Хижина в лесу
- 1 year ago
- 0
- 0
Хижина отшельника (другие названия: «грот отшельника», «келья отшельника») — парковый павильон , являвшийся одним из двух основных видов так называемых эрмитажей . В европейских изданиях XVIII—XIX веков иногда сам именуется «эрмитаж» ( фр. hermitage — уединенный павильон в парках или садах , от многозначного греч. ἐρημία, ἥ ). В настоящее время противопоставляется малому сельскому дворцу «эрмитажу» , за которым закрепилось в научной литературе данное название. Представляет из себя скромное по размерам сооружение в форме хижины (или грота ) с аскетическим интерьером , расположенное обычно на окраине парка. Часто внутри него находились статуя или служитель, изображавшие обитателя хижины .
Серьёзному анализу павильон (его историю возникновения и особенности устройства, функциональное назначение и восприятие современниками) подвергли Д. C. Лихачёв в книге «Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» и М. Н. Соколов в книге «Принцип рая. Главы об иконологии Сада, парка и прекрасного вида». Отдельные постройки проанализировали в своих статьях и главах монографий Т. А. Драгайкина, Н. К. Гаврюшин, Г. В. Ровенский .
По мнению современных исследователей в XVIII—XIX веках в Европе существовало два основных типа эрмитажей: хижина монаха-отшельника и малый сельский дворец, противопоставляемый стоящему поблизости большому парадному .
Академик Дмитрий Лихачёв пишет по этому поводу:
«Эрмитажи бывали самых различных типов, и каждый из типов имел своё символическое значение, которое передавалось всему саду: эрмитаж был эмблемой и „ девизом “ сада, рядом с которым он находился. приводит несколько эмблематических типов эрмитажей. Наиболее традиционный тип эрмитажа, ведущий своё начало ещё от Средневековья, — это обиталище христианина, монаха-отшельника…»
— Лихачёв Д. C. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст
Предполагают, что чаще всего хижины отшельника, как и эрмитаж — малый сельский дворец, имели развлекательное значение. Это подтверждают стихи Томаса Уортона из «Приятностей меланхолии »: «Место для благочестивого размышления, для уединения и размышления; даже если он им редко пользовался, только чтобы обдумать свои недельные заботы или с весёлыми друзьями посидеть в нём, выпить, покурить и просто плюнуть» .
Истоки хижины отшельника возводятся к традиции средневековых «святых» пещер, служивших местом благочестивого пребывания монахов , которые со временем становились объектом паломничества верующих. Параллельно развивался тип «отшельнического грота » как разновидность светского садового эрмитажа. Парковые отшельнические гроты достоверно известны с XV века (они упоминаются в описаниях бургундского Эдена ). По мнению доктора искусствознания М. Н. Соколова , эпоха Возрождения акцентирует наряду с назидательной ещё и рекреативную функцию прохладного «приятного уголка» , но самой важной для эпохи Возрождения и барокко оставалась познавательная функция. Грот обычно ассоциировался с пещерой в платоновском «Государстве» (514а—520а). Но если у Платона подразумевается образ ложного сознания, погружённого, за исключением отражённых здесь в искажённом виде смутных теней истины, во тьму невежества (поэтому и сама пещера мрачна), то хижина отшельника являла картину сознания, которое просветляется при созерцании чудес Природы-Матери среди первоэлементов Земли, Воды и (с учётом эффектов освещения) Огня. Для создания полноценно-сюжетной арт-пещеры были важны принцип гротеска и минералогический декор (искусный подбор или имитация геологических образований, которые создавали впечатление «подземных сокровищ»). Часто происходило совмещение грота с кунсткамерой (характерное для многих дворцово-садовых резиденций XVI—XVII веков) .
Одна из первых документально подтверждённых хижин отшельника располагалось в парке замка Гайон в Верхней Нормандии . Она была возведена на искусственной скале посреди ковша дворцового канала в конце XVI столетия владельцем замка кардиналом Карлом де Бурбоном и напоминала горную пещеру анахорета , служила для меланхолического уединения и философских раздумий церковных иерархов и их августейших гостей (известно, что здесь побывала во время осады Руана Екатерина Медичи ). Вокруг скалистой хижины находились скульптурные фигуры двух пастухов .
