Interested Article - Карачаевцы

Карачаевская девушка в традиционной одежде

Карача́евцы ( карач.-балк. къарачайлыла, таўлула ) — тюркоязычный народ , коренной народ Кавказа , Карачаево-Черкесии , населяющий в основном её горные и предгорные районы по долинам рек Кубань , Теберда , Подкумок , Малка , Джегута , Большой и Малый Зеленчук , Большая Лаба , Уруп и их притокам.

Относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы . Фактически являются единым народом с балкарцами , смежно проживающими в соседней Кабардино-Балкарии . Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской группы алтайской семьи .

Численность

Расселение карачаевцев и балкарцев в ЮФО и СКФО по городским и сельским поселениям в %, перепись 2010 г.

Численность в России 226 271 человек (2021), из них в Карачаево-Черкесии — 205 578 человек, что составляет 44,38 % указавших национальность республики.

Некоторое количество карачаевцев проживает в Казахстане (2038 в 1989 г., 1400 в 1999 г., 995 в 2009 г. ) и Киргизии (2509 в 1989 г., 2167 в 1999 г., 1731 в 2009 г. ), где они оказались в результате насильственной депортации всего народа в 1943 году.

Живут также в Турции , Сирии , странах Европы и Америке , где являются потомками мухаджиров , покинувших Кавказ в XIX веке.

Доля карачаевцев по районам и городам России ( по переписи 2010 года )

Численность карачаевцев и балкарцев на Кавказе по муниципальным образованиям по данным переписи 2010 г.

(указаны муниципальные образования, где доля карачаевцев в численности населения превышает 5 %):

Доля карачаевцев по районам и городам России
муниципальный район, городской округ Субъект РФ % карачаевцев
Малокарачаевский МР Карачаево-Черкесская 86,9
Карачаевский МР Карачаево-Черкесская 85,3
Прикубанский МР Карачаево-Черкесская 75,3
Карачаевский ГО Карачаево-Черкесская 75,1
Усть-Джегутинский МР Карачаево-Черкесская 69,1
Зеленчукский МР Карачаево-Черкесская 33,8
Урупский МР Карачаево-Черкесская 18,3
Черкесский ГО Карачаево-Черкесская 16,3
Адыге-Хабльский МР Карачаево-Черкесская 6,1
ГО Город-курорт Кисловодск Ставропольский край 5,7

История

Этноним

Самоназвание «къарачайлы (карачаевец)» до включения в состав России означало не этническое, а географическое понятие, было производным от названия территории «Карачай» и обозначало жителя Карачая. Къарачай — местность, — лы аффикск георгафического положения — по сути коренной житель Карачая. Так же балкарцы разделяются на следующие локальные группы, а их самоназвания производны от названий пяти ущелий Балкарии: малкарцы, (малкъарлыла), бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), урусбиевцы, или баксанцы (бакъсанчыла).

Этногенез

В формировании карачаевского народа, которое закончилось предположительно в XIII—XIV веках, приняло участие несколько этнических компонентов. Учёные выделяют местное кавказское население, положившее начало карачаевскому этногенезу и передавшее потомкам многие черты своей духовной и материальной культуры, и аланы .

В географических картах Кавказа XVIII—XIX веков территория Карачая называется Алания .

По данным Маркова Г. Е. и Бромлея Ю. В. :

Балкарцы (таулу) и (карачайлы) говорят на одном языке, но разобщены географически — балкарцы живут в бассейне Терека , а карачаевцы — в бассейне Кубани , и между ними трудно доступная горная система Эльбруса . Оба эти народа образовались из смешения местного кавказоязычного населения, ираноязычных алан и кочевых тюркских племен, преимущественно булгар и кипчаков . Язык балкарцев и карачаевцев относится к кипчакской ветви тюркских языков.

Отсутствие в карачаевских погребениях конских за хоронений и принадлежностей конской упряжи, столь характерных для кипчакских курганов, не должно нас смущать. Кипчаки были кочевники, а у кочевников был обычай класть в могилу коня и конскую упряжь. Их потомки — карачаевцы вели уже оседлый образ жизни. У оседлых же народов, как правило, не было обыкновения класть в могилу принадлежности конской упряжи и хоронить вместе с покойником коня. В XIII в. монголо-татарские войска заняли Предкавказье и разбили порознь алан и кипчаков. Часть кипчаков принуждена была искать спасение в горных районах «рассеялась в горах», как пишет Ибн-аль-Асир . Итак, кипчаки явились одним из основных слагаемых в формировании карачаевцев и, очевидно, балкарцев.


