Interested Article - Эгей
- 2020-10-12
- 1
Эге́й ( др.-греч. Αἰγεύς или Αἰγέως ) — персонаж древнегреческой мифологии из аттического цикла , царь Афин и отец Тесея . Был сыном изгнанного царя Аттики Пандиона , родился в Мегаре . Вместе с тремя братьями отвоевал отцовское царство и получил четвёртую его часть. При Эгее Афины проиграли войну с царём Крита Миносом и обязались регулярно отправлять своих юношей и девушек в Лабиринт к Минотавру . Проезжая однажды через Трезен , Эгей вступил в связь с дочерью местного царя Эфрой . Рождённый царевной Тесей , когда стал взрослым, приехал в Афины. Эгей не узнал сына и решил его отравить по наущению своей тогдашней жены Медеи , но в последний момент понял, кто перед ним. Тесей отправился на Крит, чтобы убить Минотавра. Возвращаясь с победой, он забыл поменять чёрный парус на белый; Эгей решил, что сын погиб, и покончил с собой. В его честь было названо Эгейское море .
Миф об Эгее и Тесее стал темой для ряда античных драм (в том числе написанных Софоклом и Еврипидом ), ни одна из которых не сохранилась полностью. Этот миф разрабатывали древнегреческие художники и скульпторы, композиторы XVII—XVIII веков.
В мифологии
Происхождение
Эгей принадлежал к роду афинских царей — потомков Эрихтония , родившегося у Геи от пролившегося семени Гефеста . Эгей был внуком Кекропса , сыном Пандиона и мегарской царевны Пилии . Его отца изгнали из Афин двоюродные братья Метиониды ; Пандион поселился в Мегаре, женился на дочери местного царя Пиласа , а позже унаследовал от тестя царскую власть. В Мегаре и родились его сыновья — Эгей, Паллант , Нис и Лик .
В альтернативных версиях в качестве отца Эгея фигурируют Скирий, Эгикорей и Фемий, а в качестве матери — Пелия . «Некоторые», по словам Псевдо-Аполлодора , говорили, «что Эгей был сыном Скирия, но Пандион выдавал его за своего сына» .
Царствование
После смерти Пандиона его сыновья пошли в поход на Афины. Им удалось изгнать Метионидов, после чего Аттика была разделена на четыре царства. Античные авторы по-разному пишут об условиях этого раздела; однако ясно, что Эгей как старший получил лучшую часть — прибрежные земли с Афинами. Лику выпало править Эвбеей , Нису Мегарой, а Палланту — «брегами Скирона» . По одной из версий мифа, такой была предсмертная воля Пандиона .
Царствование Эгея было неспокойным. Герой долго оставался бездетным (по одной из версий мифа, дочь у него всё-таки была), хотя женился дважды (на , дочери Гоплета , затем на , дочери или Халкодона) «и жил со многими, в брак не вступая» . Существовала и версия мифа, по которой жена была только одна — Халкиопа либо дочь Персея Автохта. В любом случае сыновей у Эгея не было. Из-за этого царь опасался братьев и племянников, которые относились к нему с презрением и распускали слухи о его незаконном происхождении. Брата Лика он смог изгнать, а пятьдесят сыновей Палланта оставались для Эгея угрозой до конца его жизни .
Ещё одной угрозой для Афин в это время стал Крит . Сын царя Миноса Андрогей , приехав в континентальную Элладу для участия в Панафинейских состязаниях , погиб. Одни источники утверждают, что Эгей подослал к царевичу убийц (Андрогей встречался с Паллантидами, и царь Афин испугался, что будет заключён опасный для него союз), другие — что Эгей направил Андрогея на борьбу с марафонским быком , третьи — что смерть критянина была случайной. В любом случае для Миноса во всём остались виноваты жители Аттики. Критяне начали войну, осадили Афины, но взять их не смогли. Тогда Минос попросил богов покарать убийц. В результате Аттика начала страдать от засухи, голода и чумы. Афинянам пришлось согласиться на выплату Криту тяжёлой дани: отныне каждый год или каждые девять лет семеро юношей и семь девушек отправлялись в критский Лабиринт, где становились жертвами Минотавра .
