бумага, акварель | 15,3×28,7 |
12—21 сентября 1848;
22—30 августа 1849 |
||
Берег острова Николая | Бумага, акварель | 13,5×22,6 |
12—21 сентября 1848;
22—30 августа 1849 |
||
Т. Г. Шевченко среди участников экспедиции на берегу Аральского моря | Бумага, акварель | 13,7×22,9 |
12—21 сентября 1848;
22—30 августа 1849 |
||
На берегу Аральского моря | Бумага, акварель | 15,3×28,7 |
12—21 сентября 1848;
22—30 августа 1849 |
||
Шхуны у форта Кос-Арал | Бумага, акварель | 20,6×30 | 6 октября 1848 — 6 мая 1849 | ||
Лунная ночь на Кос-Арале | Бумага, акварель | 15×29,2 | 6 октября 1848 — 6 мая 1849 | ||
Казахська стоянка на Кос-Арале | Бумага, акварель | 13,7×22,7 | 6 октября 1848 — 6 мая 1849 | ||
Укрепление Кос-Арала зимой | Бумага, сепия | 15,9×30,2 | 6 октября 1848 — 2 апреля 1849 | ||
Укрепление Кос-Арала зимой | Бумага, сепия, белила | 15,9×30,7 | 20 ноября 1848 — 2 апреля 1849 | ||
Казахский мальчик разжигает печку | Бумага, сепия | 24,7×18,3 | 6 октября 1848 — 2 апреля 1849 | ||
Казахский мальчик дремлет у печки | Бумага, сепия | 23,3×18,1 | 6 октября 1848 — 2 апреля 1849 | ||
Казахи у огня | Бумага, карандаш, сепия | 23×17,6 | 6 октября 1848 — 2 апреля 1849 | ||
Тигр | Тонированная бумага, акварель | 15,6×31 | 20 ноября 1848 | ||
А. Бутаков и фельдшер А. Истомин во время зимовки на Кос-Арале | Бумага, сепия | 18×27,3 | 20 ноября 1848 — 6 мая 1849 | ||
Казах на коне | Бумага, акварель | 20,7×28 | 1848—1849 | ||
Шхуна «Константин» на ремонте | Бумага, сепия | 9,4×18,1 | апрель 1849 | ||
Остров Чикита-Арал | Бумага, акварель | ? | 17 апреля 1849 | ||
Остров Чекан-Арал | Бумага, акварель | 14,9×28,6 | 17—19 мая 1849 | ||
Автопортрет | Бумага, сепия | 24,3×18,1 | 29 ноября 1849 | ||
Автопортрет | Бумага, сепия | 15,6×12,9 | ноябрь 1849 — апрель 1850 | ||
Портрет Хомы Вернера | Бумага, сепия | 29,5×22,7 | 1849 | ||
Портрет Елены Степановны Бларамберг | Тонированная бумага, акварель | 27,9×22 | ноябрь 1849 — апрель 1850 | ||
Портрет неизвестной | Бумага, акварель | 26,5×9,5 | ноябрь 1849 — апрель 1850 | ||
Портрет братьев Фёдора Матвеевича и Михаила Матвеевича Лазаревских | Бумага, сепия | 29×22 | 11 декабря 1849 | ||
Автопортрет | Бумага, сепия | 16,2×13 | 29 декабря 1849 | ||
Портрет Андрея Васильевича Племянникова | Бумага, акварель | 29,5×22,3 | январь — апрель 1850 | ||
Портрет М. Исаева | Бумага, акварель | 25,6×20,5 | февраль 1850 | ||
Распятие
Эскиз |
Бумага, сепия | 19,6×11,8 | март 1850 |
Альбомы были отобраны у Шевченко при аресте 5 апреля 1847 года, однако, из-за отсутствия компрометирующих материалов, они были ему возвращены и находились у него во время его пребывания в Орской крепости и во время аральской экспедиции 1848—1849 годов. Во второй раз, и уже безвозвратно, альбомы были отобраны у Шевченко во время ареста 27 апреля 1850 года .
К списку ненайденных работ Т. Г. Шевченко относятся те, которые упоминаются в различных источниках: в письмах Шевченко и различных лиц к нему, в воспоминаниях современников, в архивных источниках и в литературных произведениях.
Название | Техника | Дата |
---|---|---|
Карикатура на министра образования С. С. Уварова. | — | июнь — 20 декабря 1847 |
Песчаные барханы и лошади на первом плане. | — | 11 мая — 17 июня 1848 |
Портрет Алексея Ивановича Макшеева. | Бумага, акварель | 19 июня — 25 декабря 1848 |
Карикатура на раимских офицеров. | — | 19 июня — 25 июля 1848; 1 марта 1849 |
Портрет прапорщика Эраста Васильевича Нудатова. | Бумага, тушь | 19 июня — 25 июля 1848; 1 марта 1849 |
Портрет прапорщика Эраста Васильевича Нудатова. | — | 19 июня — 25 июля 1848 |
Остров Обручева. | — | 7 сентября 1848 |
Остров Николая. | — | 12—21 сентября 1848; 20—30 августа 1849 |
Остров Николая. | — | 12—21 сентября 1848; 20—30 августа 1849 |
Автопортрет. | — | 6 октября 1848 — 6 мая 1849 |
Казахский бакса. | — | 23 ноября 1848 — 29 декабря 1849 |
Остров Меншикова. | — | 22—23 мая, 18—20 июня 1849 |
Портрет Матильды Петровны Обручевой. | Масло | ноябрь 1849 — апрель 1850 |
Портрет Карла Ивановича Герна и его жены. | Масло | октябрь 1849 — апрель 1850 |
Распятие. | Масло | 7 марта — апрель 1850 |
Портрет Фёдора Матвеевича Лазаревского. | — | 12—27 апреля 1850 |
Как видите. | — | апрель 1847 — апрель 1850 |
Рисунки в письмах к А. И. Лизогубк. | — | 20 ноября 1847 — апрель 1850 |
Весной 1851 года на полуостров Мангышлак была снаряжена геологическая экспедиция под руководством горного инженера поручика А. И. Антипова для поисков месторождений угля в горах Каратау . В составе экспедиции были польские политические ссыльные — Бронислав Залесский и Людвиг Турно. По их просьбе комендант Новопетровского укрепления А. П. Маевский вместе с командой солдат, выделенных для участия в экспедиции, отправил и Т. Г. Шевченко.
