Герман I (патриарх Константинопольский)
- 1 year ago
- 0
- 0
Патриа́рх Варфоломе́й I ( греч. Πατριάρχης Βαρθολομαίος ο Α' , тур. Patrik I. Bartholomeos , в миру Дими́триос Архондо́нис , Δημήτριος Αρχοντώνης , Dimitris Arhondonis ; 29 февраля 1940, Айи-Теодори , остров Имроз , Турция ) — епископ Константинопольского патриархата ; с 22 октября 1991 — предстоятель Константинопольской православной церкви с титулом Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский патриарх .
Тезоименитство — 11 июня, день памяти апостола Варфоломея (по новоюлианскому календарю ).
Родился 29 февраля 1940 года в деревне Айи-Теодори на острове Имроз (Имврос, ныне Гёкчеада ) в Турции. Его родителями были Кристос Архондонис и Меропи Архондони. По этническому происхождению — грек .
Учился в школах Имброса, окончил среднюю греческую школу (Ζωγράφειον Λύκειον) в Стамбуле , после чего поступил в Халкинскую богословску школу на острове Халки , которую окончил в 1961 году, защитив диссертацию на тему: «Восстановление расторгнутого брака» (Ανασύστασις λυθέντος γάμου) .
13 августа 1961 года, сразу по окончании Халкинской школы, был рукоположён в сан диакона в митрополичьей церкви Имроза своим духовным отцом, тогдашним митрополитом Имвросским Мелитоном (Хадзисом) . При рукоположении ему было дано имя Варфоломей в честь и в память о Варфоломее Кутлумушском , издателе миней и других богослужебных книг, который был родом из Имроза и считается его просветителем .
Будучи гражданином Турецкой Республики, с 1961 по 1963 год он исполнял свой воинский долг в качестве офицера турецкой армии .
С 1963 по 1968 год он учился в аспирантуре по стипендии Константинопольского Патриархата в Папском восточном институте в Риме, Экуменическом институте Боссэ в Швейцарии и Мюнхенском университете . Он получил докторскую степень по каноническому праву в Папском Григорианском университете в Риме, защитив диссертацию на тему «О кодификации священных канонов и канонических таинств в Православной церкви» (Περὶ τὴν κωδικοποίησιν τῶν ἱερῶν κανόνων καὶ τῶν κανονικῶν Διατάξεων ἐν τῇ Ὀρθοδόξῳ Ἐκκλησίᾳ). Имел склонность к изучению многих иностранных языков, что помогало ему в течение многих лет учёбы изучать иностранную научную литературу и общаться со многими людьми .
После завершения учёбы в докторантуре в Европе он вернулся в 1968 году в Стамбул и был назначен помощником ректора Богословской школы на острове Халки, где он должен был преподавать в качестве штатного профессора курс канонического права. В 1969 году в часовне Духовной школы митрополитом Халкидонским Мелитоном (Хадзисом) был в сан пресвитера, а через шесть месяцев патриарх Константинопольский Афинагор присвоил ему звание « архимандрита » в патриаршей часовне святого Андрея Первозванного. В 1971 году турецкое государство внезапно запретило деятельность халкинской богословской школы, так что его мечта об академической карьере не осуществилась .
В 1972 году митрополит Имвросский и Тенедский Димитрий был избран патриархом, после чего он учредил специальную патриаршую канцелярию, он назначил её первым директором молодого архимандрита Варфоломея (Архондониса) .
25 декабря 1973 года хиротонисан во епископа с титулом митрополита Филадельфийского , с оставлением в должности управляющего Патриаршей канцелярии. На тот момент он был самым молодым митрополитом Константинпольского православной церкви: ему было всего 33 года. В качестве главы недавно созданной частной патриаршей канцелярии он оставался до своего избрания в Халкидонскую митрополию в январе 1990 года.
С марта 1974 года вплоть до своей патриаршей интронизации состоял членом Священного Синода и ряда синодальных комитетов.
В январе 1990 года назначен митрополитом Халкидонским . Был избран предстоятелем Константинопольской церкви 22 октября 1991 года, чин интронизации состоялся 2 ноября того же года.
В феврале 2008 года в руководстве Патриархии произошли значительные изменения, что наблюдателями было расценено как усиление позиций патриарха Варфоломея .
Полный титул предстоятеля Константинопольской Церкви: Его Божественное Всесвятейшество Архиепископ Константинополя — Нового Рима и Вселенский Патриарх ( греч. Η Αυτού Θειοτάτη Παναγιότης, ο Αρχιεπίσκοπος Κωνσταντινουπόλεως, Νέας Ρώμης και Οικουμενικός Πατριάρχης ).
Правительство Турции не признаёт официально титулование Варфоломея как «Патриарха Вселенского» и признаёт только его статус как главы греко-православной общины Турции .