Генофонд

По результатам исследований были выявлены две наиболее часто встречающиеся у карачаевцев Y-хромосомные гаплогруппы: R1a1a-M198 — около 36 % и G2a-P15 — около 31 %. С меньшей частотой, чем у карачаевцев, гаплогруппа R1a1a-M198 встречается у соседних народов: абазин (24 %) и черкесов (20 %). Предлагается, что высокий процент гаплогруппы R1a1a среди карачаевцев и соседних народов является результатом миграций из степей Евразии . Гаплогруппа G2a-P15 может быть связана с автохтонным населением — племенами кобанской культуры . Реже, чем R1a1a и G2a, у карачаевцев встречаются другие характерные для Кавказа гаплогруппы: J2 (7 %), R1b (5 %), I2a (4 %), J1 (2 %), E1b1b1 , T1 . Отмечается, что у карачаевцев практически не встречаются Y-хромосомные гаплогруппы восточно-евразийского происхождения .

Основными гаплогруппами митохондриальной ДНК , выявленными у карачаевцев, являются: H (25,5 %), U1b (10,4 %), U3 (9,4 %), J1 (5,7 %), T1b (5,7 %), U1a (5,7 %), U2e (5,7 %), U5 (5,7 %) . Гаплогруппы митохондриальной ДНК у карачаевцев близки другим популяциям Западного Кавказа и имеют преимущественно переднеазиатское происхождение. Гаплогруппы митохондриальной ДНК восточно-евразийского происхождения имеют крайне низкую частоту. Отмечается, что у карачаевцев выявлено меньшее содержание восточно-евразийских гаплогрупп митохондриальной ДНК по сравнению с некоторыми кавказоязычными популяциями Западного Кавказа . Распределение частот (%) гаплогрупп Y-хромосомы в популяциях балкарцев и карачаевцев

Первые упоминания

Из выявленных в настоящее время русский источник упоминает «Карачаех» Карачай в 1636 году. Более информативны сведения появилось к 1639 году письменное свидетельство о существовании этнографической области Карачай и карачаевцах: оно содержится в статейном списке российского посла в Мегрелию Федота Елчина. В отчёте, им представленном в Посольский приказ , пишется о «Карочае», «Корачее». Сообщается о «карачаевских князьях», двух братьях Эльбуздуке и Элистане .

В 1743 году русский источник сообщает о народе «харачай», живущем в кубанских вершинах, и который имеет «татарский язык». В 1753 году в записке, написанной в Коллегии иностранных дел , упоминается народ Харачай, который не подчиняется крымскому хану .

В царское время

В 1828 году Российская империя захватила территорию Карачая , несмотря на объявленный им формально нейтралитет в Кавказской войне . Договорённость о нейтралитете, заключённая между карачаевскими представителями и царской администрацией, была достигнута ещё в 1826 году . Поводом для военной операции стали карачаевские набеги, включая предполагаемое участие карачаевцев в июньском набеге черкесов на Кавказскую линию , с погромом села Незлобного 9 июня 1828 г., а также помощь непокорным горцам, находившим убежище в Карачае .

Военная операция началась 17 октября. Для похода были организованы две колонны: первая, под начальством полковника Луковкина , собранная у станицы Боргустанской , состояла из 250 казаков Хопёрского полка , 120 донских казаков , 433 человек пехоты, 2 батарейных и 2 конных орудий. Вторая собралась у р. Малки , на Каменном мосту, под начальством генерал-майора Турчанинова , в количестве 550 человек пехоты, 300 казаков линейных, и казаков донских разных полков, 4-х орудий и 2-х ручных мортирок , а сам генерал Эммануэль находился в первой колонне .

20 октября 1828 года произошло двенадцатичасовое Хасаукинское сражение , в ходе которого русским войскам (находились под личным командованием генерала Эммануэля), оснащённым артиллерией, удалось оттеснить войска карачаевцев под командованием князя Ислама , избранного на тот период олием ( валием , правителем).

Численность войск олия Ислама Крымшамхалова составила приблизительно около 500 воинов , численность войск генерала Эммануэля — 1653 солдата, при 8 орудиях и 2 кегорновых мортирах , участвовали в бою, и ещё один отряд с 2 орудиями прибыл уже после сражения . В самый разгар боя князь Крымшамхалов был ранен в бедро, и руководство карачаевскими бойцами взял на себя молодой воин Казбек Байрамкулов [ источник не указан 2546 дней ] .

