Художественная галерея Онтарио
- 1 year ago
- 0
- 0
Смоленская художественная галерея — художественный музей в составе Смоленского государственного музея-заповедника . Находится в историческом центре города, в здании бывшего Александровского реального училища . Располагает значимым собранием отечественной и западноевропейской живописи, икон, предметов декоративно-прикладного искусства.
Смоленская художественная галерея имеет длительную историю. Она была открыта 1 мая 1920 года в здании бывшего Уездного земства . Основу экспозиции составили произведения, поступившие из отдела ИЗО Наркомпроса и Государственного музейного фонда, а также из национализированных после революции имений знаменитых дворянских родов (Барышниковых, Паниных, Хлудовых, Оболенских) . Особо значимую часть коллекции составило собрание княгини М. К. Тенишевой . В 1920-е годы для пополнения музейного собрания была учреждена закупочная комиссия .
С 1931 по 2010 год Художественная галерея находилась в здании историко-этнографического музея « Русская старина », созданного княгиней М. К. Тенишевой . Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания была эвакуирована в Горький , а затем в Новосибирск , однако спасти удалось не всё: многие предметы искусства были утрачены. В 1947 коллекция вернулась в Смоленск, и галерея вновь открылась для посетителей .
В конце 2010 года галерея переехала в отреставрированное историческое здание Александровского реального училища, что позволило значительно расширить площадь экспозиции . На сегодняшний день Смоленская галерея является одной из крупнейших в Центральной России: на двух этажах разместилось около пятисот произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.
Бывшее Александровское реальное училище — памятник гражданской архитектуры конца XIX века. Здание с контрастной красно-белой окраской, построенное по проекту М. Ф. Мейшера и О. Ф. Хартена, отличается дворцовой представительностью . В интерьере обращает на себя внимание прекрасно сохранившаяся трёхмаршевая парадная лестница с ажурными чугунными ступенями.
Основу собрания древнерусской живописи составляет коллекция историко-этнографического музея княгини Тенишевой, сформированная на рубеже XIX-XX веков . Этот раздел сравнительно небольшой, но достаточно представительный . Экспозиция включает иконы XV — начала XX вв. Псковской, Новгородской , Московской и других школ . Среди них особо выделяются икона XV века «Спас нерукотворный» псковской школы, «Чудо о Флоре и Лавре» новгородской школы (XVI век) и так называемые «северные письма», в том числе «Огненное восхождение пророка Илии» и «Покров Богоматери» (XVI век) .
В основу музейной коллекции русской живописи XVIII—XIX веков легли произведения, поступившие в 1920—1930-е годы из национализированных поместий Смоленской губернии, а также фондов Государственной Третьяковской галереи , Румянцевского музея и Цветковской галереи . Изобразительное искусство XVIII века представлено в основном образцами ведущего жанра этого периода — портрета , авторства как отечественных, так и работавших в России иностранных художников . Ярким образцом парадного портрета является «Портрет цесаревича Павла Петровича» кисти Ж.-Л. Вуаля (1770-е годы). Камерный портрет представлен такими произведениями, как «Портрет мальчика с флейтой» К. Л. Христинека и «Портрет В. А. Нарышкиной» неизвестного художника . Выдающимся произведением в жанре камерного портрета является также «Портрет неизвестной в светло-сером платье» Ф. С. Рокотова , относящийся к числу лучших работ мастера . Особое место в экспозиции занимают портреты, выполненные провинциальными художниками. Представители дворянства, чиновничества и купечества небольших городов были не в состоянии приглашать именитых живописцев, поэтому довольствовались услугами талантливых крепостных и мастеров-самоучек, не прошедших академическую школу, но создававших самобытные произведения .
Русская живопись XIX века представлена такими именами, как Ф. Бруни , В. Тропинин , И. Крамской , Н. Ге , И. Шишкин , В. Поленов , И. Репин , В. Суриков , И. Левитан . Особой гордостью музея являются работы И. К. Айвазовского : «Лунный пейзаж на берегу моря» и необычный для творчества художника-мариниста пейзаж « Зимний обоз в пути ». Эта картина входила в серию «Богатства России», за которую Айвазовский был награждён французским орденом Почётного легиона . Романтический пейзаж представлен работой А. Куинджи «Исаакиевский собор при луне» (1869), реалистический — этюдами Шишкина и работой Ф. Васильева . Кроме того, важное место в экспозиции данного раздела занимают картины художников- передвижников на исторические и бытовые сюжеты .
