Interested Article - Неа-Мони
![](/images/008/562/8562648/1.jpg?rand=756507)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/7ff237343e368c07c68f0e66930265a3.png)
- 2021-04-21
- 1
Не́а-Мони́ ( греч. Νέα Μονή — «новый монастырь») — православный монастырь на острове Хиос в Греции , основанный в первой половине XI века . Монастырь, будучи ставропигией Константинопольского патриарха, благополучно пережил турецкое завоевание . Неа-Мони сильно пострадал в ходе хиосской резни 1822 года и землетрясения 1881 года . К середине XX века количество монахов в нём резко сократилось, и он был преобразован в женский монастырь.
Неа-Мони знаменит мозаиками периода Македонской династии , украшающими его кафоликон . В 1990 году монастырь включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО .
История
Монастырь был основан византийским императором Константином IX , его супругой Зоей и её сестрой Феодорой . Его строительство связано с преданием, что на этом месте три монаха — Никита, Иоанн и Иосиф нашли на ветке горящего мирта икону Богородицы . На месте обретения иконы ими была построена небольшая часовня . Это событие датируют правлением императора Михаила IV (1034—1041). После этого они посетили находившегося в ссылке на Лесбосе Константина и рассказали ему о бывшем у них от иконы видении, предсказывающем, что Константин станет императором . В ответ он пообещал в случае исполнения пророчества построить церковь в честь Богородицы. Став императором в 1042 году , Константин исполнил обет и начал постройку монастыря. Для строительства использовался как местный материал, так и мрамор , привезённый из Константинополя . В июле 1049 года кафоликон , посвящённый Богородице, был освящён , а весь монастырский комплекс был закончен в 1055 году уже после смерти Константина. С учётом этих дат время создания мозаик Неа Мони датируют 1042—1056 годами. Однако русский путешественник Василий Григорович-Барский , пять раз посещавший монастырь в 1725—1743 годы, сообщает об увиденной в нём рельефной надписи, датирующий начало строительства кафоликона 11 января 6553 года от сотворения мира то есть 1045 года (надпись не сохранилась).
![](/images/008/562/8562648/5.jpg?rand=693427)
Императорским хрисовулом 1049 года Неа Мони стал получать всю подушную подать с евреев , проживающих на Хиосе, а сам монастырь был выведен из под власти местной администрации (как светской, так и духовной). Освобождение от налогов , земельные пожертвования привели к росту монастыря и его процветанию. К 1300 году Неа Мони был одним из самых богатых монастырей островов Эгейского моря — он владел третью земель острова Хиоса, а в нём проживало около 800 монахов. В период генуэзского владычества на острове земельные владения и богатство монастыря сократились. В период османского владычества монастырь продолжал быть действующим. Статус ставропигии Константинопольского патриарха обеспечил ему относительное процветание по сравнению с другими православными монастырями в Османской империи . Путешественники XVI века сообщают, что в монастыре проживало около 200 монахов. В XVII веке посетивший Неа Мони Иерусалимский Патриарх Хрисанф отметил его благополучное состояние, множество хранимых в нём реликвий и красоту убранства кафоликона.
Монастырь сильно пострадал в 1822 году во время « Хиосской резни », когда турки убили большинство жителей острова. В монастыре возник пожар, в ходе которого сгорел иконостас и были повреждены мозаики в восточной части кафоликона. Также пожар уничтожил монастырскую библиотеку и архив . Землетрясение 1881 года сильно повредило кафоликон и полностью уничтожило его купол, а также обратило в руины ряд других построек, включая колокольню , построенную в 1512 году . К 1952 году монашеская жизнь в Неа Мони практически угасла и монастырь был преобразован в женский. По состоянию на 2001 год в нём проживало всего три монахини.
Монастырский комплекс
Монастырский ансамбль составляют кафоликон, две небольшие церкви ( Креста Господня и великомученика Пантелеимона ) и монашеские кельи . Его общая площадь около 1,7 гектара . Монастырь окружает стена XIX века, построенная вместо разрушенной в 1822 году стены византийской постройки. Рядом с монастырём расположено кладбище для погребения монахов, на нём находится церковь преподобного Луки .
