Interested Article - Румынский и молдавский национальные костюмы

Танцоры ансамбля « Жок » в молдавских народных костюмах

Национальный костюм ( рум. costume popular românesc , молд. костум популар молдовенескь ) является неотъемлемой частью культуры молдаван и румын. Так как румыны и молдаване являются очень близкородственными народами, то их национальные костюмы очень похожи, поэтому в данной статье будут рассматриваться костюмы обоих народов.

Как и везде в Европе, до наших дней сохранились единичные предметы народного костюма, такие как шапки или безрукавки, которые носятся главным образом пожилыми людьми.

История

Слева — изображение дака из колонны Траяна , справа — румынский народный костюм

Археологические находки включают в себя лишь металлические части одежды и украшения, к которым относятся золотые и серебряные шейные гривны, серьги, стеклянные бусы, и бронзовые браслеты , фибулы и др.; однако изображения даков в римских источниках (например, на колонне Траяна, а также на памятнике из Адам-Клисси (Добруджа)) говорят о дакийской преемственности в румынском и молдавском костюме. К элементам, пришедшим напрямую из одежды даков, относится геометрический орнамент, используемый в вышивке, туникообразные рубахи, плащи и меховые шапки — кушмы.

Также большую роль в формировании румынского и молдавского народных костюмов сыграли славяне, пришедшие в Причерноморье и на Балканы в VI-XII веках. Из славянских заимствований в румынском и молдавском костюме являются женские юбки, состоявшие из двух частей: передней и задней, свадебные женские головные уборы разных типов, кожаные пояса с металлическими накладками. Также некоторое влияние оказали тюркские кочевые народы, кочевавшие на территории современных Молдавии и Румынии в IX-XIII веках, тюркское влияние отразилось на терминологии и покрое некоторых видов одежды.

Румынский и молдавский национальный костюмы окончательно сформировались в Средневековье , после обретения государственности. В это время происходит обособление народного костюма и одежды знати, последняя находилась под сильным византийским, а с XV-го века — венгерским, турецким и русским влиянием. Некоторые элементы одежды знати позднее проникли в городской и народный костюм: например, длинный боярский кафтан был обязательной принадлежностью одежды молдавских музыкантов первой половины XIX века.

В XVIII-м веке в связи кризисом в Османской империи , владычество турок на территории современных Румынии и Молдавии ослабевает, а в следующем, XIX веке Бессарабия (современная Республика Молдавия) присоединяется к России, в то время как румынские княжества в составе Османской империи получают большую автономию, а затем независимость, и в итоге объединяются в Королевство Румынию . С этого момента турецкий и исконно румынский/молдавский костюмы в среде горожан начинают вытесняться европейской одеждой (в начале и середине XIX века ношение европейской одежды среди знати воспринималось сдержанно, но неоднозначно, а простолюдины и вовсю считали данный позором, так как в их глазах западная одежда ассоциировалась с немецкими купцами, обосновавшимися в Бухаресте и Яссах , и зачастую гулявшие в пьяном виде по праздникам и в конце недели ), а в начале XX века она проникает и в сельскую местность. Однако, чтобы показать близость с народом, румынская знать иногда надевала стилизованные народные костюмы. Ситуацию с костюмом, царившую в Бессарабии в начале XIX века, в частности, зафиксировал находившийся здесь в ссылке Александр Пушкин на некоторых своих рисунках, например, на рисунке 12 апреля 1821 года «Сцена в церкви», изображающем боярина, снявшего свою шапку-ишлик, грека- клефта , молдавского крестьянина, монаха в подряснике и скуфье , купцов и чиновника (вероятно, русского). Этот рисунок демонстрирует царившую в то время пестроту одежды среди разных сословных групп Бессарабии .