На значительной части работ Т. Шевченко периода ссылки есть надписи — названия местности и авторские номера от 1 до 45 включительно (не хватает рисунков с номерами 7, 11, 14, 15, 23, 24, 30, 34, 37, 43), на одном рисунке номер не читается .
Из работ Т. Г. Шевченко, выполненных во время экспедиции в горы Кара-Тау, между 21 мая и 7 ноября 1851 года, известно 17 акварельных пейзажей и жанровых рисунков сепией и 53 рисунка карандашом. Значительная часть этих рисунков имеет надписи, определяющие конкретную местность, где проходила экспедиция, а также авторские порядковые номера .
Изображение | Название | Техника |
Размеры
(см) |
Дата | С. |
---|---|---|---|---|---|
Казахская юрта в степи | Бумага, акварель | ? | 1851—1857 |
К списку ненайденных работ Т. Г. Шевченко относятся те, которые упоминаются в различных источниках: в письмах Шевченко и различных лиц к нему, в воспоминаниях современников, в архивных источниках и в литературных произведениях.
Название | Техника | Дата |
---|---|---|
Рисунок у А. И. Лизогуба. | Акварель или сепия | ноябрь 1850 — январь 1851 |
Портрет поручика Александра Гавриловича Фролова. | — | 1851—1852 |
Рисунки в Кара-Тау. | — | июнь — август 1851 |
Рисунок. | — | 8 июня — август 1851 |
Рисунки. | — | 8 июня — август 1851 |
Рисунки. | — | 8 июня — август 1851 |
Рисунок. | — | 8 июня — август 1851 |
Рисунки. | — | 8 июня — август 1856 |
Рисунок. | — | 8 июня — август 1851 |
Цыган. | Бумага, сепия | июнь — август 1851 |
Апостол Пётр. | Бумага, сепия | июнь — август 1851 |
Пейзажи Кара-Тау и Новопетровского укрепления. | Бумага, акварель | июнь 1851 — 13 мая 1857 |
Кочак. | Бумага, акварель | 1851 — 13 мая 1857 |
Песчаный буран в Мангышлакской пустыне. | Бумага, акварель | 1851—1856 |
Портреты солдат и офицеров. | — | 1851 — июль 1857 |
Купцы, жарящие яичницу. | — | 1851 — июль 1857 |
Портрет Е. Н. Косарева. | Бумага, карандаш | 1852 — июль 1857 |
Вид Астрабада (мираж). | — | 1852 — февраль 1857 |
Скульптурные работы. | — | 1853 |
Барельеф. Гипс. | — | 15 июня 1853 |
Памятник на могиле сына Усковых. | — | июнь 1853 |
Трио. Барельєф. | — | 15 июня — 6 октября 1853 |
Бык и киргиз. Барельеф. | — | 1853 |
Христос в терновом венке. Барельеф. | — | 1853—1854 |
Каспийское море с двумя смерчами. | — | 1853—1854 |
Скульптурная группа. | — | 1853—1856 |
Ночь. | Бумага, акварель | лето 1854 |
Автопортрет. | — | 3 ноября 1854 |
Иоанн Креститель. Барельеф. | — | 1855 |
Два рисунка. | — | 25 сентября 1855 — 22 апреля 1856 |
Ловкий продавец. | Бумага, сепия | 1856 — 13 мая 1857 |
Дочка хиосского гончара. | Бумага, сепия | февраль — май 1857 |
Сцена в казарме. | Бумага, сепия | февраль — май 1857 |
Молитва по умершим. | Бумага | 13—20 мая 1857 |
Молитва по умершим. | Бумага | 13 — 20 мая 1857 |
Портрет Н. Е. Бажанова. | Бумага, карандаш | 15 июня 1857 |
Новопетровское укрепления. Батарея № 1. | Карандаш | 29 июля 1857 |
Портрет Наташи Усковой. | Бумага, сепия | июль 1857 |
Ночь в татарськом кладбище. | Бумага, акварель | 11 июня — июль 1857 |
Во время плавания по Волге Тарас Шевченко нарисовал серию пейзажей и несколько портретов. К этому плаванию он начал готовиться ещё во время пребывания в Новопетровском укреплении, о чём свидетельствуют его записи в дневнике от 30 июня 1857 года: «Собираясь путеплавать по Волге от Астрахани до Нижнего, я обзавёлся чистой тетрадью для путевого журнала…». Видимо, в это время он также покрасил бумагу для рисования. Целые листы бумаги художник использовал для портретов, а на разрезанных вдоль полосках рисовал пейзажи Волги.
Плавание продолжалось месяц. Часть рисунков, нарисованных Шевченко во время плавания, имеют авторскую нумерацию и названия. Другие рисунки имеют только названия. Дату написания рисунков позволяет определить наличие точных записей в дневнике о времени и месте стоянок парохода.
