Родился 29 мая 1945 года в
Тбилиси
в старинном районе
Сололаки
. Место рождения, по словам скульптора, во многом определило его творческий метод и отношение к жизни:
«Я родился и вырос в Грузии, в Тбилиси, среди гор. И мое ощущение пространства было воспитано именно там. Когда видишь, что облака плывут ниже тебя, что орлы летают внизу, и ты следишь за их скольжением на фоне гор, за движением воздушных потоков, поднимающегося тумана, тогда и рождаются ощущения, определяющие твою жизнь»
.
Бабушка Франгуляна была пианисткой, в доме приветствовалось всё, связанное с
искусством
. Атмосфера музыки и творчества создавала определённую ауру, формируя особое отношение к жизни и будущий творческий метод скульптора.
В 1956 году семья Франгуляна переехала в
Москву
. Здесь будущий скульптор поступил в знаменитую физико-математическую «
Вторую школу
», известную тем, что помимо мощного математического образования давала ученикам широчайший пласт гуманитарных знаний. В то время там преподавали такие мастера отечественной педагогики, как Феликс Раскольников
и
. Учитель литературы Раскольников, рискуя статусом и положением, открывал ученикам
запрещённых авторов
, в том числе одного из любимых писателей Франгуляна —
Исаака Бабеля
. Спустя годы, работая над памятником писателю, установленном в
Одессе
в 2011 году, скульптор признавался, что колорит и сущность бабелевского языка во многом его сформировали:
«Здесь нет пустых мест, есть невероятная плотность образов и необычный русский язык ….пожалуй, Исаак Бабель — скорее скульптор от литературы»
В школе также работал шекспировед и специалист по античности Владимир Рогов
. Инициатива Рогова поставить в школьном театре трагедию
Софокла
«
Филоктет
» сыграла решающую роль в определении будущей профессии. В подарок режиссёру Франгулян вылепил статуэтку Филоктета. Случайно увидев статуэтку, друг семьи, скульптор Михаил Смирнов
дал ей высокую оценку, открыв Франгуляну двери в мир искусства.
В 1964 году поступил на отделение скульптуры
Высшего художественно-промышленного училища имени Строганова
. В Строгановке Георгий Франгулян воспитывался на пересечении двух школ —
Георгия Мотовилова
и
Александра Матвеева
, чьи ученики преподавали пластическое искусство (этюд, лепка фигуры). Однако поступить с первого раза в училище будущему скульптору не удалось. В отличие от ребят, окончивших средние специальные заведения, Франгулян поздно начал заниматься и не был достаточно подготовлен, поэтому пришлось ещё год активно работать, обучаясь ремеслу рисовальщика. Как впоследствии отмечал скульптор, это сыграло существенную роль в осмыслении профессии. Каждый художник должен быть идеальным рисовальщиком, потому что ремесло формирует личный почерк, определяющий художника как индивидуальность. И только впитав в себя все этапы развития мирового искусства, можно стать его частью
.
Ещё учась в
Строгановке
, Франгулян стал постоянным участником отечественных и международных художественных выставок. На протяжении творческого пути скульптор принял участие более чем в 100 выставках
.
В 1983 году создал первое в
СССР
авторское литейное производство
. В то время в
СССР
существовала монополия на цветные металлы, отлить скульптуру из бронзы было возможно только на государственных предприятиях, а возможность попасть туда без специального госзаказа была исключена. Однако в 1982 году, после посещения симпозиума по литью в
Венгрии
, Франгулян попал под обаяние процесса и во дворе своей мастерской построил собственный литейный цех. Желание творить было сильнее обстоятельств, художник рискнул и первым в
СССР
стал самостоятельно отливать бронзовые скульптуры, подчиняясь только своим убеждениям и желаниям.
Георгий Франгулян работает в жанре станковой и монументальной скульптуры с различными материалами, в том числе
бронзой
,
мрамором
,
деревом
,
керамикой
, если нужно, использует
воск
,
стекло
, зеркала и даже воду. Особое место в творчестве Франгуляна занимает
графика
.
Одной из граней графического творчества художника является созданная им оригинальная техника восковых рисунков
, отдаленно напоминающая технику
энкаустики
. В ней работали
древние египтяне
, создавая знаменитые
фаюмские портреты
. В своей авторской технике художник использует
графит
,
тушь
,
акварель
и расплавленный воск. Такое сочетание как бы оживляет бумагу, дает возможность создавать на плоскости пластически-подвижные образы.
В 1990-е годы Георгий Франгулян создал новый жанр, который условно можно назвать «скульптурным дизайном» — оригинальные по своему образному воплощению функциональные вещи (серия «Часы», 1993 г., бронза, позолота, серебрение, полудрагоценные камни)
.