Известен своим активным патронированием и организацией мероприятий , направленных на защиту среды обитания, благодаря чему стяжал неофициальный титул «зелёного патриарха» . В 2005 году был награждён премией ООН за заслуги в деле защиты окружающей среды .
В январе 2004 года патриарх Варфоломей посетил Республику Куба и освятил первый на острове православный храм . Визит, в ходе которого патриарх осудил эмбарго Кубы со стороны США , вызвал острую критику среди кубинских диссидентов и эмигрантов .
Посещал Соединённые Штаты Америки , где находится крупнейшее каноническое подразделение под его юрисдикцией .
Участвовал во Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1999 и 2006 годах .
23 января 2007 года патриарх Варфоломей выступил на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы ( ПАСЕ ) в Страсбурге . В своём выступлении он поддержал стремление Турции вступить в Евросоюз. Он высоко оценил «важные успехи Турции в принятии стандартов ЕС и проведении реформ, пересматривающих внутреннее законодательство», и напомнил, что Константинопольский патриархат «всегда поддерживал европерспективы» Турецкого государства. Он также подчеркнул важность беспристрастного и толерантного подхода к трезвому диалогу между религиями.
Вместе с тем он отметил, что в отношениях Константинопольской церкви и государства в Турции остаются нерешённые проблемы: отказ турецких властей признавать «вселенский» статус патриархата, открыть богословскую школу на острове Халки и вернуть собственность, принадлежавшую ранее Константинопольской церкви. Перед выступлением патриарх Варфоломей встретился с президентом ПАСЕ Рене ван дер Линденом и комиссаром Совета Европы по правам человека Томасом Хаммарбергом . Приглашение патриарха на сессию ПАСЕ вызвало протесты некоторых националистически настроенных турецких политиков . Выступая 24 сентября 2008 года в Брюсселе перед депутатами Европарламента с речью, подтвердил свою поддержку евроинтеграции Турции .
В апреле 2008 года был включён журналом Time в список «100 самых влиятельных людей мира» .
Состоявшийся вскоре после интронизации официальный визит в Русскую православную церковь в июле 1993 года ознаменовал некоторое потепление традиционно напряжённых (после 1922 года) отношений между Фанаром и Московским патриархатом (МП). Во время своего визита полностью и однозначно поддержал Московский патриархат в его споре с самопровозглашённым и поддержанным украинскими властями Киевским патриархатом : «Патриарх Варфоломей I официально провозгласил, что Вселенский Патриархат признаёт только одного канонического митрополита Киевского, Его Высокопреосвященство Владимира (Сабодана) , митрополита Киевского и всея Украины» .
В феврале 1996 года возник острый конфликт с МП вследствие решения КП о восстановлении Эстонской апостольской православной церкви (в юрисдикции КП) , что было воспринято руководством МП как посягательство на юрисдикцию Русской церкви. С 20 февраля по 16 мая 1996 года в течение имя патриарха Варфоломея было исключено из диптихов Московской патриархии .
В сентябре 1997 года как гость симпозиума «Экология, религия и окружающая среда» в Одессе был на территории Украины и 24 сентября имел встречу с патриархом Московским Алексием II , которая, однако, существенно не разрядила напряжённые отношения — прежде всего из-за Эстонской апостольской православной церкви. Тем не менее, на состоявшемся 2 октября заседании Священного синода РПЦ было заявлено: «<…> 2. Особо отметить важность полного совпадения взглядов и позиций Предстоятелей двух Церквей в вопросах преодоления расколов, нарушающих церковное единство и серьёзно препятствующих успешному свидетельству Православия в мире. 3. С удовлетворением отметить поддержку, выраженную Патриархом Константинопольским Варфоломеем, канонической Православной Церкви на Украине во главе с митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Московский Патриархат). 4. Констатировать единую и конструктивную позицию обоих Предстоятелей в вопросах межхристианских отношений и признание необходимости всеправославного рассмотрения в ближайшее время вопросов, связанных с участием Православных Церквей в экуменическом движении, а также назревших проблем в этой области» .
C 1996 года обозначилась напряжённость также в связи с новой линией Константинопольского патриархата в отношении церковной ситуации на Украине на фоне попыток представителей неканонических структур добиться от Константинопольского патриарха их признания. В ходе подготовки торжеств в связи с 1020-летием крещения Киевской Руси в июле 2008 года , которые он возглавил по приглашению украинских властей, руководство Украины во главе с президентом Виктором Ющенко предполагало одобрение патриархом Варфоломеем создания на Украине «единой поместной церкви» . Участие патриарха в юбилейных торжествах вызвало недовольство со стороны РПЦ и властей РФ .
