Interested Article - Eleanor Rigby
- 2020-12-31
- 1
R S |
в списке
500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone |
« Eleanor Rigby » ( [ˈɛlənər ˈrɪɡbi] , Элинор Ри́гби ) — песня английской рок-группы The Beatles , написанная Полом Маккартни . С двойным струнным квартетом под управлением Джорджа Мартина и поразительным текстом на тему одиночества песня продолжила эпоху коренных изменений в творчестве группы, начавшуюся после выпуска альбома Rubber Soul . «Eleanor Rigby» стала одним из наиболее новаторских произведений The Beatles : неожиданная тематика, сюжет , стилистика , аранжировка на многие годы задали стандарт развития в популярной музыке . В композиции соединились балладная мелодия, суровая маршевая поступь и отголосок церковной полифонии . В 1966 году песня получила премию « Грэмми » в номинации за «Лучший вокал в стиле рок-н-ролл (мужской или женский)» , а в 2004 году «Eleanor Rigby» заняла 137 место в списке « 500 величайших песен всех времён по версии журнала Rolling Stone » .
Композиция рассказывает историю одинокой девушки и священника . Герои песни — глубоко одинокие люди, судьбы которых переплетаются, только когда девушка умирает в церкви , где проповедует священник. Не исключено, что персонажи этой песни являются всего лишь собирательными образами, а не конкретными людьми.
«Eleanor Rigby» упоминается в некоторых книгах о классической музыке , где признаётся, что она мало в чём уступает многим песням великих композиторов прошлого . Композитор говорит о ней: «Ошеломляющая перекличка безупречных мелодий , с которой в истории европейской музыки, возможно, может сравниться только Моцарт », «одна из немногих попыток спасения западной музыкальной системы» от «многолетней эпидемии авангарда », « городская версия трагической баллады , написанная на основе дорийского лада » .
История создания
Как и со многими песнями, написанными Полом Маккартни , идея к созданию «Eleanor Rigby» пришла к нему во время игры на фортепьяно . Первоначальным названием композиции было — «Miss Daisy Hawkins». Пол заметил это имя в витрине и начал напевать его . Затем он сменил его на Eleanor Rigby, в голову пришла первая фраза, с которой он и пришёл к Джону . Своими воспоминаниями о создании этой композиции музыкант поделился в интервью 1966 года , в котором сказал:
Я написал «Eleanor Rigby», когда жил в Лондоне и в подвале у меня стояло фортепиано . Я подолгу сидел там, и вот однажды я почти бесцельно перебирал клавиши и вдруг нашёл замечательный аккорд , на который ложились слова: «Тра-та-та-та… собирает рис в церкви после свадьбы…» Мысль о человеке, собирающем рис после свадьбы , растрогала меня, потянула за собой мысль об «одиноких людях». Я не сразу сумел выбрать имя, я всегда старался выбирать благозвучные имена. Я перебирал свои старые школьные фотографии, вспоминал имена, и все они звучали как Джеймс Стрингфеллоу, Грейс Пендлтон. А когда читаешь романы , там героев зовут как-нибудь вроде Джеймс Тербери. Это ненастоящие имена. Поэтому я старался выбрать для этой мелодии имя, которое звучало бы по-настоящему и соответствовало бы всей идее песни .
В качестве источника имени Пол указывал на актрису ( англ. Eleanor Bron , Э́ленор Брон ), снимавшуюся вместе с The Beatles в фильме 1965 года — « На помощь » . Ригби была взято из названия винного магазина в Бристоле «Rigby & Evens Ltd», куда он зашёл, ожидая Джейн Эшер с репетиции . В 1984 году Пол вспоминал:
«Мне просто понравилось это имя. Я искал нечто звучащее естественно. „Эленор Ригби“ звучало естественно. Клянусь, я думал, что именно так я и придумал Эленор Ригби. Я отчётливо помню, как выбрал имя Эленор, а потом искал правдоподобную фамилию, бродил в районе пристани в Бристоле и наконец увидел её на вывеске магазина. Но оказалось, что на Вултонском кладбище, где мы часто бывали с Джоном, есть могила некой Эленор Ригби. В нескольких ярдах справа от могилы человека по фамилии Маккензи. Либо это чистое совпадение, либо они всплыли в моём подсознании помимо моей воли. Скорее всего, дело в моём подсознании, потому что я не раз бродил среди могил вместе с Джоном . Там мы часто загорали и, кажется, курили . Значит, вмешательство подсознания вполне возможно — по-другому объяснить это я не могу. Я не знаю, в чём тут дело. Совпадение означает соответствие двух вещей. Мы полагаемся на него, как на объяснение, но это просто название явления, и не более того. А что касается причин, по которым возникают совпадения, их, вероятно, наш жалкий мозг охватить не в силах» .
