Interested Article - Узбек-хан

Узбе́к-хан , исламский титул — Султан Гийас ад-Дин Мухаммед (ок. 1283 — 1341 ) — хан Золотой Орды с 1313 года ; сын Тогрула (Тогрулджая, Тогрулчи), десятого сына Менгу-Тимура ; племянник хана Тохты . При нём государственной религией Золотой Орды был признан ислам . Узбек особенно активно утверждал свою власть в русских княжествах, выдал свою сестру Кончаку за Московского князя Юрия Даниловича . Покровительствовал Москве в её борьбе с тверскими князьями . В годы правления Узбека началось собирание русских княжеств под властью Ивана Калиты , младшего брата Юрия , что в итоге привело к выходу Княжества Московского (впоследствии — Великого), а потом и всей Руси из подданства ханов Золотой Орды.

Правление Узбека стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. В русских летописях известен как Алабуга , Азбяк , Озбяк .

Личность

Об Узбек-хане ( араб. / перс. اوزبك خان ‎), как о государственном деятеле и человеке, писали многие арабо-персидские авторы XIV—XV веков. Ибн Баттута , удостоенный личной аудиенции с ним в 1333 году, дал хану самую высокую оценку:

« Он один из тех семи царей, которые величайшие и могущественные цари мира » .

Историк-хронист аль- Муфаддал :

« …Это молодой человек красивой наружности, отличного характера, прекрасный мусульманин, храбрый и энергичный » .

Географ и историк аль-Айни:

« Он был человек храбрый и отважный, религиозный и набожный, почитал правоведов, любил учёных, слушался [советов] их, доверял им, был милостив к ним, посещал шейхов и оказывал им добро » .

Ал-Бирзали, например, пишет:

« Когда этот царь ( Тохта ) умер, то после него воцарился Узбек-хан, человек лет тридцати. Он исповедовал ислам, отличался умом, красивой внешностью и фигурой ». И в другом месте: « юноша красивой наружности, прекрасного нрава, отличный мусульманин и храбрец » .

Аз-Захаби отзывается о нём в таком же духе:

« …храбрый герой, красавец наружностью, мусульманин, уничтоживший множество эмиров и волшебников » .

Даже хулагуидский историк Вассаф , которого никак нельзя заподозрить в дружелюбии к Узбек-хану, отзывается о нём с большой похвалой:

« Благочестивый царевич Узбек — сын Тоглука, сына Токтая, сына Менгу-Тимура , обладающий божественной верой и царским блеском » .

Имя Узбек было тюркским по происхождению и упоминается на Среднем Востоке ещё до походов Чингисхана . Это имя встречается у Усамы ибн Мункыза (ум. в 1188) в его «Книге назидания»; описывая события, происходившие в Иране при Сельджукидах , автор отмечает, что одним из предводителей войск правителя Хамадана Бурсука в 1115—1116 годах был «эмир войск» Узбек — правитель Мосула . По данным Рашид ад-Дина , последнего представителя тюркской династии Илдегизидов, правивших в Тебризе , звали Узбек Музаффар (1210—1225) .

Приход к власти и утверждение ислама

Портрет Узбека из Лицевого летописного свода

Узбек-хан приходился племянником хану Наср ад-Дину Тохте и внуком хану Менгу-Тимуру. Сын Насраддина Тохты хана Иксар (Ильбасар, Илбасмыш) по протекции могущественного эмира Кадака был объявлен ханом, при этом сам Кадак стал главным визирем . Но в январе 1313 года Узбек вместе с беклярбеком , прибыв из Ургенча , чтобы сказать близким покойного хана Тохты слова утешения, убил Иксара и Кадака. После, при поддержке Кутлуг-Тимура и жены своего отца Баялун, Узбек захватил власть в Золотой Орде .

Согласно «Тарих-и шейх Увейс» :

…ордынский эмир Кадак хотел возвести на трон сына Тохты Илбасмыша, но Узбек и Кутлуг-Тимур прибыли из Хорезма и убили обоих.