Возможно, что Шевченко думал использовать дорожные зарисовки для создания серии волжских пейзажей, о чём свидетельствует письмо Б. Залесского к Шевченко от 5 октября 1857 года: «C возвратом издателя „Виленского альбома“ разговорюсь с ним на счёт твоих приволжских видов» . Замысел Шевченко не был осуществлён.
Изображение | Название | Техника |
Размеры
(см) |
Дата | С. |
---|---|---|---|---|---|
В Астрахани | Тонированная бумага, карандаш | 10,1×28,6 | 5—22 августа 1857 | ||
Камышин | Тонированная бумага, карандаш | 12,7×28,6 | 29 августа 1857 | ||
Портрет Екатерины Никифоровны Козаченко | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 28,6×25,1 | 30 августа 1857 | ||
Возле Саратова | Тонированная бумага, карандаш | 12,3×28,5 | 31 августа — 1 сентября 1857 | ||
Саратов | Тонированная бумага, карандаш | 10,7×28,6 | 31 августа — 1 сентября 1857 | ||
Портрет Т. З. Епифанова | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 28,7×21,1 | 2 сентября 1857 | ||
Царский Курган | Тонированная бумага, карандаш | 12,4×28,3 | 7 сентября 1857 | ||
Царский Курган | Тонированная бумага, карандаш | 11,7×27,3 | 7 сентября 1857 | ||
Казань | Тонированная бумага, карандаш | 11,7×28,6 | 14 сентября 1857 | ||
Напротив Казани | Тонированная бумага, карандаш | 12,5×28,7 | 14 сентября 1857 | ||
Портрет Михаила Петровича Комаровского (?) | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 31,8×25,5 | 15 сентября 1857 | ||
Портрет Елисея Александровича Панченка (?) | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 28,6×25,2 | 16 сентября 1857 | ||
Благовещенский собор в Нижнем Новгороде | Тонированная бумага, сепия, белила | 17×31 | 26 сентября 1857 | ||
Портрет Павла Абрамовича Овсянникова | Тонированная бумага, итальянский карандаш | 31,8×25,2 | 30 сентября 1857 | ||
Архангельский собор в Нижнем Новгороде | Тонированная бумага, сепия, белила | 16,6×31,2 | 11—12 сентября 1857 | ||
Портрет четы Якоби | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 35,7×27 | 8—9 ноября 1857 | ||
Автопортрет | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 31,4×24,6 | 28 ноября 1857 | ||
Автопортрет | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 25,5×21,2 | 4 января 1858 | ||
Портрет Константина Антоновича Шрейдерса | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 34,6×28,3 | 10 января 1858 | ||
Портрет полицейского | Бумага, карандаш | 25×22 | 20 сентября 1857 | ||
Портрет Андрея Кирилловича Кадницкого | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 34,3×27 | 12 февраля 1858 | ||
Портрет Николая Адамовича Фрелиха (?) | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 30×23,5 | 12 февраля — 7 марта 1858 | ||
Портрет ребёнка | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 35,6×28,5 | 1858 | ||
Портрет М. С. Щепкина | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 35,8×28,7 | 16 марта 1858 | ||
Портрет Михаила Матвеевича Лазаревского | Тонированная бумага, итальянский карандаш, мел | 29,5×23 | 28 марта 1858 | ||
Портрет Марии Степановны Кржисевич | Тонированная бумага, итальянский и белый карандаш | 33,7×26,2 | 6 мая 1858 | ||
Портрет Б. Суханова-Подколзина | Бумага, карандаш | 21,3×15,7 | 21 мая 1858 | ||
Две девушки | Бумага, офорт, акватинта |
14,6×10,7;
20,8×13; 31,6×21,6 |
мая 1858 | ||
Святая семья | Бумага, офорт, акватинта |
22×16,5;
26,9×18,8; 42,5×32 |
мая — 12 июля 1858 | ||
Сама себе в своём доме | Бумага, сепия | 26,5×35,8 | 21 мая 1858 | ||
Притча о работниках на винограднике | Бумага, сепия | 22×29,5 | 15 июля 1858 | ||
Притча о работниках на винограднике | Бумага, офорт, акватинта |
29×40;
36×44,5; 41×53 |
15 июля — 7 ноября 1858 | ||
Портрет Айры Олдриджа | Цветная бумага, итальянский и белый карандаш | 35,6×28,3 | 25 декабря 1858 | ||