The Beatles закончили работу над песней в помещении музыкальной комнаты Джона Леннона в его доме, расположенном в . Джон Леннон , Джордж Харрисон , Ринго Старр , и их общий друг прослушали незавершённый вариант произведения Маккартни, которое музыкант исполнил на фортепьяно и после этого внесли свои авторские идеи в композицию. Так, Ринго Старр предложил добавить к песне строку «Пишет слова к своей проповеди, которую никто не услышит, ведь никто не приходит» . Шоттон настоятельно рекомендовал заменить начальное имя священника (отец Маккартни) во избежание того, чтобы слушатели не приняли использование за связь с членами семьи Пола . Интересно, что некоторые исследователи творчества группы полагают, что прототипом отца Маккензи является «отец Том Маккензи», прислуживавший в , графство Чешир . Образ католического пастора , святого отца Маккензи, считают проявлением недоверия к католичеству . Появившийся в первоначальном варианте образ старика- бомжа , копающегося в мусорных баках, по мнению Пола, мог усложнить песню и был заменён на священника Маккензи.
Не зная, как закончить песню, Маккартни прислушался к идее друга группы , предложившего закончить песню смертью Эленор Ригби. Несмотря на то, что Леннон не поддержал этой идеи, Маккартни всё же использовал идею Шоттона и позже признавал, что вклад Пита в данную композицию был очевиден .
Песне часто присваивают титул элегии одиноких людей или исторической хроники послевоенной жизни в Великобритании .
Запись песни
«Eleanor Rigby» не имеет ничего общего с общепринятыми стандартами поп - музыки . Это одна из редких работ группы, в которой ни один из её участников не был задействован в записи инструментальной части композиции. В этой записи музыканты выступили только в роли вокалистов . Ведущий вокал осуществил сам автор песни Пол Маккартни , а гармонический — Джон Леннон и Джордж Харрисон . В песне «Eleanor Rigby» звучат только струнные (4 скрипки , 2 альта , 2 виолончели ) и вокал. Автор аранжировки — Джордж Мартин . По большей части, инструменты «потеснены» — то есть, они служат двумя струнными квартетами с двумя инструментами, каждый из которых исполняет свою роль в квартете . Микрофоны были помещены близко к инструментам, чтобы достичь более яркого и чувственного звука. Джордж Мартин также настоял на том, чтобы струнные играли без вибрато . Мартин сделал две версии записи, в одной из которых применил его, а в другом нет. Идея Маккартни использовать скрипичное сопровождение, возможно, была навеяна интересом к творчеству итальянского композитора Антонио Вивальди . Джон Леннон также неоднократно подчёркивал свой вклад в песню:
«Ребёнок Пола, которому я помог получить образование… Идея скрипичного сопровождения принадлежала Полу . Его подруга Джейн Эшер познакомила его с музыкой Вивальди и это было очень полезно».
Песня «Eleanor Rigby» была записана в студии «Эбби-роуд» 28 апреля 1966 года № 2 и закончена 6 июня в студии № 3. Всего было сделано 15 дублей записи .
Продюсер и аранжировщик группы Джордж Мартин в своей автобиографии «Всё в чём ты нуждаешься — это уши» утверждает, что именно он настоял на объединении двух вокальных частей, поскольку вместе они успешно образуют контрапункт .