Однако силы были не равны, и защитникам перевала пришлось отступить. Потери со стороны русских войск составили по сведениям А. Л. Гизетти — 69 убитых и 193 раненых за всю экспедицию в Карачай 17-29 октября, включая 44 убитых и 120 раненых 20 октября в «деле при Худесе» ( Хасаукинское сражение ) , со стороны горцев потери неизвестны.

Присоединение Карачая к Российской империи считалось очень важным достижением царских генералов. Г. А. Эммануэль сравнивал свою победу с овладением знаменитыми Фермопилами . Однако окончательно Карачай вошёл в состав России в 1834 году .

В 1855 году, чтобы закрепить союз карачаевцев с Россией, генерал Козловский с отрядом из 3 батальонов за три недели бесплатно (без издержек) проложил первую колёсную дорогу в Карачай по непроходимым горным местам . Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона , издававшийся в конце XIX — начале XX веков, описывая этнический состав Баталпашинского отдела , отмечал:

В долине верхней Кубани , выше ее лесистого ущелья, т. н. Большом карачае, живет уже давно татарское племя карачаевцев, оно уже в 1841 покорилось России и осталось на прежних местах, занимается особенно скотоводством; стада огромны. Здесь отечество кефира . Карачаевцы быстро размножаются и в 1865 заняли необитаемую до того долину Теберды . .

По переписи 1897 года в Российской империи насчитывалось 26 877 карачаевцев . В конце XIX в. коневодство и скотоводство оставалось главным занятием карачаевцев .

Советский период

1917—1941

Во время Гражданской войны , в 1920 году , в Карачае произошло восстание. В конце августа в горные аулы Карачаевской автономной области Хурзук , Учкулан и Карт-Джурт выехал отряд красноармейцев под командой уполномоченного IX армии Черёмушкина, численностью около 100 человек , который затем расстрелял трёх кулаков , «открыто призывавших к восстанию против Советской власти» . Зажиточная часть карачаевцев, будучи антисоветски настроенной, немедленно воспользовалась этим, и спровоцировала народ на восстание. Восставшие, внезапным нападением у аула Учкулан, перебили отряд красноармейцев. Черемушкину с двумя красноармейцами удалось бежать . Созданный из «кулацкой верхушки» Карачая штаб и руководители восстания Султан Клыч-Гирей и полковник Крымшамхалов [ уточнить ] , объявили «священную войну» против Советской власти. Но благодаря предпринятым переговорам, «благодаря энергии политработников Красной Армии произошла бескровная ликвидация „бело-зелёных“ в тяжёлый для Советской власти Карачая момент» .

В марте 1930 года началось повстанческое выступление в Карачае, в напряжённой обстановке, создавшейся в результате целого ряда перегибов и искривлений, допущенных при проведении коллективизации . Активное участие в событиях приняли около 5000 человек. С оружием в руках выступило более 2000 повстанцев, по социальному происхождению « кулаков » — 220, «середняков» — 1059 и бедняков — 517. Причём среди последних большинство ранее принимали участие в восстаниях, задачей руководители восстания ставили свержение советской власти, захват основных центров (Микоян-Шахар, Кисловодск и Баталпашинск ) для установления «народной власти» в Карачае. Восстание было подавлено .

Великая Отечественная война

В период ВОВ 15 600 карачаевцев добровольно и по призыву ушли на фронт и геройски сражались на фронтах Великой Отечественной и Второй мировой войны (из них около 9 тысяч погибли, попали в плен и пропали без вести), ещё 2-3 тысячи посланцев служили в тыловых частях на военных заводах . За 1941—1942 годы было награждено орденами и медалями Союза ССР 110 карачаевцев . 7 карачаевцев в годы второй мировой войны командовали крупными партизанскими отрядами, из них — 5 на территории Белоруссии, 1- на Украине, другой на территории Словакии . В ходе войны более 24 карачаевцев были представлены к присвоению высокого звания Героя Советского Союза , однако из них звания Героя Советского Союза или Героя РФ удостоились 11 человек, многие из них с большим опозданием в 1995 году в связи с 50-летием Великой победы после реабилитации карачаевского народа . Среди них: 1) Бадахов Хамзат Ибраевич (1917—1996) — майор, помощник начальника разведотдела дивизии; 2) Биджиев Солтан-Хамит Локманович (1919—1995) — капитан, летчик-штурмовик; 3) Богатырев Харун Умарович (1907—1966), полковник, замкомбриг; 4) Гербеков Магомет Чомаевич (1923—1992) — старшина, командир мин. расчета; 5) Голаев Джанибек Нанакович (1917—1943) -лейтенант, командир авиазвена; 6) Ижаев Абдулла Махаевич (1920—1994) — сержант, командир отделения; 7) Каракетов Юнус Кеккезович (1919—1944) — лейтенант, командир партизан.отряда; 8) Касаев Осман Муссаевич (1916—1944) — капитан, командир 121 партизанского полка; 9) Узденов Дугербий Танаевич (1917—2005) — капитан, командир разведдиверсионной группы ГРУ; 10) Хаиркизов Кичибатыр Алимурзаевич (1918—1943) — лейтенант, зам.командира партизанской бригады; 11) Чочуев Харун Адемеевич (1919—1987) — ст. лейтенант, командир партизан.отряда «Свобода» в Словакии .