В эпоху Возрождения складывается социальная роль садового отшельника, которым мог быть (время от времени) сам владелец, либо (постоянно), как было уже в бургундском Эдене, специально приглашённый монах. Роль «отшельника» мог исполнять (за кров и питание) и какой-нибудь светский приживальщик. Использовались также примитивные фигурные автоматы и скульптуры, изображающие отшельника. Грот в усадьбе Александра Поупа в Туикенеме совместил черты эрмитажа, лаборатории , кунсткамеры и даже большой камеры-обскуры , воспроизводившей на стенах, при закрытых дверях, внешние виды. Игра бликов достигала максимального эффекта за счёт особого фонаря. Этот «вдумчивый» ( англ. «pensive» ) грот (как его называет сам Поуп в письме к Э. Блаунту в 1725 году) соединял воображение с реальностью . Хижина отшельника присутствует в парке «Fürstenlager» в Бенсхайме . Он возведён около 1790 года, парк и дворец — бывшая летняя резиденция ландграфов Гессен-Дармштадтских .
Для эпохи XVIII—XIX веков эту проблему анализировал Д. С. Лихачёв в книге « Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст». Он также настаивает, что отшельников нанимали для более сильного впечатления от хижин. Джон Диксон Хант приводит условия, которым должен был следовать нанятый Чарльзом Гамильтоном «отшельник» в поместье в графстве Суррей . «Отшельник» обязан был провести в хижине семь лет
«с Библией , с очками, с ковриком под ногами, с пуком травы в качестве подушки, с песочными часами, водой в качестве единственного напитка и едой, приносимой из замка. Он должен был носить власяницу („camel robe“) и никогда, ни при каких обстоятельствах не стричь волос, бороды, ногтей, не бродить за пределами владений Гамильтона или разговаривать со слугами»
— Лихачёв Д. C. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст
Известно, что нанятый на этих условиях «отшельник» прослужил у Чарльза Гамильтона лишь три недели. Второй «отшельник» обязался не принимать милостыни от гостей (и вести себя «как Джордано Бруно»!), «прослужил» в поместье целых четырнадцать лет. Иногда в эрмитажах (или рядом с ними) устанавливались статуи или куклы отшельников . Иногда в роли отшельника выступала так называемая фигура-обманка . Джон Диксон Хант в книге «Человек в пейзаже: поэзия, живопись и садоводство в XVIII веке» (книга издана в Лондоне в 1976 году) пишет: «Ни один из пейзажных парков восемнадцатого века не был полным без эрмитажа и даже его отшельника» .
Сэр Хоуленд Хилл в Hawkstone Park в Шропшире разместил в Хижине отшельника автомат, которому присвоил даже личное имя «Фрэнсис». С другой стороны, любил играть сам роль отшельника в своей Хижине в поместье , в то время как Гилберт Уайт в усадьбе в Гэмпшире убедил своего брата взять на себя выполнение роли отшельника. Пустующие хижины отшельника также продолжали строиться в садах для уединённого размышления и созерцания природы .
Целый большой участок отшельника существовал в поместье Эрменонвиль , где жил и был похоронен Ж. Ж. Руссо . Сохранилось его подробное описание Николая Карамзина . Упоминается маленькая хижина отшельника, покрытая сосновыми ветвями, с многочисленными надписями, а также грот в каменном утёсе, где также вырублены надписи .