Эгей и Тесей
Свою бездетность Эгей объяснял гневом Афродиты . Чтобы богиня смягчилась, он построил в Афинах храм Афродиты Урании ( Небесной ) , но это не помогло. Позже Эгей отправился в Дельфы , чтобы узнать у пифии , родится ли у него сын, но получил только загадочный совет «не развязывать нижний край бурдюка, пока не достигнет Аттики». Возвращаясь домой, герой остановился в городе Трезен в Арголиде , где рассказал об этом совете местному царю Питфею из рода Пелопидов , известному своей мудростью. Тот понял, что у его гостя появится могучее потомство, которое будет править Афинами; поэтому он напоил Эгея и уложил его спать вместе со своей дочерью Эфрой (по другим данным, Питфей убедил Эгея овладеть царевной или «принудил обманом») . В ту же ночь или накануне ложе с Эфрой делил и морской бог Посейдон . После этого царевна забеременела, так что её ребёнок имел сразу двух отцов — земного и божественного . Эгей сразу после ночи с царевной уехал на родину и попросил воспитывать ребёнка в Трезене в глубокой тайне, поскольку боялся козней своих племянников. Он оставил под огромным камнем сандалии и меч; сын Эфры должен был отправиться к отцу после того, как сможет поднять этот камень .
Позже в Афинах появилась Медея — дочь царя Колхиды Ээта , которая в Коринфе оставила своего мужа Ясона . При расставании Медея убила свою соперницу, коринфскую царевну Главку , а вместе с последней погиб и её отец, царь Креонт . Несмотря на это преступление, Эгей предоставил женщине убежище в Афинах и очистил её от скверны . Сын Креонта Гиппот привлёк Медею к суду, она была оправдана и стала женой Эгея; в этом браке у него наконец родился сын по имени Медей или Мед .
Сын Эфры Тесей , выйдя из детского возраста, поднял камень, достал из-под него отцовские сандалии и меч и отправился в Афины. Прибыв в этот город, он был принят Эгеем, но не рассказал о своём происхождении. Тем не менее Медея поняла, чей это сын, и увидела в пришельце опасного конкурента для своего ребёнка. Она подговорила мужа отравить юношу (в одной из версий мифа Тесея сначала отправили на смертельно опасную борьбу с марафонским быком). На пиру Эгей поднёс Тесею чашу с отравленным вином, но в последний момент узнал свой меч, которым был подпоясан неизвестный. Он понял, что перед ним собственный сын, и отбросил чашу. После этого Медея бежала с сыном из города, а Тесей был официально признан царским сыном и наследником .
Сразу после этих событий на Афины двинулись с войском Паллантиды. Эгей поставил во главе обороны Тесея, и тот перебил всех врагов (по другой версии, это произошло после смерти Эгея ). Когда пришло время в третий раз отправлять дань Миносу, Тесей оказался в числе афинских юношей, обречённых на растерзание в Лабиринте. Эгею пришлось отпустить сына; надеясь на счастливый исход, он взял с Тесея обещание, что в случае победы над Минотавром кормчий корабля поднимет при возвращении белый парус (по версии Симонида , «пурпурный парус, окрашенный соком цветов ветвистого дуба») вместо чёрного . Тесей победил чудовище, однако на обратном пути забыл об обещании, данном отцу. Эгей, ждавший появления корабля либо на афинском акрополе , либо у берега моря — в гавани Мунихий или в Акте, — как только увидел чёрный парус, бросился вниз и погиб .
Потомки
Через самого знаменитого из своих сыновей Эгей был предком династии Тесеидов, которая правила Афинами на протяжении нескольких поколений . Его сын от Медеи Мед/Медей, согласно античным авторам, бежал на Восток. Он убил своего дядю Перса и завоевал царство, названное в его честь Мидией .