Кафоликон
![](/images/008/562/8562648/6.jpg?rand=748751)
Кафоликон — соборный храм монастыря является самым ранним из сохранившихся примеров храмов на тромпах простого типа без обхода, который обычно формируют боковые нефы. По своей конструкции, несмотря на отсутствие колонн, кафоликон близок к храмам на четырёх колонках. Архитектура собора близка к церкви Святых Сергия и Вакха в Константинополе , но постройку Неа Мони отличает более тесная вписанность восьмигранника купола в квадратный план внешних стен.
Кафоликон монастыря одноглавый, имеет небольшие размеры и по этой причине в нём нет классических нефов (их заменяют ниши), угловых , а пространственный крест слабо акцентирован. Алтарная часть храма состоит из трёх частей — собственно алтаря с престолом , диаконника и жертвенника . Также особенностью его архитектуры является то, что купол опирается не на четыре столпа ( крестово-купольный тип храма ), а на восемь полукруглых вогнутых угловых ниш- тромпов (конструкция центрического купольного храма), что создаёт иллюзию балдахина , вырастающего из многогранного основания. Оригинальный купол не сохранился (уничтожен землетрясением 1881 года ). Стены наоса имеют деление на три яруса :
![](/images/008/562/8562648/7.jpg?rand=105763)
- нижний — сплошная аркада ;
- средний — промежуточный ярус;
- верхний — тромпы различной конфигурации и конхи , служащие основанием для купола.
В наосе подкупольные ниши украшены мозаикой, а стены ниже их облицованы мрамором . Из мрамора также выполнены наборные полы храма. Храм имеет три апсиды ( алтарь , жертвенник и диаконник ). На западе квадратный объём храма дополнен двумя нартексами .
Кафоликон монастыря является оригинальной постройкой, его архитектуру позднее неоднократно копировали. Австрийский искусствовед Отто Демус пишет:
он в чистом виде воплощает идею цельного, центрического и радиально симметричного интерьера, до основания сводов покрытого многоцветным мрамором, а в верхней своей части сплошь сияющего золотом.
Мозаики
Общая характеристика
![](/images/008/562/8562648/8.jpg?rand=716992)
Считается что мозаики Неа Мони были созданы мастерами местной школы. Однако член-корреспондент АН СССР В. Н. Лазарев отмечал, что общая декоративная система мозаичного убранства кафоликона относится к константинопольской традиции и предполагает, что руководство работами, как это часто практиковалось в тот период, осуществляли столичные мастера, привлекая при этом и местных мозаичистов. При этом он пишет, что в Неа Мони уже видна эволюция византийского стиля:
появляются столь типичные для позднейшего времени подчёркнуто сухие, аскетические лица восточного типа, удлинённые пропорции фигур и членение одеяний с помощью тонких золотых линий.
Несмотря на это мозаичный цикл Неа Мони представляет собой целостное художественное произведение, имеющее своей целью показать догму искупления через пришествие в мир Сына Божия и его страдания. Мозаичный цикл Неа Мони не отягощён второстепенными деталями — мастерами выбраны главные эпизоды евангельской истории . Искусствовед Г. С. Колпакова отмечает, что композиции:
сложно построены, в их организации большое значение приобретают перекрёстные взаимосвязи. И элементы архитектуры и пейзажа, и фигуры всё активнее начинают располагаться под углом к поверхности фона. Взгляды изображённых персонажей не обращаются вовнутрь или к молящемуся, а построены на взаимодействии, они свободно проходят композицию в разных направлениях.
![](/images/008/562/8562648/9.jpg?rand=860142)
Мозаичисты смогли увязать мозаичное убранство с архитектурой интерьера собора, в котором для размещения композиций были использованы по преимуществу вогнутые плоскости. По словам В. Н. Лазарева, при этом « они умело использовали в плане выявления специфической природы смальты ».