Альбом был выпущен одновременно в двух вариантах — моно и стерео . В оригинальном стерео - микса голос Пола только в правом канале основной темы песни , в сопровождении струнного квартета , смешанных в один звуковой тракт. В моно -миксе и моно - LP показано более гармоничное звучание. В версиях, вошедших в альбомы Yellow Submarine и Love представлен здесь в довольно близком к оригиналу виде, однако звучание «более современно». После «Eleanor Rigby» без какого-либо перехода звучит гитарный аккомпанемент из песни « Julia » ( «Белый» альбом ) . При этом, на его фоне слышны атмосферные электронно-шумовые звучности . Первый дубль песни, без сопровождения струнного квартета, был включён в компиляцию Anthology 2 .
Выпуск
«Eleanor Rigby» была выпущена 5 августа 1966 года . Её выпуск состоялся одновременно с выпуском альбома « Revolver » ( «Б»-сторона сингла — « Yellow Submarine » ) и была выпущена под лейблом « Parlophone » в Великобритании , « Capitol » в США ) .
Песня четыре недели подряд занимала позицию № 1 в списке британских хит-парадов , однако в хит-парадах Америки сумела достичь лишь одиннадцатой позиции .
Значение
Хотя «Eleanor Rigby» не была первой поп -песней, затронувшей тему смерти и одиночества , согласно рецензиям критика Иэна Макдональда , песня «повергла в самый настоящий шок слушателей поп-музыки в 1966 году » . К аналогичному способу выражения мрачных чувств ранее прибегла популярная группа The Shangri-Las . В их песне 1964 года — « Leader of the Pack » рассказана история двух несчастных возлюбленных, любовь которых привела к трагической кончине одного из них. Однако смысловая нагрузка этой песни передаёт более романтическое настроение и далека от чётких представлений о человеческой утрате . В середине 1960-х « поп -стандарт» песен не предусматривал средства выражения тяжёлых душевных переживаний. В те годы поп-музыка обладала более радужным взглядом на жизнь, и такие песни, как «Eleanor Rigby», становились новинкой.
«Eleanor Rigby» передала состояние депрессивности и человеческого опустошения. Композиция, написанная известной группой, сразу же привлекла внимание слушателей тем, что отметила своеобразный переломный момент в творчестве группы, дав начало развитию психоделического рока . Принимая во внимание то, что большинство песен на альбоме Revolver предоставляют музыкантов классической рок-группой , «Eleanor Rigby» (наравне с « Tomorrow Never Knows ») явилась предшественницей психоделического рока, который особенно проявился в работе над альбомом Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band . Мрачная лирика не была первым отклонением от репертуара The Beatles , прежде исполняющих песни на тему любви . Однако, каковы бы ни были истоки песни «Eleanor Rigby», она стала значительным шагом вперёд по сравнению с « I Want to Hold Your Hand » .
«Eleanor Rigby» — вторая песня (после композиции « Yellow Submarine »), прозвучавшая в мультфильме 1968 года « Жёлтая подводная лодка ». Обе композиции отличаются тем, что анимационные герои мультфильма (участники группы The Beatles ) не исполняют этих песен. «Eleanor Rigby» звучит в начале мультипликационного фильма перед появлением первого «битла» группы Ринго Старра , показанного в образе мирно скучающего и подавленного человека.
В 1967 году гитарист и автор песен группы The Who Пит Тауншенд в одном из интервью сказал:
«На мой взгляд, «Eleanor Rigby» была очень важным музыкальным шагом вперёд. Определённо это вдохновило меня писать и слушать вещи в подобном же стиле и настроении» .
Известный сочинитель рок-н-ролльных композиций Джерри Лейбер сказал о ней:
«Во всех отношениях The Beatles — непревзойдённы. Не думаю, что когда-либо была написана песня лучше, чем „Eleanor Rigby“» .