В 2004 году в связи с обсуждением концепции « Москва — Третий Рим » на VIII Всемирном русском народном соборе осудил её как богословски несостоятельную . Согласно изложению позиции патриарха в греческой газете « То Вима » от 8 июля 2004 года , специально для министра иностранных дел России Игоря Иванова он заявил следующее: «Вовлечение правительства в процесс принятия церковных решений имеет привкус неприемлемого цезарепапизма . Во времена коммунистической эры происходила нетерпимая политизация Русской Церкви … Мы надеялись, что ситуация будет иной после падения чудовищной системы. Однако, к нашему негодованию, мы видим, что настоящее российское правительство продолжает, не колеблясь, вторгаться и даже „делать политику“ в отношении сугубо церковных дел»; для председателя ОВЦС митрополита Кирилла (Гундяева) — «Неужели вы говорите нам, что единство православия есть вопрос цифр, политической силы, светской и дипломатической власти? То, что мы слышали относительно единства Церкви есть, целиком и полностью, прискорбное веяние духа ватиканизма , который толкует единство как единую организационную структуру, а не единство духа и сердца, как оно всегда толковалось в Православной Церкви».
Новый виток конфронтации в 2006 году был вызван ситуацией в Сурожской епархии Московского патриархата на Британских островах . Решением Синода Константинопольской церкви от 8 июня 2006 года бывший управляющий епархией епископ Василий (Осборн) был принят в лоно Константинопольской церкви . Вместе с ним в викариатство ушёл ряд приходов и значительная часть прихожан . 6 октября 2006 года Священный синод РПЦ постановил (журнал № 104) предложить патриарху Варфоломею рассмотреть в рамках двусторонних собеседований ситуацию, сложившуюся после приёма в его юрисдикцию епископа Василия (Осборна). Последовал положительный ответ, и 23 января 2007 года в Женеве (Швейцария) состоялась встреча делегаций Константинопольского и Московского патриархатов. Московская патриархия согласилась признать канонический статус епископа Василия в Константинопольском патриархате . Результаты переговоров одобрены на заседании Синода Русской православной церкви 27 марта 2007 года .
Состоявшийся в начале июля 2009 года официальный визит в Фанар избранного в начале 2009 года патриарха Московского Кирилла оценивался по итогам переговоров между двумя патриархами как приведший к потеплению напряжённых отношений между двумя патриархатами ; СМИ сообщали о достижении компромисса по вопросу духовного окормления православных в диаспоре: Московский патриархат согласился на проект устройства епископских собраний под председательством иерархов Константинопольского патриархата в регионах диаспоры; взамен, по неофициальной информации, Константинопольский патриархат обещал не вмешиваться в церковную ситуацию на Украине .
22 мая 2010 года прибыл в Москву с визитом в РПЦ по приглашению патриарха Московского Кирилла . В ходе визита Варфоломей побывал также в Валаамском монастыре , с патриархом Московским Кириллом обсудил подготовку к созыву Всеправославного собора ; призвал верующих Украины, сомневающихся, вернуться ли им в Московский патриархат, «присоединиться к канонической церкви» .
Летом 2016 года произошло новое обострение, связанное с проведением Всеправославного собора . Перед его открытием от участия отказались четыре из 14 общепризнанных автокефальных Церквей: Антиохийская, Грузинская, Болгарская и Русская. Они выразили своё несогласие с предложенными Варфоломеем проектами Соборных документов, однако он отказался их менять.
20 апреля 2018 года Синод Константинпольского патриархата принял решение «приступить к предпринятию шагов, потребных для дарования автокефалии православным христианам Украины » . Согласно греческим СМИ и сделанному патриархом Кириллом спустя два месяца заявлению, встреча патриарха Варфоломея с патриархом Кириллом в Фанаре 31 августа 2018 года выявила отсутствие взаимопонимания по украинскому вопросу . 14 сентября 2018 года во внеочередном заседании Священный синод Русской православной церкви, имев суждение об «ответных действиях в связи с назначением Константинопольским Патриархатом своих „экзархов“ в Киев в рамках принятого Синодом этой Церкви „решения о предоставлении автокефального статуса Православной Церкви в Украине“», постановил: «1. Приостановить молитвенное поминовение Патриарха Константинопольского Варфоломея за богослужением. 2. Приостановить сослужение с иерархами Константинопольского Патриархата. <…>» .
15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви принял решение разорвать евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом в связи с его намерением предоставить автокефалию православной церкви на Украине . 5 января 2019 года патриарх Варфоломей подписал томос об автокефалии для Православной церкви Украины .
В преддверии и во время визита патриарха Варфоломея на Украину в августе 2021 года по личному приглашению президента Зеленского , что для многих киевских наблюдателей стало неожиданностью, приверженцы структур Московского патриархата проводили многочисленные массовые акции протеста против визита . По завершении визита патриарх был подвергнут критике со стороны митрополита Илариона (Алфеева) .