Портрет Николая Алексеевича Северцова | Цветная бумага, итальянский и белый карандаш | 29,8×28 | 27 марта 1859 | ||
Портрет Василия Леонтиевича Кочубея | Холст (овал), масло | 92×76,7 | март — 25 май 1859 | ||
Борис Суханов-Подколзин | Тонированная бумага, итальянский карандаш, мел | 25,4×34,5 | март 1859 | ||
Русалки | Бумага, сепия, белила | 30,3×45,4 | январь 1859 | ||
Приятели | Бумага, офорт, акватинта |
14,2 × 20,2;
18 × 23; 31,2 × 35 |
15 марта 1859 | ||
Старец на кладбище | Бумага, сепия | 28,7×21,6 | 15 марта 1859 | ||
Старец на кладбище | Бумага, офорт, акватинта |
28,4×20,8;
32,2×29,9; 43,6×30,9 |
15 марта 1859 | ||
Вечер в Альбано около Рима (лес) | Бумага, тушь, перо, сепия | 22,5×28,2 | 25 мая 1859 | ||
Вечер в Альбано около Рима (лес) | Бумага, офорт, акватинта |
22,5×28,2;
27,3×30,7; 29,3×37,2 |
25 мая 1859 | ||
Портрет Михаила Александровича Максимовича | Итальянский карандаш, мел | 34×26,9 | 19 июня 1859 | ||
Портрет Марии Васильевны Максимович | Тонированная бумага, итальянский карандаш, мел | 34×26,5 | 22 июня 1859 | ||
Портрет А. А. Лазаревской | Тонированная бумага, итальянский карандаш, мел | 29,5×23,1 | 22 июля 1859 | ||
Мангышлацкий сад | Бумага, офорт, акватинта. |
15,6×22,2;
18,4×23; 21,3×25,5 |
24 сентября 1859 | ||
Сама себе в своём доме | Бумага, офорт, акватинта |
18,5 × 25,5;
21,8 × 28; 31 × 43,7 |
11 ноября 1859 | ||
Автопортрет | Холст, масло | 44,4×35,5 | 1859 | ||
Проект хаты. Фасад | Акварель | 25,9×34,1 | февраль — 25 августа 1860 | ||
Проект хаты. Боковой фасад | Акварель | 22×29,7 | февраль — 25 августа 1860 | ||
Автопортрет в тёмном костюме | Бумага, офорт |
16,4×12,3;
21,1×13,1 |
14 марта 1860 | ||
Автопортрет в тёмном костюме | Бумага, офорт, акватинта |
13,6×10,2;
16,1×12,5; 31×21,5 |
14 марта 1860 | ||
Автопортрет с бородой | Бумага, офорт |
16,9×12,5;
22×16; 42,6×31 |
4 апреля 1860 | ||
Вирсавия | Бумага, офорт, акватинта | 36,2×27,1 | 30 мая 1860 | ||
Портрет Ликеры Полусмаковой | Итальянский карандаш | 34×23,3 | лето 1860 | ||
Дуб | Бумага, офорт, акватинта |
21,9×28,3;
27,7×31,3; 33,7×50,5 |
август 1860 | ||
Натюрморт | Бумага, карандаш, сепия. | 32,7×24,4 | 1860 | ||
Мальчик-натурщик | Бумага, сепия, красный карандаш | 36,3×25,8 | 1860 | ||
Натурщица | Бумага, офорт |
23×22,5;
31×27,4; 43,7×34,1 |
1860 | ||
Автопортрет со свечой | Бумага, офорт, акватинта |
16,4×13;
22,5×16,2; 43×31,1 |
июнь 1860 | ||
Автопортрет в светлом костюме | Бумага, офорт |
16,5×12,5;
21×13,6 |
1860 | ||
Автопортрет в шапке и кожухе | Бумага, офорт |
22,8×17,8;
23,3×18,4; 42,3×31,3 |
4 декабря 1860 | ||
Портрет Фёдора Антоновича Бруни | Бумага, офорт |
16,2×12,2;
16,6×12,6; 25,4×18,6 |
1860 | ||
Портрет Фёдора Петровича Толстого | Бумага, офорт |
15,7×11,9;
16,2×12,4; 31,2×21,8 |
1860 | ||
Портрет П. К. Клодта | Бумага, офорт |
16,4×12,5;
16,7×12,9; 31,2×21,7 |
январь — февраль 1861 | ||
Портрет И. И. Горностаева | Бумага, офорт |
16,5×12,5;
31,5×21,8 |
январь — февраль 1861 | ||
Автопортрет | Холст, масло | 59×49 | январь — февраль 1861 |
В литературе альбом известен под названием Корсунского (по месту написания отдельных работ) или Сулиевского (по фамилии одного из бывших владельцев).
Полностью альбом не сохранился. Сейчас известно лишь 13 разрозненных листов с 18-ю рисунками пером, тушью, сепией и карандашом: эскизы к офортам, над которыми Шевченко начал работать в Петербурге с весны 1858 года, пейзажи, эскизы и этюды, выполненные во время пребывания Шевченко на Украине в июне — августе 1859 года, а также различные фольклорные наброски.
Все рисунки альбома исполнены на бумаге, 9 листов имеют порядковую нумерацию (1, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11).