Исторические факты
В 80-х годах на кладбище, прилегающем к в Ливерпуле , была обнаружена могила Эленор Ригби, в нескольких ярдах от которой находилась могила некого Маккензи . Действительно существовавшая Эленор Ригби родилась в 1895 году , была замужем за человеком по имени Томас Вудс и прожила свою жизнь в — пригороде Ливерпуля . Эленор умерла 10 октября 1939 года в возрасте 44 лет. Стала ли покоящаяся здесь Эленор источником вдохновения для написанию песни, до сих пор неизвестно, но её надгробная плита стала местом паломничества поклонников творчества The Beatles , приезжающих в Ливерпуль . В декабре 1982 года в Ливерпуле на Стэнли Стрит, неподалёку от Мэтью-стрит, установлен памятник — статуя Эленор Ригби, женщины, одиноко сидящей на скамье. Это место стало неизменным символом одиноких людей всего мира. На табличке рядом со статуей выбито посвящение: Eleanor Rigby. «All the lonely people …» (с англ. — «Эленор Ригби. Посвящается всем «одиноким людям»») .
В музыкальном видеоклипе 1995 года на песню « Free as a Bird » могила Эленор и удаляющаяся от неё фигура священника Маккензи показаны в одном из кадров .
В записи участвовали
- Пол Маккартни — вокал
- Джон Леннон —
- Джордж Харрисон — гармонический вокал
- — скрипка
- — скрипка
- — скрипка
- — скрипка
- — скрипка
- — альт
- Дерек Симпсон — виолончель
- — виолончель
- Джордж Мартин — продюсер , аранжировщик
- Джефф Эмерик — инженер
Кавер -версии
Студийные версии
Eleanor Rigby | ||||
---|---|---|---|---|
Сингл
Рэй Чарльза
с альбома |
||||
Дата выпуска | март 1968 | |||
Формат | 7” | |||
Дата записи | 1968 | |||
Жанр | Ритм-энд-блюз | |||
Язык | английский | |||
Длительность | 2 мин. 11 с. | |||
Композиторы | Леннон / Маккартни | |||
Авторы слов | Джон Леннон и Пол Маккартни | |||
Продюсер | ||||
Лейблы | ABC Records ( США ) | |||
Хронология синглов Рэй Чарльза | ||||
|
||||
В общей сложности было выпущено около 61 кавер-версии песни .
- записал комическую версию песни под названием «Feetlebaum Returns!». Она вошла в альбом .
- Версия 1967 года Джоан Бэез , вошедшая в альбом певицы Joan .
- на альбоме First Cut .
- Версия Джонни Мэтиса вошла в альбом 1967 года Johnny Mathis Sings .
- Версия Рэя Чарльза , выпущенная синглом, вошла в альбом музыканта A Portrait of Ray ( 1968 ).
- Бобби Джентри для альбома 1968 года Local Gentry .
- Американская группа Booker T. & the M.G.’s на альбоме 1968 года .
- Версия Тони Беннетт , выпущенная в январе 1970 года на альбоме Tony Sings the Great Hits of Today! .
- Версия Ареты Франклин для альбома This Girl’s in Love with You ( 1970 ), вышедшая синглом .
- Джазовые музыканты, такие как The Crusaders и Вэс Монтгомери (альбом 1967 года A Day in the Life ), Стэнли Джордэн (альбом 1985 года Magic Touch ) и сделали запись инструментальной версии песни, использовав в записи звучание соло-гитары , заменяющей вокальную партию.
- Австралийская группа выпустила версию, записанную в жанре психоделического рока , в 1970 году . Песня достигла позиции #4 в австралийских хит-парадах и завоевала «золотой» статус после своего переиздания в 1980 году .
- Ямайский музыкант , автор - исполнитель и продюсер в сотрудничестве с группой записали версию «Eleanor Rigby» в стиле регги в 1972 году .
- Версия бразильского композитора и певца Каэтану Велозо , вошедшая в альбом Qualquer coisa ( 1975 ).
- В 1975 году англо-бельгийская-группа прогрессивного рока Esperanto записала кавер-версию песни, вошедшую в альбом Last Tango .
- Американская диско -группа записали свою версию песни, вошедшую в альбом 1976 года Babyface .
- Группа записали песню, вышедшую в формате сингла и записанную для EMI в 1979 году .
- Группа исполнили инструментальную версию как часть попурри с песней « » (с англ. — «После Полуночи») .
- Итальянский певец и киноактёр Адриано Челентано в 1986 году записал версию композиции на итальянском языке, которая вошла в его альбом I miei americani 2 .