В ноябре 2005 года Варфоломей I пригласил в Стамбул папу римского Бенедикта XVI . Визит состоялся в ноябре 2006 года. Понтифик стал третьим из первосвященников Рима, побывавших в Турции (его предшественник Иоанн Павел II посетил эту страну в 1979 году, а Павел VI — в 1967-м). Папа присутствовал на литургии в храме Святого Георгия в Фанаре 30 ноября. Приветствуя его, патриарх Варфоломей назвал «благословением мира» визит Папы на день апостола Андрея, престольный праздник Вселенской патриархии, и сказал, что скорбит о том, что «две Церкви ещё не соединены» . По итогам встречи Варфоломей I и Бенедикт XVI выпустили совместное заявление .
В 2007 года патриарх прокомментировал итоговый документ Х пленарного заседания в Равенне Смешанной православно-католической комиссии : «Все мы, православные…, убеждены, что в первом тысячелетии существования Церкви, во времена неразделённой Церкви, было признано первенство епископа Рима , Папы. Однако, первенство это было почётным, в любви, не являясь юридическим главенством над всей христианской Церковью. Иными словами, согласно нашему богословию, это первенство — человеческого порядка, оно было установлено из-за необходимости для Церквей иметь главу и координационный центр. <…> Если мы, с помощью Божьей, придём к согласию с Католической Церковью в том, что касается значения термина „ первенство “, каким оно было в первом тысячелетии, то Вселенскому Патриарху не составит труда признать первенство Римской кафедры и занять второе место — то, какое он занимал до раскола.» (русский текст по публикации на Патриархия.ru ) .
В среде консервативного крыла Греческой церкви, среди монахов Афона , в особенности в монастыре Эсфигмен , патриарх, как и его предшественники, подвергается критике за активную экуменическую деятельность .
Так, накануне состоявшегося 28—30 ноября 2014 года визита папы римского Франциска в Турцию в Греции была обнародована петиция, подвергающая критике заявления предстоятеля Константинопольской православной церкви. В частности, речь идёт о его взглядах на природу Православной церкви и её отношения с другими христианскими исповеданиями и иными религиозными конфессиями. Петицию подписали более чем 2000 лиц, среди которых шестеро епископов, священники, монахи Греции и Кипра, а также монахи Горы Афон .
Неоднократно подвергался критике за «восточный папизм» и бесцеремонное вмешательство во внутренние дела других Поместных церквей . В 2008 году в турецкой газете Cumhuriyet отмечалось, что «вмешательство во внутренние дела других стран» патриарха Варфоломея «от Кипра до Эстонии, от Иерусалима до Украины» создаёт внешнеполитические проблемы Турецкому государству .
Болгарский политик Михаил Миков , лидер Болгарской социалистической партии , в 2016 году обвинял Варфоломея в ограничении использования болгарского языка для богослужения в болгарской общине в городе Эдирне (Одрин, Адрианополь) .
В России официальная критика деятельности патриарха Варфоломея связана, прежде всего, с затяжными юрисдикционными спорами, которые с 1922 года ведутся между Константинопольским и Московским патриархатами. Патриарх Варфоломей продолжает в целом вести «глобализированную» линию в русле политики патриархов Мелетия и Афинагора , что вызывает резко негативную реакцию руководства Московской патриархии, стремящейся отстоять свою каноническую территорию .
Управляющий делами Московского патриархата митрополит Варсонофий (Судаков) 18 сентября 2018 года в ходе паломнической поездки по Святой земле заявил патриаршему эпитропу в Аммане архиепископу Кириакопольскому Христофору (Аталла) ( Иерусалимский патриархат ): «Большую проблему для Православия создал Константинополь, вопреки всем канонам назначив двух экзархов на Украину. Сейчас мы разорвали отношения со Вселенским Патриархатом на уровне архиереев, чтобы остановить его вторжение на Украину. А если они не остановятся, то в Православии будет раскол. Нужно постараться не допустить этого. <…> Нам восточный папа не нужен. Все Православные Поместные Церкви равны, все Патриархи также равны в своей власти и не могут вмешиваться в дела Поместных Церквей» .
В ходе ежегодной пресс-конференции 20 декабря 2018 года президент Российской Федерации Владимир Путин критиковал патриарха Варфоломея за политическую ангажированность и упрекнул его в «жажде наживы», назвал учреждённую 15 декабря 2018 года Православную церковь Украины «объединённой раскольнической церковью стамбульского прихода» .
Лауреат премии Софии (2002).
Почётный доктор Московской духовной академии, Университета Крита, Лондонского городского университета, Эдинбургского университета, Университета Аристотеля в Салониках и др. учреждений . Почётный доктор Национального университета «Киево-Могилянская академия» (декабрь 2018) .
Почётный председатель Общества македонских исследований (2018) .