Не меньший по значимости трудовой подвиг совершали мирные жители в тылу: старики, подростки, женщины, заменив ушедших на фронт мужчин, работали на колхозных полях и фермах, на фабриках и промартелях выпускали боеприпасы, выращивали продукты земледелия и животноводства . Собирали и сдавали деньги в фонд обороны страны, отправляли на фронт продукты продовольствия, теплую одежду, обувь, белье и т. д. Ко дню Советской Армии , в мае 1942, 1943 гг. посылали в посылках подарки для фронтовиков . С июня 1941 г. по ноябрь 1943 г. жителями Карачаевской автономной области было собрано 50 миллионов рублей и перечислено в фонд обороны страны . Тогда 1 танк Т-34 стоил 135 тысяч рублей, следовательно, только на денежные средства, собранные в Карачаевской автономной области, было построено более 370 танков .

Наряду с этим, в период оккупации территории Карачаевской автономной области, благодаря мужеству местного населения Карачая были спасены жизни многих патриотов, которых преследовали фашисты: эвакуированных детей евреев, русских, украинцев, казахов, киргизов и представителей других народов СССР — военнопленных .

Депортация карачаевцев

Карачаевцы в депортации: численность «спецпоселенцев»-карачаевцев по субъектам СССР на 1 января 1953 года
Карачаевцы в депортации: численность «спецпоселенцев»-карачаевцев по областям республик Средней Азии и Казахской ССР на 1 января 1953 года

По переписи 1939 года в СССР насчитывалось 75 763 карачаевца , из которых 70 301 человек проживал в Карачаевской АО . С начала августа 1942 и по конец января 1943 года Карачаевская АО находилась под немецкой оккупацией.

12 октября 1943 года вышел указ Президиума Верховного Совета СССР, а 14 октября — Постановление СНК СССР о выселении карачаевцев из Карачаевской автономной области в Казахскую и Киргизскую ССР .

Целью депортации, в более широком смысле, была чистка общества от действующих и возможных врагов сталинизма .

Для силового обеспечения депортации карачаевского населения были задействованы войсковые соединения общей численностью в 53 327 человек, и 2 ноября состоялась депортация, по итогам которой в Казахстан и Киргизию были депортированы 69 267 карачаевцев. Впоследствии на месте было довыявлено и депортировано 329, а в других районах Кавказа ещё 90 карачаевцев; кроме того, 2543 чел. было демобилизовано из Красной Армии: вместо дома они тоже попали в спецкомендатуры . В результате этого геноцида от голода и эпидемий различных болезней погибло около половины карачаевского народа, в том числе 23 тысяч карачаевских детей .

В 1956-57 годы было принято решение о восстановлении национальной автономии карачаевского народа (постановление Президиума ЦК КПСС от 24.11.1956), предусматривавшие возвращение и устройство народа в местах прежнего проживания .

ВС РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов» от 26.4.1991. В соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.1991, все лица, подвергшиеся политическим репрессиям или пострадавшие от них (включая детей и супругов репрессированных) на территории РСФСР с 25.10(7.11).1917, когда к власти пришли большевики, подлежали реабилитации .

Постсоветский период

Во времена парада суверенитетов и распада СССР 30 ноября 1990 КЧАО вышла из состава Ставропольского края и стала Карачаево-Черкесской Советской Социалистической Республикой (КЧССР) в составе РСФСР , что утверждено постановлением Верховного Совета РСФСР 3 июля 1991 года.