У Стефана Византийского упоминается ещё один сын Эгея — Мегарей .
В культуре
В исторических Афинах Эгея почитали как героя. Существовало посвящённое ему святилище , Эгей считался эпонимом одной из фил . С его гибелью древние связывали название Эгейского моря . Путникам ещё во II веке н. э., во времена Павсания , показывали место, где жил Эгей и где он в первый раз встретился с Тесеем (в пределах храма Аполлона в восточной части Афин) .
У Павсания упоминаются две статуи Эгея: одна стояла рядом со зданием Совета пятисот в Афинах (вместе со статуями других эпонимов фил) , другая, работы Фидия , — в дельфийском святилище Аполлона . Эгея изображали и художники. Сохранился ряд чаш с краснофигурной росписью, на которой этот герой встречает Тесея, только что прибывшего в Афины, причём Тесею уже подносят чашу с отравленным вином. Сцена, в которой Эгей выбивает эту чашу из рук сына, запечатлена на терракотовом рельефе и ряде его копий, хранящихся в разных музеях . На одном изображении герой присутствует при рождении Эрихтония, на другом — при борьбе Тесея с марафонским быком. Сохранились ещё гемма , на которой герой прощается с Эфрой, и саркофаг, украшенный сценой прощания Эгея с Тесеем .
Гомер упоминает Эгея в « Илиаде » как отца Тесея . Эгею посвящена одноимённая трагедия Софокла , текст которой утрачен за исключением нескольких фрагментов (фрг. 20-27 Радт) и о сюжете которой достоверно ничего не известно. В сохранившихся обрывках текста речь идёт только о Тесее — о том, как он шёл сухопутным путём из Трезена в Афины и как боролся с марафонским быком . Еврипид написал трагедию « Эгей », сохранившуюся тоже фрагментарно (фрг. 1-12 Наук ) и посвящённую предположительно встрече заглавного героя с Тесеем . Этой же теме посвятил один из своих дифирамбов Вакхилид . Эгей появляется и в ещё одной трагедии Еврипида, « Медея »: он заезжает в Коринф на пути из Афин в Трезен и обещает Медее дать ей убежище в своём царстве .
В эпоху Нового времени обрёл относительную популярность сюжет об узнавании Эгеем сына. Наиболее известным из произведений на эту тему стала опера Жана-Батиста Люлли с либретто Филиппа Кино (1675 год). В ней Эгей влюблён в Эглу, как и Тесей, а в Тесея влюблена Медея; последняя, поняв безнадёжность своей страсти, решает отравить Тесея, но Эгей в последний момент узнаёт его по рукояти меча. Эта музыкальная трагедия имела огромный успех у зрителей. В 1713 году на тот же сюжет создал свою оперу Георг Фридрих Гендель (автор либретто — ) . Другие музыкальные произведения на эту тему — «Тесей» Франческо Провенцале (1658 год) , «Тесей» Франсуа-Жозефа Госсека (1782 год) , «Узнанный Тесей» ( Teseo riconosciuto ) Гаспаре Спонтини (1798 год) .
В XX веке Эгей стал героем повести француза Андре Жида «Тесей» (1946 год) и дилогии британской писательницы Мэри Рено , включавшей романы « Царь должен умереть » (1958 год) и « Бык из моря » (1962 год). Жид абстрагируется от мифологического материала, чтобы говорить об общечеловеческих проблемах , а Рено, уверенная в том, что события греческих мифов происходили в действительности, интерпретирует данные античных источников с максимально реалистичной точки зрения, помещая жизнь своих героев в контекст борьбы патриархального уклада с матриархальным .
В британо-канадском телесериале « Олимп » (2015 год) Эгея играет Грэм Шилз .
Примечания
- ↑ // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1904. — Т. XL. — С. 145—146.
- Н. О. // — СПб. : Брокгауз — Ефрон , 1897. — Т. XXI. — С. 161.