Изображение | Название | Техника |
Размеры
(см) |
Дата | С. |
---|---|---|---|---|---|
Волга | Тонированная бумага, карандаш | 11,5×26,4 | 29 августа — 20 сентября 1857 | ||
Волга | Тонированная бумага, карандаш | 10,3×28,6 | 31 августа — 3 сентября 1857 | ||
Балаково | Тонированная бумага, карандаш | 11,3×28,6 | 3 сентября 1857 | ||
Вид Нижнего Новгорода | Бумага, карандаш | 22,9×36,5 | 20 сентября — ноябрь 1857 | ||
Богдан Хмельницкий перед крымским ханом
Набросок эскиза |
Бумага, цветные карандаши | 28,2×36 | 22 сентября 1857 | ||
Богдан Хмельницкий
Набросок |
Бумага, карандаш | 24,8×19 | 22 сентября 1857 | ||
Богдан Хмельницкий
Набросок |
Бумага, карандаш | 24,9×18,9 | 22 сентября 1857 | ||
Голова Христа
Набросок |
Бумага, карандаш, чернила, перо |
10,8×10,8;
31×22 |
26—27 сентября 1857 | ||
Печерский монастырь в Нижнем Новгороде | Тонированная бумага, карандаш | 16,6×31,6 | 9 октября 1857 | ||
Церковь Ильи в Нижнем Новгороде | Тонированная бумага, карандаш | 16,4×32,6 | 27 октября 1857 | ||
Церковь св. Николая в Нижнем Новгороде | Тонированная бумага, карандаш | 16,2×32,3 | 28 октября 1857 | ||
Благовещенский монастырь в Нижнем Новгороде | Тонированная бумага, карандаш | 16,1×31,5 | 30 октября 1857 | ||
Портрет А. И. Герцена
Набросок |
Бумага, карандаш |
9×8;
31×22 |
10 декабря 1857 | ||
Две девушки
Эскиз |
Бумага, карандаш | 36,3×29,5 | май 1858 | ||
Две девушки | Бумага, офорт, акватинта |
15,1×10,1;
20,7×12,9; 25,6×7,8 |
май 1858 | ||
Сама себе в своём доме
Эскиз |
Бумага, карандаш | 26,5×37 | 21 мая 1858 | ||
В гареме
Этюд |
Бумага, карандаш | 26,5×37 | 21 мая 1858 | ||
В гареме | Бумага, карандаш | 30,4×37 | 21 мая 1858 | ||
Автопортрет Рембрандта с саблей | Бумага, офорт |
19,4×16,2;
22,1×17,3 |
15 июля 1858 | ||
Лазарь Клап | Бумага, офорт |
9,8×8,7;
13,8×9 |
15 июля 1858 | ||
Поляк с саблей и палкой | Бумага, офорт |
7,8×4,4;
8,5×5,4 |
15 июля 1858 | ||
Русалка
Этюд |
Тонированная бумага, уголь, белила | 35,9×28,8 | март 1859 | ||
Русалка
Этюд |
Тонированная бумага, уголь, белила | 36×28,3 | март 1859 | ||
Русалка
Этюд |
Тонированная бумага, уголь, белила | 34,5×55,8 | март 1859 | ||
Старец на кладбище | Бумага, карандаш | 28,1×21,4 | 15 марта 1859 | ||
Над Росью | Бумага, карандаш | 21,8×30,4 | июль 1859 | ||
Над Росью
Набросок |
Бумага, карандаш | 21,8×30,4 | июль 1859 | ||
План хаты
Архитектурный проект |
Бумага, карандаш, акварель | 20,4×28,4 | февраль 1860 | ||
План хаты
Архитектурный проект |
Бумага, тушь, акварель | 20,5×27,5 | февраль 1860 | ||
План хаты
Схематический рисунок |
Бумага, карандаш, тушь | 13,3×16,4 | 18 февраля 1860 | ||
План хаты
Архитектурный проект |
Бумага, тушь, акварель | 25,3×34,2 | 18 февраля 1860 | ||
План хаты
Схематический рисунок |
Бумага, карандаш | 10,6×13,3 | 25 августа 1860 | ||
Амбар
Схематический план |
Бумага, карандаш | 10,6×13,3 | август 1860 | ||
Натурщица
Эскиз к офорту |
Тонированная бумага, сепия, белила, цветной карандаш | 23,7×23,7 | 1860 | ||
Натурщица
Подготовительный рисунок к офорту |
Бумага, карандаш | 27×24,4 | 1860 |
Изображение | Название | Техника |
Размеры
(см) |
Дата | С. |
---|---|---|---|---|---|
Портрет неизвестного | Холст, масло | 52,5×40,5 | 1857—1858 |
К списку ненайденных работ Т. Г. Шевченко относятся те, которые упоминаются в различных источниках: в письмах Шевченко и различных лиц к нему, в воспоминаниях современников, в архивных источниках и в литературных произведениях.
Название | Техника | Дата |
---|---|---|
Рисунки 1838—1857 годов, проданные с аукциона друзьям Шевченко в мае 1861 года. | — | 1838—1857 |
Автопортрет. | Бумага, карандаш | 1840—1861 |
Гермафродит. | — | сентябрь 1841 |
Автопортрет. | Бумага, тушь, перо | 1843 |
Альбомы рисунков | — | 1843—1847 |
Рисунки могилы Перепят. | — | июнь — сентябрь 1846 |
Автопортрет. | Итальянский карандаш, бумага | 1847—1857 |
Портрет Владимира Васильевича Кошкина. | — | 23 сентября 1857 |
Церковь Георгия в Нижнем Новгороде. | — | 25 сентября 1857 |
Портрет Анхен Шауббе. | — | 28 сентября 1857 |
Колокольня Архангельского собора в Нижнем Новгороде. | — | 29 сентября 1857 |
Автопортрет. | Бумага, сепия или тушь | сентябрь 1857 — март 1858 |
Портрет И. П. Граса. | — | 2 октября 1857 |
Портрет Аделаиды Алексеевны Брылкиной. | — | 4 октября 1857 |
Портрет Николая Александровича Брылкина. | Бумага | 10 октября 1857 |
Портрет Анны Николаевны Поповой. | Бумага, карандаш | 13—14 октября 1857 |
Кремлёвская стена в Нижнем Новгороде и пейзаж Заочья. | Бумага, карандаш | 15 октября 1857 |
Пейзаж Заочья. | Бумага, сепия, акварель | октябрь 1857 — март 1858 |
Портрет Марии Александровны Дороховой. | Бумага | 1—4 ноября 1857 |
Портрет Нины Пущиной. | — | 4 ноября 1857 |
Портрет Софии Фёдоровны Варенцовой с сыном. | — | 14—19 ноября 1857 |
Групповий портрет К. А. Шрейдерса, А. К. Кадницкого и Н. А. Фрелиха. Эскиз. | Бумага, карандаш | 30 ноября 1857 |
Портрет Алейникова. | — | 9 января 1858 |
Портрет Александра Евграфовича Бабкина. | Бумага | 13 января 1858 |
Портрет Гавриила Суханова-Подколзина. | Бумага, карандаш | 28 марта 1858 |
Портрет дочери С. С. Гулака-Артемовского. | Тонированная бумага, карандаш | 28 марта 1858—1860 |
Вербы на Смоленском кладбище. | Тонированная бумага, карандаш | апрель 1858—1860 |
Две девушки. | Бумага, сепия | май 1858 |
Турок с одалиской. | Бумага, сепия | май 1858 |
Портрет Нади Карташевской. | — | июнь 1858 — весна 1860 |
Портрет Айры Олдриджа. | Бумага, офорт | 25 декабря 1858 |
Сомко-Мушкет. | — | март — май 1859 |
Пейзаж в Мошнах. | Бумага | июнь 1859 |
Дуб. | Бумага, карандаш | август 1860 |
Автопортрет. | Масло | август 1860 |
Портрет Льва Михайловича Жемчужникова. | Холст, масло | 1860 |
Портрет Л. И. Зотовой. | Холст, масло | 1860 |
Портрет неизвестной. | — | январь 1861 |
Существуют произведения, в отношении которых отсутствуют доказательства того, что их автором является именно Шевченко. Однако в текстах отдельных современников и в некоторых литературных публикациях авторство этих рисунков приписывается ему.