Об изменениях, произошедших в быту румынской и молдавской знати, в том числе и одежде, следующим образом писал Ланжерон :

Мы нашли многих молдаванок в восточных костюмах, в домах без мебели и с очень ревнивыми мужьями. Но революция, произошедшая в Яссах, а затем в Бухаресте была быстрой и полной: через год все молдавские и валашские женщины переоделись в европейские одежды. Дома наполнились иностранными слугами, французскими поварами, в салонах говорили только по-французски. Петр I не изменил лик империи так, как наше прибытие изменило Молдавию

Некоторый возврат интереса к румынскому народному костюму возникает в период правления фашистско-традиционалистской партии « Железная гвардия », и не угасает после прихода к власти коммунистов. При коммунистическом режиме были созданы кооперативы (хотя некоторые начали работу ещё при королевском режиме), изготавливавшие народные костюмы, а их можно было купить в сельмагах. Например, по состоянию на 1965 год, ккоператив в селе Тисмана Олтенской области (ныне город в составе жудеца Горж ) изготавливал народный костюм Олтении; кооператив села Питештского района области Арджеш (ныне жудец Арджеш ) изготавливал народные костюмы. Кооперативы по изготовлению народных костюмов существовали и в городах, их продукция не только экспортировалась в сёла, но и служила в качестве сценического костюма ансамблей народной музыки. Например, кооператив «Arta casnică» ( рум. Домашнее искусство ) города Бряза (ныне жудец Прахова) специализировался на производстве шёлковых и полотняных рубах . Аналогичная ситуация наблюдалась и в Молдавской ССР , где начиная с 60-х годов художественные промыслы включены в систему государственной промышленности, и где изготовление национального костюма было сосредоточено в Объединении народных художественных промыслов Министерства местной промышленности.

Тем не менее, к 1960-м годам румынский и молдавский народный костюм окончательно выходит из употребления в быту. Однако его отдельные элементы сохраняются и по сей день, главным образом среди пожилых людей. Жители молдавских и румынских сёл даже нося одежду современного покроя сохраняют преемственность с традиционным костюмом: мужчины носят шапки-кушмы, вязаные безрукавки и жилеты вместо традиционных кожаных безрукавок, женщины — платья вместо рубах и многочисленных вариантов передников и платки вместо марам. Традиционные костюмы в том виде, в котором они формировались за всё существование румынского и молдавского народов, тем не менее, продолжают носиться, но лишь на некоторых праздниках (свадьба, встреча хлебом-солью ), особенно в сельской местности. В дизайне костюмов принимают участие некоторые модельеры и художники, а иногда румынский и молдавский народный костюм служит источником вдохновения для домов мод. Например, Dior за основу своей осенней коллекции 2017 года взяла румынский народный костюм. Однако представители самого дома, в том числе его глава Мария-Грация Кьюри ( итал. Maria Grazia Chiuri ) никак не прокомментировали использование в коллекции румынских народных мотивов, что в самой Румынии было воспринято как плагиат. В сети стал набирать популярность хэштег #GiveCredit , а румынский Beau Monde решил восстановить справедливость самостоятельно, запустив кампанию по продаже одежды местных мастеров, создав для них бесплатную рекламу и оповестив о ней в Интернете, под названием Bihor Couture (в коллекции были использованы мотивы из жудеца Бихор ). Целью данной компании является популяризация и удешевление народного костюма, а также поиск нового рынка сбыта. Деньги с продажи народной одежды, вырученные в результате данной кампании, пойдут самим напрямую мастерам .

Общие элементы

Румынские иммигранты в США, начало XX века. Из собрания Нью-Йоркской публичной библиотеки

Как и любой народный костюм, румынский и молдавский народные костюмы сильно различаются в зависимости от региона, однако в целом для них характерно преобладание белой некрашеной ткани, активное использование вышивки (вышивали нитями из козьей шерсти, дающей характерный блеск) и орнаментов. Существуют три вида используемых орнаментов: это абстрактный, геометрический, с изображениями зверей, птиц и человечков и с цветочными мотивами, появившийся в XVI-XVII веках. Среди мотивов растительного орнамента чаще всего встречаются изображения ветвей, листьев, цветков, виноградной грозди, пшеничных колосьев.

В условиях натурального хозяйства ткань и одежду крестьяне изготовляли дома, и только отдельные части костюма, такие как обувь, безрукавки, тулупы и шапки закупались у портных, сапожников и скорняков.