Этот раздел представляет работы крупнейших художников « серебряного века » . В его формировании важную роль сыграло создание М. К. Тенишевой, меценаткой и коллекционером, Талашкинского художественного центра под Смоленском. Именно она одной из первых в России приобрела произведения А. Бенуа , М. Врубеля , К. Сомова , К. Коровина , Н. Рериха , С. Малютина . Жемчужинами коллекции являются портреты самой Тенишевой, написанные К. Коровиным и В. Серовым . В собрании отражена деятельность ведущих художественных группировок и выставочных объединений того времени: « Мира искусства », « Союза русских художников », « Голубой розы », « Бубнового валета » . Обращают на себя внимание работы художниц русского авангарда Н. Гончаровой и Л. Поповой .
Экспозиция советского периода, наиболее многочисленная, охватывает почти весь век и представляет как признанных мастеров официального искусства, так и художников андерграунда. Смоленская галерея располагает работами художников известных объединений: « Мастера аналитического искусства », « Московские живописцы », « Общество станковистов », « Новое общество живописцев », группа 22 художников, группа «Тринадцать» и пр. Широко представлена портретная живопись, в том числе работы Р. Фалька , С. Малютина, Г. Ряжского , А. Лактионова , Г. Шегаля , М. Гуревича и К. Дорохова . Кроме того, экспозиция знакомит с творчеством смоленских художников, чьё творчество стало заметным явлением в отечественном искусстве XX столетия .
Коллекция западноевропейского искусства включает произведения конца XV — начала XX вв. и отличается многообразием и полнотой охвата различных живописных школ .
Нидерландская живопись конца XV — начала XVI века представлена в основном образами мадонн. Особого внимания заслуживает картина «Святой Иероним в келье», атрибутируемая Иосу ван Клеве . Наиболее полно представлен XVII век, в том числе произведения « малых голландцев »: Яна Моленара , Франса ван Мириса Старшего , Исаака Остаде , Михиля ван Миревельта , Яна Асселейна , Яна Бота , . Среди представителей фламандской школы — Гаспар Вербрюгген, Мартин ван Клеве Младший и Давид Тенирс Младший . Из работ последнего в экспозиции Смоленского музея находится авторский вариант композиции «Картинная галерея в Брюсселе» .
Итальянская живопись представляет собой наиболее ценную часть собрания западноевропейского искусства . Основу коллекции составили произведения из имений Смоленской губернии, Государственного музейного фонда и Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина . В собрании итальянской живописи представлены произведения художников различных школ: венецианской , флорентийской , неаполитанской , римской, сиенской . Религиозная тема, главенствовавшая в итальянском искусстве XVI—XVII веков, отражена в работах Лодовико Карраччи , Симоне Кантарини , Гвидо Рени . Виртуозной техникой и сочной фактурой письма отличаются крупные, предназначенные для церковных интерьеров полотна: «Святая Маргарита» Бернардо Строцци и «Принесение во храм», приписываемое Луке Джордано .
Коллекция испанской живописи невелика, но представленные в ней картины обладают большой ценностью. В их числе, прежде всего, «Святая Юста» Франсиско де Сурбарана и натюрморт «Цветы» Хуана да Арельяно .
Картины немецких живописцев составляют четвёртую часть собрания западноевропейской живописи в музее. Источниками формирования собрания стали дворянские усадьбы, в особенности коллекция Барышниковых, и Московский археологический институт . Хотя экспозиция дает представление лишь об отдельных сторонах развития немецкой живописи, представленные в ней полотна достаточно разноплановы: среди них есть анималистический жанр («Гепарды, терзающие оленя» К. А. Рутхарта), портреты (в том числе «Молодая служанка» Эллигера), пейзажи Мюнхенской школы и работы представителей бидермейера («За туалетом» К. Энгеля и «Портрет принца Германа Штольберга-Вернигероде» Ф. Каульбаха ) .
Наконец, галерея располагает обширной коллекцией живописи французских мастеров, среди которых представители самых разных эпох и направлений: рококо , неоклассицизма , реализма , импрессионизма . Картина «Сельская жизнь» приписывается Франсуа Буше , известному живописцу эпохи рококо . Жанровая и пейзажная живопись представлена работами Ш. Ф. Добиньи , Х. Мерля, Ж. Ж. Вейрасса, Г. Ало, А. Вийяра, Г. Жака .