По сравнению с мозаиками Осиос Лукас общая фронтальная неподвижность в мозаиках Неа Мони порой сменяется резкими движениями персонажей, имеющими целью передать их эмоциональное состояние. Мастера проработали складки одежд — они резко ломаются, создавая острые углы. При этом драпировки тканей изображены свободными и лёгкими, а их фактура имеет геометрическую проработку. Для достижения экспрессивности лиц вокруг глаз положены тени, что придаёт взглядам глубину. Отмечают что в мозаиках Неа Мони теневой каркас начинает играть ведущую роль в построении фигур. Галина Колпакова отмечает, что « свет и тени утрачивают былую неподвижность и застылость и скользят по округлой поверхности лиц ». Также фигуры в композициях размещаются не только рядом, но и за спиной друг друга. Отто Демус указывает, что мастерами при создании фигур применялась сложная система деформаций, имевшая целью предотвратить оптическое искажение изображения при взгляде на него снизу (например, это можно увидеть в фигурах Иоанна Предтечи в сцене « Крещения », фигурах царя Соломона и Иоанна Предтечи в « Сошествии во ад » или сотника Лонгина в « Распятии Христовом »). Это свидетельствует о том, что мозаичистам были известны способы противодействия перспективным сокращениям.
Всего кафоликон был украшен 97-ю мозаичными композициями (49 в наосе и 48 во внутреннем нартексе) из которых сохранилось только 59 (16 в наосе и 43 во внутреннем нартексе). Наружный нартекс лишён каких-либо украшений.
Мозаики наоса
Апсида алтаря по примеру константинопольских храмов XI века украшена мозаикой с изображением Оранты . Богородица, лик которой утрачен, изображена с поднятыми в молении к небу руками, её открытые ладони повёрнуты к зрителю. В апсидах жертвенника и диаконника помещены изображения полуфигур архангелов Михаила и Гавриила. Несохранившийся купол украшала мозаика с Пантократором в окружении ангелов . В барабане купола над тромпами и нишами располагались медальоны с восемью полуфигурами апостолов . В парусах ниш находятся частично повреждённые изображения четырёх евангелистов и четырёх серафимов , крылья которых полностью покрывают пространство паруса.
В нишах наоса и во внутреннем нартексе помещены 14 сцен из жизни Иисуса Христа . В этих мозаиках заметно расширение традиционного праздничного цикла, акцентирование на эпизодах Страстей Христовых . В наосе мозаики помещены в том числе в глубоких и узких угловых нишах, работать в которых мозаичистам было весьма затруднительно. На мозаиках изображено довольно большое количество персонажей, причём их наличие в ряде сцен (например, в сцене Крещения) не является обязательным в соответствии с иконографическим каноном . Также на мозаиках уделено внимание элементам пейзажа, которые играют в них активную роль.
Мозаичный цикл наоса включает в себя :
![](/images/008/562/8562648/15.jpg?rand=948102)
- в угловых тромпах
- Благовещение (мозаика сильно повреждена). Сохранилась только часть фигуры архангела Гавриила;
- Сретение Господне (мозаика сильно повреждена). Частично сохранилась только правая часть композиции — Симеон Богоприимец , Анна Пророчица и алтарь;
- Преображение Господне (мозаика заметно повреждена). Разрушения коснулись фигур Иисуса Христа, пророка Моисея и в меньшей степени Илии и апостола Петра . Вся композиция выполнена на золотом фоне, в центре её находится фигура Христа в лазоревой мандорле . Фигуры апостолов изображены на земле, украшенной побегами цветов. Особенностью композиции является крест в руке апостола Петра;
- Снятие с креста (мозаика находится в плохой сохранности). Сильно повреждены фигуры Иисуса Христа и Иосифа Аримафейского , а также голова Никодима . Хорошо сохранились фигуры Богородицы, которая прижимает к своему лицу руку Иисуса, и плачущего Иоанна Богослова ;
- по осям основного пространства
- Рождество Христово (мозаика полностью уничтожена землетрясением 1881 года );
- Крещение Господне (мозаика находится в очень хорошей сохранности, повреждён только верхний фрагмент с изображением десницы Господней). Композиция включает в себя Иисуса Христа в крещатом нимбе , Иоанна Предтечу , двух ангелов и изображения нескольких людей из которых особо выделяется фигура юноши в нижнем левом углу, готовящегося прыгнуть в воду;
- Распятие Христово (мозаика находится в удовлетворительной сохранности). Практически полностью уничтожена фигура распятого Иисуса Христа и ангелов парящих рядом с ним. Рядом с Крестом помещены две группы людей: слева — Богородица и скорбящие жены, справа — Иоанн Богослов и сотник Лонгин ;
- Сошествие во ад (мозаика находится в хорошей сохранности). В центре композиции изображён Иисус Христос с крестом в руках. Под его ногами разрушенные врата ада . Он обращён к группе людей слева среди которых выделяются Адам и Ева , восстающие из гроба, при этом Иисус свой рукой помогает подняться Адаму . Также в этой группе изображены Иоанн Креститель и семь неизвестных фигур. Слева в царских одеждах изображены Соломон и Давид , также восстающие из гроба, и ещё пять неизвестных фигур.