Верхняя одежда

  • Свита ( молд. суман ) — изготавливалась из сукна чёрного или серого цвета, имела полы до колен.
  • Плащ ( молд. и рум. манта ку глугэ, burcă ) — носился в дождливую погоду, имел капюшон и шился из плотного сукна.
  • Кожух ( молд. и рум. кожок, cojoc, cojocul ) — шуба с овчинным мехом белого, коричневого или чёрного вовнутрь и полами до колен и ниже, носился зажиточными крестьянами.
  • Шуба ( молд. контэш, contăş, chinteş ) — покрыта тонким сукном, носилась зажиточными крестьянами и боярами.

Мужская одежда

  • Мужская рубаха ( молд. и рум. кэмашэ, cămaşa ) — туникообразного покроя, праздничные рубахи богато орнаментированы, повседневные содержат минимум вышивки или вообще не имеют. Выделяют четыре типа рубах: рубаха с полой, составленной из отдельных частей (исчезла в начале XX в.); рубаха с широкими, в полтора полотнища, рукавами; рубаха с треугольной вышитой вставкой ( рум. barbura ) на спине; рубаха с фустанеллой ( молд. кэмешэ ку фустэ ), носившуюся на резинке и короткая до пояса рубаха на кокетке ( рум. cămaşă cu placă ) с очень широкими рукавами. Подобные рубахи встречаются в венгерском, словацком и хорватском народных костюмах. Ворот у мужской рубахи круглый или квадратный, изначально он был вырезным, позднее появился невысокий стоячий или отложной воротник.
  • Штаны — в большинстве регионов носили относительно схожие белые холщёвые и шерстяные штаны, подразделявшиеся на широкие ( молд. и рум. чиоаречь, гач, cioareci ) и узкие ( молд. и рум. ицарь, змень, ițari ), однако в некоторых местах встречались свои фасоны штанов. Некоторые ицарь длиной доходят до 4 метров, поэтому их носили с многочисленными сборками. Зимой пастухи носили штаны мешинь ( рум. meşini ) с мехом вовнутрь, а крестьяне — толстые шерстяные штаны ( молд. и рум. берневичь, bernevici ). Во время османского владычества также были в употреблении шаровары.

Женская одежда

  • Женская рубаха ( кэмашэ, ие, туника ) была длиной до лодыжек. В Мунтении и на юге Трансильвании вместо рубахи носили кофту ие ( рум. ie ), доходившую до пояса, в XIX веке ие распространилась на всей территории Румынии и Молдавии. На груди и на рукавах рубахи и ие украшались вышивкой. Как и мужская рубаха, женская умела круглый или квадратный ворот. Рукава женской рубахи обычно длинные и цельнокройные, они украшаются богаче остальных видов рубах. Также рукава расширялись к манжетам, но к началу XX века такой тип рукавов стал встречаться всё реже.
  • Катринцэ ( молд. и рум. катринцэ, catrință ) — шерстяная юбка, оборачивающаяся вокруг тела и опоясывающаяся, подобна украинской плахте . Полы фоты либо перекрывают друг друга либо одна из них заворачивается наверх за пояс.
  • Выльник ( рум. vâlnic ) — поясная одежда, представляющая собой два фартука: гладкий спереди и сборчатый или плиссированный сзади. Выльник, как и катринца распространён в Олтении. Эта часть одежды напоминает североболгарскую.
  • Фота ( молд. и рум. фотэ, фота, fotă, peștiman, pestelcă ) — поясная одежда наподобие выльника, однако и спереди и сзади фартуки гладкие. В ширину она достигала около 80 см, а в длину — 1,40 см.

Обувь

Опинчь из Марамуреша
  • Опинчь ( молд. и рум. опинчь, opinci ) — обувь, изготавливавшаяся из прямоугольного куска свиной кожи, сгибавшегося кверху и перетягивавшегося лоскутком из той же кожи по бокам и верху. Опинчь были крестьянской обувью и носились поверх онучей или носок. Как правило, концы опинчь были острые, но в концы загибались вверх, а в центральной Бессарабии концы были круглые . Слово заимствование из славянского «опанки, опанак», в свою очередь, восходящему к праславянскому «*opьnъkъ» — обувь скалолазов.
  • Сапоги и ботинки — проникли в быт богатых крестьян в XIX веке. Уже в XX веке вошли в широкий обиход и окончательно вытеснили опинчь.