В январе 1313 года Узбек-хан взошёл на трон. И только в 1320 (1321) году он официально принял ислам от потомка Баб Арслана Занги-Аты и его преемника Сеид-Аты . Баб Арслан был наставником Ахмеда Ясави , крупного суфия , идеолога среди тюркских племён.

Анонимный автор сочинения XV века «Шаджарат аль-атрак» ( Родословие тюрков ) сообщает следующее :

после восшествия на ханский престол до истечения 8 лет он проводил жизнь со всем своим илем и улусом в странах северного (арка) Дешт-и-Кипчака , так как (ему) нравились (вода и воздух) тех стран и обилие охоты (дичи). Когда с начала его султанства истекло 8 лет, то под руководством святого шейха шейхов и мусульман, полюса мира, святого Зенги-Ата и главнейшего сейида, имеющего высокие титулы, указующего заблудившимся путь к преданности господу миров, руководителя странствующих и проводника ищущих, святого Сейид-Ата, преемника Зенги-Ата, он (Узбек) в месяцах 720 года хиджры (12 II 1320—30 I 1321), соответствующего тюркскому году курицы, удостоился чести принять ислам.

Став ханом, Узбек, по настоянию Кутлуг-Тимура , принял ислам (по Симеоновской летописи : « сел на царстве и обесерменился ») и получил имя Мухаммед . Попытка ввести ислам в качестве государственной религии встретила сопротивление ордынской аристократии. Лидеры оппозиции Тунгуз, Таз и эмир Сарая Кутлуг-Тимур заявили Узбеку:

« Ты ожидай от нас покорности и повиновения, а какое тебе дело до нашей веры и нашего исповедания и каким образом мы покинем закон и устав Чингисхана и перейдём в веру арабов? »

Историк Рашид ад-Дин пишет про попытку монгольских эмиров чингизидов , которые хотели убить на пиру с целью захватить ханский престол:

С этой целью они (монгольские эмиры-чингизиды) устроили пирушку, чтобы (на ней) покончить с ним. Когда Узбек прибыл на пир, то Кутлук-Тимур, сообщивший ему секретно о замысле эмиров, сделал ему знак глазом.

Узбек заподозрил (опасность) и под предлогом удовлетворения нужды встал и вышел. Тот эмир (Кутлук-Тимур) пошел вслед за ним и рассказал ему, что они сговорились сделать. Узбек немедленно сел на коня, ускакал и, собрав войско, одержал верх (над ними). Сына Токтая с 120 царевичами из урука Чингизханова он убил, а тому эмиру, который предупредил его, оказал полное внимание и заботливость. Это тот (самый) Кутлук-Тимур, который долгое время управлял в качестве эмира областями Дешт-и-Кипчака и Хорезма.

Узбек сделался государем на престоле царства Джучи-хана и стал могущественным властителем. Узбек был царевичем, соединявшим в себе совершенства по части наружной красоты, нравственности и религиозности, по упрочению мусульманства и основательному знанию добра.

Таким образом, Узбек хан узнав о том, что некоторые монгольские эмиры хотят убить его во время застолья, казнил 120 чингизидских эмиров за покушение на жизнь хана. Узбек хан не убивал 120 чингизидских монгольских эмиры из-за вопросов веры, а из-за того, что монгольские эмиры хотели отравить Узбек хана во время пиршества, чтобы свергнуть его и занять его трон. За покушение на жизнь хана, 120 чингизидов были казнены.

Правление

Сохранившиеся фрагменты Соборной мечети эпохи Узбек-хана в Наровчате

Узбек-хан твёрдо держал власть в своих руках и жестоко пресекал всякие сепаратистские выступления на окраинах. Он упразднил баскачество на Руси, передав право взимать дань и отправлять её в Орду русским князьям.