Название | Техника | Размеры (см) | Дата |
---|---|---|---|
Альбом рисунков В. И. Штернберга. | Бумага, карандаш. | — | 1836—1839 |
Ярмарка. Наброски. | Бумага, карандаш | 24,7×33,5 | 1836—1838 |
Хата на опушке у реки. | Бумага, карандаш | 25,1×33,2 | 1836—1838 |
Танец возле дома и другие наброски. | Бумага, карандаш | 25,1×33,2 | 1836—1838 |
Фигуры крестьян. Наброски. | Бумага, карандаш | 23,8×32,5 | 1836—1838 |
Деревья без листьев. | Бумага, карандаш | 32,5×23,8 | 1836—1838 |
Пейзаж з хатами. | Бумага, карандаш | 25×33,5 | 1836—1838 |
Украинский шинок и другие эскизы и наброски. | Бумага, карандаш | 25×33,5 | 1836—1838; 1840 |
Две мужские фигуры. | Бумага, карандаш | 13,1×17,4 | 1836—1839 |
Лагерь в лесу. | Цветная бумага, белила, акварель |
29,7×22,3,
25,7×19,6 |
май — ноябрь 1839 |
Ирендык. | Цветная бумага, карандаш | 22,3×29,7 | июль 1839 |
Сакмарский городок. | Цветная бумага, карандаш | 19,6×25,7 | 31 июля 1839 |
Лес в гористой местности. Набросок. | Цветная бумага, карандаш |
29,3×21,8,
25,1×16,9 |
май — ноябрь 1839 |
Губерля. | Цветная бумага, карандаш | 21,3×29,3 | август 1839 |
Вид на озеро возле города между горами. | Цветная бумага, карандаш | 16,9×25,7 | май — ноябрь 1839 |
Вид на озеро возле города между горами. | Бумага, карандаш | 19,4×27,3 | май — ноябрь 1839 |
Играют в горелки. Эскиз. | Бумага, карандаш | 19,4×27,3 | май — ноябрь 1839 |
Пейзаж с лесом и горами. | Цветная бумага, карандаш | 21,8×29,4 | май — ноябрь 1839 |
Лошадь. Набросок. | Цветная бумага, карандаш | 21,8×29,4 | май — ноябрь 1839 |
Всадник. Набросок. | Бумага, карандаш | 23,9×35 | май — ноябрь 1839 |
Два всадника и солдат с лошадью. Набросок. | Бумага, карандаш | 23,9×35 | май — ноябрь 1839 |
Лица казахов. Наброски. | Бумага, тушь | 19,7×25,8 | май — ноябрь 1839 |
Портрет Василия Ивановича Штернберга, группа у окна и зарисовки коров. Наброски. | Бумага, карандаш | 23,1×32 | январь 1840 |
Рисунки из собрания Ф. Л. Ткаченко. | — | — | — |
Портрет Г. Ф. Квитки-Основьяненко. | Бумага, карандаш | 8,7×6,8 | — |
Рисующий мальчик. | Бумага, карандаш | 10×6,4 | — |
Голова казака. | Бумага, карандаш | 7,5×6,8 | — |
Возный из пьесы И. П. Котляревского «Наталка Полтавка». | Бумага, карандаш | 8,7×6,7 | — |
Портрет Ф. Л. Ткаченко. | Бумага, карандаш, тушь, перо | 7,7×6,4 | — |
Портрет мальчика. | Бумага, карандаш, перо | 7,5×6,7 | — |
Голова человека в шляпе. | Бумага, карандаш. | — | — |
Портрет старой женщины. | Бумага, карандаш | 6,7×5,5 | — |
Голова молодой женщины. | Бумага, карандаш | 6,1×3,5 | — |
Голова пожилого мужчины с бородой. | Бумага, карандаш | 6×3,7 | — |
Чернильница. | Бумага, карандаш. | — | — |
Голова мужчины в высокой шапке. | Бумага, карандаш | 6,2×3,5 | — |
Рисунки из сборника Закревских. | — | — | — |
Рисунки из альбома М. П. Обручевой. | Бумага, акварель. | — | — |
Портреты и рисунки из архива Туркестанского стрелкового батальона. | — | — | — |
Рисунки из альбома Ольги Сократовны Чернышевской. | Бумага, карандаш. | — | — |
Название | Техника | Размеры (см) | Дата |
---|---|---|---|
Виньетки, заглавные буквы и иллюстрации к рассказу Г. Квитки-Основьяненко «Знахарь» в издании Я. А. Исакова «Наши, списанные с натуры русскими». | — | — | 1841 |
Гайдамак. | Бумага, карандаш | 19,1×13,6 | — |
Женщина на коленях перед монахиней. | Ксилография. | 15×11 | — |
Иллюстрации к книге «Жизнь князя Андрея Михайловича Курбского в Литве и на Волыни». | — | — | 1849 |
Церковь в селе Вербки. | Бумага, акварель | 19,8×16,2 | — |
Церковь в селе Секуни. | Бумага, акварель | 19,8×16,2 | — |
План церкви и гробница кн. Курбского в с. Вербки. | Бумага, тушь, перо | 19,9×15,8 | — |
Иллюстрации к книге «Т. Г. Шевченко в ссылке». | — | — | — |
Пейзаж. | Бумага, гальванография. | — | 1842 |
Могила Перепятихи и археологические находки из неё. Хромолитографические таблицы к изданию «Древности» | — | — | 1846 |
Цыгане. Иллюстрация к одноимённой поэме А. С. Пушкина. | Бумага, ксилография. | — | — |
Название | Техника | Размеры (см) | Дата |
---|---|---|---|