Этот мозаичный цикл, продолжающийся и во внутреннем нартексе, является рецепцией в искусстве Византии эпохи македонской династии трактовки литургии , в которой каждое её действие символически связано с земной жизнью Иисуса Христа.
-
Фрагмент мозаики «Сошествие во ад»
-
Крещение Господне
-
Снятие с креста
Мозаики внутреннего нартекса
Во внутреннем нартексе на столбах помещены медальоны с изображениями святых (главным образом это преподобные , то есть святые монахи, но есть и изображения воинов и пророков ). Медальоны соединены в цепочки и являются древнейшим из сохранившихся примеров таких композиций среди монументальных мозаик. Также впервые в византийском искусстве в руки святому из лика преподобных помещён свиток с текстом — им стал преподобный Ефрем Сирин .
Внутренний нартекс имеет отдельный купол, являющийся упрощённой копией главного купола кафоликона. По аналогии с куполом наоса во внутреннем нартексе купол состоит из восьми ниш, которые стали его частями, образовав фигуру, составленную из восьми сегментов небольших кругов. Эти ниши акцентированы восьмиколонной аркадой , украшенной мозаичными фигурами святых. В центре купола помещено изображение Богородицы. В ниши помещены мозаичные композиции, дополняющие цикл евангельских сюжетов наоса, и соответствующие богослужению Цветной Триоди , которая на момент создания мозаичного комплекса начиналась с Лазаревой субботы :
- Воскрешение Лазаря (мозаика значительно повреждена). Выполнена в традиционной для данного сюжета иконографии, основанный на Евангелии от Иоанна . повреждения изображения затрудняют изучение особенностей её иконографии ;
- Вход в Иерусалим (мозаика находится в плохой сохранности). Повреждения затрудняют изучение особенностей её иконографии, которая в целом соответствует традиции изображения подобной сцены в средневизантийском искусстве ;
- Омовение ног (мозаика находится в хорошей сохранности). Является характерным примером провинциальной мозаичной школы — строгие аскетичные восточные лица, вытянутые пропорции фигур, лица переданы сочетаниями зелёных, красных, жёлтых, розовых, белых и чёрных цветов. Общая композиция наполнена суровостью и напряжённостью, при этом духовная экспрессия отделена от характеров отдельных персонажей;
- Моление о чаше (мозаика находится в удовлетворительной сохранности). Композиция является редким примером иконографии данного евангельского сюжета. Кроме того изображение гефсиманского моления Христа редко встречается в монументальном искусстве до XII века . Она включает в себя как собственно изображение молитвы Иисуса Христа, так и изображение сцены как Христос будит своих учеников. Изображение молящегося Иисуса сопровождает надпись с текстом его молитвы из Мф. . Цитата из Евангелия от Матфея также сопровождает изображение спящих апостолов и Иисуса;
- Целование Иуды и арест Иисуса (мозаика частично повреждена). Композиция разделена на две части: в левой — Иуда предаёт Иисуса поцелуем, а в правой — вооружённые воины пришедшие его арестовать. В толпе воинов на первом плане изображён раб Малх , которому апостол Пётр отсекает ухо. Композицию сопровождает надпись « Иуда поцелуем предаёт Сына Человеческого » ;
- Вознесение Господне (центральная часть композиции утрачена). Особенностью изображения сцены Вознесения является присутствие одиннадцати апостолов, что соответствует евангельскому повествованию, хотя традиционно принято изображать двенадцать апостолов , присутствующих при Вознесении Христа ;
- Сошествие Святого Духа . Выполнена в традиционной для данного сюжета иконографии за исключением отсутствия архитектурного фона .
