Родился во
Флоренции
, но его семья происходила из швейцарского кантона
Тичино
. В 1766—1768 годах обучался в мастерской живописца
Стефано Поцци
в
Риме
. В это время познакомился с
Джакомо Кваренги
, который указывал: «г. Бренна явился первым учителем моим в архитектуре».
В конце 1781 или в начале 1782 года Бренна познакомился с цесаревичем
Павлом
, путешествовавшим вместе с женой по Европе под именем графа и графини Норд («Северных»). Павел пригласил архитектора для декорирования
дворца в Павловске
и в 1783 году Бренна прибыл в
Санкт-Петербург
.
В России Бренна работал до начала 1802 года. Вначале помощником
Ч. Камерона
, а с воцарением Павла I и отставкой Камерона в 1796 году стал главным архитектором. Участвовал в строительстве и отделке помещений Большого дворца в Павловске. Бренна надстроил созданные Камероном циркумференции (полуциркульные галереи) главного фасада и надстроил боковые корпуса, украсив их военной арматурой. Он оформил галереи трельяжными аркадами, а с противоположной стороны (по инициативе императрицы
Марии Фёдоровны
), в северной части, пристроил к дворцу так называемую
Светлую колоннаду
).
В 1796—1798 годах Бренна перестраивал для императора Павла Петровича дворец в
Гатчине
(
Большой Гатчинский дворец
, возведённый ранее А. Ринальди для графа Г. Г. Орлова), возводил
Михайловский замок
в Санкт-Петербурге, используя чертежи отвергнутого императором проекта
В. И. Баженова
(соавтором этой постройки были А.-Ф.-Г. Виолье и сам император, а не Баженов, как считали ранее). Особенно эффектен октогональный (восьмигранный) двор замка, с рельефным фризом и военными
трофеями
. Императору, по словам И. Э. Грабаря, импонировало, что Бренна умел «всему придавать несколько военный вид»
.
После убийства Павла I в марте 1801 года, навсегда покидая Россию, Бренна увёз с собой около пяти тысяч чертежей и рисунков. Последние годы жил в Германии и Франции, занимался живописью
. Учеником и помощником Бренны был знаменитый Карло Росси. В Гатчине и Павловске помощниками Бренны были итальянцы Д. Ф. Ламони, К. Скотти, П. Висконти. В должности придворного архитектора его сменил другой тессинец —
Луиджи Руска
.
Бренна является архитектором переходного периода, сочетавшим черты
классицизма
и позднего
барокко
с элементами
романтизма
, предвещающего александровский классицизм и русский
ампир
. Для Бренны-декоратора характерно обильное применение лепного декора. Он широко пользовался позолотой, выделявшейся на общем светло тонированном фоне стен и перекрытий. Бренна был очень неровным мастером: иногда он проявлял себя умелым декоратором и эффектно строил свои композиции, в иных случаях крайне перегружал их случайными, мало связанными между собой элементами. С лучшей стороны дарование Бренны проявилось в таких сооружениях, как обелиск Румянцеву в Санкт-Петербурге, в парковых сооружениях Гатчины, в интерьерах Михайловского замка.
Декорации польских поместий Августа Чарторыйского в Натолин-Бажантарни, Изабеллы Любомирской в
Ланьцуте
и Мокотове, Станислава Любомирского в Грущине, а также первого этажа Дворца Красиньского (Krasiński Palace) в Варшаве, конец 1770 — начало 1780-х (в основном не сохранились)
Павловск:
Расширение и ряд интерьеров
Павловского дворца
(Верхний вестибюль, Зал мира, Зал войны, Греческий зал, Итальянский зал, Ковровый кабинет, Малый кабинет Павла I, Библиотека Павла I, Туалетная Павла I, Будуар, Спальня, Библиотека Марии Фёдоровны, Туалетная Марии Фёдоровны, Картинная галерея, Тронный зал, Оркестровая, Буфетная, Кавалерский зал, Общий кабинет, Малиновый кабинет, Передняя, Камердинерская), конец 1780-х — начало 1790-х
5 июля 2017 года Банк России выпустил в обращение памятные серебряные монеты номиналом 25 рублей «Винченцо Бренна» серии «Архитектурные шедевры России». На монете расположены рельефные изображения портрета архитектора Винченцо Бренна и Михайловского замка в г. Санкт-Петербурге
.
Примечания
↑
(нидерл.)
Yevsina N. A.
Vincenzo Brenna //
(англ.)
//
/
— Oxford, Basingstoke, New York City:
OUP
, 2018. —
ISBN 978-1-884446-05-4
—
Шуйский В. К.
Винченцо Бренна. — Л: Лениздат, 1986. — С. 121
По данным Д. О. Швидковского — в 1784 году.
Шуйский В. К. Винченцо Бренна. — Л: Лениздат, 1986. — С. 121—124, 193—194
Власов В. Г.
. Стили в искусстве. В 3-х т. — СПб.: Кольна. Т. 2. — Словарь имен, 1996. — С. 132
Шуйский В. К.
Винченцо Бренна. —
Л.
, 1986. — С. 78—79.
(неопр.)
Дата обращения: 5 января 2015. Архивировано из
5 января 2015 года.
Антонов В. В.
Бренна: после отъезда из России // Московский журнал. — 2013. —
№ 10
. —
С. 58—65
. —
ISSN
.
Ozerkov D. Antiquités romaines sans frontières : Vincenzo Brenna (1741—1820) // Medvedkova O., ed. Les Architectes qui ont bâti l’Europe. — Bruxelles, Bern, Berlin, Frankfurt am Main, New York, Oxford, Wien. — Peter Lang. — 2017. — P. 208—240.