Узбек-хану удалось ликвидировать внутренние распри в Орде и добиться её подъёма. В начале XIV века хан осуществил крупную административно-территориальную реформу, разделив территорию империи на 70 туменов , которые были объединены в десять крупных областей-улусов во главе с назначаемыми ханом улусными эмирами ( улусбеками ). Осуществив реформу на территории Белой Орды , Узбек попытался внедрить новую систему и на территории Синей Орды .

Правление Узбек-хана стало временем наивысшего могущества Золотой Орды. Эпоха отмечена культурным подъёмом и широким городским строительством. При нём была построена новая столица — Сарай аль-Джедид . Хан много внимания уделял развитию торговли. Караванные пути стали не только безопасными, но и благоустроенными. Орда вела оживлённую торговлю со странами Западной Европы, Малой Азии, Египтом, Индией, Китаем.

Ибн Баттута, посетивший хана Узбека, слышал там только тюркские слова. Среди женщин придворного штата упоминаются улу хатун и кучук хатун, то есть большая и малая хатун. Сам же хан называл своего духовного наставника из сайидов тюркским словом ата ‘отец’. Тюркский язык употреблялся и в мусульманском богослужении; в городе Азаке в присутствии Ибн Баттуты проповедник произнес проповедь по-арабски, молясь за султана (то есть хана Узбека), за эмира (эмир Азака был по происхождению хорезмиец) и за присутствующих, потом он же перевел свою речь на тюркский язык .

Отношения с русскими князьями

Михаил Ярославич Тверской у хана Узбека
рисунок В. П. Верещагина
Смерть хана Узбека. Миниатюра Лицевого летописного свода

В 1317 году Узбек-хан выдал замуж за московского князя Юрия Даниловича свою сестру Кончаку , разрешив ей принять православие , что позволило князю заручиться поддержкой хана в борьбе за великое княжение с Михаилом Ярославичем Тверским . Узбек дал Юрию ордынский отряд во главе с Кавгадыем , но Михаил Ярославич в Бортеневской битве разбил объединённое московско-татарское войско. Неожиданная смерть Кончаки в тверском плену дала повод Юрию обвинить перед Узбеком Михаила в её отравлении. Михаил Тверской был вызван в Орду и здесь, вследствие ненависти к нему Кавгадыя, был убит по приказу Узбека.

При этом царе Азбяке в Орде его повелением было убито пять великих русских князей: великий князь Михайло Ярославич Тверской, и два сына его, великий князь Дмитрий Михайлович и брат его великий князь Александр Михайлович , великий князь Василий Рязанский , великий князь Иван Ярославич Рязанский ; да три удельных князя: князь Александр Новосельский, князь Федор Александрович , внук святого блаженного великого князя Михаила Ярославича Тверского, и князь Федор Иванович Стародубский . При этом же царе Азбяке убит был в Орде благочестивый и великий князь Юрий Данилович Московский великим князем Дмитрием Михайловичем Тверским, без повеления царя Азбяка. А всего убито было царем Азбяком в Орде великих князей и удельных князей — девять человек.

Сын Михаила Тверского Александр , княживший в Твери , возобновил борьбу с московским князем Иваном Калитой , приняв в 1327 году участие в восстании , в котором тверичи убили ордынского посла Щелкана и всю его свиту. Узбек-хан разгневался, узнав об убийстве, и послал за московским князем. По другим сведениям, Калита поехал в Орду сам, торопясь воспользоваться тверским происшествием. Узбек выдал ему ярлык на княжение и 50 000 войска. В 1327 году Калита с татарским и суздальским отрядами разгромил тверское войско, жестоко подавил восстание и опустошил Тверское княжество. После этого Узбек разделил основную территорию Северо-Восточной Руси ( Великое княжество Владимирское ) на две части, одну из них отдав Ивану Калите, а другую, вместе со столицей Владимиром , передал малозначительному суздальскому князю Александру Васильевичу , после смерти которого в 1331 году Калита вновь отправился в Орду и получил ярлык на всё княжество.