В 1989—1997 годы карачаевским национальные движения обращались к руководству РСФСР с просьбой о восстановлении отдельной автономии Карачая .

18 ноября 1990 года на съезде карачаевских депутатов всех уровней была провозглашена Карачаевская Советская Социалистическая Республика (с 17 октября 1991 — Карачаевская Республика ) в составе РСФСР, что не было признано руководством РСФСР. 28 марта 1992 года состоялся референдум, на котором, согласно официальным результатам, большинство населения Карачаево-Черкесии высказалось против разделения. Разделение узаконено не было, и осталась единая Карачаево-Черкесия.

Религия

Как отмечает изданное в 1865 году «Географическо-статистический словарь Российской империи» карачаевцы начали исповедовать ислам с 1782 года, а до этого поголовно были язычниками . Мнение что якобы ещё в XIX веке их верования представляли собой сложный синтез христианства , ислама и дохристианских традиций не является достоверным и не выдерживает критики, так как именно на XIX век приходится так называемая Кавказская война в которой одним из основных факторов сопротивления карачаевцев продвижению Российской империи на Кавказ был именно исламский фактор и идеология Газавата. Так же именно на XIX век приходится период мухаджирства (переселения ради сохранения своей религии) части карачаевского народа на территорию Османской империи. Ещё одним аргументом является наличие в Карачае налаженного судопроизводства на основе шариата и адатов, а так же наличие кадиев в их поселениях.

В настоящее время абсолютное большинство карачаевцев исповедует ислам суннитского толка .

Культура

Язык

Карачаевцы говорят на карачаево-балкарском языке , который относится к тюркским языкам (касательно принадлежности к конкретной группе внутри тюркской семьи языков продолжаются исследования). Исследования в этом направлении продолжаются, но не активно. Из всех живых тюркских языков наиболее близкими являются: караимский , кумыкский и крымскотатарский , а из мёртвых тюркских — является язык письменного памятника XIV века « Кодекс куманикус » . Письменность на графической основе кириллицы (с 1937). Ранее использовалась латиница.

Литература

Карачаево-балкарская литература зародилась во 2-й половине XIX — начале XX вв., до появления карачаево-балкарской письменности . Включает в себя самостоятельные литературные традиции балкарцев и карачаевцев. Первым оригинальным произведеним карачаевской литературы является «Песня Хасаука» К. Байрамукова ( 1828 ), более 150 лет считавшаяся в народной памяти фольклорной.

Карачаевские просветители начала 20 вв.:

Театр

Профессиональный театр берет свое начало в 1957 году, когда после возвращения карачаевцев, в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино была направлена группа из 19 студентов. Дополнительно, при областном театре были открыты годичные актёрские курсы на карачаевском языке .

Весной 1963 года выпускники ЛГИТМиК начали выступать с первыми спектаклями на национальных языках. Например, 8 марта 1963 года был показан спектакль «Огурлу» Шахарби Эбзеева , в постановке Бориса Тохчукова. После ряда сложностей и распада первой труппы, только в 1972 году возобновились постановки спектаклей на карачаевском языке .

Музыка и изобразительное искусство

Карачаево-балкарская музыка — народная музыка карачаевцев и балкарцев . Представлена в виде эпических сказаний, песен ( карач.-балк. джырла), и музыкальных наигрышей ( карач.-балк. тартыула).

История изучения музыкальной культуры карачаевцев и балкарцев начинается со второй половины XIX века, и связана с именами деятелей русской культуры ( С. И. Танеева , М. А. Балакирева , В. Ф. Миллера, М. М. Ковалевского , Н. С. Иваненкова, Н. Г. Тульчинского и др.), а также европейских исследователей ( Э.Левье, Г. Мерцбахер, В. Прёле К. Хан и др.). Большую роль в популяризации национального фольклора сыграли князь Исмаил Урусбиев и его сыновья. Мелодии, записанные композитором Милли Балакиревым от Исмаила Урусбиева легли в основу знаменитой фортепьянной фантазии «Исламей».

Одежда

Мужская одежда: туникообразная нательная рубашка. Бешмет (къаптал) из ткани чёрного, белого, иногда (праздничные) ярких цветов — ярко-синий, оранжевый, полосатый. В повседневной жизни бешмет носили без чекменя. Чекмень (как правило, праздничная одежда) имел накладные газыри, которые украшались серебряным чеканным или литым навершием. Пояс (белибау) был обязательным атрибутом мужского костюма, а штаны (кёнчек) имели прямые, неширокие, слегка суженные книзу штанины, с большим ромбовидным клином (ау) между ними. Чабыры — обувь из сыромятной кожи, зимой носили войлочную обувь (уюкъ). Карачаевцы носили меховые шапки-папахи (тери бёрк) и войлочные шапки, праздничным головным убором мужчин считалась высокая каракулевая шапка (бухар бёрк) .

