Interested Article - Коровьев

Фаго́т персонаж романа « Мастер и Маргарита », рыцарь, член свиты Воланда . В Москве 30-х годов был известен под фамилией Коро́вьев , представлялся то бывшим регентом , то переводчиком при знатном иностранце.

…прозрачный гражданин престранного вида. На маленькой головке жокейский картузик, клетчатый кургузый воздушный… пиджачок… гражданин ростом в сажень, но в плечах узок, худ неимоверно, и физиономия, прошу заметить, глумливая…

..усишки у него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки…

Этимология

Настоящее имя рыцаря, Фагот, вероятно, образовано от названия одноимённого музыкального инструмента , изобретённого итальянским монахом Афранио. Благодаря этому обстоятельству резче обозначается функциональная связь между Коровьевым-Фаготом и Афранием , начальником тайной стражи при прокураторе Понтии Пилате . Форма фагота также напоминает фигуру Коровьева — проглядывается сходство между длинной тонкой трубкой и высоким, тощим и узким в плечах регентом-пьяницей, готовым в любой момент услужливо склониться перед собеседником. По одной из версий, имя-название музыкального инструмента является намёком на то, что Фагот некогда был членом ангельского хора.

Существует вероятность, что имена всех членов свиты Воланда связаны с языком иврит . Так, например, Коровьев (на иврите каров — близкий, то есть приближённый), Бегемот (на иврите бехема — скотина), Азазелло (на иврите азазель — демон).

По другой версии, Коровьев образовано по имени древнеегипетского бога Хор . В мифологии древних египтян бог Хор был противником бога Сета (сатаны). В романе Воланд говорит Маргарите, что «Рыцарь этот когда-то неудачно пошутил». По космогонии древних мифов Хор — это планета Марс , а Сет — это Сатурн . Они оба находятся в тёмной стороне от Бога-Солнца. Потому и в романе Коровьев служит Сатане .

Возможна также аллюзия, связанная с характеристикой Скалозуба , данной ему Чацким , в « Горе от ума »: «Хрипун, удавленник, фагот».

Роль в романе

Фагот появляется уже в первых абзацах романа, где сначала предстаёт в качестве галлюцинации, видной одному лишь Берлиозу . Возникает он из майского зноя, как и положено любому представителю нечистой силы. Вечером, по завершении рассказа Воланда о встрече Понтия Пилата с Иешуа , Коровьев, уже в плотском обличии, назвавшись бывшим регентом, направляет Берлиоза к турникету с разлитым Аннушкой маслом, возле которого тот и попал под трамвай .

В дальнейшем роль Фагота в основном связана с «грязной работой» и «трюками» — он пытается сбить с пути преследующего свиту Воланда Ивана Бездомного , даёт председателю жилтоварищества Босому взятку рублями , которые потом волшебным образом превращаются в доллары , занимает зрителей во время представления в театре Варьете . Одну из последних глав в романе автор отводит «похождениям» Коровьева и его пажа Бегемота , в ходе которых они поджигают Торгсин и дом Грибоедова .

Во время великого бала Сатаны Фагот вместе с Бегемотом и королевой Марго встречает гостей, а позже подаёт Воланду чашу, наполненную кровью барона Майгеля .

В сцене последнего полёта Фагот предстаёт тёмно-фиолетовым рыцарем с вечно мрачным лицом. По словам Воланда, Фагот был обречён шутить на многие века за неудачный каламбур о Свете и Тьме, который тот сочинил во время своих рассуждений.

Вряд ли бы теперь узнали Коровьева-Фагота, самозванного переводчика при таинственном и не нуждающемся ни в каких переводах консультанте <…> На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьёвы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, тёмно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом. Он упёрся подбородком в грудь, он не глядел на луну, он не интересовался землёю под собою, он думал о чём-то своём, летя рядом с Воландом .

Возможные прототипы

  • Некоторую схожесть можно просмотреть между Коровьевым Булгакова и Коровкиным Достоевского , персонажем повести « Село Степанчиково и его обитатели ». Несмотря на полный контраст внешности (Коровьев высокий, худой и узкоплечий, Коровкин же низкий, плотный и широкоплечий), обладают разительной схожестью их небрежность к внешнему виду, неразборчивость в еде, любовь выпить и манера речи .
  • Возможно, одним из прототипов Фагота, который в Москве представлялся бывшим регентом церковного хора, являлся один из знакомых Булгакова, слесарь-водопроводчик Агеич, муж домработницы Булгаковых Маруси. Будучи пьяным, Агеич вспоминал свою юность и то, как пел в церковном хоре. Если же Агеич начинал петь псалмы , то выпроводить его было невероятно трудно .
  • Самсон Карраско и рыцарь Фалькенштейн. Возможно, именно с них был списан образ Фагота как мрачного рыцаря. Оба персонажа были наказаны, первый — за насмешку над предсказанием собственной смерти (за это же наказан и Михаил Александрович Берлиоз ), а второй — за сомнения в существовании демонов, причем лицо его навеки остается бледным, тогда как рыцарь Фагот обречен оставаться с всегда мрачным лицом .
  • Похожий персонаж уже появлялся у Булгакова — в романе « Дни Турбиных », как реминисценция « Бесов » Достоевского :

Только под утро он разделся и уснул, и вот во сне явился к нему маленького роста кошмар в брюках в крупную клетку и глумливо сказал:  — Голым профилем на ежа не сядешь!.. Святая Русь — страна деревянная, нищая и… опасная, а русскому человеку честь — только лишнее бремя.

— Ах ты! — вскричал во сне Турбин. — Г-гадина, да я тебя. — Турбин во сне полез в ящик стола доставать браунинг, сонный достал, хотел выстрелить в кошмар, погнался за ним, и кошмар пропал.

Образ Коровьева в кинематографе и театре

Название Страна Год Режиссёр В роли Коровьева-Фагота Примечания
Мастер и Маргарита Италия
Югославия
1972 Александр Петрович Велимир Живоинович
Никогда не отвлекайтесь
на работе
СССР 1976 Глеб Стриженов короткометражный кинофельетон
Мастер и Маргарита СССР 1977 Юрий Любимов Иван Дыховичный спектакль
СССР 1987 Ольга Кознова Юрий Яковлев документальный фильм
Мастер и Маргарита Польша 1988 Мацей Войтышко
Мастер и Маргарита Россия 1994 Юрий Кара Александр Филиппенко
Роковые яйца Россия
Чехия
1995 комедийно-фантастический фильм
Мастер и Маргарита Россия 2005 Владимир Бортко Александр Абдулов телесериал
Венгрия 2005 короткометражный фильм
Мастер и Маргарита Россия 2009 Леонид Полонский
Игорь Бунаков
Сергей Сорокин мюзикл
Мастер и Маргарита Россия 2024 Михаил Локшин Юрий Колокольников

фэнтезийный драматический фильм

Примечания

  1. . Дата обращения: 24 марта 2015. 15 мая 2015 года.
  2. . Дата обращения: 24 марта 2015. 2 апреля 2015 года.
  3. . Дата обращения: 24 марта 2015. 3 апреля 2015 года.
  4. Д.Быков. . ЖЖ (13 октября 2017). Дата обращения: 20 января 2018. 27 декабря 2017 года.
  5. журнал «Лучик», 2019.
  6. . Дата обращения: 20 июня 2016. 15 января 2017 года.

Ссылки

Источник —

Same as Коровьев