- записали кавер-песню, вошедшую в их альбом 1988 года (с англ. — «Бесконечная война») .
- выпустил версию танцевальную версию песни, вошедшую в альбом 1990 года (с англ. — «Одна Кровь») .
- Группа записали песню, вошедшую в их альбом 1992 года (с англ. — «Сила») .
- сделал запись акустической версии этой песни, вошедшую в его альбом 1995 года .
- Рок-группа Kansas записала песню, вошедшую в альбом 1998 года Always Never the Same .
- Версия , вошедшая в альбом 2001 года .
- Группа Pain сделала запись этой песни, которая впоследствии вошла в альбом музыкантов 2002 года Nothing Remains the Same .
- Версия , вошедшая в альбом 2005 год Standard Issue .
- Рок-группа Thrice включила кавер-версию песни в свой альбом 2005 года .
- Гитарист из группы Twisted Sister Эдди Охеда записал кавер-версию песни для своего сольного альбома 2006 года . Ди Снайдер исполнил вокальную партию в композиции.
- Кавер-версия песни, записанная Дэвидом Шоммером (feat. Дэвид Дженсен) звучит на саундтреке к фильму 2006 года « Нас приняли! ».
- Поп -группа записала кавер-версию песни, вошедшую в альбом 2007 года .
- В 2008 году Дэвид Кук , победитель седьмого сезона популярного телешоу American Idol , исполнил эту песню на шоу. Позже песня была выпущена синглом на iTunes .
- В 1982 году рок-группа записала кавер-версию в стиле музыки 80-х этой песни. Песня была выпущена синглом , и позже включена как бонус-трек в расширенную версию альбома .
- «Биг-бенд Джона ЛаБарбера» сделал запись версии этой песни на своём компакт-диске On the Wild Side .
- выпустил версию этой песни на альбоме 2003 года These Are a Few of My Favorite Things , записанную совместно с женой музыканта, Лорой Кэй, исполнившей вокальную партию в композиции.
- Илан Рубин из группы Nine Inch Nails записал кавер-версию этой песни во время своей звукозаписывающей сессии альбома .
- Американский джазовый музыкант Чик Кориа записал кавер-версию песни, вошедшую в трибьют-альбом 1995 года .
- Шведская певица Шарлотта Перелли на альбоме 2006 года I din röst . На оригинале песня звучит как Elinor Rydholm .
- Питерская группа Animal Jazz исполнила песню на сингле 2003 года «15».
- Ирландская группа De Dannan выпустила в 1980 году инструментальную версию «Eleanor Rigby», обработанную в народной кельтской традиции.
- В 1996 году прогрессив-рок-группа Tangerine dream представила на альбоме Shepherds bush 8-минутную версию композиции.
- Московская группа « Слот » приняла участие в проекте Let it Beatles, записав песню «Eleanor Reagby» 2012 год .
- 21 июня 2016 года группа Our Last Night выложила кавер-версию песни на своем Youtube канале.
- 28 октября 2020 года британская ретровейв-группа Gunship выпустила кавер-версию песни в Bandcamp .
«Живые» исполнения
- The Four Tops записали эту песню для альбома 1969 года The Four Tops Now! (с англ. — «А вот и The Four Tops») .
- The Supremes исполнили песню, включив её в одно из своих концертных попурри вместе с группой The Temptations .
- Английский музыкант Джо Джексон записал кавер-версию песни для своего концертного альбома 2000 года .
- Группа Panic at the Disco исполнили песню на одном из своих «живых» концертов, но версия никогда не записывалась в студии.
- Рок-группа исполнили «живую» версию песню со скрипачом из группы Yellowcard Шоном Маккином во время совместных гастролей названных групп в конце 2005 года .
- Австралийская группа, работающая в стиле а капеллы , , исполнила джазовую версию песни «Eleanor Rigby», вошедшую в их концертный альбом Live at the Powerhouse album .
- Версия, записанная в стиле электронной музыки немецкой группой Tangerine Dream вошла в их альбом Dream Encores .
- Во время летнего тура 2008 года группа Dave Matthews Band использовала первые строчки «Eleanor Rigby» для песни The Dreaming Tree .