Женская одежда сохранила элементы костюма аланского периода, например, наличие металлических венчиков, украшенных штампованным, точечным, геометрическим орнаментом, которые пришивались к головному убору. Этот убор представлял собой высокую, остроугольную, тканую шапочку, на верхушку которой нашивались металлические, покрытые узором, навершия. Платье средневековой карачаевки украшалось нагрудными серебряными пряжками пуговицами, пришивавшимися в два ряда к ткани. Праздничные платья девушек изготовлялись из бархата или шёлка тёмно-красного, реже — синего и зелёного цветов. Они украшались золотым шитьем и галунами. Неотъемлемой частью женского костюма был пояс (кямар), представлявший собой подлинное произведение ювелирного искусства .

Нравы и обычаи

Большое внимание уделялось соблюдению требований и положений этического кодекса «Ёзден адет», который представляет собой совокупность норм обычного права, истории, нравственных предписаний и правил этикета .

См. также

Примечания

Комментарии
Источники
  1. Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. — М.: Наука , 1973. — С. 87.
  2. .
  3. . Дата обращения: 19 июля 2019. 19 июля 2019 года.
  4. . Дата обращения: 19 июля 2019. 12 февраля 2014 года.
  5. Дмитрий Раевский, Владимир Петрухин. . — Litres, 2020-03-05. — 404 с. — ISBN 978-5-04-125960-0 . от 28 октября 2020 на Wayback Machine
  6. Лайпанов К. Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами / Отв. ред.: Козлов А. И.. — Черкесск, 2000. — 80 с. — 1000 экз.
  7. Идрисов Ю. // Тюрки Северного Кавказа: история, археология, этнография : материалы научной конференции. — М. : Эльбрусоид, 2009. — С. 172—191 . — ISBN 978-5-91075-008-5 .
  8. Соматологически карачаевцы и балкарцы относятся к кавкасионской расе северокавказских популяций.