Головные уборы

  • Кушма ( молд. и рум. кушмэ, кэчула, cușmă, cujmă, căciulă, moțată ) — барашковая шапка. Носилась преимущественно в холодную погоду, но пастухи носили её круглый год. Кушма является национальным символом румын и молдаван, как сербская шайкача или русская ушанка .
  • Шляпа ( рум. и молд. пэлэрие, pălărie ) — носилась в тёплую погоду. Шляпы могли быть сделаны из войлока или соломы, в XX веке появились фетровые шляпы.
  • Марама ( молд. и рум. марамэ, maramă ) — длинная фата-покрывало, украшавшаяся вышивкой абстрактными или цветочными мотивами. При украшении могли использоваться золотые и серебряные нити. Существовали два варианта:
    • будничный — кырпэ ( рум. cîrpă );
    • праздничный — нэфрамэ ( молд. нэфрамэ, neframă ) .
  • Чапсе ( молд. и рум. чапсе, ceapsă ) — чепец / повойник , бывший головным убором замужних женщин преимущественно в Молдове, Банате и Хунедоаре в XVIII—XIX веках. Чапсе шился из хлопка, льна, конопляных тканей и шерсти и декорировали вышивкой, шнурами и блёстками .
  • Кырпэ ( молд. и рум. кырпэ, cârpă ) — повседневный головной убор, напоминающий русскую рогатую кику . Основу кырпэ составлял деревянный обод, передние концы которого срезаны и образуют рога ( молд. коарне ). Обод укрепляли на голове при помощи платка и покрывали сверху полотенчатообразным убором ( молд. марамэ, нэфрамэ ), концы которого могли спускаться под подбородок или на плечи.
  • ( рум. conciul ) — также, как и чапсе, существовал в Банате. Конч появился ориентировочно в 1820—1830-х годах под влиянием сербского головного убора «конджа» ( серб. конђа, коњђа ) и представлял из себя хлопковую или шёлковую шапочку ромбовидной формы, носившуюся на затылке и украшавшуюся монетами, цветами, лентами, стёклышками-кусочками зеркала или вуалью .

Аксессуары

  • Пояс — самым распространённым тканый пояс, кушак ( молд. и рум. брыу, brâu ). Мужские кушаки в ширину достигали 12-15 см, а женские были уже. Длина кушака составляла 3-3,5 м. Также были распространены кожаные пояса ( молд. и рум. чимир, chimir ), украшавшиеся многочисленными металлическими деталями и кармашками. Их носили главным образом пастухи- чабаны и зажиточные крестьяне . Аналогичные пояса под названием черес были известны у гуцул , а также у других народов Карпат .
  • Безрукавка — жилетка, которая могла изготавливаться из ткани ( молд. жалеткэ, минтянаш, бондэ, пептар ) или овчины ( молд. кептарь, бондицэ ) , как правило мехом вовнутрь. Мужские безрукавки украшались на внешней стороне кожаными аппликациями, а женские — также мулине с красными и чёрными нитями и бисером . По покрою безрукавки делились на открытые ( рум. и молд. pieptar spintecat ) и закрытые ( рум. и молд. pieptar înfundat ). Открытая безрукавка имела разрез спереди и застёгивалась на пуговицы, а закрытая безрукавка надевалась через разрез на боку или продевалась через голову.

Причёски

Одной из самых древних женских причёсок являются распущенные волосы, которые девушки носили до замужества. С XVI века незамужние девушки начинают заплетать волосы в две косы и носить на голове венки. Замужние женщины всегда носили при людях головные уборы.

Мужчины обходились причёсками попроще — волосами до плеч. В XIX веке начинают стричься в европейском стиле, делая причёски с короткими волосами. Взрослые мужчины обязательно носили усы, старики могли носить бороду.

Различия по регионам

Бессарабия и Молдавия

Молдавская народная одежда отличалась такими характерными чертами, как крой в талию, белый цвет ткани, вырезной ворот с прямым разрезом, наличие пояса. Наибольшего развития форм молдавский костюм достигает в начале XIX века, во время расцвета традиционного крестьянского костюма. В дальнейшем новые элементы будут заимствоваться из городского костюма.