- ↑ , III, 15, 5.
- , с. 449.
- ↑ , kol. 952.
- , IX, 1, 6.
- ↑ .
- , XIII, 556f.
- ↑ , Тесей, 3.
- , kol. 952—953.
- , III, 15, 7—8.
- ↑ , kol. 953.
- , I, 14, 7.
- , IV, 59, 1.
- , III, 15, 6—7.
- , I, 27, 8.
- , Фасты, II, 41—42.
- , I, 9, 28.
- ↑ , Тесей, 12.
- , kol. 953—954.
- , Тесей, 13.
- ↑ , kol. 954.
- .
- , Тесей, 15—17.
- , IV, 61, 7.
- ↑ , I, 22, 5.
- , Мифы, 43.
- , V, 65.
- , Мифы, 27.
- ↑ , I, 5, 2.
- , X, 10, 1.
- , s. 684—685.
- , kol. 954—955.
- , I, 265.
- , Эгей.
- Вестник древней истории . — 1995. № 3. — С. 261—263.
- , Мифы, 37, прим.
- , Медея, 719—728.
- , s. 671.
- . Дата обращения: 13 марта 2020. 20 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 13 марта 2020. 18 февраля 2020 года.
- . Дата обращения: 13 марта 2020. 18 февраля 2020 года.
- , s. 672.
- Рено М. Царь должен умереть. От автора
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
Источники и литература
Источники
- Аполлодор . . — Л. : Наука, 1972. — 216 с.
- Афиней . Пир мудрецов. Книги 9—15. — М. : Наука, 2010. — 597 с. — ISBN 978-5-02-037384-6 .
- Геродот . История. — М. : Ладомир, 2001. — 752 с. — ISBN 5-86218-353-1 .
- Гигин . Мифы. — СПб. : Алетейя, 2000. — 480 с. — ISBN 5-89329-198-0 .
- Гомер . Илиада. — М. : Наука, 2008. — 572 с. — ISBN 978-5-02-025210-3 .
- Диодор Сицилийский . / Перевод, статья, комментарии и указатель О. Цыбенко. — М. : Алетейя, 2005. — 377 с. — ISBN 5-89329-716-4 .
- Еврипид . Трагедии. — М. : Искусство, 1980. — 550 с.
- Публий Овидий Назон . Элегии и малые поэмы / сост. и предисл. М. Гаспарова. Коммент. М. Гаспарова и С. Ошерова . — М. : Художественная литература, 1973. — 526 с.
- Павсаний . Описание Эллады. — М. : Ладомир, 2002. — Т. 1. — 492 с. — ISBN 5-86218-333-0 .
- Плутарх . Сравнительные жизнеописания. — М. : Наука, 1994. — Т. 1.
- Софокл . Драмы. — М. : Наука, 1990. — 606 с. — ISBN 5-02-012672-1 .
- Страбон . География. — М. : Ладомир, 1994. — 944 с.
Литература
- Грейвс Р. Мифы Древней Греции. — Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 1008 с. — ISBN 5-9709-0136-9 .
- Тахо-Годи А. Эгей // Мифы народов мира. — 1988. — Т. 2 . — С. 656—657 .
- Harst J. Theseus : [ нем. ] // Maria Moog-Grünewald (Hrsg.): Mythenrezeption. Die antike Mythologie in Literatur, Musik und Kunst von den Anfängen bis zur Gegenwart (= Der Neue Pauly. Supplemente). — 2008. — Bd. 5. — Kol. 669—673.
- Stein. Pallas 3 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1949. — Bd. XXXVI, 2. — Kol. 235—236.
- Steuding H. Theseus // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: B. G. Teubner, 1924. — Bd. V. — 678—760.
- Wernicke K. Aigeus 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . — 1893. — Bd. I, 1. — Kol. 952—955.
- Wörner E. Aigeus // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie (нем.) / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig: B. G. Teubner, 1886. — Bd. I, 1. — 145—146.
- 2020-10-12
- 1