    Карачаевцы. Балкарцы. / Ред.: , . — М.: Наука, 2014, — (Народы и культуры) — 815 с. — С. 24. — ISBN 978-5-02-038043-1
  9. . www.google.com . Дата обращения: 16 октября 2020.
  10. . www.google.com . Дата обращения: 16 октября 2020.
  11. Притоки — Кичмалка и Хасаут
  12. Алексеев В. П. Происхождение народов Кавказа. — М. : Наука, 1974.
  13. . bigenc.ru . Дата обращения: 10 сентября 2021. 10 сентября 2021 года.
  14. Дата обращения: 19 июля 2019. 7 июня 2020 года.
  15. Дата обращения: 19 июля 2019. 13 октября 2017 года.
  16. Кокиев Г.А. (рус.) // История Кабардино-Балкарии в трудах Кокиева Г.А.. — 1941. — 28-29 январь. 6 декабря 2019 года.
  17. Р.С.Тебуев, Р.Т.Тебуев. Очерки истории карачаево-балкарцев / К.-М.И.Алиев, академик, действительный член РАЕН.. — 2002. — 224 с. — ISBN 5-93078-107-9 .
  18. Махти Чумаевич Джуртубаев. Происхождение карачаево-балкарского и осетинского народов. — Нальчик, 2010.
  19. Койчуев А. Д., Лайпанов К. Т. Этногенез карачаевцев и балкарцев. / Шаманов И. М.. — Издание второе. — 2014. — 152 с. — ISBN 978-5-8307-0325-3 .
  20. Махти Чумаевич Джуртубаев. Древние верования балкарцев и карачаевцев: краткий очерк.. — Эльбрус, 1991-01-01.
  21. Мизиев И. М. / Исмаил Мусаевич Мизиев. — научная монография в 3-х томах. Том II.. — Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. — С. 267. — 368 с. — ISBN 978-5-93680-337-6 . от 14 июля 2020 на Wayback Machine
  22. / ред. Марков Г. Е. и Бромлей Ю. В . — Москва : Высшая школа , 1982. — С. 261. — 320 с.
  23. Вера Борисовна Ковалевская . / Отв. ред. Раевский Д. С. . — Москва: Главная редакция восточной литературы издательства " Наука ", 1984. — С. 174. — 192 с.
  24. Тресков И. В. . — Нальчик : Кабардино-Балкарское книжное изд-во , 1960. — С. 102—103. — 334 с.
  25. Схаляхо Р. А., Почешхова Э. А., Теучеж И. Э., Дибирова Х. Д., Агджоян А. Т., Утевская О. М., Юсупов Ю. М., Дамба Л. Д. и др. // Вестник МГУ . Серия XXIII. Антропология. — 2013. — № 2 . — С. 34–48 .
  26. Литвинов С. С. . — 2010. — С. 10 . 4 октября 2013 года.
  27. Литвинов С. С. . — 2010. — С. 17 . 4 октября 2013 года.
  28. Литвинов С. С. . — 2010. — С. 18 . 4 октября 2013 года.
  29. . Дата обращения: 9 декабря 2018. 30 июня 2020 года.
  30. Хотко С. Х. Карачай — страна на вершине Кавказа. Очерки истории и культуры Карачая. — Майкоп : Полиграф-Юг, 2011. — С. 13. — ISBN 978-5-7992-0655-0
  31. Хотко С. Х. Карачай — страна на вершине Кавказа. Очерки истории и культуры Карачая. — Майкоп: Полиграф-Юг, 2011. — С. 15-16.
  32. . — Черкесск, 2002. — С. 104. Дата обращения: 6 марта 2017. 3 марта 2017 года.
  33. Толстов В. История Хопёрского полка, Кубанского казачьего войска. 1696—1896. В 2-х частях. Т. 1. — Тифлис , 1900. — С. 205—209.
  34. Потто В. А. . // Statehistory.ru. Дата обращения: 5 марта 2017. 6 марта 2017 года.
  35. Гизетти А. Л. / Под ред. В. А. Потто . — Тф. : Тип. Я. И. Либермана , 1901. — С. 22-23.
  36. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии. 1790—1917. Сборник документов. — Ростов-на-Дону, 1985. — С. 39.
  37. Розен Г. В. . Дата обращения: 3 апреля 2015. 7 апреля 2015 года.
  38. Генерал от инфантерии Викентий Михайлович Козловский (Некролог) // Русский инвалид , 1873, № 21.
  39. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  40. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
  41. Алфавитный список народов, обитающих в Российской империи. — CПб., 1895. — С. 39.
  42. Алиев У. Д. Карачай. Историко-этнологический и культурно-экономический очерк. — Черкесск: Истоки. Печатается по изданию: Умар Алиев. Карачай. Крайиздат. Севкавкнига. Ростов-на-Дону. 1927, 1991. — С. 181.
  43. Шевцов И. Б. Особое задание. — М. : Политиздат, 1965.
  44. . istmat.info. Дата обращения: 10 мая 2017. 9 мая 2017 года.
  45. Койчуев А.Д. (рус.) // Евразийский Научный Журнал : научная статья. — 2019. — Июнь ( № 6 ). — ISSN . 6 июля 2020 года.
  46. Безугольный А. Ю., Бугай Н. Ф., Кринко Е. Ф. Горцы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: проблемы истории, историографии и источниковедения. / Безугольный А. Ю.. — книга. — Москва: Центрполиграф, 2012. — С. С. 336.. — 480 с. с. — ISBN ISBN 978-5-227-03570-7 .
  47. . obd-memorial.ru . Дата обращения: 11 июля 2020. 11 июля 2020 года.
  48. Конгресс карачаевского народа . Дата обращения: 11 июля 2020. 11 июля 2020 года.
  49. См. также Депортация карачаевцев
  50. . www.elbrusoid.org . Дата обращения: 11 июля 2020. 10 июля 2020 года.
  51. Койчуев А.Д. Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны. / Койчуев Аскербий Дагирович. — научная монография. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998. — 305 с.
  52. . cyberleninka.ru . Дата обращения: 11 июля 2020. 11 июля 2020 года.
  53. Хапчаев С.Ю., Найманов Н. Ю., Боюнсузова Р.Б., Ласкова Н.Б., Уракчиева Н.Б. / С. Ю. Хапчаев. — книга. — Черкесск: Нартиздат, 2015. — 146 с. от 5 сентября 2021 на Wayback Machine
  54. А.Д. Горяев, Б.С. Байрамкулов, Р.С.-Х.Джаппуев, И.И. Келлер, М.Н. Музаев, И.Ж. Сабанчиев, А.Б. Санджиев, К.Х. Султыгов, И.А. Хачиров, С.С. Шавхалов. [ Вклад репрессированных народов СССР в Победу в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Монография. Том I.] / А. Д. Горяев. — научная монография. — Элиста: НПП «Джангар, 2010. — С. 161. — 576 с. — ISBN ISBN 978-5-94587-443-5 . от 5 сентября 2021 на Wayback Machine
  55. Алиева С.К. Помощь тыла фронту в годы Великой Отечественной войны.. — Карачаевск: КЧГПУ, 2002. — С. 11—12..
  56. . // Демоскоп . Дата обращения: 8 марта 2011. 23 августа 2011 года.
  57. . // Демоскоп . Дата обращения: 8 марта 2011. 25 августа 2011 года.
  58. Николай Бугай. . // Скепсис . из оригинала 16 января 2013 . Дата обращения: 8 марта 2011 .
  59. Бугай Н.Ф., Гонов А. М. / Николай Федорович Бугай. — Нальчик: Эль-Фа, 2003. — С. 13. — 936 с. от 13 июля 2020 на Wayback Machine
  60. Павел Полян. . // Memo.ru. из оригинала 14 ноября 2012 . Дата обращения: 8 марта 2011 .
  61. . ТАСС . Дата обращения: 11 июля 2020. 28 июня 2020 года.
  62. . bigenc.ru . Дата обращения: 11 июля 2020. 13 июля 2020 года.
  63. . base.garant.ru . Дата обращения: 11 июля 2020. 27 марта 2019 года.
  64. . base.garant.ru . Дата обращения: 11 июля 2020. 11 июля 2020 года.
  65. Мякшев А. П. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. — 2014. — № 4 .
  66. Тетуев А. И. // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. — 2016. — № 1 .
  67. Смирнова Я. С. // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. — ИЭА РАН , 1992. — № 48 . 11 марта 2007 года.
  68. Семенов П. Карачай // Географическо-статистический словарь Российской империи. — Санкт-Петербург, 1865. — Т. II. — С. 505.
  69. . // Институт религии и политики. из оригинала 2 августа 2012 . Дата обращения: 27 апреля 2011 .
  70. Языки народов СССР: в 5-ти томах. Тюркские языки. — М. : Наука , 1966. — Т. 2. — С. 213.
  71. . www.elibrary.ru . Дата обращения: 14 июля 2020. 14 июля 2020 года.
  72. . Туристический портал GoRu.Travel . Дата обращения: 8 августа 2020. 31 марта 2022 года.
  73. от 20 декабря 2009 на Wayback Machine // Карачаевцы