Семплы
- В 1994 году ирландская певица Шинейд О’Коннор использовала тематику песни для своей песни « », вошедшей в альбом . Песня была позже повторно сведена и выпущена синглом в 1995 году . Композиция вошла в «Топ 40» британских музыкальных хитов.
- В 2004 году бруклинский рэпер Талиб Квели выпустил «Lonely People», используя песню «Eleanor Rigby» как главный семпл.
- В 2006 году создал ремикс на песню «Eleanor Rigby» с использованием мотивов песни группы Queens of the Stone Age «In My Head».
- Рэп -исполнитель Lupe Fiasco записал семпл «Eleanor Rigby» для своей песни «Go Go Gadget Flow». Песня вошла в альбом музыканта 2007 года .
- B.o.B записал семпл «Eleanor Rigby» как главный семпл для его песни «Lonely People» в 2008 году .
- В 1994 году Prince Ital Joe feat.Marky Mark использовал приём песни «Eleanor Rigby» в рефрене песни «Happy people».
Интересные факты
- Документ с автографом Эленор Ригби, послужившей прототипом героини знаменитой песни группы The Beatles , был продан на лондонском аукционе за $177 тыс. . Документ представляет собой платежную ведомость ливерпульской больницы за 1911 год с подписью шестнадцатилетней Эленор Ригби . Согласно ведомости Ригби получала 14 фунтов в год . Ценный документ хранился в архиве Пола Маккартни и был передан на аукцион в качестве коллекционного предмета из истории знаменитой британской группы . Вырученные с продажи документа деньги пошли на нужды благотворительного фонда «Sunbeams Music Trust» . Глава фонда Энни Моусон утверждала, что получила автограф Эленор Ригби в 1990-е годы от Пола Маккартни .
- Скрипач отстаивает права на песню «Eleanor Rigby», в которой он исполнил партию . 84-летний музыкант , записавший ряд композиций с «ливерпульской четвёркой» — The Beatles , настаивает на том, что ему причитаются денежные отчисления при трансляции композиции на радио и после 2016 года , то есть после того, как ей исполнится 50 лет . Европарламент планировал заняться этим вопросом в начале 2009 года . Предполагается, что срок перечисления денежных средств увеличат до 95 лет — такой срок прописан в законодательстве США .
- В январе 1990 года , когда Маккартни давал концерт в Бирмингеме , к нему подошёл человек, заявивший, что он и есть главный герой песни «отец Макензи». Пол не растерялся и тут же парировал: «А где же мистер Кайт и Билли Ширс?» (имеются в виду воображаемые герои других песен The Beatles ).
- В Ливерпуле открыт «Отель Эленор Ригби». Отель расположен в доме № 34 по улице Стэнли Стрит .
- Фанаты группы The Beatles собирают деньги на восстановление могилы Эленор Ригби, которая всем известна по классической песне группы, в связи с её ветхим состоянием. Таксист Джей Джонсон, 45 лет, открывший «Fab Cabs Beatles tours», призвал отремонтировать фамильное надгробие Ригби.
Чарты
Великобритания
Чарт Великобритании с 11 августа 1966 года | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Неделя | 01 | 02 | 03 | 04 | 05 | 06 | 07 | 08 | 09 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||||||||||||||||
Позиция | 08 | 01 | 01 | 01 | 01 | 03 | 05 | 09 | 18 | 26 | 30 | 33 | 42 |
« UK Singles Chart »
Чарт « UK Singles Chart » с 30 августа 1986 года | ||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Неделя | 01 | 02 | ||||||||||||||||||||||||||||
Позиция | 63 | 81 |
Примечания
- Stanley, Bob (20 September 2007). от 21 сентября 2013 на Wayback Machine . The Guardian . London. Film & music section, p. 8.
- Rodriguez, Robert (2012). Revolver: How the Beatles Reimagined Rock 'n' Roll. Milwaukee, WI: Backbeat Books. ISBN 978-1-61713-009-0 .
- ↑ ISWC Network (англ.)
- Барри Майлз «Пол Маккартни: Много лет назад» ( 1997 ), стр. 281.