Швидковский Д. О. считал хижину отшельника (как и эрмитаж-дворец) элементом «сельского» пейзажного парка в Великобритании , противопоставляя его близкому по стилистике «скальному» парку. Хижина отшельника — постройка, составленная из грубых обрубков дерева, живописных корней, неотёсанных брёвен, кусков коры, — являлась обязательным атрибутом английского парка . «Подземным пассажем » могли называться грот и пещера, которые предполагают маршрут протяжённой прогулки и включают жилище отшельника. Такие « эстетические туннели» обычно созданы соединением естественных или заброшенных каменоломен. Среди подобных пассажей — система пещер в Уэст-Уикомб-парке и подземная река в «Софиевке» . Уникальный подземный пассаж был проложен (в 1770-е) в поместье Хоукстон, близ границы с Уэльсом : он состоял из целой серии галерей (в одной из них находилась восковая фигура отшельника) с выходом на площадку над обрывом, которая уже никуда не вела, но открывала красивый вид на окрестности. Литератор Сэмюэл Джонсон , посетивший Хоукстон в 1774 году (в целом он был настроен к пейзажным паркам критически), писал под впечатлением подземной прогулки:
«Здесь в сознание неодолимо вторгаются идеи возвышенного, ужасного и безбрежно-огромного. Вверху — недостижимая высота, а внизу — устрашающая глубина… удивляешься, как ты сюда добрался, и сомневаешься, удастся ли вернуться обратно»
— Соколов М. Н.. Принцип рая. Главы об иконологии Сада, парка и прекрасного вида
.
Капитан друидов ». Ридделл был привязан к поэту Роберту Бёрнсу (Риддел познакомился с поэтом на собрании масонской ложи). Он предоставил ему в полное распоряжение свой «Приют отшельника» — небольшой домик с кирпичным камином и широким каменным столом, — Риддел искренне считал, что камень, использовавшийся как стол, некогда был надгробием доблестному рыцарю. Бёрнс писал здесь стихи, пил вино с хозяином, иногда оставался на ночлег .
собирал старинные монеты и оружие, книги по готической архитектуре и старые гравюры, изображавшие уединённые беседки, гроты, руины, развалины древних крепостей. У себя в поместье он создал и «ПещеруВ парке дворца Линдерхоф , созданного по воле баварского короля Людвига II , находились постройки, ранее служившие декорациями к операм Рихарда Вагнера . Внешне и функционально они близки парковым хижинам отшельника более раннего времени. Хижина Хундинга (персонаж оперы «Валькирия» ) — одно из таких строений. Она была построена в 1876 году по эскизам Кристиана Янка , в 1884 году она сгорела (сохранилась акварель художника 1882 года, запечатлевшая её в первоначальном варианте). По желанию короля была восстановлена, но снова сгорела в 1945 году. Её восстановили только в 1989 году. В центре хижины Хундинга стояло огромное дерево. На стенах, выложенных досками, находятся черепа и рога оленей, скамьями служат пни, они прикрыты звериными шкурами. Под потолком висит гамак ; в углу расположен очаг, сложенный из необработанных камней. Небольшая комната с кроватью, покрытой грубым одеялом, служила Людвигу II спальней. Он проводил в Хижине по нескольку дней, размышляя, читая и любуясь природой. Рядом находилась хижина Гурнеманца (скромное жилище из третьего акта оперы Вагнера «Парсифаль» ), также утраченная и воссозданная в наше время .
В некоторых случаях присутствие отшельника фиксировалось в парке культовой постройкой, выдержанной в аскетическом духе. Парк «Эрмитаж» в Арлесхайме площадью около сорока гектаров (это самый крупный английский пейзажный парк в Швейцарии ) был создан в 1785 году, на его территории находилась аскетичная часовня с механическим отшельником внутри .
Екатерина II , увлеченная идеалами античности, отказалась от концепции малого сельского дворца, характерного для её предшественников на российском троне. Любовь к философии и литературе, серьёзное отношение к государственным обязанностям, культ естественности и английского пейзажного паркостроения привели к появлению берестяных «домиков монахов», которые развернули к концу XVIII века российскую эрмитажную историю к истокам европейской традиции . Существовала она и в парке как в усадебных парках (« Монрепо » в Выборге ), так и в императорских резиденциях (в Павловске , в Царском Селе ) .
Хижина отшельника — характерная черта предромантических и романтических парков Российской империи. Так, например, в польском романтическом парке в Пулавах , принадлежавшем княгине Изабелле Чарторыйской , в её же парке «Аркадия» имелась готическая хижина, посвящённая Меланхолии .