Александр Михайлович Тверской, спасаясь от гнева Узбека, бежал в Великое княжество Литовское . В 1337 году он сам явился к хану и просил помилования. Узбеку понравилась мужественная речь князя и он простил его. Но 29 октября 1339 года по наущению Калиты Александр с сыном Фёдором были казнены по приказу Узбека мучительной смертью.

В 1340 году на смоленского князя Ивана Александровича , не желавшего платить дань, Узбек послал войско, которое разорило Смоленское княжество .

Внешняя политика

Несмотря на то, что Узбек-хан вёл достаточно активную внешнюю политику, территория государства при нём не претерпела изменений. Хан стремился помешать захвату Польским королевством Галицко-Волынского княжества . В 1337 году объединённое русско-ордынское войско совершило поход на Люблин . Затем по просьбе галицкого боярина Дмитра Дедко Узбек направил против короля Казимира III Великого 40-тысячное войско, которое было разбито на Висле .

A.
Указатель на место захоронения Узбек хана, выезд из города Актау , Казахстан

Продолжая действовать в русле традиционной политики Джучидов , Узбек претендовал на закавказские территории — владения Хулагуидов . В 1318/1319, 1325 и 1335 годах ордынские войска вторгались в Ширван и Арран , но ощутимого успеха не достигли. Беклярбек Кутлуг-Тимур выступал против войны с Хулагуидами, опасаясь, что она подорвёт торговлю и внутреннюю стабильность Орды.

Узбек-хан поддерживал дипломатические отношения с Византией , Индией, странами Западной Европы. Были возобновлены взаимоотношения с мамлюкским Египтом . Хан вступил в династический брак с византийским императором Андроником II , женившись на его дочери, а также вступил в родственный союз с египетским султаном ан-Насир Мухаммедом , за которого он выдал свою племянницу, царевну Тулунбай . Правда, султан вскоре развёлся с ней, а на просьбу Узбека (в 737/1336—1337) выдать за него одну из дочерей султана (« которою он, Узбек, мог бы славиться и заключить братство и дружбу ») ан-Насыр ответил, что дочери его ещё малолетние . Тем не менее, отношения между обеими мусульманскими странами продолжали оставаться весьма тесными и дружественными, что подчёркивает секретарь султана ан-Насыра Ибн-Фадлуллах ал-Омари .

Некоторое время Узбек-хан поддерживал хорошие отношения с Византией . Однако, в конце правления Андроника II они резко испортились. Около 1320—1324 годов войска Узбек-хана вторглись во Фракию и в очередной раз разграбили её.

После смерти Узбека в 1341 году власть в Золотой Орде на короткий срок перешла к его сыну Тинибеку .

В культуре

Узбек действует в романе Дмитрия Балашова « Бремя власти ».