В Молдавии на старинных молдавских женских рубахах вышивка присутствует не только спереди, но и на спине. Такие рубахи сохранялись потомками молдавских переселенцев села Троицкое Луганской области Украины. В праздничных рубахах на севере республики ( Бричанский , Единецкий районы) вышивка располагалась по всей верхней части рубахи до пояса, включая рукава. В некоторых местах со славянским населением (на севере Бессарабии в Каменском и Рыбницком районах , а на юге — в Вулканештском районе ) молдаване переняли русскую рубаху- косоворотку и сарафан. На рубеже XIX-XX веков самым распространённым покроем мужской рубахи была рубаха на кокетке.

На севере региона были распространены кушаки с разноцветными полосами в длину и пояса «вытканные веретеном» ( рум. alese cu fusul ) с двухцветным геометрическим рисунком: красный с чёрным, вишнёвый с зелёным; на юге — тканые красные пояса в 4 ремизки шириной 40–50 см . Бессарабская кушма имеет цилиндрическую, сужающуюся к верху форму и поэтому слегка напоминает фригийский колпак . Самыми распространёнными видами юбок были фота и катринцэ. В Молдавии от полотенцеобразного покрывала марама ( рум. maramă ) к косынке перешли раньше населения Румынии — уже к началу XX века.

Румынская Молдова и южная Буковина

Народные костюмы румынской Молдовы и Молдавии очень близки.

Валахия

Единого костюма в Валахии нет, так как культурно Валахия делится на два региона: Олтению (по реке Олт ) и Мунтению .

Олтения

В Олтении (за исключением севера и востока жудеца Олт ) мужчины носили узкие и приталенные кожаные штаны, украшавшиеся вышивкой в области карманов , гульфика и нижнего края штанин. В отличие от других регионов Румынии, в Олтении рубаха заправлялась в штаны, а не носилась навыпуск. Кушма-кэчула в данном регионе, а также в Мунтении, южной Трансильвании и Добрудже также была цилиндрической, но расширялась к верху ( рум. căciulă joasă ). Что касается женского костюма, то в Олтении были одинаково распространены как и кэтринца, так и выльник . В качестве верхней одежды использовалась белая свита джубя ( рум. giubea ), украшавшаяся шнурами.

Из-за культурной близости с Сербией, олтенский народный костюм оказал влияние на сербский народный костюм востока страны.

Мунтения

В качестве верхней одежды использовались зеге ( рум. zeghe ), обычно чёрного цвета и царикэ ( рум. caricӑ ). Женские рубахи юга Мунтении имели плечевые полики, а востока региона (а также в Добрудже) — туникообразный покрой.

Трансильвания

В Трансильвании национальный костюм очень и очень разнообразен. Совместная жизнь с национальными меньшинствами, отношения с соседними народами, замкнутость, в которой жили и развивались многие трансильванцы, породили зональную специфику костюма .

В местах с сильным венгерским или саксонским влиянием шляпа могла иметь широкие поля, но чаще поля шляп были узкими. Женщины носили катринцу и безрукавку поверх неё, в некоторых регионах — сарафан. Цвета катринц различались по областям: в Сибиу они были чёрные, в Тырнавской области — красные, на севере Трансильвании — с красными, желтыми и розовыми полосами . В жудеце Сибиу вместо марам носили чёрные косынки. Также в Трансильвании вместо марам женщины носили вэлитоаре ( рум. vălitoare ) — покрывало, наматывавшееся вокруг головы наподобие тюрбана . Здесь, в отличие от большинства остальных регионов Румынии, помимо вышивки, женские рубахи отделывались кружевами . Мужчины носили широкие кожаные нескольких рядов поясов поменьше, как и в других регионах Карпат.

Банат

Как и в Трансильвании, и отличие от большинства регионов, характерно использование кружев.

Закарпатье ( Кришана )

Из-за близости к Венгрии в костюме закарпатских румын сильно влияние венгерского народного костюма. В частности, в некоторых местах мужчины заправляли рубаху в штаны европейского покроя, а на ногах носили венгерские сапоги.