Дом уединения, созданный из дерева, существовал в усадьбе Алмазово под Москвой на берегу Лебяжьего пруда (60—70-е годы XVIII века), до нашего времени он не сохранился, располагался на берегу пруда среди деревьев . Аналогичны ему павильоны под названием «Кинь грусть» и «Пустынка» в усадьбе Ильинское под Москвой (конец XVIII века). Эти павильоны не сохранились, как и «Берёзовый домик» в Царицыно, по дошедшему до нашего времени чертежу несущие столбы его представляли собой берёзовые столбы, не очищенные от коры и сучьев .
Иногда каждый элемент усадьбы нёс в себе определённую смысловую нагрузку. Образцами идеологически выдержанного пространства, созданного в соответствии со взглядами обладателя усадьбы, были два поместья государственного деятеля, масона- розенкрейцера , сенатора Ивана Лопухина (1756—1816) Савинское (в Подмосковье ) и Ретяжи (в Орловской губернии). Две постройки в Ретяжах относят к типу хижин отшельника. Хижина, поставленная в память о митрополите Ростовском и Ярославском Арсении Мацеевиче , была равна по размерам каземату , в котором осуждённый митрополит содержался в городе Ревеле . На одной стене находились « иероглифические » изображения (чёрный крест на горе, под ним роза, растущая из черепа) и надписи: «Носи в сердце крест свой», «Крест есть огнь, очищающий дух и плоть». На другой стене был нарисован в голубом кругу розовый крест, увенчанный митрами , в углах которого были изображены кандалы , закрытая книга, горящий трисвечник и переломленный архиерейский жезл, рядом надпись «Верному до смерти, венец живота». У входа в рощу, где находилась хижина, был положен могильный камень с надписью «Священной памяти Андрея страдальца 1813 года апреля 14 дня» (эта дата была важна для Лопухина — за пятьдесят лет до этого митрополит был лишён сана и сослан) .
Дом в Ретяжах, называвшийся «Андреев скит », также посвящённый митрополиту Арсению Мацеевичу, был построен в крестьянском стиле, он был очень просто обставлен мебелью. В нём можно было прочитать составленный И. В. Лопухиным «устав Орлиной пустыни», состоящий из 12 пунктов: «1. Помнить, что Бог везде, чаще молиться, помнить смерть. 2. Не лгать. 3. Не клясться. 4. Не ссориться, не драться, не браниться. 5. К лихому не посылать. 6. Обиды сносить. 7. Не желать чужого. 8. Не объедаться, не напиваться. 9. Остерегаться распутства. 10. Старших почитать, начальников слушаться. 11. Трудиться. 12. Ещё раз молиться» .
Центром парка на территории усадьбы Савинское был Юнгов остров, названный в честь английского поэта- масона Джона Эдуарда Юнга . На острове располагалась пустынническая хижина, называвшаяся «Келья отшельника» («Приют анахоретова », «Пустынька»), для уединения и молитв . На стене в келье была надпись: «Крест дражайший, вождь верный мой!», на столе в хижине постоянно лежала записка с текстом правил «душам, желающим победить мир со всеми его прелестями» . Над хижиной находился колокол, напоминавший спасительную силу голоса Господа. В хижине висел портрет некоего отшельника Досифея (предполагают, что сама келья была возведена в честь дружбы хозяина усадьбы с епископом Орловским и Севским Досифеем , есть и другие предположения: авва Досифей Палестинский и преподобный Досифей Псковский , соловецкий затворник Досифей, наставник беспоповской общины на Дону Досифей) .