Автопортрет Бронислава Залесского. | Бумага, сепия | 21×15,9 | — |
Автопортрет В. И. Штернберга. | Тонированная бумага, карандаш | 20,4×17,2 | — |
Дед Т. Г. Шевченко. | Бумага, карандаш | 25,5×15,3 | — |
Портрет Петра Алексеевича Алфёрова (?). | Картон, масло | 36,2×27,6 | 1-я половина XIX в. |
Портреты Павла Максимовича Андреевича и его жены. | Масло | — | 1845 |
Портрет Лаврентия Петровича Бойко. | — | — | — |
Портрет военного. | Бристольская бумага, акварель | 20,5×16,2 | 1-я половина XIX в. |
Портрет Евпраксии Николаевны Вревской (Вульф). | Холст, масло. | — | 1841 |
Портрет генерала. | Масло. | — | 1837—1838 |
Портрет Александра Петровича Глассона. | Картон, масло | 19,7×16 | 1847 — 1850 |
Портрет Николая Васильевича Гоголя. | Холст, масло | 20,3×16 | — |
Портрет Демидова. | — | — | 1837 |
Портрет Анны Ивановны Закревской. | Холст, масло | 51,3×39,8 | — |
Портрет Платона Алексеевича Закревского. | Холст, масло | 52×40,5 | — |
Портрет жены Бронислава Залесского. | Бумага, сепия. | — | — |
Портрет Параски Николаевны Залесской. | Холст, масло | 420×370 | — |
Портрет Устима Кармелюка. | Холст, масло | 100×62 | — |
Портрет Василия Матвеевича Лазаревского. | — | — | — |
Портрет неизвестного. | Бристольская бумага, карандаш | 14,5×12,1 | — |
Портрет неизвестного. | Бристольская бумага, карандаш. | — | — |
Портрет неизвестной. | Холст, масло | 33×26,7 | — |
Портрет неизвестной. | Картон, масло | 6,5×6,5 | Средина XIX в. |
Портрет неизвестной. | Бумага, карандаш | 26,9×23,8 | — |
Портрет неизвестной в голубой одежде. | Бристольская бумага, акварель, гуашь | 27,7×21,7 | 1-я половина XIX в. |
Портрет графа Нарциза Олизара. Эскиз. | — | — | 1830 |
Портрет Лукерьи Полусмаковой. | Холст, масло | — | — |
Портрет Варвары Николаевны Репниной. | Холст, масло | 40,6×37 | 1839 |
Портрет садовника. | Холст, масло | 62×48 | — |
Портрет Александра Александровича Сапожникова. | — | — | — |
Портрет крестьянки. | Холст, масло | 60×46,5 | — |
Портрет Александра Васильевича Суворова. | Бумага, гравюра на дереве | 9,8×7,6 | 1842 |
Портрет Товбыча. | Бумага, карандаш | 20,5×16,2 | 1845 |
Портрет Натальи Александровны Хрущёвой. | Масло | — | июнь 1859 |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Бумага, карандаш | 15×13,7 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко в годы ссылки. | Акварель | 103×88 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко («На муштре») | — | — | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Картон, масло | 23,7×18,8 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Картон, овал, масло | 26,1×20,1 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Холст, масло | 24,5×19,8 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Цветная бумага, карандаш | 11,1×8,5 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко в профиль. | Бумага, тушь, перо | 20,7×16,7 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко и неизвестного. Памятник тысячелетия России в Нижнем Новгороде. Наброски. | Бумага, карандаш, тушь, перо | 27,2×21,4 | 12 декабря 1859 |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Холст, масло. | — | 1860 |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко и неизвестного. | Бумага, тушь, перо | 15,4×22,4 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Холст, масло | 60×50 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Бумага, карандаш | 19,7×15,8 | — |
Портрет Тараса Григорьевича Шевченко. | Бумага, карандаш | 12,4×9,8 | — |
Портрет Михаила Семёновича Щепкина (?). | Холст, масло | 36,9×27 | — |
А. С. Пушкин на смертном одре. | Бумага, карандаш | 12,2×18,3 | — |
Мужчина с трубкой. | Холст, масло | 53,7×45 | — |
Название | Техника | Размеры (см) | Дата |
---|---|---|---|
Бандурист. | Холст, масло | 48,5×39,5 | Средина XIX в. |
Битва казаков с поляками. | Масло | — | — |
Возле шинка в селе. | Бумага, карандаш | 26,5×36 | 1836—1838 |
Обоз чумаков в степи. | Холст, масло | 65×96 | — |
Свадьба. | Холст, масло | 66,5×90,5 | — |
Ветер гудит — трава шумит, казак-бедняк убитый лежит. Хата. Церковь. | Бумага, карандаш | 35,2×22,3 | — |