В регионе (жудец Арад ) характерны рубахи с кокеткой и широкими рукавами, такие же широкие штаны и маленькая соломенная шляпка у мужчин ; женщины носили косынки, короткие юбки ( рум. fustǎ ) с широким передником и ие со специфическим орнаментом на вороте.

Румыны Тячевского района Закарпатской области Украины декорировали верхнюю, плечевую часть женских рубах несколькими поперечными полосами вышивки. Особый колорит придаёт чёрная полоса с разноцветной вышивкой на ней, удачно сочетающаяся с вышивкой белым по белому. Также в отделке рукава использовались три отдельные цветочные композиции-вазоны .

Марамуреш

Как и в Закарпатье, мужчины носили маленькую соломенную шляпку клоп ( рум. clop ), на праздники украшавшуюся большим плюмажом из перьев. Клоп носили даже зимой .

Добруджа (черноморское побережье)

Главной особенностью добруджского костюма является то, что передняя и задняя части катринцы ярко орнаментированы и разных цветов, в то время как в других регионах катринца всегда одного цвета.

Праздничная одежда

Одежда знати

Средневековая одежда румынской и молдавской знати, как и везде, отличалась большей дороговизной и разнообразием фасонов и тканей. Например, верхние боярские рубахи, надевавшиеся на нательные, шились из шёлка или хлопка . Как и в других феодальных государствах того времени, ношение определённых типов одежды и украшений регулировалось законами и правилами. Например, в Валахии , Трансильвании и Молдове всем, кроме бояр высшего ранга/чина ( рум. и молд. boier de sfat, боерь де сфат ), запрещалось носить обувь жёлтого или красного цвета, одежду из позолоченных и посеребренных тканей, а также золотые украшения. Лишь господарь и его семья имел право носить белую одежду, чем ниже значение было у придворного, тем тусклее и менее цветастой была его одежда . Так, бояре первого ранга/чина носили яркую одежду, бояре второго — кафтаны коричневого, тёмно-зелёного и тёмно-синего цветов, а третьего — коричневого и серого цветов. Например, при правлении фанариотов , ( кравчие , чашники ), будучи боярами второго чина, носили тёмно-синие, коричневые и тёмно-зелёные кафтаны, но имели право отращивать бороду, в отличие от бояр более низких чинов . Изначально костюм румынской знати был больше ориентирован на Запад и Византию, однако в XV-XVI-м веках усилилось османское влияние, достигшее пика к концу XVII века и XVIII веку (в мужском костюме, женский был меньше ориентирован на Османскую империю и продолжал вбирать в себя элементы западноевропейской одежды) Нередко ради сохранения этнической стабильности и защиты от иностранного влияния издавались законы, которые запрещали ношение иностранной одежды. Конкретно в Молдавском княжестве в XVI веке ношение одежды турецкого или европейского фасона крестьянами или простыми горожанами каралось .

На верхнюю рубаху, бывшую более длинной и плотной, чем нательная, окрашивавшуюся в пастельные цвета (розовый, светло-зелёный, голубой, жёлтый или оранжевый) и опоясывавшуюся кушаком из дорогой ткани (например, кашемира), который оборачивался шесть-семь раз; надевали короткую безрукавку-камзол — ферменя ( рум. fermenea ), а на неё — суконный кафтан с шёлковой подкладкой. Зимой кафтан подбивался мехом . Самым дорогим был соболиный мех, и поэтому по восшествии на престол султан дарил господарю соболиную шубу, аналогично господарь вручал подбитый соболем кафтан своему приближённому, возводя его в боярское достоинство. И мужчины, и женщины, носили турецкие шаровары, позволявшие сидеть на диванах по-турецки .

Отличительными головными уборами бояр были калпак ( рум. calpac ) — шапка наподобие перевёрнутого горшка (вышеупомянутые пахарники носили калпаки с зелёным верхом), ишлик ( рум. işlic ) — шапка в виде кубка, размер которой изменялся в зависимости от боярского ранга/чина (третьего чина носили ишлик в виде усечённого конуса, очень широкий и плоский вверху) , и гуджуман ( рум. gugiuman ) — шапка треугольной формы, также расширяющейся к верху. Матерчатый верх гуджумана был красным (у обычных бояр) или белым (у господарей и членов малых (исполнительных) диванов ) . Гуджуманы надевались боярами в торжественных случаях. Молдавские бояре также носили тюрбан . Боярыни носили на голове плат, тюрбан или меховую шапку .