-
Фрагмент мозаики «Омовение ног» (Иисус и апостол Пётр)
-
Фрагмент мозаики «Моление о чаше» (лик Христа)
-
Поцелуй Иуды
Включение в число объектов Всемирного наследия
![]() |
Всемирное наследие
ЮНЕСКО
, объект
№ 537
• • |
13 октября 1989 года Грецией для включения в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО были номинированы три монастыря — Осиос Лукас , Неа Мони и Дафни . В апреле 1990 года Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест представил своё заключение с обоснованием о возможности их включения в реестр. Советом были определены следующие критерии для включения данных объектов в число памятников ЮНЕСКО:
- « Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения » (византийские мозаики Македонской династии);
- « Объект является выдающимся примером конструкции, архитектурного или технологического ансамбля или ландшафта, которые иллюстрируют значимый период человеческой истории » (Неа Мони является одним из крупнейших архитектурных памятников средневизантийского периода).
На 14-й сессии Комитета Всемирного наследия, состоявшейся в Канаде 7-12 декабря 1990 года , указанные монастыри были включены в Список объектов Всемирного наследия под номером 537.
Примечания
- ↑ Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 21.
- ↑ (греч.) . Дата обращения: 16 ноября 2009. 20 августа 2011 года.
- Robert Ousterhout. . — UPenn Museum of Archaeology, 2008. — С. . — ISBN 9781934536032 .
- ↑ (греч.) . Дата обращения: 16 ноября 2009. Архивировано из 23 октября 2007 года.
- ↑ Лазарев В. Н. Мозаики Неа Мони на Хиосе и Хосиос Лукас в Фокиде // . — М. : Искусство, 1986. 24 декабря 2010 года.
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 28.
- Linder, Amnon. . — Wayne State University Press, 1997. — С. 160-163. — ISBN 0814324037 .
- Robin Cormack. . — Oxford University Press, 2000. — С. . — ISBN 9780192842114 .
- ↑ Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 34.
- Robin Cormack. . — Oxford University Press, 2000. — С. . — ISBN 9780192842114 .
- ↑ Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — С. 306. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
- Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — С. 307. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
- Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л. : Искусство, 1981. — С. 142.
- ↑ Отто Демус . История средневизантийской системы // / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский. — М. : Индрик, 2001. — 160 с. 22 ноября 2011 года.
- ↑ Византийское искусство IX - середины XI века // / Под общ. ред. Б.В. Веймарна, Ю.Д. Колпинского. — М. : Искусство, 1961. — Т. 2, книга первая. 27 мая 2010 года.
- Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — С. 337—338. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
- ↑ Лихачёва В. Д. Искусство Византии IV-XV веков. — Л. : Искусство, 1981. — С. 152.
- Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — С. 338. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 38.
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 52-63.
- Ульянов О. Г. // Троицкие чтения 2003–2004 гг.. — Большие Вяземы, 2004. — С. 152-162 . 18 мая 2011 года.
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 159.
- Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — С. 336—337. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 176.
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 177—178.
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 183—184.
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 184—186.
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 187—189.
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — С. 191.
- (англ.) . Дата обращения: 16 ноября 2009. 20 августа 2011 года.
- (англ.) . Дата обращения: 16 ноября 2009. 20 августа 2011 года.
Литература
- Лазарев В. Н. Мозаики Неа Мони на Хиосе и Хосиос Лукас в Фокиде // . — М. : Искусство, 1986.
- Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М. : Азбука, 2010. — 528 с. — ( Новая история искусства ). — ISBN 978-5-9985-0447-1 .
- Doula Mouriki. The mosaics of Nea Moni on Chios. — Athens: Commercial bank of Greece, 1985. — 275 с.
- Пинаева Л. Монастырь Неа Мони на острове Хиос // Журнал Московской Патриархии. — 1987. — № 9 . — С. 59—60 .
- Отто Демус . История средневизантийской системы // / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский. — М. : Индрик, 2001. — 160 с.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/7ff237343e368c07c68f0e66930265a3.png)
- 2021-04-21
- 1