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890. — Т. Ia.
  • Безугольный А. Ю., Бугай Н. Ф., Кринко Е. Ф. Горцы Северного Кавказа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.: проблемы истории, историографии и источниковедения. — Москва: Центрполиграф, 2012. — С. 336. — 480 с. — ISBN 978-5-227-03570-7 .
  • Щукин И. С. . — М. : Тип. П. П. Рябушинского, 1913.
  • Карачаевцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М. : Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8 .
  • / Каракетов М. Д. // Народы мира. Энциклопедия / под науч. ред. Л. М. Минца ; науч.-ред.совет: А. О. Чубарьян , А. А. Фурсенко и др. — М. : ОЛМА Медиа Групп , 2007. — С. 228—230. — 640 с. — ISBN 978-5-373-01057-3 .
  • Мингазов Ш. Р. Наследники великой Болгарии в Западной Европе // Филология и культура. Philology and Culture. — 2012. — № 1 (27) . — С. 201—207 .
  • Казиев Шапи , Карпеев Игорь.
  • Мизиев И. М., Джуртубаев М. Ч. История Карачаево-Балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России. Духовная культура Карачаево-Балкарского народа . — Нальчик : Эльбрус. — 1994. — 216 с.
  • Алиева С. К. Помощь тыла фронту в годы Великой Отечественной войны. Карачаевск. Изд. КЧГПУ. 2002. С. 11-12.
  • Койчуев А. Д. Карачаевская автономная область в годы Великой Отечественной войны. Ростов-на-Дону. Изд. РГПУ.1998. С.305.
  • Койчуев А. Д. В годы Великой Отечественной войны сражались отважно, спасали евреев, детей и взрослых, но это не считали за подвиг // Евразийский Научный Журнал. — № 6. — 2019.
  • Алиев У. Д. . 1927 г.

Ссылки

Источник —

Same as Карачаевцы