Головка. Офорт | — | — | 1858—1860 |
Эскизы к неизвестной картине на историческую тему. | — | — | февраль 1847 |
Еврейская свадьба. | Бумага, акварель | 24,1×36,7 | — |
Женщина на диване. | Тонированная бумага, пастель | 31,2×38,3 | — |
Знай службу. | — | — | — |
Кадриль в лазарете. | Масло. | 1840—1850 | |
Казахи возле юрты. | Бумага, карандаш | 13,9×22,9 | — |
Сказка (Солдат и смерть). | Бумага, тушь, кисть, перо | 28,4×22,1 | — |
Карикатура на диакона Николая Шпака. | — | — | — |
Карикатуры на членов царской семьи. | — | — | — |
Киргиз верхом. | Пастель | — | — |
Казак Мамай. | Картон, карандаш. | — | — |
Группка крестьян у пригасшего костра. | Масло | июнь 1859 | |
Музыкант. | Холст, масло | 30×25,5 | 1-я половина XIX в. |
Музыкант. | Тонированная бумага, пастель | 36,1×29,5 | — |
Батрачка. | Холст, масло. | — | — |
Батрачка, зашивающая на себе подол порванной сорочки. | Холст, масло | июнь 1859 | |
Наталка Полтавка. | Холст, масло | 98×71 | — |
Панько Рудый, пасечник из Диканьки. | Холст, масло | 57,5×138 | — |
Паски святят. Эскиз. | Бумага, карандаш, акварель | 17,1×27,8 | 1838 |
Пастушок. | Масло. | — | июнь 1859 |
Фигура человека в картузе. | Бумага, чернила, перо. | — | — |
Роспись дома Репниных. | — | — | 1843—1844 |
Сатрапы. | Акварель. | — | — |
Праздник в селе. | Бумага, акварель. | — | — |
Средневековые сцены:
«Рыцарь в монастыре», «У монастырских ворот» |
Холст, масло |
80×92,8
80×92,5 |
1-я половина XIX в. |
Судебная рада. | Акварель | 47×60 | — |
«Да нет хуже так никому, как бурлаку молодому». | Холст, масло | 30×26,4 | |
Танец казаков. | — | — | — |
Украинский мальчик. | Масло. | — | — |
Уральский казак верхом. | Пастель. | — | — |
Мальчик-казачок подметает пол в панских покоях. | Картон, масло | 44,3×38 | — |
Мальчик-казачок прислуживает в панских покоях. | Холст, масло | 38,2×48,8 | — |
Ярмарка. | Бумага, акварель | 25,3×36,6 | 1837—1838 |
Название | Техника | Размеры (см) | Дата |
---|---|---|---|
Антиной. Четыре рисунка с разных сторон. | — | — | 1837 |
Запрестольный образ божьей матери в Новопетровской церкви. | — | — | — |
Запрестольный образ спасителя. | Масло | — | — |
Освобождение апостола Петра из темницы. | Бумага, карандаш, пастель | 25,9×21,4 | — |
Образ Рождества Богородицы. | Масло | — | — |
Образ Спаса Нерукотворного. | — | — | — |
Образ царицы Александры. | Масло | — | — |
Христос в Эммаусе. | Гравюра. | — | — |
Название | Техника | Размеры (см) | Дата |
---|---|---|---|
Вол. Верблюд. | Тонированная бумага, карандаш, тушь | 15,3×23,3 | — |
Осёдланная лошадь. | Бумага, карандаш | 17,7×21,3 | — |
Название | Техника | Размеры (см) | Дата |
---|---|---|---|
Пейзаж парка. Набросок. | Бумага, карандаш | 16,7×24,5 | — |
Пейзаж старого Киева. | Бумага, карандаш | 22,8×36,2 | — |
Выдубицкий монастирь. | Цветная бумага, карандаш | 19,1×13,5 | — |
Выдубицкий монастирь. | Бумага, тушь, перо | 21,1×25,6 | — |
Улица в украинском селе. | Холст, масло | 24×31 | — |
Горный пейзаж с всадниками в окрестностях Златоуста. | Бумага, акварель, тушь | 21,2×36,6 | июль — август 1838 |
Пейзаж с холмами и юртой. | Бумага, акварель, тушь | 21,2×36,6 | июль — август 1838 |
Гора Щекавица в Киеве. | Бумага, карандаш | 11,3×15,4 | — |
Гористая местность возле Оренбурга. Наброски. | Бумага, карандаш | 21,7×29 | 1857 |
Пейзаж с мельницей. | Холст, масло | 40×59 | — |
Пейзаж с рекой. Набросок. | Карандаш | 16×24,6 | — |
Пейзаж «На Нове». | — | — | — |
Моринцы. | — | — | 30 июня 1859 |
Оренбургская крепость. | Бумага, акварель | 21,9×35,5 | — |
Руины дома Богдана Хмельницкого в Субботове. | — | — | — |
Руины дворца гетмана Мазепы в Батурине. | Гравюра на дереве | — | — |
Сосновый лес. | — | — | 1859 |
В Кирилловке. | — | — | 1843—1847 |
Хата родителей Т. Г. Шевченко. | Бумага, карандаш | 17,7×26,7 | 1843 |
Церковь в Прилуках. | — | — | — |
Церковь в с. Прохоровцы. | Бумага, карандаш | 20×26,2 | — |
Церковь Петра и Павла. | — | — | 1845 |
Шлях около Киева. | Бумага, тушь, карандаш | 14,5×22 | — |