Не позже 1790 года в Выборге в парке Монрепо появилась хижина отшельника (в семейной переписке она носила название «Уединение» нем. «Einsiedelei» ). Она располагалась в западной части парка, на берегу озера. Автор первоначального проекта неизвестен. В 1798 году проектированием нового павильона на этом месте занимался Д. А. Мартинелли (возможно, к составлению проекта был причастен и российский посол в Дании и владелец имения Монрепо Пауль Николаи). Павильон был выполнен из брёвен, стены были обиты берестой , украшены иллюстрациями из Библии. Крышу завершала башня с деревянным колокольчиком. Павильон не был виден издали, он появлялся перед посетителем только тогда, когда оказывался прямо перед ним. Хижина сгорела около 1876 года (по другой версии — в 1886 году), изображений её не сохранилось. На месте сгоревшей хижины был построен новый павильон (под тем же названием) шестигранной формы без двери, с раскрытой одной гранью стены в сторону дорожки. В 2012 году Хижина отшельника именно в этом варианте была воссоздана . Посетитель Монрепо в 1851 году писал:
«через красивые мостики, иногда очень маленькие, переброшенные чрез ручейки и канавки, шириною не более четверти аршина , дошли мы до хижины, в которой, по местному преданию, спасался один отшельник. Хижина очень маленькая и в ней стоит небольшой столик и кровать, устланная высохшим камышом …»
— Василевич Е. В. Поэма Л. Г. Николаи «Имение Монрепо в Финляндии» в контексте поэтических программ пейзажных парков XVIII-XIX вв.
.
Фрагмент поэмы Николаи: «За шёлковым лугом, окружающим рощу, следует дикая глушь. В глубине леса, на болоте , прячется хижина брата» указывает на смену ландшафта . В настоящее время луговая растительность сменилась древесно- кустарниковой . Смена ландшафта отсутствует .
Хижина отшельника находилась также в московском саду «Эрмитаж» при входе. В ней находилась статуя сидящего старца-отшельника, хотя меньше всего сад «Эрмитаж» походил на уединённое, пустынное место. Здесь было два театра, пруд с лодочной станцией, балет , оркестр, хор цыган и большое количество посетителей .
Павильон Хижина отшельника в Павловске был построен по проекту архитектора Чарльза Камерона . Это была небольшая хижина с соломенной крышей, стены которой были выложены снаружи корой. Существует легенда, связанная с этим павильоном. В соответствии с ней, ещё до создания паркового комплекса в лесу Екатерина II поселила инвалида-отшельника. «Однажды, когда Государыня решила посетить отшельника, он, предугадав её намерение, скрылся, оставив на столе в хижине три деревянных ложки, три деревянных тарелки (по числу визитёров) и кувшин. Эта незатейливая утварь сохранялась десятилетиями в преображённой хижине… Хижина была обнесена изгородью, вокруг возделывался огород» . Краевед Наум Синдаловский утверждает, что при Павле I и Марии Фёдоровне внутри хижины сохранялась не только домашняя утварь, но и висел портрет самого старика-отшельника, облачённого в монашескую рясу и читающего книгу .
Екатерина II подарила своему сыну Павлу участок земли вблизи Царского Села, Павел начал на нём строительство Павловского дворца . Великая княгиня Мария Фёдоровна Вюртембергская , жена Павла, стала душой этого строительства и создала несколько построек, напоминавших ей места её детства. «Домики Крик и Крак, хижина Пустынника , так же как и название деревни Эроп, перенесены на дальний север из родного Марии Фёдоровне Монбельярского парка», — утверждает исследователь. До настоящего времени хижина отшельника не сохранилась .
Грот монаха также находился в Баболовском парке самого Царского Села. В 1772 году началось сооружение Таицкого водопровода , в 1773—1775 годах выкопали Баболовский пруд и соорудили Баболовский мост-плотину на реке Кузьминке . В месте поворота канал, заключённый в подземную трубу, пересекал небольшой холм и выходил на поверхность. Здесь устроили Грот из валунов, где находилась мраморная доска с памятной надписью: «В счастливое царствование Екатерины II приведена в Сарское Село свежая вода, которой оно не имело. Рачением генерал-поручика фон Бавера . 1774». В гроте была поставлена мраморная статуя пустынника (возможно, монаха), поэтому грот называли «Монах» .