Предмет отдельного интереса представляет собой мастерская художника
, расположенная в старинном бревенчатом особняке недалеко от
Арбата
. Когда-то в соседнем доме работал
Илья Репин
, а
Валентин Серов
брал здесь уроки рисования. Помимо пространства мастерской, во дворе расположен литейный цех и галерея скульптурных и живописных произведений. Уникальное, живое пространство, созданное художником, несёт атмосферу прекрасного мгновения жизни, искру эмоции, абсолютной победы над повседневностью.
Во всех произведениях Франгуляна сочетается проникновенный лиризм и трезвый расчёт, тонкая интуиция и высокая профессиональная культура, открытое жизнелюбие и склонность к профессиональному анализу. Фраза скульптора — эпиграф к каталогу выставки, проходившей в
Академии художеств
— определяет творческое кредо художника: «Можно разрушить храм, но каждая его часть будет нести в себе дух созидания»
.
В 2021 году Георгий Франгулян открыл собственную некоммерческую галерею
. В просторном двухуровневом помещении, расположенном по адресу: Погодинская улица, дом 2, представлено более 150 работ, в том числе графика и живопись, раскрывающие полувековой период деятельности скульптора. Отдельным блоком в галерее экспонируются эскизы и черновые наброски монументальных работ и памятников, установленных в Москве и других городах мира.
Ежемесячно Георгий Франгулян проводит в галерее бесплатные экскурсии для всех желающих
.
Монументальное творчество
Основные монументальные работы
1977 — «Венок славы», мемориальный комплекс «Бульвар Героев»,
Новокузнецк
(бронза).
1986 — фонтан «Кан и Енисей», Зеленогорск (бронза).
2013 — Мемориальная доска
Сергею Михалкову.
Москва, Поварская улица, дом 35, бронза.
2013 — Мемориальная доска
Варламу Шаламову
. Москва, Чистый переулок, дом 8, бронза.
2015 — Мемориальная доска академику
Герману Тараканову
. Москва, здание Российского Государственного Аграрного Университета — МСХА им. К. А. Тимирязева (ул. Тимирязевская, 49), бронза.
Одна из главенствующих тем в
станковом творчестве
художника — тема обнажённой натуры. Это одиночные или парные композиции преимущественно в
бронзе
, реже в камне, дереве и
керамике
, детализированные или наоборот, неизменно экспрессивные по выраженному в них движению.
2011 — Премия «Человек года» в номинации «Культурное событие года» (Федерация Еврейских общин России) —
за открытие памятников поэту Иосифу Бродскому в Москве и писателю Исааку Бабелю в Одессе
2015 — Медаль Российской Академии художеств «За заслуги перед Академией»
2015 — Золотая медаль Союза художников России «За выдающийся вклад в изобразительное искусство России»
2015 — Орден «Серебряный крест» Общероссийской общественной организации «Союз армян России»
2015 —
Медаль Мовсеса Хоренаци
(
Армения
) —
за выдающиеся творческие достижения в областях армянской культуры, искусства, литературы, образования, гуманитарных наук
2017 — Юбилейная медаль в память 100-летия геноцида армян
2019 —
Орден Дружбы
(
29 апреля
2019 года
) —
за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность
Примечания
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 12 августа 2013.
26 сентября 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 августа 2013. Архивировано из
7 марта 2014 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 августа 2013.
5 октября 2015 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 12 августа 2013.
26 сентября 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 3 марта 2018.
4 марта 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 мая 2009.
28 октября 2010 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 октября 2014. Архивировано из
19 октября 2014 года.
Наше наследие. 2005. № 73
журнал «Студия», 1, 1993
(неопр.)
. Дата обращения: 12 августа 2013.
26 сентября 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 18 мая 2009.
21 мая 2013 года.
(рус.)
.
Новая газета
(1632658800000). Дата обращения: 14 октября 2021.
9 октября 2021 года.
(рус.)
. Дата обращения: 14 октября 2021.
10 ноября 2021 года.
(англ.)
. Дата обращения: 16 августа 2019.
12 апреля 2020 года.
Музей современного искусства Эрарта.
(неопр.)
.
erarta.com
. Дата обращения: 16 января 2020.
15 июля 2019 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 июня 2022.
29 декабря 2018 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 13 июня 2022.
18 февраля 2022 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 6 мая 2019.
6 июня 2021 года.
Литература
.
Искусство Георгия Франгуляна
Аграновская М. Возвращение к бронзе // Творчество, № 2, 1988
Светлов И.
Античный цикл Георгия Франгуляна // Декоративное искусство, № 9, 1981* журнал «Ереван» № 6 (55) июнь 2010 г.