Боярские причёски мало чем отличались от причёсок простонародья: мужчины стриглись под горшок и носили волосы до плеч. Во время османского владычества самой популярный причёской стал чуб наподобие казацкого.

Примечания

  1. . Дата обращения: 25 июня 2021. 25 июня 2021 года.
  2. Богач Г. Ф. . — Иркутск: Восточносибирское издательство, 1979. — С. 55-57. — 10 000 экз. 27 марта 2022 года.
  3. . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
  4. В. Лебедев. (неопр.) // « Вокруг света ». — Октябрь 1977. 12 ноября 2019 года.
  5. (англ.) (27 июня 2017). Дата обращения: 8 мая 2019. Архивировано из 5 декабря 2017 года.
  6. . kulturologia.ru (7 июля 2018). Дата обращения: 8 мая 2019. 8 мая 2019 года.
  7. А.Х.ГИРФАНОВА; Н.Л. СУХАЧЕВ.: . Предварительные данные словаря «тюркизмы в языках юго-восточной Европы» . docplayer.ru. Дата обращения: 9 мая 2020.
  8. / Калашникова Н. М., Нестерова Т. П. и др. // Меотская археологическая культура — Монголо-татарское нашествие. — М. : Большая российская энциклопедия, 2012. — С. 629—631. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 20). — ISBN 978-5-85270-354-5 .
  9. (moldovenii.md)
  10. . Дата обращения: 27 ноября 2022. 6 августа 2023 года.
  11. . Дата обращения: 4 мая 2019. 26 октября 2020 года.
  12. от 27 ноября 2022 на Wayback Machine (ddn24.ru)
  13. // Румыния — Сен-Жан-де-Люз. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 29—31. — ( Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 29). — ISBN 978-5-85270-366-8 .
  14. Мария Быткэ. (укр.) // Народна творчість та етнологія. — 2011. — № 2 . — С. 52-58 . 15 апреля 2021 года.
  15. . Дата обращения: 1 августа 2021. 1 августа 2021 года.
  16. . Дата обращения: 4 мая 2019. 30 сентября 2020 года.
  17. . Дата обращения: 21 октября 2020. 23 октября 2020 года.
  18. Bănățeanu, T. (1955), Portul popular din Țara Oașului , изд. Arta
  19. . Дата обращения: 8 января 2022. 8 января 2022 года.
  20. . Дата обращения: 25 июня 2021. 25 июня 2021 года.
  21. Adrian-Silvan Ionescu, "Spune-mi cu ce te îmbraci, ca să-ți spun cine ești", in [­[:en:Magazin Istoric|Magazin Istoric]], February 2001, pp. 64–66
  22. В.С. Зеленчук; Арш Г.Л. и др. (ред.).: . Вопросы социальной, политической и культурной истории Юго-Восточной Европы/ М.: Наука. – 433 с. (Балканские исследования. Вып. 9). (1984). Дата обращения: 5 июня 2019. 5 июня 2019 года.
  23. Adrian Silvan-Ionescu. . Bucureşti - Materiale de Istorie şi Muzeografie (рум.) . muzeulbucurestiului.ro С. 245-269. Музей муниципия Бухарест (2003). Дата обращения: 5 июня 2019. 5 июня 2019 года. , ишлик на 260 стр., рисунок в правом нижнем углу
  24. Александр Кибовский. // Дилетант . — Май 2019. 14 мая 2019 года.

См. также

Ссылки

Источники

  • Народы зарубежной Европы. Этнографические очерки. В 2-х томах / Под редакцией С. А. Токарева, Н. Н. Чебоксарова. — М. : Наука , 1964. — Т. 1. — С. 642—646. — 999 с. — (Народы мира: Этнографические очерки).
  • Молдавский национальный костюм /Авт. текста и сост. . — Кишинев: Тимпул, 1984.
Источник —

Same as Румынский и молдавский национальные костюмы