«В этой канавке водились большие налимы , а называлась она „монаховой“, якобы потому, что в гроте, из которого вытекала, стояла фигура, изображавшая монаха. Но может быть это и выдумка, мы, ребята, лазали туда, и ничего в гроте не видели, кроме мраморной доски, гласившей, что по повелению императрицы Екатерины жители Царского Села получили воду из Таицких ключей », — писал современник в воспоминаниях . По описанию историка И. Ф. Яковкина , «пустынник» сидел на камне и читал Священное Писание. Грот монаха предназначался для отдыха путешественников или совершавших променад (там было прохладно). Сведения о гроте «Монах» в путеводителе И. Ф. Яковкина даются как воспоминания. В 1830 году, когда он их писал, в нём уже не было статуи отшельника. Она была повреждена вандалами и убрана .
Статуя отшельника в Гроте неоднократно упоминается в документах эпохи Екатерины II — «1774 Августа. 20-го числа, в Среду, в половине 7-го часа, Ея И. В. [Екатерина II] соизволила с фрейлинами и кавалерами шествовать пешком, по вновь делающемуся под смотрением генерала Боура каналу, до грота, расстоянием от Села Царского версты две; по прибытии к гроту, который сделан наподобие пустыни, а внутри сделана статуя на подобия пустынника, который сидит за столом и читает книгу» .
На фреске крытого кладбища Кампо-Санто в Пизе над садом изображена воздушная битва: сражаясь с демонами, ангелы пытаются отстоять доверенные им человеческие души. Внизу представлена светская компания, предающаяся мирским утехам: музицирующие дамы олицетворяют греховное начало, рядом видна фигурка отшельника, молящегося среди аскетически-«средневековых» скал, резко контрастирующих с увеселительным садом .
Хижина отшельника в парке Монрепо воспета во фрагменте из поэмы Л. Г. Николаи «Имение Монрепо в Финляндии» .
Предполагают, что образ «угрюмого финна» в пушкинской поэме «Руслан и Людмила» , которую, по его собственному свидетельству, А. С. Пушкин начал писать ещё обучаясь в Лицее , отражает статую отшельника из Баболовского грота (тогда статуя ещё находилась в Гроте).
«...В пещере старец: ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Её внимательно читая»
Лампада перед ним горит,
За древней книгой он сидит,
В сказке «Хемуль, который любил тишину» финской писательницы и художницы Туве Янссон главный герой настойчиво строит «Хижину отшельника» в парке аттракционов , в конце концов пытается использовать для этого карусель .
«Хижина отшельника» фигурирует в пьесе «Аркадия» современного британского драматурга Тома Стоппарда . Действие происходит в загородном доме Сидли-парк в Дербишире попеременно в 1809—1812 годах и в «наше время». В прошлом — Ричард Ноукс (ландшафтный архитектор леди Крум, владелицы поместья) работает над переделкой классического, подобного Аркадии пейзажа Сидли-парка, в модный готический парк, особое место в нём должна занять создаваемая «хижина отшельника». Томасина (тринадцатилетняя девочка, дочь лорда и леди Крум) рисует на одном из эскизов вблизи уединённой хижины-«эрмитажа» отшельника, похожего на Иоанна Крестителя . В наши дни Ханна Джарвис (автор популярной книги о возлюбленной Байрона леди Каролине Лэм , около сорока лет пытавшаяся найти информацию об отшельнике Сидли-парка, жившем в хижине в начале XIX века) устанавливает, что отшельником, который был одержим математическими расчётами и предсказал в будущем «мир без жизни и света», был домашний учитель Томасины Септимус Ходж (однокашник и друг Байрона ), ставший отшельником после гибели ученицы в результате несчастного случая. Он характеризуется как «не деревенский дурачок, не пугало для дам и девиц, но истинный ум среди лишённых ума, пророк среди безумцев», «безумный отшельник; общается он исключительно с черепахой по имени Плавт, которую неохотно, но всё же даёт погладить любопытствующим детям», «идиот в пейзаже», «гений в пейзаже». Сам же приют отшельника располагается вблизи озера и на горе (или вблизи неё)— «домик получится вполне удобный. Мы отвели подземные воды, положили фундамент, там будут две комнаты, чулан под скатом крыши, каменный камин с дымоходом » .