Примечания

  1. . Дата обращения: 13 мая 2014. 2 апреля 2014 года.
  2. Encyclopedia of Mongolia and Mongol Empire, see: Golden Horde
  3. Mihail-Dimitri Sturdza, Dictionnaire historique et Généalogique des grandes familles de Grèce, d’Albanie et de Constantinople (English: Great families of Greece, Albania and Constantinople: Historical and genealogical dictionary) (1983), page 373
  4. Saunders, John Joseph. The history of the Mongol conquests (неопр.) . — University of Pennsylvania Press , 2001. — ISBN 978-0-8122-1766-7 .
  5. . Дата обращения: 22 ноября 2011. Архивировано из 6 апреля 2011 года.
  6. . Дата обращения: 22 ноября 2011. Архивировано из 1 марта 2012 года.
  7. Усама ибн Мункыз. Книга назидания. пер. Ю. И. Крачковского. М. Изд-во восточной литературы, 1958, c.134
  8. Рашид ад-Дин Сборник летописей. Т.1., кн.1. М., 1952
  9. Селезнёв Ю. В. Элита Золотой Орды. — С. 199.
  10. Абу Бакр ал-Кутби ал-Ахари. / Пер. М. Д. Кязимова и В. З. Пириева. — Баку: Элм, 1984. — С. 100. 10 мая 2010 года.
  11. Из летописи Бедреддина Элайни // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. Тизенгаузен В. Г. . — СПб. : Типография Императорской Академии Наук, 1884. — Т. 1: Извлечения из сочинений арабских . — С. 515 .
  12. // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена. — М. : Издательство АН СССР, 1941. — Т. 2 . — С. 141 . 11 октября 2011 года.
  13. Из «Продолжения Сборника летописей» // Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды / Пер. В. Г. Тизенгаузена. — М. : Издательство АН СССР, 1941. — Т. 2. — С. 141
  14. Почекаев Р. Ю. . — СПб. : Наука, 2017. — С. 68. — 206 с. — ISBN 978-5-02-039675-3 . 25 августа 2021 года.
  15. Бартольд В. В. Тюрки: Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Алматы: Жалын, 1993, с.132-133.
  16. Пашуто В. Т. Образование Литовского государства / Отв. редактор Л. В. Черепнин. — М. : Издательство АН СССР, 1959. — С. 391. — 2500 экз.
  17. . Дата обращения: 23 ноября 2011. Архивировано из 3 марта 2012 года.
  18. [См. извлечения из (Арабская графика — А. Р.) «Книги летописи султанов, царей и войск», анонимного автора, заключающей жизнеописание султана ал-Малик-ан-Насыра Мухаммеда, в том же «Сборн. матер.», стр. 254 ар. текста и стр. 262—263 рус. перев.]

Литература

  • Вернадский Г. В. = The Mongols and Russia / Пер. с англ. Е. П. Беренштейна, Б. Л. Губмана, О. В. Строгановой. — Тверь, М.: ЛЕАН, АГРАФ, 1997. — 480 с. — 7000 экз. ISBN 5-85929-004-6 .
  • Греков Б. Д. , Якубовский А. Ю. . — М., Л.: Издательство АН СССР, 1950.
  • Егоров В. Л. / Отв. редактор В. И. Буганов. — М. : Наука, 1985. — 11 000 экз. от 10 апреля 2008 на Wayback Machine
  • Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом / Отв. редактор В. А. Ромодин. — М. : Наука, 1966. — 160 с.
  • Камалов И. Х. / Пер. с турецкого и науч. ред. И. М. Миргалеева. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2007. — 108 с. — 500 экз. ISBN 978-5-94981-080-4 .
  • Историзм в легенде об обращении Узбека в ислам // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)». 17 марта 2009 г. : Сб. статей. — Казань: Издательство «Фэн» АН РТ , 2009. — Вып. 1 . — С. 67—80 .
  • Почекаев Р. Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. — СПб. : ЕВРАЗИЯ, 2010. — 408 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-91852-010-9 .
  • Сабитов Ж. М. // Золотоордынское наследие. — Вып. 2. — Казань: ООО «Фолиант», Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ , 2011. — С. 111—115.
  • Селезнёв Ю. В. . — Казань: Издательство «Фэн» АН РТ, 2009. — С. 199—201. — 232 с.
  • Хаутала Р. . — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ , 2019. — 976 с.
  • Юрченко А. Г. Какой праздник отметил хан Узбек в июне 1334 г // Золотоордынское наследие. Материалы Международной научной конференции «Политическая и социально-экономическая история Золотой Орды (XIII-XV вв.)». 17 марта 2009 г. : Сб. статей. — Казань: Издательство «Фэн» АН РТ , 2009. — Вып. 1 . — С. 109—126 .
  • Юрченко А. Г. Хан Узбек: Между империей и исламом. Структуры повседневности. — СПб. : Евразия, 2012. — 400 с. — 1000 экз. ISBN 978-5-91852-023-9 .

Ссылки

Источник —

Same as Узбек-хан