- ↑ от 18 августа 2009 на Wayback Machine на сайте music-facts.ru (рус.)
- 29 октября 2013 года. (рус.)
- . Rolling Stone . Дата обращения: 7 марта 2007. 10 марта 2012 года.
- ↑ от 26 октября 2011 на Wayback Machine на сайте letitbeat.narod.ru (рус.)
- По английской традиции, новобрачных принято осыпать рисом в знак пожелания благополучия.
- ↑ Стив Тёрнер «Запись трудного дня: История позади каждой песни The Beatles» ( 1994 ), стр. 104—105.
- . Northwich Guardian (2000-06-98). Дата обращения: 15 января 2007. 5 апреля 2012 года.
- . rrauction.com . Дата обращения: 17 января 2007. 28 сентября 2007 года.
- . « Time ». 5 апреля 2012 года.
- . The Observer. 5 апреля 2012 года.
- . guardian.co.uk. 5 апреля 2012 года.
- ↑ Иэн Макдоналд (2005), стр. 203—205.
- от 11 октября 2009 на Wayback Machine на сайте guitar.ru (рус.)
- Дэвид Шефф (2000), стр. 140.
- Марк Льюисон (1988), стр. 77, 82.
- . Дата обращения: 28 сентября 2017. 4 октября 2016 года.
- ↑ от 3 апреля 2009 на Wayback Machine на сайте guitar.ru (рус.)
- Льюисон (1988), стр. 200.
- Уоллгрин (1982), стр. 48.
- от 26 октября 2011 на Wayback Machine на сайте letitbeat.narod.ru (рус.)
- Уилкерсон (2006)
- Свеинсон, Билл. Encarta Book of Quotations (неопр.) . — 2000. — С. 555.
- «Антология The Beatles» (2000), стр. 208.
- . Дата обращения: 9 марта 2007. 5 апреля 2012 года.
- . Библия The Beatles. Дата обращения: 12 октября 2008. 28 января 2011 года.
- . Дата обращения: 28 сентября 2017. 1 сентября 2018 года.
- . 5 апреля 2012 года.
- . GUNSHIP . Дата обращения: 28 октября 2020. 30 октября 2020 года.
- ↑ 12 декабря 2008 года. на сайте rosbalt.ru (рус.)
- ↑ на сайте pravo.ru (рус.)
- от 29 января 2014 на Wayback Machine (англ.)
Литература
- «Антология The Beatles» ( 2000 ), Сан-Франциско : «Chronicle Books». ISBN 0-8118-2684-8 .
- Марк Льюисон «Звукозаписывающие сессии The Beatles» ( 1988 ), Нью-Йорк , «Harmony Books». ISBN 0-517-57066-1 .
- Иэн Макдональд . = Revolution in the Head: The Beatles’ Records and the Sixties. — 2nd ed. — London: Pimlico, 2005. — 554 p. — ISBN 1-844-13828-3 .
- Барри Майлз «Пол Маккартни: Много лет назад» ( 1997 ), «Henry Holt & Company», Нью-Йорк ISBN 0-8050-5249-6
- Дэвид Шефф «Всё о чём мы говорим: Последнее основное интервью с Джоном Ленноном и Йоко Оно» ( 2000 ), Пресса Святого Мартина, Нью-Йорк ISBN 0-312-25464-4
- Стив Тёрнер «Запись трудного дня: История позади каждой песни The Beatles», Нью-Йорк , «Harper Paperbacks». ISBN 0-06-084409-4 .
- Марк Уоллгрен «The Beatles на записи» ( 1982 ), Нью-Йорк , «Simon & Schuster». ISBN 0-671-45682-2 .
- Марк Уилкерсон «Удивительное путешествие: жизнь Пита Таунсгенда» ( 2006 )
Ссылки
- (англ.)
- (англ.)
- (англ.)
- на сайте songfacts.com (англ.)
- [oldies.about.com/od/thebeatlessongs/a/eleanorrigby.htm «Eleanor Rigby»] на сайте oldies.about.com (англ.)
- на сайте pesni.ru
- на сайте h.ua (рус.)
- 2020-12-31
- 1